Прежде чем начинать работать с молодежью, важно разобраться и понять, к какому результату мы стремимся. Кто он – герой нашего времени? Какие качества нужно развивать в молодом человеке? И для чего?
Молодежная политика – это процесс подготовки общества к будущему. К будущим вызовам. Мы прекрасно понимаем, что все наши повседневные действия или бездействия неминуемо ведут к тем или иным результатам. Если каждый день курить, то через 10 лет в организме неизбежно проявятся определенные особенности (в дыхательной, пищеварительной и иных системах). Если наоборот системно заниматься физической культурой, то через год тренируемые части тела будут способны выдерживать большую нагрузку, а общее самочувствие улучшится. Это касается и работы с молодежью. Если не прививать любовь к малой Родине, не привлекать к тем процессам, которые на ней происходят, то стоит ли удивляться, когда в молодежной среде поощряется вандализм, а сама молодежь не связывает свое будущее с родным городом или поселком?
Итак, какой же он, идеальный молодой человек?
1. Чтобы общество было готово к будущим вызовам, оно должно быть здоровым. Здоровое общество с большей вероятностью выдержит самые трудные испытания. Поэтому уже сейчас через молодежь нужно оздоравливать общество. То есть для современной молодежи ведение здорового образа жизни должно стать нормой и даже модой. Это и систематические занятия физической культурой, и резко негативное отношение к алкоголю, курению и, естественно, наркотикам. Сюда же добавляем зависимость от компьютерных игр (которая была включена в одиннадцатое издание Международных классификаций болезней ВОЗ).
2. Идеальный молодой человек является истинным патриотом. И речь идет не о том, чтобы нарисовать триколор на лице на время футбольного матча, а о повседневном поведении и образе мыслей. Осознание себя частью общества, бережное отношение к своей малой родине, к проживающим на ней людям, к природе, знание истории, готовность защищать Родину и тратить на ее нужды свои силы в мирное время. Сложно добиться высоких результатов, когда каждый второй, если не первый, мечтает поскорее «свалить отсюда» (это касается как малой родины, так и России в целом). И еще важно, что современный молодой человек должен быть в целом позитивно настроен.
3. Он не ждет ни от кого помощи, верит в свой успех и предпринимает реальные шаги для исполнения своей мечты. Наше общество будет более сильным, если каждый человек в отдельности будет рассчитывать в первую очередь на самого себя. Будет брать ответственность за себя и «за того парня». «Тем парнем» может оказаться и директор магазина, который не досмотрел за работой хамоватого продавца, и старушка, которая не в состоянии дойти до магазина, и глава администрации, который вроде как должен заниматься благоустройством парка. Идеальный молодой человек поможет и словом, и делом. Идеальный молодой человек не разглагольствует в социальных сетях о проблемах, а занимается их решением.
4. Он постоянно занимается саморазвитием. Именно потому, что он занимается решением проблем, этот человек постоянно узнает что-то новое: читает, практикуется, посещает (смотрит) образовательные мероприятия, общается с экспертами.
5. Он занимается творческой работой. Он разрабатывает свои решения и строит теории, а затем защищает их на практике. Он инициативен. У него есть список того, что было создано при его участии и конкретно им самим. У него всегда есть несколько проектов, в которых он задействован.
6. Вокруг него совсем разные люди: от депутатов до рок-музыкантов, от бизнесменов до простых работяг, от танцоров до спортсменов. Он задействован в различных проектах и занимается решением важных задач, к тому же с ним интересно общаться. У него широкий кругозор и он внимателен к мелочам.
Примерно к такому молодому человеку должна стремиться система молодежной политики. Понятно, что добиться 100-процентного результата малореально, но к нему нужно стремиться. Индикатором в этой работе могут служить следующие нормативы, которые должен выполнить каждый «выпускник молодежной политики»:
1. За время пребывания в системе молодежной политики молодой человек должен получить опыт работы волонтером. Он должен помогать в проведении мероприятий и акций, в оказании адресной помощи нуждающимся людям. Это первый уровень работы любого активиста.
2. Каждый активист должен самостоятельно организовать хотя бы одно мероприятие (спортивное, творческое, общественно-политическое и т. д.). Это значит, что он должен его полностью продумать, прописать, согласовать, собрать команду и найти (сам!) на него средства. Это второй уровень.
