Некоторые известные современные военные историки (Марк Солонин и др.) рассказывают о якобы полном развале Красной Армии в начале Великой Отечественной.
Но если все бросили воевать, попрятались по лесам и полям и толпами сдавались в плен, то кто же тогда сорвал «блицкриг»?
22 июня 1941 года начальник Генерального штаба Сухопутных войск вермахта генерал-полковник Франц Гальдер записал в своем дневнике, что наступление немецких войск оказалось для Красной Армии полной неожиданностью.
Но уже 25 июня он пишет, что группа армий «Юг», которой противостояли войска ЮЗФ, продвигается вперед медленно, неся значительные потери.
«У частей Красной Армии, – отмечал генерал, – оказалось твердое и энергичное руководство, которое все время подтягивало из глубины обороны свежие силы».
11 июля Ф. Гальдер констатирует, что «противник сражается ожесточенно». Через неделю в дневнике появилась запись о том, что немецкие войска сильно измотаны и личный состав постепенно сокращается.
Бывший генерал пехоты вермахта, впоследствии – военный историк Курт Типпельскирх в книге «История Второй мировой войны» подчеркивал, что «противник был со стальной волей».
Командование Красной Армии «безжалостно, но и не без знания оперативного искусства, бросало свои войска в бой. На Восточном фронте не могло быть и речи о том, чтобы быстрыми ударами „разрушить карточный домик“, и военная кампания в России не будет проходить так же планомерно, как прежние».
О возрастающем сопротивлении Красной Армии и, в первую очередь, Юго-Западного фронта свидетельствуют и такие факты. Как известно, немцы, учинив разгром Западного фронта, прошли почти 330 км от Бреста до Минска за 7 дней. Темп их наступления составил порядка 45 км в сутки.
Львов, который оборонял Юго-Западный фронт, они захватили тоже быстро, 30 июня. Но затем немецкая военная машина стала буксовать.
До Киева (около 470 км), в боях с войсками генерала М. П. Кирпоноса, она «ехала» свыше двух с половиной месяцев, с трудом преодолевая в среднем по 5—6 км в сутки.
Как мы знаем, «блицкриг» предполагал, что за три месяца вермахт должен был разгромить Красную Армию, оккупировать всю Белоруссию, Украину, Прибалтику, захватить Ленинград, Москву и завершить войну на линии Архангельск – Астрахань.
В 1939 году по пакту Молотова-Риббентропа польский город Перемышль оказался в составе СССР, на его западной границе. Река Сан разделяла его на две части: на левом берегу была территория, относящаяся к германскому генерал-губернаторству, на противоположном – советская.
Граница проходила посередине реки и железнодорожного моста, где она была обозначена белой чертой.
По мосту регулярно шли эшелоны: в Германию – с сырьем, пшеницей, другими грузами, в СССР – с промышленным оборудованием.
Участок границы протяженностью свыше 200 км охраняли заставы 92-го отряда Погранвойск НКВД13.
В глубине обороны, в укрепрайоне, дислоцировалась одна из лучших в Красной Армии 99-я дивизия (командир – полковник Н. И. Дементьев) 26-й армии Киевского Особого военного округа.
Подразделения 66-го стрелкового полка войск НКВД отвечали за охрану моста и других стратегических объектов.
22 июня 1941 года, после полуночи, начальник погранотряда полковник Я. И. Тарутин получил донесение, что через 3 часа из немецкой части города начнется атака двух пехотных дивизий вермахта. Штурмовые группы будут пытаться захватить железнодорожный мост через реку Сан.
Перемышль имел особое стратегическое значение: в случае оккупации советской части города противник выходил на оперативный простор и мог развивать наступление в глубь Украины.
Заставы были подняты по тревоге. На вооружении пограничников были винтовки, гранаты и станковые пулеметы.
В 3 часа по мосту прошел последний эшелон в Германию. Через 15 минут немцы начали сильный артиллерийский обстрел и бомбежку советской территории. Были разрушены здание штаба, радио- и телефонная станции погранотряда. Связь со штабом Погранвойск прервалась. Загорелись продовольственные склады, госпиталь, здание железнодорожной станции.
