Приношу сердечную благодарность
Вячеславу Михайловичу Смирнову и Анатолию Черкас, энтузиастам изучения истории родного края из г. Видное, вдохновившим меня на написание этой книги,
а также Дмитрию Леонидовичу Расторгуеву, Сергею Владимировичу Волкову, Елене Вячеславовне Бобковой, Марии Казбек-Казиевой и В.В. Вуколову, предоставившим мне бесценные материалы для этой работы.
Эта книга посвящена истории известной московской купеческой семьи, чаеторговцев Расторгуевых; она составлена по архивным документам и изданиям XIX-XX веков, а также воспоминаниям членов семьи. В книге описан быт, торговая и общественная деятельность, система родственных связей московского купечества, приведены сведения по старообрядчеству, чайной торговле и коннозаводству.
История семьи в истории России
Памяти мамы посвящается
ПРЕДИСЛОВИЕ
Я – потомок известного купеческого рода – московских чаеторговцев Расторгуевых. История моей семьи была мне известна в общих чертах: да, купцы 1-й гильдии, да, торговали чаем, да, жили в Доме с атлантами на Солянке; я десять лет ездила мимо него в школу.
Подросла дочь, моя мама сумела ее заинтересовать нашей историей, и они вдвоем долго расшифровывали и перепечатывали, на компьютере одним пальцем, рукописный дневник моего прапрадеда.
Недавно дочка сказала – запиши все, что знаешь, ты забываешь, я забуду… Села записывать, систематизировать, уточнила одну подробность, другую… За год выстроила семейное древо на 150 человек, о большей части существования которых и не подозревала; изучила, хоть и в общих чертах, старообрядчество, чайную торговлю в России, благотворительность московского купечества, развитие задонского коневодства, участие Расторгуевых в жизни Подмосковья и, в частности, города Видное и станции Расторгуево…
В этой книге – история моих предков в истории России.
ГЛАВА 1.
Московские купцы-чаеторговцы Расторгуевы происходят из села Старово Юхотской волости Угличского уезда Ярославской губернии.
Д.Старово, погост Борисоглебский
Из книги А.М. Пазухина «Матушка Русь»: «В Москве с гордостью называют себя угличанами Расторгуевы, ведущие громадное чайное дело – одни, и рыбное – другие. Родоначальник Расторгуевых был крестьянином графа Шереметева, Никольской волости, деревни Сторово» . Волость в тексте названа не Никольская, а не Юхотская – видимо, административно-территориальное деление в те времена «гуляло» так же, как и в наши.
Борис Петрович Шереметев
Легендарный генерал-фельдмаршал петровской эпохи Борис Петрович Шереметев, живший в 1652 – 1719 годах и увенчавший себя славой многих побед над шведами в Северной войне, в 1706 году получил в подарок от царя Петра титул графа и обширные земельные владения, разбросанные по всей России, в том числе на территории будущей Ярославской губернии – Юхотскую волость и село Вощажниково с окрестностями. Шереметевская вотчина располагалась в центре губернии, на пересечении естественно сложившихся со времен русского средневековья сельских торговых путей из Ярославля в Углич и из Ростова в Углич и Рыбную слободу (город Рыбинск)
Село Старово было самым крупным в приходе церкви Бориса и Глеба; известно, что в 1860 году в селе было 38 домов, в коих проживало 108 мужских и 129 женских душ. Многие жители были старообрядцы. К какому согласию – поповцы или беспоповцы – они принадлежали, сейчас уже неизвестно. Впоследствии многие стали единоверцами, но у них сохранялись наставники, проводившие самостоятельно службы и обряды (крещение, отпевание). Рассказывают, что в старину покойников хоронили отдельно, не на кладбище, а иногда тайно в сараях. Многие, особенно под старость, уходили в затвор. Для этого в доме выгораживался особый чулан (моленная), откуда они почти не выходили, а некоторые сидели в подполе. В приходе было немало зажиточных купцов, многие занимались деревообработкой. У Климовых была лавка и лесопилка в Полеткине на реке Сабле, приводившаяся в действие водой. В Юрьеве и Семенкове было развит деревообрабатывающий промысел. Изготавливались в огромных количествах веретёна, грабли, прялки (гребни), детали к ткацким станкам, мебель (столы, табуретки, сундуки). Причем в этом участвовали и женщины. Например, стругали зубья к граблям и с помощью специальных стамесок и резцов расписывали резьбой сами грабли, делавшиеся из клена. Также было развито производство пряников и баранок.