3. Написать и реализовать собственный проект (это не относится к пункту выше). Он должен защитить свой проект (вначале обязательно провалить его), получить грант, добиться согласований, пройти (сам!) по всем инстанциям, заключить договоры (или хотя бы подготовить их), довести проект до завершения и затем публично на Совете молодежи подвести реальные итоги: что получилось, о чем он даже не догадывался и что можно было сделать лучше. Это третий уровень становления.
4. Активисту, который решился на покорение четвертого этапа, необходимо реализовать свою законотворческую инициативу. Разработать и добиться принятия законодательного акта (решения муниципального Совета депутатов, Законодательного собрания региона или Федерального парламента). Это может быть как закон, так и поправка к действующему закону. Четвертый уровень – это высший пилотаж для активиста. Не стоит ожидать такой серьезной работы от каждого, но к этому нужно стремиться. Благо, такие законодательные органы созданы почти во всех субъектах РФ (молодежные парламенты, молодежные палаты при законодательных собраниях, при Госдуме и при Совете Федерации).
5. На пятом уровне активист создает собственную организацию (общественную или коммерческую). Понятно, что этот уровень абсолютно не обязателен для всех активистов, но все активисты должны быть готовы возглавить (создать) ту или иную группу, если жизнь (или их собственная цель) от них этого потребует. Создание и регистрация того или иного объединения не должны стать непреодолимым препятствием в достижении цели активиста, он должен быть к этому готов и понимать тот путь, который предстоит пройти.
Вот такие возможности должна предоставлять каждая система молодежной политики на уровне поселения, создание и развитие таких возможностей должны поддерживать вышестоящие органы власти и местного самоуправления.
Естественно, каждый человек индивидуален, одному не составляет труда собрать вокруг себя людей, другому это кажется невозможным. Но ключевое слово здесь – «кажется».
Система молодежной политики должна не только развлекать активистов, но и давать им нагрузку. Но «нагружать» активистов нужно с умом. Не «обязаловкой», не полицейскими мерами. Именно в вопросе «Как загрузить активиста так, чтобы ему было интересно?» заключается искусство молодежной политики. Многие школы не могут ввести у себя работающее школьное самоуправление именно потому, что действуют «как проще» и «как быстрее». А как проще и быстрее? Либо сделать самому, либо заставить, либо купить (оценкой, поездкой, любой другой «конфеткой»). А вот как загрузить активиста полезной, но скучной работой (проблемой, задачей)? Да так, чтобы он захотел это сделать и сделал? Вот это вопрос. Именно этому искусству молодежной политики хороший специалист должен посвятить свое время и мысли.
Виртуозность здесь придет только с опытом, с поиском лучших практик и проведением собственных экспериментов. На помощь специалисту приходят различные рейтинги, волонтерские книжки, электронные системы учета активности: они наглядно демонстрируют активисту, какой путь им пройден, какие задачи (вызовы) стоят перед ним и какое место он занимает относительно других активистов. Этот элемент соцсоревнования – один из инструментов мотивации и стимулирования активиста. Более подробно об одном таком инструменте, который называется «Рейтинг молодежной политики», будет рассказано ниже.
Еще одним инструментом «загрузки» активиста является подробное разъяснение проблемы, которая перед ним стоит. Разъяснение на понятном для молодежи языке: в чем суть проблемы, откуда она взялась и как ее пытались решать прежде. Именно коллегиальное обсуждение (мозговой штурм) и предложение своих вариантов активистами должно быть в основе принимаемых решений. Очень часто молодежь предлагает достаточно интересные и нестандартные выходы из ситуаций, которые, основываясь на моем опыте, нередко приводят к уникальным и эффективным практикам.
Каждый активист в рамках своей работы в молодежной политике должен попробовать себя как в качестве участника, так и организатора коллективной дискуссии и коллективного поиска решений. Главный инструмент мотивации здесь заключается в том, что если активист осознает свою причастность к выработанному и принятому решению, то его исполнение (даже в виде самой монотонной и скучной работы) становится для него куда интереснее. Потому что он сам принял это решение. И еще один важный момент – это то, насколько заинтересовал, зажег, «заразил» этой проблемой лидер. Иногда активист и не задумывался над этой проблемой, да и сама она не является такой уж актуальной на сегодняшний день. Но лидер подал ее таким образом, сумел «зацепить» настольно, что все захотели решать эту проблему здесь и сейчас, будучи готовыми тратить на нее свои силы и время. Однако, в конечном итоге (на выходе), активист должен научиться сам себя мотивировать, сам находить, замечать и ставить интересные для себя цели, которые будут способствовать его росту.