В 4 часа на мосту появились штурмовые отряды. Оборону здесь держали пограничники под командованием лейтенанта Нечаева. Как только немцы пересекли белую черту границы, бойцы открыли огонь. Гитлеровцы откатились.
В следующую, «психическую», атаку они пошли в полный рост, что только увеличило их потери.
Немцы усилили артиллерийский, минометный обстрел. Пограничники держались 6 часов, и все погибли. Нечаев взорвал гранатой себя и окруживших его фашистов.
Фашисты на мосту через реку Сан.
Фото сайта http://forum.worldoftanks.ru/первый-город-из-которого-выбили-немцев.
В этот момент гитлеровцев контратаковали и отбросили от моста бойцы 66-го полка войск НКВД под командованием младшего лейтенанта Бережного, комендатуры и ополченцы – рабочие предприятий города.
Немцы неоднократно пытались форсировать реку у моста, но каждый раз их накрывала артиллерия 99-й дивизии. Удалось выиграть время для отвода из города войск, вывоза боеприпасов, эвакуации семей военнослужащих, других жителей.
Только к 22 часам фашисты смогли занять некоторые районы советской части Перемышля.
Дальше им пройти не давали пулеметчики, другие бойцы, которые вели огонь из зданий.
Ночью командиры 99-й дивизии, погранотряда, полка войск НКВД, ополченцев разработали план контрудара. Сформировали сводный батальон под командованием старшего лейтенанта-пограничника Григория Поливоды.
Артиллерия 99-й дивизии ЮЗФ топит лодки с немцами на реке Сан. Фото из фильма канала Россия 24: «Битва за Перемышль. Выживи сам»; vichivisam. ru.
23 июня в 4 часа дивизионная артиллерия и минометы ударили по позициям противника. Бойцы сводного батальона атаковали Перемышль с трех сторон.
На его улицах бои переходили в рукопашные схватки. К 17 часам советская территория города была очищена от фашистов. Сражения переместились в немецкую часть Перемышля.
Разгромив там несколько подразделений пехоты, красноармейцы отошли на свою территорию. Государственная граница была восстановлена.
25 июня об этом успехе говорилось в сводке Совинформбюро: «Стремительным контрударом наши войска вновь овладели Перемышлем». Он стал первым городом, отбитым у фашистов не только в СССР, но и с начала Второй мировой войны14.
В советской части Перемышля строили оборонительные сооружения. В этих работах участвовали многие горожане – рыли окопы, прокладывали через улицы ходы сообщений.
Бои за Перемышль продолжались до 27 июня. Огневую поддержку защитникам города оказывал бронепоезд 66-го полка войск НКВД под командованием майора Н. Панькова. В одном из боев его экипаж уничтожил мотострелковый батальон гитлеровцев.
Впоследствии бойцы этого броневого состава участвовали в боях вместе с экипажами бронепоездов киевских ополченцев-железнодорожников (об этом расскажем в следующих главах).
За несколько дней боев в районе Перемышля вермахт потерял свыше 4000 человек.
Обстановка на фронте осложнилась, и защитники города получили приказ командующего фронтом Михаила Кирпоноса отходить в сторону Винницы.
Красноармейцы и саперы под командованием майора Кульчицкого взорвали железнодорожный мост через реку Сан. За этот подвиг Кульчицкий одним из первых в начальный период войны был награжден орденом Красного Знамени.
В Перемышле продолжали сражаться несколько групп красноармейцев. Небольшой гарнизон под командованием младшего лейтенанта Чаплина 5 дней держал круговую оборону в одном из домов. Все бойцы были убиты, их тела немцы сожгли.
Во время отхода наши части вступали в бои с бандами украинских националистов из ОУН-УПА, батальоном Абвера «Нахтигаль», заместителем командира которого, как уже отмечалось, был гаупштурмфюрер СС Роман Шухевич.
22 июля 1941 года 99-я стрелковая дивизия Юго-Западного фронта была награждена орденом Красного Знамени. Это было первое воинское соединение, отмеченное такой наградой в Великой Отечественной войне.
В 1945 году СССР возвратил всю территорию Перемышля Польше (сейчас это город Пшемысль). Он расположен в 12 км от границы с Украиной.