Старообрядческое предпринимательство начинает развиваться в конце XVIII в. при Екатерине II. Старообрядцы получают официальный статус. Правительство отказывается от привилегий и монополий в промышленности. Купечество перестает быть наследственным, купеческие привилегии (освобождение от подушной подати, рекрутской повинности) с этого времени покупаются, а не наследуются. С 1775 г. для записи в первую гильдию нужно было объявить капитал свыше 10 тыс. руб., во вторую – 1 тыс. руб., в третью – 500 руб. Гильдейский сбор составлял 1% с объявленного капитала. Зажиточные крестьяне переходят в городской посад, а затем в купечество.
В 1802 году крестьянин графа Шереметева Иван Ефимович Расторгуев покупает дом в Москве, в Рогожской части.
20 декабря 1827 г. Указом Московской казенной палаты записаны в Московское купечество отпущенники от графа Шереметева: Расторгуев Иван Ефимович с сыновьями Иваном, Василием, Дмитрием, женой Ивана Матреной Федоровной, детьми Василием и после ревизии рожденными Иваном, Дмитрием, дочерьми Александрой, Федосьей, женой Василия Авдотьей Родионовной с сыном Павлом, женой Дмитрия Александрой Николаевной, и Расторгуев Петр Ефимович с женой Мариной Никифоровной, сыном Михаилом и его женой Ольгой Осиповной.
Переехав в Москву, Расторгуевы сохраняют приверженность старообрядчеству. Петр Ефимович с сыном, а также старший сын Ивана Ефимовича с семейством записаны в Рогожского кладбища секту; младший сын Ивана Ефимовича Дмитрий, создатель династии московских чаеторговцев Расторгуевых, с семейством – беспоповщинского согласия Преображенского кладбища секты .
В Москве на 1850 г. было официально зарегистрировано 624 купеческих семьи старообрядцев, что составило более 15% от общего числа купцов г. Москвы.
Старообрядчество никогда не было единым. С самого начала вопрос о сохранении священства в последние времена разделил приверженцев старой веры на беспоповцев и поповцев.
Беспоповцы – это старообрядцы, отказавшиеся от священства.
Церковь Спаса Преображения, Москва
Преображенское кладбище
Поповцы, приемлющие священство, образовали в 1846 г. Белокриницкую, или Рогожскую иерархию, которая стала самой влиятельной в среде поповцев. При всех внутренних разногласиях беспоповство всегда являло собой более бескомпромиссное, радикальное крыло староверия, тогда как поповство имело меньше отличий от официальной церкви.
Храмы Рогожской слободы
Тем не менее и та, и другая ветвь приверженцев старой веры была отмечена повышенной активностью в торговых и ремесленных делах, в устройстве металлургической, текстильной, фаянсовой и других видов промышленности.
При Николае I (1825–1855) начинается активная и жесткая борьба с расколом. Законодательно регулировались актами и постановлениями статус, права собственности, право на свободное передвижение, на заключение сделок, права наследования и передачи имущества, право избираться на общественные должности. Самым значительным ограничением правомочий было требование 1853 г. при записи в купеческую гильдию предъявлять удостоверение о принадлежности к православию либо единоверию. Остальным выдавалось свидетельство на временном праве, что означало принудительное требование о переходе старообрядческих купцов в мещанство. Это городское сословие должно было в отличие от купечества платить подушную подать, нести рекрутскую и другие натуральные повинности, могло подвергаться телесным наказаниям. Многие известные купцы из среды старообрядчества переходят в православие и единоверие (например, Гучковы, Носовы, Рогожины).
