В конце лета в институт собрались все студенты-первокурсники. Такого количества будущих геологов я не видел никогда в жизни. Половина из поступивших были местными и жили по обоим берегам Енисея, остальные разместились в 4 общежитии. Мы не знали друг друга, но охотно ходили по комнатам и деловито спрашивали: «Не будет у Вас кипятильника», «Дайте хлеба», «А где одеяла брали?». Постепенно знакомились, приглашали к себе и сами заходили в гости.
Первое сентября для нас, теперь уже студентов института цветных металлов, был праздничным днем. Мы собрались на площади перед учебным корпусом.
Это желтое четырехэтажное здание с белыми колоннами навсегда свяжет меня с новыми студенческими друзьями, с преподавателями. Спустя годы, я буду всегда, непременно, приезжать к родным стенам и с тем же, первым, волнением входить в прохладу здания.
Всем собравшимся раздали бумажную двухстраничную программу праздника. В ней было написано:
«Дорогой Друг! Сегодня ты впервые переступаешь порог нашего института, в котором готовятся инженеры широкого круга профессий – от разведки месторождений до обработки металлов».
Впереди тебя ждут:
– интересные лекции и ответственные сессии;
– сложные курсовые проекты и полные романтики студенческие строительные отряды;
– будни студенческой жизни и радость новых открытий.
Дальше список руководителей ВУЗа:
Ректор – Смирнов Игорь Иванович;
Проректоры по учебной работе – Синьчковский Витольд
Николаевич и Бледнов Борис Петрович;
Проректор по научной работе – Журавлев Юрий Александрович;
Секретарь парткома – Герасимов Анатолий Игоревич;
Секретарь комитета ВЛКСМ – Воробьев Вячеслав Александрович;
Председатель профкома преподавателей – Гончаров Владимир Николаевич;
Председатель профкома студентов – Цветков Вячеслав
Витальевич.
Деканы факультетов:
Геологоразведочного – Шестаков Юрий Георгиевич;
Горного – Ушенин Валентин Павлович;
Металлургического – Смирнов Михаил Артемьевич;
Механико-технологического – Грищенко Николай Андреевич;
Технологического – Непомнящий Владимир Николаевич;
Электромеханического – Соломенцев Владимир Михайлович.
И дальше, клятва студента-первокурсника:
«Вступая в ряды студентов
КЛЯНУСЬ!
Быть верным заветам В. И. Ленина – УЧИТЬСЯ, овладевая всем богатством знаний культуры, необходимых современному образованному человеку – борцу за коммунистическое завтра!
КЛЯНУСЬ!
Быть верным заветам партии – высоко нести знамя мира, советского патриотизма и пролетарского интернационализма. Полностью оправдать доверие Родины!
КЛЯНУСЬ!
Быть верным заветам Ленинского комсомола – дорожить честью института, свято хранить и преумножать традиции Цветметовцев, соблюдать законы студенческого коллективизма, стать достойным звания советского инженера!
КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ! КЛЯНУСЬ!»
Сейчас, когда пишу эти строки, так и хочется, встать и замереть по стойке смирно. Очень серьезная и торжественная клятва. Прямо, аж, чувствуется, что моих руках геология всей страны, ее будущее. Эх!
Перед нами, вчерашними школьниками, выступали взрослые незнакомые пока люди. Запомнилось совсем короткое выступление молодого парнишки из комитета комсомола института. Его звонкий, после взрослых ораторов, голос, эхом разлетелся по площади: «Уважаемые товарищи студенты! Вы являетесь студентами единственного в СССР института цветных металлов. Поздравляю Вас с этой честью!».
После митинга нас ждали соревнования по бегу, футбол на стадионе студгородка, экскурсия по городу на автобусе и праздничный вечер отдыха в студенческом клубе «Искатели».
Бег начинался тут же от площади. Нам, студентам-первокурсникам, дали полчаса, чтобы переодеться. Мы, всей разношерстной массой кинулись в общежитие за формами и кедами. День был пасмурным, по небу низко плыли серые тучи, осень была уже на пороге.
Нас, по пять человек, отправляли по дистанции 2 км. Нужно было бежать от учебного корпуса, затем направо, на проспект имени газеты «Красноярский рабочий», до улицы Шелковой, на ней направо, до улицы Академика Вавилова, затем направо, по Якорному переулку, снова на проспект «Красноярский рабочий» и затем опять направо, до учебного корпуса.
Молодые, в приподнятом настроении, бежали быстро, как молодые лоси, даже разговаривали на ходу. Прохожие останавливались, давали дорогу. По возвращению на место старта, нам объявляли наше время и отправляли на стадион для игры в футбол. Футбол я не любил и бестолково бегал по всему полю, пугаясь мяча. Выдающимися футболистами себя показали мои новые друзья – Шалгинов Сергей, Гравдан Женя, Акульшин Толик. После матча всем участникам раздали круглые бумажные значки «КИЦМ. Спортклуб».
Ещё через час, у лабораторного корпуса нас ждали шесть больших автобусов «Икарус» для экскурсии по городу. Только сели мы в автобусы, начался мелкий дождик, заметно потемнело и похолодало. На экскурсии рассказывали о городе, о многочисленных памятниках и достопримечательностях. Мне запомнился гранитный мемориал «Кандальный путь» в районе Предмостной площади.
Здесь изображены барельефы идущих людей, закованных в кандалы. Отдельно расположена фигура мужчины с поднятой вверх и сжатой в кулак рукой. По словам экскурсовода, монумент стоит на месте, где в XVII веке пролегал московский тракт соединяющий Москву и Владивосток. По этой дороге, гремя кандалами, проходили ссыльные каторжники. Наиболее известные: А. Н. Радищев, революционер Н. Г. Чернышевский, писатель В. Г. Короленко.
Как только отъехали от этого монумента, пошел сильный дождь, окна запотели и, вскоре, автобусы выгрузили нас у института.
Завершала этот чудесный вечер дискотека в клубе «Искатели». А на другой день мне исполнялось 17 лет.
2 сентября
После вчерашнего праздника «Посвящение в студенты» мы, общаговские, почти все перезнакомились. Со мной, в комнате 215, в четвертом общежитии жили Самарский Вадим, Куценко Андрей, Волгин Роман, Тарасенко Дима. Через комнату, в 211 жили Килижеков Олег, Гравдан Женя, Акульшин Анатолий, Шалгинов Сергей и Шеховцов Володя. За стенкой у нас жил пятикурсник-бурят с семьей. Наш, молодежный шум мешал ему спокойно жить, он несколько раз приходил к нам и требовал тишины, тишину он не получил, зато получил прозвище «оленевод». Тоже не плохо, мог бы вообще ничего не получить.
В обед я купил в магазине три торта и три больших арбуза. В нашей комнате поставили рядом два стола, накрыли их газетами, я пригласил соседей. Олег Килижеков сказал тост: «Мы все собрались здесь в честь Лопатина Олега, которому исполнилось 17 лет, выпьем же за его счастье». И мы подняли стаканы с газированной водой «Сочи». Потом до 2-х ночи ели торты и арбуз. Кто-то играл на гитаре. Много было в жизни дней рождений. Но запомнились некоторые. В частности, то, 17-летнее. Они первое было без родителей, в чужом городе, среди новых друзей.