Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть Любовь.
В книжных магазинах, не только российских, но и по всему миру, не сложно найти книги, рассказывающие, как надо жить и во что верить, чтобы «быть здоровым, счастливым и богатым». Литература эта оказалась весьма востребованной современным читателем, ищущим свою веру и прокладывающим свой жизненный путь в очень быстро меняющемся мире, где остается все меньше духовных и нравственных ориентиров, которые можно было бы использовать как маяк в плавании по житейскому морю.
Подобно тому, как Дух Божий покинул Иерусалимский храм перед его захватом римлянами, так ныне Он покидает отдавшиеся всей душой рыночным отношениям современные «святые места». Посетивший 2000 лет назад Землю Господь сказал торговцам в Храме: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:16), но современные служители различных культов забыли этот божий завет, как забыли и то, что совершил Христос при этом: «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12–13).
Епископ Тихон (Шевкунов) на встрече с писателями и сотрудниками «Литературной газеты» в марте 2013 г. на вопрос священника В. Нежданова: «Антон Павлович Чехов как-то в одном из своих писем написал: «Люди обедают, пока обедают, в это время решаются их судьбы и разрушается их жизнь». Насколько наше поколение «заобедалось», заелось своими делами? По-моему, многие отвлеклись от основного – спасения своей души, не замечают, как проходит их жизнь, не помышляют даже о том, как подойти к порогу Божьему» ответил следующее:
«Вы, батюшка, абсолютно правы. Но все претензии надо предъявить в первую очередь к нам, к духовенству, я в этом убежден. Мы с вами знаем, что «Суд Божий начинается с дома Божьего». Вспомним, что творилось в духовных семинариях в конце XIX – начале XX века: стреляли в ректоров, убивали. Такие были жуткие примеры безверия… Все идет от кризиса в духовной среде.
И то, что сегодня большое количество людей в нашем народе ничего не знает о Христе, о Боге, о своей собственной душе, не познакомилось даже с самим собой, – это упрек не им, мирянам, овцам, прошу прощения, а нам с вами, пастырям в рясах и крестах. Это мы не донесли до них главное. Это мы виноваты! С нас и спросится. На иконах Страшного суда, кстати сказать, кто первыми идут в ад? Архиереи и священники. Мы не доделываем, не доносим, кричим «Спасайтесь!», но как кричим? Люди не понимают – «чего опасаться, от чего спасаться?». Значит, не смогли донести Благую Весть о том, что Бог готов соединиться с каждым человеком. А надо донести так, чтобы каждый это понял».
И тут нам всем надо задать себе пилатов вопрос: «Что есть истина?»
Главная и единственная истина заключается в том, что «Бог есть любовь». Апостол Иоанн Богослов пишет: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (Ин. 4:8). А не познав Бога, невозможно выполнить два Его важнейших завета: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–40).
Собственно, отношение к этим словам Христа и делит человечество на две неровные (и неравные) части.
Большая часть не устояла в истине (Ин. 8:44) и пошла путем исполнения своих желаний (вернее, подчинения им). А, как пишет автор этой книги, «…идти путём желаний – это очень большой соблазн, ведь желания, как известно, не имеют границ… Вплоть до того, чтобы отнять последнее у слабого, взять его в рабство, использовать в своих интересах… В общем – присвоить себе всё, что пожелаешь, если ты сильный: стать властелином душ, правителем, «великим», кому кланяются и подчиняются все…».
Добавлю от себя – Христос сказал: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Самые страшные из не устоявших в истине именно те, кто стремится убить не тело, а душу человека, исковеркать, извратить его взгляд на Божий мир и Божьи заветы. А таких много среди современных жрецов, «учителей» и «властителей дум». Фейковые «чудотворцы», дутые «старцы» и прочие «духовные» авторитеты – из их числа. Идол «духовного авторитета» требует приносить ему сотни тысяч жертв ежегодно.