Был один не совсем легальный способ обойти ограничения. На заседаниях секретного совещательного комитета по делам раскольников и сектантов в г. Москве в 1858 г. обсуждалось прошение 83 семейств о выдаче свидетельств на временном праве. «Шестьдесят пять купцов … показали, что, хотя при взносе капиталов на 1855 г. они и представили свидетельства, выданные им от священников Единоверческих Церквей о присоединении их с семьями к единоверию, но над ними не было совершено никакого обряда, а просто, явясь к священникам, они получили просимые свидетельства о присоединении». Некоторые приписываются в купечество в далеком Азовском городе Ейске, где в целях скорейшего заселения этого города старообрядцам разрешали записываться в купечество (Алексеевы, Рябушинские, Свешниковы) .
Но строгости будут позже. А пока, в 8-й ревизии 1833 года Расторгуевы, как и прочие купцы, записаны без указания вероисповедания.
Николай Александрович Найденов
Ревизские материалы по московскому купечеству разбросаны в многочисленных делах разных хранилищ и фондов. Николай Александрович Найденов, московский предприниматель, банкир, краевед, собрал воедино и издал «Материалы для истории московского купечества», проделав поистине гигантский труд.
Публикации Н. А. Найденова объединили как первичные (купеческие сказки), так и вторичные документы – переписные и окладные книги, сказки выборных от купечества, составлявшиеся сотскими и слободскими старостами на основании сказок купцов для нужд московских купеческих учреждений. В первый том вошли переписные книги 1-й и 2-й ревизий по московским сотням и слободам, во второй – сохранившиеся сказки выборных по 3-й ревизии и сказки самих купцов и мещан в том случае, если не сохранились первые. В последующие семь томов вошли соответственно купеческие и мещанские сказки, поданные к 4-10-й ревизиям. Окладные сборы, как фискальная мера, периодически осуществлялись в России и представляли собой форму прямого денежного налога. В публикации Н. А. Найденова представлены и первичные документы – окладные купеческие сказки, и вторичные – окладные книги. Н. А. Найденов не передавал полностью текст сказок – это заняло бы объем в несколько раз больший,– но сохранил их содержание: сведения о возрасте купца, составе семьи (и возрасте членов семьи), месте жительства, характере деятельности, окладах и проч.
Последняя ревизия проводилась в 1857-1858 гг., а с 1870 года стали издаваться ежегодные «Справочные книги о лицах, получивших купеческие и промысловые свидетельства по г. Москве», и издавались они вплоть до 1916 года. В этих книгах указывалась гильдия, предмет торговли, место жительства и ведения торговли, общественная деятельность и состав семьи купца.
Первое упоминание о деятельности братьев Расторгуевых в Москве я обнаружила в Общественных приговорах (протоколах заседаний московского купеческого общества) за 1830 год, августа 7-го дня, за № 41.
Согласно этому протоколу, «на отдачу в содержание с 1 числа сентября сего года впредь на 4 года принадлежащего здешнему купеческому обществу рыбного двора, состоящего в городской части во 2-м квартале в Введенском переулке, против гостиного двора под № 92, а по оценочной табели под № 89-м, со всем строением, лавками, амбарами, в нем устроенными весами и к ним принадлежащим прибором, производили переторжку с явившимися в собрание на сей предмет лицами – московскими купцами Михайло Ивановым Ворониным, Феофилактом Карповым Шапошниковым, Петром и Иваном Ефимовыми Расторгуевыми, Андреем Дмитровым Мартьяновым и Семеном Прокофьевым Комаровым…; вышеописанные купцы … изъявили желание принять упомянутый общественный рыбный двор, со всеми вообще к нему принадлежностями, в 4-годичное содержание на объявленных им с подпискою кондициях, с платою за оный двор обществу по 16300 рублей ассигнациями за каждый год, с тем, что, в исправном платеже наемной суммы и в выполнении всех означенных в кондициях обязанностей, они ручаются и приемлют обоюдную ответственность за себя один по другом, все вообще…»
Иван Ефимович Расторгуев, тот, который купил за 20 лет до того дом в Москве в Рогожской части, умер в 1831 году; но в ревизии 1833 года записаны его дети: Иван, 2-й гильдии купец, 44 лет, с семейством, Василий с семейством, с указанием его принадлежности к мещанскому сословию с 1834 г (ревизии составлялись и печатались достаточно долго), и от второй супруги Марфы Дмитриевны – сын Дмитрий, 27 лет, с женой и сыном.
