https://www.fondgp.ru/projects/archive/
7 докладов, прочитанных на семинарах Комиссии по психологии мышления и логике при Московском отделении Общества психологов (соответственно 26 апреля, 10, 24, 31 мая, 7, 21, 28 июня 1979 г.). Публикуются по архивным материалам (№№ 2869-01–04). См. также: Анналы ММК: 1979(1). М.: Наследие ММК, 2013. С. 7–175.
Здесь и далее названия в квадратных скобках даны редактором. Примеч. ред.
Имеется в виду Комиссия по логике и психологии мышления при Президиуме Общества психологов СССР (подробнее см.: Семенов И. Н. История и логика развития в России «Общества психологов» // Методология и история психологии. 2018. Вып. 2. С. 89–112).
См. [Давыдов, 1960]. Примеч. ред.
Институт языка и мышления им. Н. Я. Мappa был организован в 1931 г. на базе Яфетического института; в 1950 г. вместе с Институтом русского языка вошел в состав вновь созданного Института языкознания Академии наук СССР.
Далее отсутствует небольшой фрагмент доклада, который не был записан по техническим причинам. Примеч. ред.
Далее отсутствует небольшой фрагмент доклада, который не был записан по техническим причинам. Примеч. ред.
…одиннадцатый тезис Маркса о Фейербахе… – ср.: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» [Маркс, 1955, с. 4].
…как говорится у Маркса – источник не установлен.
…это родилось в 1845 году – вероятно, речь идет о работах К. Маркса 1845 года: «Тезисы о Фейербахе» и «Немецкая идеология».
…как красиво писал Л. С. Выготский – ср., например: «Исследование всякой новой области необходимо начинается с поисков и разработки метода. Можно высказать в виде общего положения мысль, что всякий принципиально новый подход к научным проблемам неизбежно приводит и к новым методам и способам исследования. Объект и метод исследования оказываются тесно связанными друг с другом. Поэтому исследование приобретает совершенно другой вид и течение тогда, когда оно связано с нахождением нового, адекватного новой проблеме метода; оно в этом случае коренным образом отличается от тех форм, при которых изучение просто применяет к новым областям разработанные и установленные в науке методы.
‹…› Разработка проблемы и метода идет если не параллельно, то, во всяком случае, совместно продвигаясь вперед. Поиски метода становятся одной из важнейших задач исследования. Метод в таких случаях является одновременно предпосылкой и продуктом, орудием и результатом исследования. ‹…› Метод должен быть адекватен изучаемому предмету. Детская психология не знала, как мы утверждали выше, адекватного подхода к проблеме высших процессов. Это значит, что она не имела метода для их исследования. Очевидно, что своеобразие того процесса изменения поведения, который мы называем культурным развитием, требует глубоко своеобразных методов и способов исследования. Знание своеобразия и сознательное отправление исследования от этого пункта является первым условием адекватности метода и проблемы, поэтому проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка» (Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Сочинения в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. С. 41–42).
Далее отсутствует небольшой фрагмент доклада, который не был записан по техническим причинам. Примеч. ред.
Большая психологическая аудитория – аудитория Института общей и педагогической психологии АН СССР (в настоящее время – Психологический институт Российской академии образования), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4.
В стенограмме доклада данная схема не была воспроизведена. Примеч. ред.