Но в духовной жизни нет и не может быть иного авторитета, чем Бог. И не потому что Он – Бог, а потому что Он – Истина. Вот мы и вернулись к вопросу Пилата: «Что есть Истина?». Христос сказал своим ученикам: «Познаете Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). А о том, что эта Истина, несущая свободу, и есть Христос, свидетельствуют слова апостола: «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос» (Гал. 5:1). Сопоставим слова Священного Писания о познании Истины и познании Любви, и придем к выводу, что и там, и тут речь идет о познании Бога. Между понятиями Бог, Любовь и Истина Библия ставит знак равенства. Познание Бога как Любви и Истины делает человека свободным.
А что такое быть свободным? Господь отвечает вопрошающим Его на этот вопрос так: быть свободным – значит не делать греха. Ибо «всякий делающий грех есть раб греха» (Ин. 8:34). Слово «грех» буквально означает на греческом (язык, на котором первоначально написан Новый Завет) – «промах, погрешность, провинность». Познавший Бога, устоявший в Истине и в Любви – избавлен от ошибок на своем пути, потому что Бог «ведет его за руку», вернее, как писал апостол Петр, человек живет «под крепкой рукой Божьей» (1 Петра 5:5–6). Но любая ошибка, пусть даже самая маленькая («грешок») разлучает человека и Бога до тех пор, пока человек не поймет свой промах и не исправит его делами, о чем, кстати, подробно пишет автор этой книги.
Итак, единственный авторитет для ищущего путь к Богу – это Дух Истины, везде сущий и все наполняющий, как сказано в молитве Святому Духу. Об остальных же «авторитетах» апостол Иоанн Богослов сказал так: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4:1). А пробирным камнем для такой проверки является любовь к Богу и человеку. Христос сказал апостолам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
Но как же узнать, имеет ли человек любовь к ближнему? И для этого есть способ: «Любовь долго-терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4–7). Если налицо все эти признаки, то человек достиг величайшего состояния души, которое позволяет ему быть не просто «учеником» или «посланником» (апостолом) Бога, но и породниться с Господом, стать подобным Богу, или, на языке религии, – «преподобным», сыном Божьим.
О человеке, который принял Истину Божью, в Новом Завете сказано: «А тем, которые приняли
Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12); «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14); «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26).
Те, кто принял Истину и следует Духу Любви – дети Божии.
Сам Христос так сказал Своим ученикам: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам, Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:14–15). То есть, Сам Христос своих учеников не хочет называть рабами, потому что раб – просто говорящее орудие, не ведающее планов Господина, а слепо исполняющий их. А те, кто осознанно верят Богу и следуют за Ним – не рабы, а друзья Христа и сыны Божии. Чтобы исполнять волю Божию, соработничать с Ним – надо ее понимать и следовать ей.
Об этом и пишет в своей книге Михаил Михайлович Кривоносов: «Как изменить свое мировоззрение… как постичь Истину и придти к Богу, как встать на путь к Богу и идти к Нему, ибо путь этот и есть сама Жизнь».
В отличии от многих других книг, прокламирующих подобные цели, книга Михаила Кривоносова отличается предельной искренностью, отсутствием малейших меркантильных интересов или стремления утвердить свое «Я». Автор преследует одну единственную цель: передать читателю свой личный духовный опыт в надежде на то, что этот поможет ближнему пройти быстрее и легче свой путь к Богу.
И тут у читателя, безусловно, появится вопрос: можно ли верить автору, «от Бога ли тот дух», который живет и дышит в этой книге?
Безусловно, верующий любой «традиционной» конфессии найдет на ее страницах к чему придраться. Но, как часто это бывает, за придирками к частностям он пропустит главное: тот Дух любви и истины, который, по словам Господа, «дышит, где хочет», и о слышащем Его святое дыхание Господь добавил: «голос Его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).
Так случилось, что на этот раз Дух Божественной Любви повеял с этих страниц. Но дуновение это могут услышать лишь те, в ком уже есть частица этой Любви, тот, кто готов «не превозноситься, а сорадоваться истине», на что способны только «рожденные от Духа». Претерпите то, что не соответствует вашим человеческим представлениям об «истинной» вере и попробуйте почувствовать дуновение Духа – и, может быть, вы станете богаче Любовью, которой щедро одарен автор и которую он столь же щедро раздает со страниц своей книги, в соответствии с Божественным заветом: «Даром получили, даром давайте» (Мф. 10:8).