Петр Ефимович Расторгуев родился 23 июня 1773 года; в 8-й ревизии записан как 3-й гильдии купец, 61-го года, также с семейством – женой Мариной Никифоровной, сыном Михаилом 34-х лет, женой сына Ольгой Осиповной, внучкой Александрой 6-ти лет, Капитала он имел в 1830 году 8 тысяч рублей, жил с семьей в Мясницкой части, в Космодемьянском переулке, д. 337, и торговал вместе с сыном рыбой. Умер 27.03.1847 года, похоронен на Рогожском кладбище. После смерти родителя Михаил Петрович продолжил отцовское дело, был купцом 3-й гильдии; В 1853 году пожертвовал на госпиталь 1000 рублей, в 1856 г. – столько же на ополчение; в 1857 году был гласным Московской городской Думы. Овдовел в 1848 году, женился вторично на Пелагее Парамоновне, по первому мужу Салтыковой, в браке имел сына Максима. Умер 12.07.1862 г.
Рыбный двор в Введенском переулке к концу 30-х годов перестал удовлетворять купцов; в 1834 году Расторгуевы вообще отказались от аренды, и двор взял на себя купец Волков.
В 1838 году московскому купеческому обществу был передан старый Царский соляной двор на Солянке, для перестройки его в двор рыбный. В разработке, как сказали бы сегодня, «тех. задания» перестройки активно участвуют основные московские купцы-рыбники Петр Ефимович Расторгуев со своим племянником Иваном Ивановичем, Степан и Сергей Бабковы, Семен Архаров и Семен Колганов. Двор начинает работать в 1839 году в том же режиме сдачи в аренду желающим купцам на 4 года.
В протоколе 82 от 6 октября 1843 года мы видим все те же имена: Иван Иванов Расторгуев, Петр Ефимов Расторгуев, Степан Григорьев Бабков, Семен Архаров, Сергей Григорьев Бабков; появляются и новые арендаторы-торговцы, из мещан и крестьян. В год цена объявлена уже 36000 рублей ассигнациями, сверх того застрахование и исправное содержание.
Общественные протоколы – это бесценный массив информации о хозяйственной, общественной и благотворительной деятельности московского купечества; на него обратила мое внимание Елена Вячеславовна Бобкова, потомок купцов-рыбников, торговавших рядом с Расторгуевыми на Солянке. Внук Степана Григорьевича Бобкова Владимир Федорович держал рыбную лавку на улице Балчуг и прославился выставленной в лавке огромной белугой.
Волжская белуга весом в 72 пуда (1152 кг), выставленная в московском магазине купца В.Ф. Бобкова. 1910 год.
Иван Иванович, старший сын Ивана Ефимовича Расторгуева, родился он около 1790 года. Жил он в б. Дровяном переулке, дом 56, в приходы Церкви Николы на Ямах, а торговал на Солянке в Царском соляном дворе, который и дал название улице. Семья у Ивана Ивановича была большая, супруга Матрена Федоровна родила ему пятерых детей: сыновей Василия, Дмитрия, Ивана, дочерей Федосью и Александру.