23 июня 1941 года у городов Дубно, Луцк и Броды15 (Западная Украина) началось одно из крупнейших танковых сражений Великой Отечественной. В этом «клинче» сошлись свыше 3000 танков Юго-Западного фронта и около 800 немецких.
Танки ЮЗФ на марше в направлении Дубно, Луцка и Бродов. Фото сайта maxpark.com
27 июня сводный отряд 8-го мехкорпуса 5-й армии ЮЗФ под командованием бригадного комиссара Н. К. Попеля (220 танков, в том числе около 50 KB и Т-34, более девяти тысяч человек личного состава) разгромил дивизию противника, освободил город Дубно и вышел в тыл танковой группировки гитлеровцев.
Этот успех развить не удалось: от командования фронтом приказов о дальнейших действиях не поступало, и отряд сам оказался в окружении. Танкисты и пехотинцы держали круговую оборону до 2 июля. Когда закончилось горючее, они уничтожили боевую технику. Остаткам отряда удалось пройти по немецким тылам на восток более 200 км и прорваться за линию фронта.
В сражении под Дубно, Луцком и Бродами противник потерял, по разным оценкам, от 100 до 200 единиц бронетехники. Фашисты уничтожили около 2000 советских танков. Однако немецкое командование вынуждено было перебросить на этот участок шесть дивизий. Эта битва на неделю задержала наступление противника на Киев и сорвала планы вермахта с ходу разгромить войска Юго-Западного фронта16.
К началу войны у командующего 5-й армией ЮЗФ Михаила Ивановича Потапова был 16-летний опыт армейской службы. В 1936 году он окончил Военную академию механизации и моторизации РККА.
На Халхин-Голе М. И. Потапов был заместителем командующего 1-й армейской группой, действиями которой руководил Г. К. Жуков.
Командующий 5-й армии ЮЗФ генерал М. И. ПОТАПОВ.
Фото сайта http://xexe.club/167284-maloizvestnye-geroi-general-potapov.html
Командующим 5-й армией Киевского Особого военного округа генерал-майор Потапов стал в начале 1941 года.
В статье кандидата исторических наук Ярослава Бутакова «Героическая оборона Киева сорвала молниеносный марш гитлеровцев на Москву», в частности, отмечается, что немцам не удалось быстро окружить и уничтожить войска Юго-Западного фронта на Правобережной Украине. Особенно упорное сопротивление оказывала 5-я армия генерала М. И. Потапова.
Эта армия стала «костью в горле» Гитлера». По словам автора статьи, 19 июля 1941 года в директиве о ситуации на Восточном фронте фюрер потребовал «быстро и решительно разбить 5-ю армию».
Через месяц он вновь указывает, что именно эта армия препятствует успешному наступлению на Киев и Москву.
20 августа 1941 года по приказу Кирпоноса армия отошла за Днепр. Командарм организовал оборону на левом берегу реки, прикрывая Чернигов с севера. 28 августа противник начал наступление на этот город, и его пришлось оставить. В сентябре 1941 года генерал Потапов, прорываясь вместе с бойцами из окружения, был тяжело ранен осколком снаряда, потерял сознание и попал в плен.
Он содержался в концлагерях в Германии. От сотрудничества с фашистами отказался. В апреле 1945 года, как и другие заключенные, был освобожден американцами. Михаила Ивановича Потапова восстановили на воинской службе. После войны он командовал 5-й армией, дислоцированной на Дальнем Востоке, был первым заместителем командующего Одесским военным округом.
В 1961 году М. И. Потапову было присвоено звание генерал-полковника17.
Довоенная биография командующего 6-й армией ЮЗФ Ивана Николаевича Музыченко также была связана с воинской службой.
Он родился 29 октября 1901 года в Ростове-на-Дону, в семье матроса торгового флота. В 1917 году стал рядовым Русской армии. Вступил в РККА: воевал против повстанческих отрядов на Украине, вооруженных формирований в Эстонии, крестьян, поднявших восстание на Тамбовщине. Был трижды ранен. С 1921 по 1926 годы И. Н. Музыченко служил комиссаром кавалерийского полка.
