Анна Гарипова Мой друг звук Л


Актуальность

Данное методическое пособие разработано для работы с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) с целью автоматизировать звук «Л» при помощи письменных упражнений.


К данной категории детей относятся:

1. Дети с тяжелым нарушением речи.

2. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, ДЦП.


3. Дети с задержкой психического развития (ЗПР).


4. Дети с интеллектуальной недостаточностью.

5. Не слышащие или глухие и слабослышащие дети; незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием.

6. Дети с расстройством поведения и общения (разнородная группа, в т.ч. расстройство аутического спектра (РАС) и синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)).


На основе вышеперечисленных особенностей данных детей, очень важно, заинтересовать ребенка, используя различные упражнения.


Цели и задачи данного пособия


Как правило, у таких детей страдает не только устная речь, но и письменная. Поэтому целесообразно, при автоматизации звука у младшего школьника, использовать письменные упражнения, которые помимо коррекции звукопроизношения, решают ряд дополнительных задач:

– развитие звуко-буквенного анализа;

– коррекция лексико-грамматической стороны речи;

– коррекция письменной речи;

– развитие языкового чутья;

– обогащение словарного запаса;

– развитие внимания, самоконтроля;

– развитие памяти, воображения,

– развитие мышления;

– развитие произвольного слухового и зрительного внимания;

– развитие пространственного восприятия и т.д.


Краткая характеристика пособия


Пособие представляет собой систематизированный практический материал, в котором многие традиционные задания разработаны автором с учетом интереса и особенностей детей с ОВЗ, а также направлены на автоматизацию звука «Л».


Дидактический материал пособия подобран с учетом уровня развития устной и письменной речи младших школьников с ОВЗ. Все задания расположены от простого к сложному: упражнение на формирования образа буквы, ориентировка в пространстве, развитие звуко-буквенного анализа, развитие лексико-грамматической стороны речи.

Дети учатся замечать недостающие элементы, видеть наложенные друг на друга буквы.

Полезной и эффективной работой будет нахождение слов среди буквенного ряда. Эти задания особенно нравятся детям. Данные задания помогают развивать зрительное восприятие, языковое чутье, звуко-буквенный анализ. Данные задания можно использовать при изучении животных, овощей, фруктов и т.д.

Материал в пособии можно использовать как в данной последовательности, так и выборочно, в зависимости от уровня речевого развития, структуры дефекта, индивидуальных особенностей детей.

Объем, уровень сложности, количество повторений решается педагогом.

Использование данного пособия учителем- логопедом, учителем начальных классов, а также родителями поможет повысить интерес ребенка к занятию и значительно улучшить эффективность коррекционной работы.


Задание 1

Почини буквы Л, допиши элементы .





Задание 2

Найди буквы Л. Посчитай их количество.





Задание 3.

Подчеркни букву «Л» в правом верхнем углу. Зачеркни букву «Л» в нижнем левом углу. Обведи в кружок букву «Л» посередине.





Задание 4. Найди все буквы Л. Посчитай их количество.





Задание 5.

Зачеркни все буквы «Л». Проговаривай правильно звук Л.


Инвлорлекчлжшнолыллдеинлгшкуйфлдшщеклжплшщ

Нлавпщлжзцкулпщднллкщвылжщуцйлымтпшщпвлднг


Задание 6.

Зачеркни большие буквы «Л», маленькие подчеркни. Проговаривай правильно звук Л.


лдшЛждшЛЛжэешлмиплПдекДленпЛлегнпПывЛэзклцуЧрщшмМ

тРлдЛдквалгшщзЛдаДврчПенклдваЛкецЛвчсМлогзжэллЛшщдзл


Задание 7.

Зачеркни каждую третью букву «Л». Проговаривай правильно звук Л.


ЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛЛ


Задание 8.

Подчеркни слово «столб». Назови его.


Столб столп столб столб сполб сколб столб столд столб


Подчеркни слово «стул». Назови его.

Стул стул стол ступ спул стул стул стил стук сток сто

Загрузка...