История про субботник
Традиционно местная администрация закрепляла за нашим Молодежным активом территорию, которую нужно было убрать в рамках весенней уборки. Проведение субботника, как вы понимаете, не самое веселое мероприятие для молодежи. Каждый раз, когда наступала эта пора и на собрании я говорил о том, что нужно убрать ту или иную территорию, у ребят тускнели глаза. И однажды я решил по-другому подать эту необходимость. Я пришел на собрание и сказал, что администрация вновь закрепила за нами территорию для уборки. Территория эта была одной из самых замусоренных, там находились гаражи, и вокруг них был разбросан самый разный мусор, начиная от покрышек и заканчивая старыми холодильниками. Я сразу же сказал ребятам, что если мы не хотим там убираться и вместе примем такое решение, то я так и доложу в администрацию. Мы откажемся от этой работы.
После этих слов я замолчал и просто стал слушать мнения участников собрания. Вначале активисты говорили, что действительно, сколько можно на нас сваливать такие работы, что Молодежный актив – это не отдел ЖКХ и так далее. Но потом кто-то из активистов спросил: «Если мы откажемся от этой работы, будут ли какие-то последствия?». Другой активист напомнил, что в ближайшие дни он собирался согласовывать с администрацией свое мероприятие. Кто-то третий высказал мнение, что, вероятно, не стоит конфликтовать с администрацией, ведь они по многим вопросам оказывают нам помощь. В результате все пришли к выводу, что на субботник выходить нужно.
Получив необходимую реакцию, я уже хотел вмешаться и перейти к другому вопросу, но ребята продолжили обсуждать субботник. Раз субботник нельзя отменить, рассуждали они, то, может быть, получится сделать его более интересным? Один из активистов предложил после субботника устроить пикник. Другой – установить звуковую аппаратуру и убираться под музыку. Третий сказал, что если будет аппаратура, то можно будет использовать микрофон и пригласить жителей к уборке.
Так мы и сделали. В результате субботник превратился из скучной «принудиловки» в увлекательное мероприятие. Молодежный актив смог подключить местных жителей к уборке. Мы вычистили всю территорию, и к своему прежнему виду она уже не вернулась.
В этом разделе мы рассмотрим, какие направления молодежной политики можно развивать на муниципальном уровне.
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ
Талант – это способность человека понимать и осуществлять какой-либо вид деятельности лучше других. Талантливая молодежь окружает нас повсюду, вне зависимости от того, живем мы в мегаполисе или в маленьком поселке. У каждого человека есть талант, и нужно лишь суметь его выявить, а затем развить. Но главная проблема заключается в том, что порой сам человек не подозревает о наличии этого таланта. А время ограничено. С каждым годом открыть и развить свой талант становится все сложнее.
Для раскрытия и реализации таланта необходимо, чтобы молодежь смогла попробовать себя в различных сферах, имеющихся на территории муниципального образования (управление, медиа, культура, спорт, промышленность, социальная сфера). Если у молодого человека будет возможность попробовать себя в разных ролях, то вероятность того, что он «найдет себя», в разы увеличивается. Есть такая теория, что когда ты находишь свое дело (предназначение), то возникает резонанс, и ты сразу понимаешь, что оно твое. От своего дела сложно устать. Наоборот, хочется им заниматься, погружаться глубже, изучать лучшие практики, экспериментировать. На выходе мы получаем эксперта-творца, которого не нужно мотивировать. Скорее он сам будет мотивировать и заряжать окружающих своей энергией.
Муниципалам на заметку: человек с большей долей вероятности реализует себя на той территории, на которой он «нашел себя». В связи с этим предлагается развивать следующие направления работы.
Поддержка проектов, направленных на развитие талантливой молодежи
Подход к раскрытию таланта может быть различным. Поэтому обязательно должны поддерживаться проекты, которые привлекают молодежь к временным (разовым) работам в той или иной сфере. Инициатива, исходящая от молодежи и молодежных объединений, должна быть услышана и на нее должна быть адекватная реакция. Очень важно выявление талантов среди молодежи на ранних стадиях взросления. В связи с этим следует вести активную работу с образовательными учреждениями, с учителями. Если у молодого человека есть талант или склонность к тому или иному предмету (виду деятельности), то задача молодежного движения, с одной стороны, предоставить возможности, которые есть в поселении, для реализации этого таланта, а с другой – подсказать внешние программы и мероприятия, которые так или иначе связаны с реализацией этого таланта.