Окончив курсы усовершенствования комсостава РККА, командовал кавалерийским полком, кавалерийской дивизией, которую принял от Г. К. Жукова. В 1938 году стал комбригом. Участвовал в советско-финской войне.
В 1940 году Иван Николаевич в звании генерал-лейтенанта стал командующим 6-й армией Киевского Особого военного округа, дислоцированной в районе Львова.
Армия воевала с гитлеровцами на северо-западном направлении от Киева. Вот описание одного из первых боев. 25 июня 1941 года командарм приказывает танковой дивизии, в составе которой были Т-34 и КВ, а также стрелковому корпусу при поддержке артиллерии контратаковать пехотную дивизию немцев.
Командующий 6-й армией ЮЗФ генерал И. Н. МУЗЫЧЕНКО. Фото сайта edgeways.tmweb.ru
Стрелковый корпус к назначенному сроку на исходные позиции не вышел. Артиллерия тоже не появилась: буксировать орудия оказалось нечем. Выполняя приказ, танкисты пошли в атаку.
В отсутствии советской пехоты немецкие солдаты подорвали 15 легких танков гранатами и минами, которые подкладывали под гусеницы. Но лобовую броню Т-34 и КВ пушки противника не пробивали. Ворвавшись на позиции фашистов, танки уничтожали огневые точки, пехоту. Остатки немецкой дивизии были отведены с фронта на переформирование18.
По мнению известного военного историка, кандидата исторических наук А. В. Исаева, И. Н. Музыченко был умным и инициативным командующим. В конце июля 1941 года его армии удалось сорвать планы окружения войск ЮЗФ под Винницей. Выступая в эфире студии ТacticMedia, специализирующейся на создание документального контента, в программе «Линия Сталина летом 1941 года», историк отметил, что танков в армии Музыченко к тому времени почти не осталось.
Тем не менее 25 июля командарм наносит контрудар по рвущейся в наш тыл 16-й танковой дивизии гитлеровцев и вынуждает противника перейти к обороне.
Этот успех позволил продлить борьбу измотанных, но не потерявших боеспособность частей 6-й армии и 12-й армии генерала Понеделина.
В тот же день генерал Ф. Гальдер записал в дневнике: «Эти армии снова сумели избежать окружения».
По словам Алексея Исаева, упорное сопротивление этих армий привело к расшатыванию «блицкрига». Вместо, казалось бы, выверенного по дням и часам продвижения вперед, окружения и разгрома советских войск у немцев началась вынужденная импровизация, которая зачастую носила хаотичный характер. В боях на Украине в «блицкриге» появились трещины, которые осенью 1941 года привели к его краху19.
В начале августа под Уманью20 6-я и 12-я армии попали в «котел». Из 200-тысячного состава обеих армий удалось прорваться 11 тысячам бойцам и командирам.
В окружении оказались и другие части фронта. Генерал-лейтенант И. Н. Музыченко в бою под Уманью был тяжело ранен в ногу и захвачен в плен.
Лежал в немецких госпиталях в Ровно, Владимире-Волынском. После выздоровления был вывезен в Германию в лагерь военнопленных. За отказ от сотрудничества фашисты перевели генерала в тюрьму с особенно тяжелым режимом. В конце апреля 1945 года ее заключенные были освобождены американскими войсками.
И. Н. Музыченко восстановили в рядах Советской Армии. В 1947 году он вышел в отставку по состоянию здоровья21.
Павел Григорьевич Понеделин родился 4 марта 1893 года в селе Юрьевецкого уезда Костромской губернии (ныне Ивановская область). С 1914 года служил в Русской армии, окончил Московскую школу прапорщиков.
В РККА – с 1918 года. Участвовал в боях против Колчака, Деникина, Махно, командовал полком, бригадой. Был ранен и контужен. П. Г. Понеделин был награжден двумя орденами Красного Знамени. В 1926 году, окончив Военную академию им. М. В. Фрунзе, он стал преподавателем тактики в этой академии. Затем работал военкомом Ленинградской пехотной школы. В 1938 году Понеделину присвоили звание комбрига.
Командующим 12-й армией Киевского Особого военного округа он стал в марте 1941 года.
