О патриотизме, как национальная идея

3 февраля Президент РФ Владимир Путин на встрече с предпринимателями заявил, что он убежден: в России не может быть никакой иной объединяющей идеи, кроме патриотизма; «это и есть национальная идея».

Внезапно. Коротко. И ясно.

А то искали долго эту самую национальную идею.

Тема патриотизма для меня очень важна и актуальна по многим обстоятельствам. Я был гражданином СССР, потом – независимой Армении, и уже 18 лет я – гражданин России. Быть патриотом в каждый раз для меня являлось осмыслением в иной интерпретационной и смысловой «площадке».

Откроем Википедию и прочтем: «Патриотизм – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества».

Согласитесь, что данное определение не очень годится для оленевода из Якутска, фермера из Дагестана или пенсионерки из Иванова.

Россия как организм человека: есть руки, глаза, ноги и т. д. А у ноги есть колено, стопа, бедро. Всё не так просто. Конечно, все они связаны кровеносными, нервными и другими системами. Но если болят глаза – ноги это не так уж волнует.

В России 85 субъектов. 22 республики, 9 краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область и четыре автономных округа. Неужто всем одинаково понятие патриотизма? Вряд ли.

После высказывания Президента, многие начали вновь обсуждать тему патриотизма, вдоль и поперек. И тогда Президент в своем стиле, как бы недолго раздумывая, вскользь, но вслух, вспомнил В. Ленина, который «заложил бомбу под Россию».

Предлагаю моё видение, какие у него были мысли и причины так говорить, и в чем связь этих двух высказываний.

Предлагаю размышления, которые, возможно, были у главы государства.

Ведь во Франции живут только граждане Франции, а не эльзасцы, бретонцы, фламандцы. Так же в Германии – никто не говорит про права, язык, сепаратизм народов – швабов, франков, саксонцев, баваров и т. д.

Или рассмотрим Китай. Там аж 298 живых языков и народов: ханьцзы, хуэйцзу, бай, мяо, яо, ше, лису, хани, уйгурцы, монголы, тибетцы и т.д и т. д. Но все они для всех – китайцы, как в Германии – немцы, а во Франции – французы.

Конечно, есть еще проблемы басков, уйгурцев, каталонцев и других. Но это скорей исключения, чем закономерность.

Думаю, в России до октября 1917 года была такая же ситуация. И если бы не победили большевики во главе с Лениным, то не было бы столько национальных округов, республик, краёв и… государств. Не будем тыкать пальцем, думаю, кому нужно – тот знает, о о чём речь идет. Ведь в истории не было таких государств вообще, и более того, таких народов тоже вообще не было. А Ленин ввёл в действие принцип нации о самоопределении, придумал новые национальности с дальними планами, с прицелом на мировую революцию, а там, якобы, наступит коммунизм и исчезнут все нации.

Думаю, это и была та бомба, заложенная Лениным.

Теперь эти нации обрели государства или другие субъектные регалии в составе России. Многие имеют свою конституцию, флаги и гербы. Чуть что, готовы свои посольства открыть повсюду.

Бомба с замедленным действием.

В царской России с такими делами не церемонились. Все являлись подданными императора Российской империи. На всех смотрели с одной башни. Например, всех мусульман империи звали татарами. Отсюда крымские татары (тюркские племена из Алтая), кавказские татары (азербайджанцы), горские татары (карачаевцы), абаканские татары (хакасы) и т. д.

Если бы не было октября 1917 года, то… трудно сказать, что было бы с Россией. Думаю, хуже не было бы.

В царской России в каждом многоквартирном доме (если можно так выражаться) существовали дворники. Они держали порядок в доме. Было чисто, тепло. Чужой мимо дворника не мог пройти в дом. По нынешним понятиям, этот дворник заменял слесаря-сантехника 3 разряда, электрика 2—3 разряда, лифтера, консьержа, техника-смотрителя, дворника, уборщика лестничных площадок и плюс ещё сторожа.

Порядок в государстве начинался с дома со двором, потом с улицы, потом с города (или села), а потом уж в государстве.

Большевики уничтожили эту вековую схему и перевернули всё наоборот. Если в государстве будет порядок (т. е. на него никто не нападает, не угрожает, цена нефти не падает, в бюджете «дыры» отсутствует), то в городе тоже будет порядок. Вот только тогда и в доме, и во дворе будет порядок.

Что, не верите? Вспомните известную песню на слова В. Харитонова (муз. Д. Тухманова) – «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз». Разве это не подтверждает сказанное? Не надо думать про дом и улицу, думай только про государство «Советский Союз».

Посмотрите вокруг. У всех в квартире порядок. Но выходишь в подъезд, во двор, на улицу. Везде срам, грязь. Ни пройти, ни проехать. Сколько и думают, и создают – то управляющие организации создают, то товарищества собственников жилья, – ничего не помогает. Движение к улучшению есть, конечно, но всё это не серьёзно, не радикально, медленно.

Не патриотично.

Хочу обратить внимание на одно обстоятельство, которое замечают все народы, постоянно не живущие в центральной России. В домах соседи друг друга не знают – и знать не хотят. На одной лестничной площадке живут десятки лет – и имён друг друга не знают. В гости не ходят, на свадьбу и похороны не ходят. Во дворе не здороваются.

Это дико. Это не патриотично.

Думаю (или хочу думать), что Президент это имел в виду, говоря о патриотичности и о бомбе, заложенной Лениным.

Потому что человек (или лучше гражданин), как только выходит из квартиры, у него начинается территория Родины. А её надо любить, держать в чистоте, аккуратно, лелеять, не портить, не срамить, окурки не бросать, громко не выражаться и т.д., тогда и у нас будет всё порядке.

Тогда всё будет патриотично.

08.02.2016

Загрузка...