К примеру, если молодой человек талантлив в кулинарии, нужно дать ему возможность раскрыть свои способности. Это может быть конкурс или мастер-класс в поселении, выставка кулинарных шедевров в рамках одного из местных праздников. Важно подтолкнуть молодого человека не только к оттачиванию таланта, но и к поиску возможностей для самореализации. Нужно донести мысль, что для успеха в кулинарном деле недостаточно только хорошо (лучше всех) готовить. Если молодой человек хочет по-настоящему преуспеть, ему стоит заняться самопродвижением, создать, к примеру, свой канал или блог, размещать новые рецепты, участвовать в кулинарных мероприятиях (конкурсах, выставках), подписываться на мировых гуру и учиться у них, быть в курсе современных трендов, написать книгу, устроиться в местный ресторан или самому открыть его. Вариантов множество. Система молодежного самоуправления в этом деле играет роль драйвера, который постоянно подталкивает: «Двигайся! Не стой на месте! Ты опаздываешь!» – и подсказывает, где еще можно попробовать реализовать себя (здесь имеются в виду не только конкурсы, но и образовательные форумы).
Если в поселении не хватает событий для раскрытия таланта, нужно такие события создавать. Не факт, что это получится, но, как подсказывает практика, иногда даже самые фантастические задумки претворяются в жизнь. Тем не менее, если в поселении условий для реализации того или иного таланта не хватает, попробуйте поднять этот вопрос на встрече районных или региональных коллег. Если в поселении конкурс (выставку) по кулинарному искусству провести нереально, то проведите его на районном (региональном) уровне. В конечном счете районный (региональный) уровень для того и существует, чтобы помогать местному уровню.
Стимулирование молодежи к ведению научной и исследовательской работы
Креативное мышление молодых позволяет находить нестандартные выходы из самых сложных ситуаций. С ранних стадий взросления человеку необходимо прививать интерес к исследованиям и экспериментам. И здесь главный помощник – это образовательное учреждение. Поселение совместно с образовательными учреждениями и предприятиями должно всячески поддерживать научные и исследовательские инициативы и проекты молодых. Научная и исследовательская работа должны стать модой в молодежной среде. Разработки молодых необходимо направлять на различные конкурсы регионального и федерального уровней. Для этого в стране созданы достаточные условия, просто зачастую мы об этом даже не знаем. Специалист по делам молодежи должен быть в курсе всех этих возможностей или как минимум должен знать, где добыть нужную информацию.
Сфера научной и исследовательской деятельности обычно воспринимается местными специалистами по делам молодежи очень скептически: «Откуда возьмутся в нашем поселке молодые ученые?». А в это же время сосед этого специалиста конструирует в своем гараже вездеход из двух старых мотоциклов (так было у меня в Выборгском районе). Сейчас наука стала доступнее, порой для проведения исследований не нужны ни лаборатории с множеством пробирок, ни многоэтажные здания. Система молодежной политики должна выявлять таких «умников», поддерживать их и предлагать новые возможности.
Проведение мероприятий по выявлению и поддержке молодежных инициатив
Инициатив у молодежи множество, но не каждая доходит до стадии реализации. Важно донести до молодежи информацию о том, как и куда необходимо подавать свои идеи, рассказывать о системе их проработки. Особенно важно донести то, что инициатива, не дошедшая до адресата, не имеет смысла.
Система подачи инициатив и проектов должна быть свободной, простой и понятной. Поэтому так важно организовывать поддержку инициатив. На каждом предприятии и в каждой организации должен быть установлен специальный ящик для подачи идей и предложений. Чтобы любой сотрудник мог предложить свою идею, которая пойдет напрямую в молодежный актив и будет там рассмотрена. Должны проводиться конкурсы молодежных проектов, где любой молодой человек сможет представить свою инициативу напрямую руководству муниципального образования или руководителю организации.