В июне армия участвовала в сражениях в Ивано-Франковской области, в июле – отбивала атаки союзников Германии – венгерских войск.
По словам военного историка Алексея Исаева, главнокомандующий Сухопутными войсками гитлеровской Германии генерал-фельдмаршал Вальтер фон Браухич отмечал, что 6-я и 12-я армии ЮЗФ «стали первым серьезным противником вермахта».
Командующий 12-й армией ЮЗФ генерал П. Г. ПОНЕДЕЛИН. Фото сайта https://ru.wikipedia.org/wiki/Понеделин,_Павел_Григорьевич
7 августа при выходе из окружения под Уманью П. Г. Понеделин и командир 13-го стрелкового корпуса генерал-майор Н. К. Кириллов были взяты в плен. Советских генералов сфотографировали рядом с немецкими офицерами.
Сталин расценил эти фото как бесспорное подтверждение предательства генералов.
Понеделин и Кириллов в приказе Ставки были названы «трусами, дезертирами, сдавшимися в плен врагу». В число «предателей» включили и погибшего в бою генерал-лейтенанта В. Я. Качалова. Генерал Понеделин был заочно приговорен к расстрелу.
Его жену и отца репрессировали как «членов семьи изменника Родины».
С августа 1941 года по апрель 1945 года генерал находился в немецком плену. После освобождения американскими войсками был передан советским представителям.
Более пяти лет находился в заключении. В 1950 году его расстреляли.
В 1956 году после отмены незаконного приговора П. Г. Понеделина посмертно реабилитировали.
Федор Яковлевич Костенко родился 22 февраля 1896 года в слободе Большая Мартыновка, что под Ростовом, в крестьянской семье. С 1915 года участвовал в Первой мировой войне в звании старшего унтер-офицера. В 1918 году добровольно вступил в РККА.
В годы Гражданской войны Ф. Я. Костенко – помощник командира эскадрона 1-й Конной армии. Участвовал в боях против войск генералов Мамонтова, Шкуро, Деникина. Был трижды ранен. Г. К. Жуков отмечал, что Ф. Я. Костенко был прирожденным кавалеристом. В 1937—1939 годах он командовал кавалерийскими соединениями. В октябре 1940 года генерал-лейтенант Костенко стал командующим 26-й армией Киевского Особого военного округа.
В боях на Правобережной Украине армия нанесла несколько мощных контрударов по 1-й танковой группе вермахта и задержала ее продвижение на Киев. Как уже отмечалось, 99-я дивизия этой армии в первые дни войны выбила немцев из Перемышля.
В конце августа 1941 г. армия была отведена на левый берег Днепра. С середины сентября воевала в окружении. Генералу Костенко вместе с группой бойцов удалось прорваться из «котла».
В декабре 1941 года он командовал оперативной группой войск, участвовавшей в Елецкой наступательной операции, которая завершилась разгромом нескольких немецких дивизий. Федор Яковлевич Костенко и, возможно, его сын Петр пропали без вести в мае 1942 года в окружении под Харьковом.
В апреле 2017 года на территории Балаклейского района Харьковской области поисковики военно-патриотического объединения «Ориентир» обнаружили останки погибшего воина, часть материи с генеральскими лампасами, обрывки бинтов и ветхий документ с фамилией Костенко.
Генерал Ф. Я. Костенко (второй справа) с однополчанами. Фото сайта ttps://vk.com/@soviet_red_army-sled-generala-kostenko
Для проведения сравнительной генетической экспертизы разыскали внучку Федора Костенко Тамару, проживающую в Венгрии.
Многие годы она безуспешно старалась найти место захоронения своего деда-героя войны.
Внучка генерала Ф. Я. Костенко Тамара на церемонии прощания.
Фото сайта https://vk.com/wall-11547235_1526
Экспертиза подтвердила, что это останки генерала Костенко.
Они были переданы от Украины российской стороне.
В Ростове-на-Дону, в Доме офицеров, состоялась церемония прощания с Федором Яковлевичем Костенко.
В соответствии с Указом Президента РФ известного военачальника похоронили с воинскими почестями 20 июня 2018 года на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах.
Достоверной информацией о месте гибели сына генерала Петра автор этих строк в настоящее время не располагает.