Обычай называть многочисленных отпрысков в честь своих родителей, братьев и других близких родственников часто встречается в многодетных купеческих семьях, что очень сильно затрудняет составление семейных древ спустя пару столетий. У Ивана Ивановича, кроме отца Ивана Ефимовича был сын Иван и внук Иван; можно предположить, что был и правнук Иван.
Торговля, по всей видимости, шла неплохо. В 1894 году в Дровяном переулке архитектор Г.А.Кайзер строит двухэтажный особняк, ныне находящийся под охраной государства и известный как «Дом Расторгуева». Дата смерти Ивана Ивановича неизвестна, но, скорее всего, дом строил кто-то из его внуков, сыновей Ивана Ивановича-младшего, также состоящего в купечестве с 1861 года и продолжающего дело отца и деда.
Дом Расторгуева в Дровяном переулке
И только младший сын Ивана Ефимовича Дмитрий выбрал совсем другое направление своей деятельности, в котором и преуспел более всей своей родни.
ГЛАВА 2.
Дмитрий Иванович Расторгуев – родоначальник известной семьи московских купцов-чаеторговцев.
Точная дата рождения Дмитрия Ивановича неизвестна. По ревизии 1833 года его возраст указан 27 лет, то есть 1807 или 1808 года рождения.
Дмитрий Иванович Расторгуев. Фото из семейного архива.
Его супруга, Александра Николаевна, урожденная Ленивова, родила двух детей – Алексея и Марфу (названную в честь матери Дмитрия Алексеевича); упокоилась на Преображенском кладбище 3 декабря 1885 года на 76 году жизни.
Александра Николаевна Расторгуева, урожденная Ленивова. Фото из семейного архива.
Дмитрий Иванович в купцах состоит с 1836 года, живет отдельно от сводных братьев. По данным адрес-календаря, в 1839 году он – купец 3-й гильдии, живет в Мясницкой части, приход Николы в Подкопаях, дом Куха; в 1850 году Дмитрий Иванович, все еще купец 3-й гильдии, живет в Мясницкой части, у Ивановского монастыря, в доме жены.
Дмитрий Иванович торгует дорогим колониальным (заморским) товаром – китайским чаем.
Чаю и чайной торговле в России и других государствах посвящено подробное исследование А.П. Субботина, изданное в 1892 году, поистине ставшее чайной энциклопедией.
«В России о чае слыхали еще раньше, чем он у нас появился; как только начались сношения с Сибирью, и русские стали бывать близ китайской границы, они не могли не знать о чае; есть сведения о том, что побывавшие в Китае в 1567 году казачьи атаманы Петров и Ялышев, перечисляя виденные ими растения, описывали одно, которое по всем приметам и есть чай. При том же в Сибири употребление чая было известно гораздо ранее, особенно в восточной, соприкасающейся с Китаем.
Собственно в России, или в тогдашнем Московском Государстве познакомились с чаем, и при том против своей воли, только в 1638 году. Это знакомство началось, как и в других странах, прежде всего благодаря дипломатическим сношениям и этикету. В этом году посольство, отправленное из Москвы к Алтынским ханам– на озеро Упса, было угощаемо чаем. Затем —при отъезде посольства, оно было одарено, в обмен за подарки Московского царя, чаем; хотя посол Василий Старков и отнекивался от такого ничтожного и бесполезного, по его мнению, предмета, как чай, но ему, к вящему неудовольствию, все-таки было навязано 200 бах-ча (бумажных пакетов с чаем), по 3/4 фунта (340 грамм) в каждом, всего около 4 пудов (около 65 кг), ценою в 100 соболей или, по тогдашним ценам, в 30 рублей. Делать было нечего: пустой и нежелательный дар был доставлен в Москву, где был испробован, понравился и вошел в употребление при дворе, потом у бояр и других богатых людей.