Развитие кавээновского движения
Кавээновское движение – это пример, когда при минимуме затрат вы получаете максимум пользы. Никаких особенных финансовых затрат не потребуется. Необходимо лишь создать в каждом образовательном учреждении (а в перспективе на базе предприятий и организаций) собственную команду КВН. Почему именно кавээновское движение? Просто потому, что именно КВН сосредотачивает в себе практически все виды творчества: здесь можно выявить и развить и вокальные данные, и театральное мастерство, и ораторские способности. КВН является идеальным инструментом развития креативного мышления, улучшения навыков командной работы и взаимодействия с общественностью.
Развитие новых молодежных (в том числе уличных) видов творчества
Всегда важно развивать современные направления молодежных культур, субкультур и новых видов творчества (брейк-данс, рэп, бит-бокс и пр.), которые пользуются популярностью среди молодежи. Для их развития необходима база. Летом такой базой может быть и улица, но в холодное время года необходимо помещение. В этом вопросе понадобится поддержка местных властей, так как они являются владельцами большинства зданий. Однако если через администрацию решить этот вопрос не получается, то рассмотрите другие варианты: переговорите с руководством частных предприятий. Нередко бывает, что предприниматель идет навстречу и предоставляет имеющееся помещение либо безвозмездно, либо за возмещение коммунальных расходов. Конечно, нужно понимать, что, скорее всего, это будет неиспользуемое помещение (может, даже подвальное), которое придется доводить до ума своими силами. В этом деле (как и во всех других) важно предоставить решение большей части вопросов самой молодежи, которая хочет заниматься в создаваемом творческом объединении.
История про светогорский рок-клуб
Один из самых первых проектов, которые были реализованы нашим Советом молодежи, – это создание рок-клуба. И создали мы его не просто своими силами, а всему вопреки.
В то время, когда рок-клуб был лишь мечтой, нам нужно было помещение и оборудование. С первого раза «выбить» помещение, конечно, не удалось. Поэтому мы пошли хитрым путем. Об этом я еще подробно расскажу в главе «Они это сделали!». Здесь отмечу лишь, что всегда проще сдаться, не заниматься решением вопроса просто потому, что изначально уверен в поражении. Это главная причина, почему мы не добиваемся успеха в жизни. Если же мы все-таки перебарываем себя и делаем шаг, то первая же неудача останавливает нас на полпути: нам один раз отказали – и мы сдались, ушли. Нужно понимать главное: если вы уверены в своей правоте, в необходимости и важности вашей идеи, то нужно идти до конца. Не опускайте руки при первых неудачах. Поверьте, возможностей гораздо больше, чем вам кажется. Посмотрите на проблему под другим углом, поговорите с людьми и сделайте новое усилие, а потом еще одно, – и так до тех пор, пока не получится. Вы можете отказаться от своей идеи только в том случае, если попробовали абсолютно все имеющиеся варианты.
В случае с нашим рок-клубом мы добились того, что нам выделили помещение. А через несколько лет музыканты переехали уже в другое (хотя их никто не выгонял), которое принадлежит частному лицу. Этот предприниматель безвозмездно предоставил достаточно большое и удобное помещение. Причем идея переезда принадлежала ему самому. Также при проведении рок-фестивалей наши организаторы постоянно получали (и получают) финансовую помощь от различных предпринимателей на оплату расходов (звук, свет, сцена, транспорт и пр.).
Развивайте различные виды творчества в своих поселениях. Но делайте это совместно с молодежью. Создайте такую ситуацию, чтобы им это было нужно больше, чем вам. Возможности найдутся, сделайте только шаг.
Участие молодежи, достигшей наибольших успехов, в выездных мероприятиях всех уровней
Молодежь, занимающаяся тем или иным видом творчества или спорта, должна иметь возможность участвовать в тематических мероприятиях всех уровней. Это позволяет быть «на волне событий» в своей сфере, обмениваться опытом и применять чужие наработки в родном крае. Благо таких мероприятий предостаточно, они вполне открыты для рядового участника, а информация о них регулярно публикуется. Зачастую такие поездки сопровождаются организационными взносами и транспортными расходами.
