2. Источники муниципального права

Источники муниципального права – это нормативные правовые акты, содержащие нормы муниципального права.

Источниками муниципального права являются:

• общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ;

• Конституция РФ;

• федеральные конституционные законы;

• Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иные федеральные законы;

• указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

• конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

• уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.1998 (Страсбург) была ратифицирована Федеральным Собранием РФ Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ и вступила в силу для Российской Федерации 1 сентября 1998 года.

Европейская хартия закрепляет конституционные и законодательные основы местного самоуправления; устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и по возможности в конституции государства.

Европейская хартия устанавливает, что органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя; право граждан участвовать в управлении государственными делами относится к демократическим принципам, разделяемым всеми государствами – членами Совета Европы; существование наделенных реальными полномочиями органов местного самоуправления обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление.

Европейская хартия под местным самоуправлением понимает право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом.

Европейская хартия устанавливает сферу компетенции местного самоуправления, гарантии защиты границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

В Европейской хартии закреплены основополагающие права органов местного самоуправления:

• право на самостоятельность в определении своих внутренних административных структур;

• право на обладание достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих полномочий;

• право при осуществлении своих полномочий сотрудничать и в рамках закона вступать в ассоциацию с другими органами местного самоуправления для осуществления задач, представляющих общий интерес;

• право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных в конституции или внутреннем законодательстве принципов местного самоуправления.

Конституция РФ в ряде своих статей закрепляет основополагающие положения и принципы муниципального права.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ провозглашает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Глава 8 «Местное самоуправление» Конституции РФ закрепляет основные принципы осуществления местного самоуправления:

• местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления;

• местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий;

• органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству;

• местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, определяет государственные гарантии его осуществления.

Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вступил в силу с 1 января 2009 года. Со дня вступления в силу Федерального закона утратил силу Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Со дня официального опубликования Федерального закона до 1 января 2009 года был установлен переходный период. В переходный период законом субъекта РФ определялся порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с Федеральным законом поселений. Принятие указанных законов субъектов РФ осуществлялось до 1 января 2006 года. С 1 января 2006 года до окончания переходного периода указанные законы субъектов РФ принимались не позднее чем за три месяца до начала очередного финансового года и не могли быть изменены в течение финансового года.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» состоит из 12 глав:

• общие положения;

• принципы территориальной организации местного самоуправления;

• вопросы местного значения;

• наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

• формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления;

• органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления;

• муниципальные правовые акты;

• экономическая основа местного самоуправления;

• межмуниципальное сотрудничество;

• ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью;

• особенности организации местного самоуправления;

• переходные положения.

Правовую основу местного самоуправления составляют также издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты РФ, например Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», Указ Президента РФ от 02.11.2007 № 1451 «О Совете при Президенте РФ по развитию местного самоуправления», постановление Правительства РФ от 10.09.2008 № 657 «О ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов».

Закон города Москвы от 28.06.1995 «Устав города Москвы» в главе 9 устанавливает общие положения организации местного самоуправления в городе Москве:

• местное самоуправление в городе Москве осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований, создаваемых на территориях районов города Москвы (включая районы города Зеленограда) в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы;

• границы территорий и наименования муниципальных образований в городе Москве, наименование представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, перечень вопросов местного значения муниципальных образований, состав муниципального имущества муниципальных образований, источники доходов бюджетов муниципальных образований определяются законами города Москвы;

• правовые акты органов местного самоуправления, принятые на основе законодательства в пределах их полномочий, обязательны для исполнения должностными лицами и служащими органов местного самоуправления, а также находящимися на территории муниципального образования организациями, их должностными лицами, гражданами и органами территориального общественного самоуправления. Разногласия и споры между органами местного самоуправления и расположенными на территории муниципального образования подразделениями органов исполнительной власти города Москвы, другими организациями рассматриваются согласительной комиссией, а в случаях, установленных законом, – в суде или в арбитражном суде;

• обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти города Москвы, должностными лицами органов исполнительной власти города Москвы, к которым эти обращения направлены. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда;

• органы государственной власти города Москвы оказывают органам местного самоуправления содействие в осуществлении их полномочий. Взаимоотношения органов государственной власти города Москвы и органов местного самоуправления регулируются посредством принятия законов города Москвы и иных правовых актов города Москвы, а также заключения соглашений и договоров между органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления. В целях обеспечения взаимодействия могут создаваться совместные координационные, консультационные, совещательные и другие рабочие органы, действующие на постоянной или временной основе.

Закон города Москвы от 6.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и Уставом города Москвы устанавливает принципы и порядок организации местного самоуправления в городе Москве, его правовые, территориальные и финансово-экономические основы, государственные гарантии его реализации.

Закон устанавливает, что местное самоуправление в субъекте РФ – городе федерального значения Москве – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность местного сообщества (жителей внутригородского муниципального образования) по решению вопросов местного значения непосредственно и (или) через органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве, создаваемых на территории районов города Москвы (включая районы города Зеленограда). Внутригородское муниципальное образование в городе Москве – часть территории города Москвы, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

В Законе закреплено, что образование муниципальных образований, установление границ их территорий и наименований осуществляются законом города Москвы по представлению мэра Москвы с учетом исторических и иных местных традиций, географических, градостроительных особенностей, социально-экономических характеристик соответствующих территорий, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры и других особенностей территорий. Установление и изменение границ территорий муниципальных образований, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований осуществляются законами города Москвы по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти города Москвы в соответствии с Уставом города Москвы и с учетом мнения населения соответствующей территории.

К вопросам местного значения Закон относит вопросы, связанные с непосредственным обеспечением жизнедеятельности жителей муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Перечень вопросов местного значения устанавливается Законом в соответствии с особенностями организации местного самоуправления в городах федерального значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, сочетания интересов жителей города Москвы и жителей муниципального образования.

Загрузка...