Борис Кустодиев. Купчиха за чаем
Из высших слоев потребление чая стало переходить и в народ. Колыбелью чаепития была та же Москва, где в конце XVII века чай стали продавать в лавках вместе с другими обыденными товарами. Из Москвы, как из центра потребления, чай начал волною разливаться по другим городам; сперва он проник в большие города, потом в малые и наконец—в села, где он становится своего рода культурным напитком в среде сельских и деревенских богатеев. В XVIII веке привоз чая делается настолько заметным, что правительство обращает на него внимание как на удобный предмет для увеличения казенного дохода; особенно заметное распространение, по некоторым данным, имело место в начале 20-х годов XIX века.
Борис Кустодиев. Московский трактир
Распространение чая находилось в тесной связи с теми передвижениями, которые так часто совершал русский человек на обширном пространстве своей неизмеримой родины. Можно с достоверностью сказать, что из сельских жителей первые познакомились с чаем те, которые живут по большим трактам; в селах, на бойких трактах, во многих домах, даже в таких, где сами чаю не пили, стали заводить самовары для проезжих, так что во многих местах водворение самовара предшествовало потреблению чая; проезжие, особенно помещики и торговцы, возили с собою особые погребцы с чаем, сахаром, посудою и др. принадлежностями.
В среде простого народа, чай, за редкими исключениями, считался недоступным предметом роскоши. С половины XIX века, с развитием фабричной промышленности, с переходом от натурального хозяйства к денежному,– наконец с освобождением крестьян, чай начинает входить в обиход у простого рабочего народа, сперва – у фабричных рабочих, ямщиков, извозчиков, ремесленников, прислуги, потом – у крестьян даже средней состоятельности в местностях, не очень удаленных от больших центров».
В «Материалах для истории московского купечества» я нашла любопытный эпизод.
1831 года мая 11 дня московский городской глава дворянин И. М. Ярцов докладывал в московском купеческом обществе о том, что, согласно журнала московского коммерческого училища, при наступлении осеннего времени с 1 сентября по 1 мая воспитанникам должны давать на завтрак чай или сбитень, приготовляемый из пряных кореньев с медом.
На основании сего положения воспитанникам дается сбитень, во время употребления коего оказывается на них золотушная болезнь, от которой они пользуются в больнице; следовательно, во время болезни не учатся, и как сами теряют драгоценное время, так и училище делает напрасные издержки на лекарства; а что употребление сбитня способствует развитию золотушной болезни, в том удостоверяет и училищный доктор г. Георгиевский.
Эконом училища г. Спиридонов составил записку о разности в цене: если, вместо сбитня, довольствовать детей чаем, оказывается на то незначительная передержка – 135 рублей в месяц за чай против 120 рублей в месяц за сбитень.
Купеческое общество, на попечении которого и было коммерческое училище, по сему предмету выразило согласие.
Чует мое сердце, что расстарался о введении в бюджет училища употребления чаю вместо сбитня какой-то шустрый чаеторговец. Лоббизм это называется, батенька, вот что!
И вот на этой волне растущей популярности заморского напитка Дмитрий Иванович начинает свое торговое дело. В 1840 году в лавке начинает работать и его сын Алексей.
ГЛАВА 3.
Алексей Дмитриевич родился 7 февраля 1829 года. Крещён у Николы на Болвановке, восприемниками были Иван Ефимович Расторгуев и Елена Васильевна Толькова.
Алексей Дмитриевич Расторгуев. Фото из семейного архива, выполнено фирмой «Тиле и Опитц», работавшей в 1882-1886 гг
«Отдан для изучения грамоте с 1 октября 1838 г. на Никольской улице в дом Шевалдышева к учителю Ивану Игнатьевичу ценою в месяц по 4 рубля ассигнациями. Учился год и 8 месяцев. Вышел в лавку с 1 июня 1840 года.»
Это запись из Настольной книги Алексея Дмитриевича Расторгуева, которую он завел с 1 января 1864 года, в период расцвета чайной торговли Расторгуевых.