Нередко мне приходилось сталкиваться с ситуацией, когда специалист по работе с молодежью не информировал молодых людей о тех или иных событиях, ссылаясь на то, что нет возможности отправить туда ребят. Нет, мол, денег на транспорт и прочие расходы. Так зачем дразнить? Считаю эту позицию полностью неправильной и вредной. Молодежь нужно максимально информировать обо всех мероприятиях районного, регионального и федерального уровней, которые открыты для участия. Если какие-либо расходы можно покрыть из бюджета (транспорт, организационный взнос или питание), то это очень хорошо, но отсутствие такой помощи должно и специалистом, и самой молодежью встречаться с пониманием. У местного бюджета есть множество более важных затрат. К тому же, если речь идет об участии в крупных федеральных мероприятиях, то необходимо искать поддержки у районных и областных структур власти по работе с молодежью, – как правило, они закладывают в своих бюджетах расходы на отправку делегации. Сами участники тоже должны нести бремя затрат на участие в той или иной поездке. Необходимо объяснить, что это нужно в первую очередь им самим. Поэтому ничего страшного не случится, если участник мероприятия купит за свои деньги билет и на общественном транспорте доберется до места.
Здесь специалисты обычно вспоминают об ответственности: «Как же наши 14-летние активисты сами поедут в другой город? Их ведь нужно сопровождать. А у нас работы много, и нет возможности разъезжать по мероприятиям». Во-первых, время от времени специалисту по работе с молодежью нужно посещать подобные мероприятия, чтобы не отставать от жизни. Во-вторых, никто и не просит сопровождать ребят везде и всюду. Если задаться целью, то всегда можно найти коллег из школ или подведомственных учреждений (которым тоже не помешало бы сменить обстановку). Еще один хороший вариант – пусть этот вопрос попробует решить сама молодежь. Мы ведь строим современную молодежную политику и учим ребят самостоятельно решать возникающие проблемы. Пусть подумают, кто из знакомых взрослых мог бы взяться сопровождать юную делегацию (может, кто-то из родителей, старшие братья или сестры, любимая учительница и т. д.). Поверьте, если молодежь сильно захочет поехать, они решат эту проблему (еще и несколько вариантов предложат). Задача грамотного специалиста – вызвать такое желание и, конечно, добиться соблюдения всех условий (одним из которых будет наличие ответственного старшего). Это один из тех элементов работы, через который мы создаем ситуацию, когда молодежь вынуждена решать проблемы, проявлять инициативу и учиться договариваться. Это очень важные умения, которые пригодятся вашим активистам на протяжении всей жизни.
История про поездку в Москву на День народного единства
Как-то мой знакомый, который в то время занимался развитием одного из молодежных движений в Ленинградской области и был наслышан о моей работе в Светогорске, предложил собрать молодежь и отправиться в Москву на День народного единства. Программа праздника была насыщенной, организаторы заказывали (и оплачивали) автобусы и питание на месте. В случае согласия меня попросили собрать автобус (40 человек).
Предложение показалось мне интересным, и я сообщил об этом на ближайшем собрании. Идея понравилась, и мы стали составлять список. Уже вечером меня завалили сообщениями с просьбой включить в список тех, кто никогда не состоял в активе. Желающих было очень много, и я сообщил своему знакомому, что мы можем собрать и 2 автобуса. Идея была одобрена.
В день отправки людей пришло столько, что места хватило не всем. Мы кое-как загрузились и поехали. Когда мы проехали уже значительное расстояние, одной из девочек стало плохо. Водитель автобуса не пожелал разделять ответственность и принял решение высадить ее немедленно. Никакие споры, убеждения и жалобы руководству не помогали (к сожалению, случается и такое). Мне не оставалось ничего другого, как сойти с автобуса вместе с ней. К нам присоединились еще 2 наших активиста. Причём высадили нас прямо в лесу. Водитель отказался доехать даже до ближайшей заправки. Теперь представьте: глубокая ночь, ноябрь месяц (холодно), трасса Санкт-Петербург – Москва и 4 человека, один из которых – падающая с ног 16-летняя девочка. Думаю, для многих учителей и специалистов, работающих с молодежью, – это кошмарный сон. Но для нас это была реальность. Вначале мы отчаянно пытались остановить машину, которая довезла бы нас или до заправки, или до Питера. Но никто не остановился. И тогда мы просто пошли.
Понемногу девушке становилось лучше, видимо подействовал свежий воздух. Когда мы прошли около двух километров, выяснилось, что я потерял телефон. Один из активистов вызвался вернуться и отыскать мобильник. Помню, в тот момент мы пошутили, что именно так обычно и начинаются фильмы ужасов. Естественно, оказалось, что телефон я обронил именно в том месте, где нас высадили. Мы продолжили путь.
