Сноски

1

https://www.fondgp.ru/projects/archive/

2

7 докладов, прочитанных на семинарах Комиссии по психологии мышления и логике при Московском отделении Общества психологов (соответственно 26 апреля, 10, 24, 31 мая, 7, 21, 28 июня 1979 г.). Публикуются по архивным материалам (№№ 2869-01–04). См. также: Анналы ММК: 1979(1). М.: Наследие ММК, 2013. С. 7–175.

3

Здесь и далее названия в квадратных скобках даны редактором. Примеч. ред.

4

Имеется в виду Комиссия по логике и психологии мышления при Президиуме Общества психологов СССР (подробнее см.: Семенов И. Н. История и логика развития в России «Общества психологов» // Методология и история психологии. 2018. Вып. 2. С. 89–112).

5

См. [Давыдов, 1960]. Примеч. ред.

6

Институт языка и мышления им. Н. Я. Мappa был организован в 1931 г. на базе Яфетического института; в 1950 г. вместе с Институтом русского языка вошел в состав вновь созданного Института языкознания Академии наук СССР.

7

Далее отсутствует небольшой фрагмент доклада, который не был записан по техническим причинам. Примеч. ред.

8

Далее отсутствует небольшой фрагмент доклада, который не был записан по техническим причинам. Примеч. ред.

9

одиннадцатый тезис Маркса о Фейербахе… – ср.: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» [Маркс, 1955, с. 4].

10

как говорится у Маркса – источник не установлен.

11

это родилось в 1845 году – вероятно, речь идет о работах К. Маркса 1845 года: «Тезисы о Фейербахе» и «Немецкая идеология».

12

как красиво писал Л. С. Выготский – ср., например: «Исследование всякой новой области необходимо начинается с поисков и разработки метода. Можно высказать в виде общего положения мысль, что всякий принципиально новый подход к научным проблемам неизбежно приводит и к новым методам и способам исследования. Объект и метод исследования оказываются тесно связанными друг с другом. Поэтому исследование приобретает совершенно другой вид и течение тогда, когда оно связано с нахождением нового, адекватного новой проблеме метода; оно в этом случае коренным образом отличается от тех форм, при которых изучение просто применяет к новым областям разработанные и установленные в науке методы.

‹…› Разработка проблемы и метода идет если не параллельно, то, во всяком случае, совместно продвигаясь вперед. Поиски метода становятся одной из важнейших задач исследования. Метод в таких случаях является одновременно предпосылкой и продуктом, орудием и результатом исследования. ‹…› Метод должен быть адекватен изучаемому предмету. Детская психология не знала, как мы утверждали выше, адекватного подхода к проблеме высших процессов. Это значит, что она не имела метода для их исследования. Очевидно, что своеобразие того процесса изменения поведения, который мы называем культурным развитием, требует глубоко своеобразных методов и способов исследования. Знание своеобразия и сознательное отправление исследования от этого пункта является первым условием адекватности метода и проблемы, поэтому проблема метода есть начало и основа, альфа и омега всей истории культурного развития ребенка» (Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Выготский Л. С. Сочинения в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. С. 41–42).

13

Далее отсутствует небольшой фрагмент доклада, который не был записан по техническим причинам. Примеч. ред.

14

Большая психологическая аудитория – аудитория Института общей и педагогической психологии АН СССР (в настоящее время – Психологический институт Российской академии образования), расположенного по адресу: г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4.

15

В стенограмме доклада данная схема не была воспроизведена. Примеч. ред.

Загрузка...