Как меценат и патриот своего края М. Кривоносое широко известен во Владимирской области и далеко за ее пределами. Его перу принадлежат многочисленные публикации в прессе. Он автор сборника стихов «Что есть жизнь на земле? Я скажу вам – Любовь», книг «Мы потеряли три России», «История гражданского общества России от Рюрика до наших дней» и «Русский мир» (две последних в соавторстве с В. Манягиным).
Труд М.М. Кривоносова на ниве возрождения родной культуры и истории отмечена званием «Меценат года Владимирской области в области культуры» (2004). В 2014 году он был избран председателем Попечительского совета фонда «Камерата Ирины Шараповой» (Санкт-Петербург), а в 2015-м награжден «Благодарственным письмом» министра культуры за масштабную благотворительную деятельность по поддержке региональной культуры в рамках всероссийской акции «Меценат года».
Но самое главное, что можно сказать об авторе – Михаил Кривоносов самостоятельно прошел нелегкий путь духовных исканий, пришел к пониманию лежащего в основе всего сущего на Земле принципа: «Бог есть Любовь». И не просто пришел, а принял этот принцип как свою жизненную позицию, взял за закон своей жизни те два наиглавнейших завета Христа, о которых сказано выше:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–40).
И, приняв на себя завет Любви, он стал живым примером слов Апостола: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13:4–7). Трудно человеку соответствовать таким высоким божественным требованиям. Вдвойне трудно – директору большого предприятия, человеку обеспеченному. Михаил Кривоносов смог.
Известно, что в православии есть разные категории святых. Есть мученики и страстотерпцы, есть чудотворцы и угодники. Автора этой книги я бы отнес в разряд преподобных – то есть людей, в жизни своей уподобляющихся Богу.
Кто-то этим возмутится, кто-то удивится, кто-то посмеется… Разве может современный человек, успешный предприниматель быть подобен Богу? Разве не приходится ему, директору предприятия, ежедневно решать производственные проблемы и «разруливать» критические ситуации? А как же семья и дети? Разве бывают семейные святые?
Бывают и семейные святые, и святые, скрытые от мира своею собственной скромностью, и даже, как доказал нам своей книгой владыка Тихон, «несвятые святые». «Есть много, друг Горацио на свете, что и не снилось нашим мудрецам», особенно если мудрецы обуяны гордыней и презрением к окружающим подобно древним фарисеям.
Я же, знакомый с делами автора, убежден в его преподобии. Я понимаю, что мой личный опыт общения с автором едва ли кого-то убедит. И потому предлагаю всем усомнившимся прочитать эту книгу и судить о ней и об авторе не по словам, а по его делам, которые он не скрывает от читателя, а выносит на его суд – в надежде помочь читателю своей Исповедью сделать шаг по пути к Богу и предостеречь от ошибок.
Но, дорогой читатель, надо понимать и помнить, что у каждого – свой путь, свои ошибки, свои падения и взлеты, свои, по терминологии автора, «уроки», которые Бог задает нам, и без решения которых мы по своему пути не продвинемся. Книга Михаила Кривоносова может помочь Вам понять, что хочет от Вас Господь, но она не инструкция по гарантированному безтрудному попаданию «в Царствие Небесное». Личный духовный опыт автора может помочь Вам преодолеть трудности, но не решит их за Вас. Каждый сам кузнец своего счастья, которое можно выковать только в соработничестве с Богом с любовью к Истине и к людям. За то, чтобы Ваша жизнь здесь, на Земле, соответствовала божественному замыслу, отвечаете Вы. Ни Ваши родители, ни родные и близкие, ни учителя, ни духовные отцы.
Только Вы в ответе за Вашу жизнь. И за эту, и за последующую.
Вячеслав Манягин,
редактор этой книги.