Пройдя значительное расстояние, мы добрались до небольшой деревни. Мы уже предвкушали отдых и горячую еду и вскоре увидели заветное кафе – оно было открыто, и мы зашли внутрь. Не глядя по сторонам, я принялся изучать меню. Через минуту ко мне подошел один из наших активистов и тихо сказал на ухо, что нам надо срочно уходить. Я недоумевал: «Почему?» Уже на улице он объяснил, что сразу обратил внимание на полукриминального вида компанию, которая расположилась в кафе и поглядывала в нашу сторону. Звучало это очень угрожающе, и мы решили поскорее уйти. Постоянно оглядываясь, каждый из нас представлял, как эти «братки» уже заводят машину и пускаются в погоню. Наверное, это было совсем не так, но тогда мы здорово перепугались.
Голодные, холодные и уставшие мы продолжали идти. Ни одна из проезжавших машин не останавливалась, ночь становилась все темнее, окружающий лес все страшнее, у нас начинали «гудеть» ноги. Как потом выяснилось, мы прошли где-то 40 километров. Когда на горизонте показался силуэт автозаправочной станции, мы испытали огромное чувство облегчения, но выразить радость уже не хватало сил. Мы дошли до заправки и заказали поесть. Знаете, никогда еще солянка не была такой вкусной. Мне кажется, я до сих пор ощущаю ее прекрасный запах и вкус… Оказалось, что примерно через час должен подойти автобус, который может довезти нас до Питера. Едва разместившись в автобусе, мы провалились в глубокий сон и проснулись только по приезде в город.
Вернувшись домой и хорошенько отдохнув, мы встретились и уже с юмором вспоминали наше путешествие. А вскоре вернулись и 2 автобуса из Москвы. Эта история навсегда останется в моей памяти. Наверное, многие вообще перестали бы куда-то ездить и брать на себя ответственность. Но меня это не испугало. Скорее наоборот, ты начинаешь понимать, что справиться можно практически с любой ситуацией. После этого мы еще много раз отправлялись на различные мероприятия.
Этой историей я хочу лишний раз напомнить простую истину: ты никогда не знаешь наверняка, где и что может с тобой случиться. И худшим решением будет бояться этих случайностей, ничего не предпринимать, никуда не ездить и сидеть сложа руки. Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает, но это и есть его основная ошибка!
Развитие молодежной инфраструктуры
Для налаживания системной работы с молодежью необходимо создавать и развивать инфраструктуру, на базе которой будут формироваться творческие, спортивные и общественные объединения, разовьются молодежные проекты.
Одна из задач – создать сеть молодежных клубов для досуга во всех населенных пунктах, где постоянно проживает молодежь. Эти клубы должны стать ядром молодежной политики. На их базе молодежь сможет проводить свободное время и реализовывать свои инициативы. Понятно, что создание таких клубов для местного бюджета – почти непосильная задача. Поэтому такие клубы необходимо создавать через участие в региональных программах и посредством заявок на получение грантов. Сейчас проводится большое количество конкурсов, и суммы грантов достигают нескольких миллионов. Основная задача: найти подходящее помещение и заинтересованную молодежь. Подробнее о создании молодежного клуба я расскажу в главе «Они это сделали!».
__________
МОТИВАЦИЯ НА УСПЕХ
Современный человек должен уметь самостоятельно решать свои проблемы, добиваться поставленной цели, объединять вокруг общих проблем заинтересованных людей и уметь работать в команде. Для этого в молодом возрасте он должен научиться ставить цели, системно мыслить и договариваться, учитывая как собственные интересы, так и интересы окружающих. Получить эти навыки молодой человек должен из тех направлений, которые развиваются в молодежной политике. Они пригодятся ему при решении любых вопросов в течение всей жизни. Самоорганизация и самоуправление – вот те качества, которыми должен обладать успешный человек.
Участие молодежи в управлении многоквартирными домами
Многих молодых людей не устраивают те условия, в которых они живут: грязные подъезды, мусор, разбитые окна, покосившиеся двери, грязь и лужи во дворах. Важно донести до молодежного общественного сознания простую мысль: не нужно ждать, пока кто-то изменит положение дел. Если человек говорит о том, что его не устраивает та или иная ситуация, то за словами должны следовать действия. Важно понимать, что если нет действий, нет и смысла разговаривать – значит, на самом деле сложившаяся ситуация всех устраивает.
