Село Нахвалка Сухобузимского района

Прошло несколько ученых дней и нас послали на уборку урожая. В один из дней, когда свинцовые тучи надолго скрыли солнце, и временами стал пробрасывать дождик, мы сели в ПАЗики и нас повезли в село с незнакомым названием Нахвалка. Привезли к старинному кирпичному двухэтажному дому, побеленному в белый цвет. В этом доме, в больших комнатах, стояли двухъярусные кровати. Нас было 18 человек: Килижеков Олег, Шалгинов Сергей, Антонов Вовка, Волгин Роман, Милашенко Слава, Куклин Вовка, Куценко Андрей, Кичамов Андрей, Пилипчук Стас, Виноградов Дима, Раткевич Миша, Поцепня Николай, Кобяков Борис, Фомин Владимир, Гравдан Женя, Акульшин Анатолий, Шеховцов Владимир, Калинин Владимир.

Оттуда я написал, первое, с начала учебы, письмо домой: 12.09.1988 г.

«Здравствуйте, мама, папа, баба Таня, Антон, Роман.

Я нахожусь на сельхозработах в селе Нахвалка Сухобузимского района. Село маленькое, всего три улицы. Приехали мы – 18 парней с первого курса и 30 девчонок с технологического факультета второго курса. Поселили нас в интернате. Первый день, как приехали, мы спали. Второй день тоже спали. Начальство никак не может решить, что с нами делать. Только на третий день послали на турнепс, потом на картошку. Каждый вечер то кино, то дискотека. И, потом, гуляем до 2-х ночи по селу».

На полях нами руководил невысокий мужичок, откуда-то с неизвестной кафедры. Он бегал между рядами и пытался командовать уборкой. Из кармана его торчал журнал «Собеседник». Имя-отчество его никто не знал, поэтому его прозвали Собеседник. В школе мы тоже убирали урожай, поэтому работа была привычной. По принципу: «Главное, не учиться». Помню такой случай: Я наполнил ведро и уже собрался нести его в машину, как сверху, скатилась одна картошка, я решил не поднимать ее, а демонстративно наступил ногой, утопил в земле и сказал: «Не бывать тебе в столовой». На что Куценко Андрей сказал: «Смотри, Олег, когда-нибудь, именно этой картошки тебе не хватит в жизни». До сих пор страшно от тех слов и жалко ту картошку.

Кормили нас прямо на поле, привозили еду в больших армейских термосах. Молоденькая девочка, в белом поварском колпаке, большой поварешкой черпала картошку с мясом и накладывала в тарелки. Пожаловалась, что не хватает поваров. Мы сидели на ведрах, молча жевали и смотрели то на нее, то на длинные ряды, уходящие за горизонт, но больше на нее.

Вечером в деревне была дискотека. Мы решили пойти все вместе. Намылись, надушились и пошли в клуб. Оттуда уже слышалась музыка группы London Boys. Местных в клубе было мало, в основном мы, студенты и девочки со второго курса. Мы, понятно, стеснялись. Неожиданно, послышался рев мотоциклов, к клубу подъехали несколько местных парней. Ну, все, решили мы, сейчас будем знакомиться с местными обычаями. Мотоциклисты пригласили несколько человек на улицу для знакомства. В этот момент встал и молча вышел Андрей Кичамов. Андрей служил в Афганистане и умел разрешать международные конфликты. Он легко разрешил и местный, назревающий конфликт. В общем, ребята пригласили его в гости, в местную качалку, и мы стали дорогими гостями села.

Мальчики на дискотеке оказались застенчивее девочек и девочки сами приглашали на медленный танец. Потом, до утра, парами гуляли по селу. Уже светало, уже пели первые петухи, над селом поднимался туман, а редкие счастливые пары, шли обнявшись, накрытые от холода одной курткой.

На другое утро, я попросился на работу в столовую и меня взяли. Ребята уехали на поля, а я остался чистить картошку. В столовой работали две пожилые женщины и та молодая девчушка, которая вчера приезжала на поле. От страха, стыда и одиночества, я добросовестно работал и за два часа начищал огромную кастрюлю картошки. Потом бегал за водой и нагружал термосы едой. В это же день, меня отправили на поля вместо той девочки. Но я кормил не своих одногруппников, а водителей КАМАЗов. Они были веселые, шутили, курили и просили добавки. Я был вежливым официантом, желал приятно аппетита и щедро давал добавки. Потом усталый заползал в кабину и шофер вез меня с пустыми термосами в столовую.

Вечерами, после полей, мы принимали душ, надевали новые рубашки и, торопясь, ещё с мокрыми волосами, шли на дискотеку. Местных девочек было мало, а танцевали в основном, студентки технологического факультета. Убирали урожай мы, примерно две недели. Я все это время работал в столовой и развозил по полям обед. Потом мы вернулись к учебе.

А спустя много лет, на улице Красноярска, в районе художественной галереи меня остановила красивая девушка и сказала: – «Помнишь, ты у нас в Нахвалке в столовой работал, и как-то на дискотеке, пригласил меня на танец. Жаль, ты уехал, и адреса не оставил, я тебя искала». Потом она помолчала и добавила: «А сейчас я замужем, у меня ребенок, живу в районе кинотеатра «Спутник». Мы недолго поговорили и расстались. Я шел дальше и думал, что вот так, неожиданно для себя, оставил след в чей-то душе и не знал об этом…

Загрузка...