Участие в работе Совета многоквартирного дома или ТСЖ – это самый эффективный из существующих способов улучшить свои дома. Необходимо подсказать молодежи этот вид активности, так как в нем молодой человек может развить себя, получить опыт и принести реальную пользу. А коммунальная инфраструктура получит приток молодых креативных кадров.
Формирование кадрового резерва
Работа с молодыми кадрами, их ранняя подготовка – залог кадровой стабильности. Предприятиям, в которых трудится менее 30% молодежи от общего числа сотрудников, необходимо задуматься о привлечении молодых кадров. На базе предприятий и организаций, где работает молодежь, необходимо создавать молодежные объединения вне зависимости от рода деятельности и формы собственности (будь то муниципальные или частные организации). Создание подобного объединения (Совета работающей молодежи, молодежной организации или просто актива молодежи) позволит предприятию оценить свой кадровый резерв и выработать меры по привлечению молодых кадров. Важно донести до работодателей, что если на их предприятии молодежь составляет менее 30%, то это неминуемо приведет к кадровому голоду в среднесрочной перспективе. Налаживание контакта с молодыми работниками позволит руководству предприятия быть в курсе нововведений, эффективно их использовать и держать связь с остальными работниками. За счет креативного мышления молодых сотрудников предприятие сможет открыть для себя новые направления работы и меры по оптимизации производственного процесса (энергоэффективность, производительность труда, безопасность). Для этого необходимо систематически проводить встречи руководства с молодежным объединением.
Налаживание связей молодежи с органами местного самоуправления
Отношение молодежи к органам местного самоуправления должно кардинально измениться от потребительского отношения к совместному созидательному процессу. Администрация и Совет депутатов должны восприниматься молодым человеком как один из инструментов решения собственных проблем и удовлетворения потребностей, а не единственно возможный инструмент в принципе. Органы местного самоуправления со своей стороны должны стать открытыми для молодежных идей и рационализаторских предложений. Даже самые немыслимые идеи должны восприниматься без негативной реакции и обсуждаться, дорабатываться специалистами. Система обработки предложений должна быть компактной и оперативной. Понятно, что добиться этого сразу не получится, но в перспективе прийти к такому формату работы можно. Но для начала необходимо продемонстрировать свою состоятельность и умение решать проблемы наглядными результатами.
Необходимо проводить активную работу молодежи с Советом депутатов, привлекая молодые умы к решению местных задач, в депутатские комиссии. Пускай представители молодежного актива присутствуют на заседаниях Совета депутатов. Эта работа позволит привлечь внимание молодежи к парламентской работе и, как следствие, увеличит политическую активность молодого поколения.
Для налаживания совместной работы необходимо наладить систему постоянных встреч молодежи с руководством органов местного самоуправления, проводить совместные мероприятия (например, дни самоуправления, где будет задействована администрация муниципального образования, Совет депутатов, предприятия и учреждения). Другие инициативы в направлении совместных мероприятий также должны поддерживаться.
Стимулирование общественно-политической активности молодежи
На территорию поселения необходимо привлекать различные общественные молодежные объединения (добровольческие, политические, патриотические и пр.). Большой спектр молодежных движений в одном МО создаст здоровую конкуренцию в общественной молодежной среде и привлечет большее количество молодых людей в общественно-политическую жизнь. Каждое молодежное движение, пришедшее на территорию, принесет с собой новые проекты и позволит молодежи принимать участие в больших мероприятиях всех уровней. Необходимо создать условия для появления новых отделений молодежных движений. Любое молодежное объединение, чья деятельность не противоречит законодательству, должно иметь возможность работать на территории поселения и получить на льготных условиях помещение для своего штаба, – при условии, что они войдут в состав молодежного актива поселения.
На локальном уровне позитивная инициатива молодежи также должна всячески поощряться. Это касается предприятий и учреждений всех видов собственности.
Важно развивать мероприятия общественно-политического характера: круглые столы, дебаты, дискуссии. Все это будет вовлекать в общественную жизнь молодежь различных убеждений и взглядов и направлять в созидательное русло молодую кипучую энергию.
Поддержка мероприятий исторической направленности
Знание истории страны и родного края – одна из основ патриотического воспитания молодежи. Однако нельзя ограничиваться лишь уроками истории в образовательных учреждениях. Молодежная политика должна вызывать интерес к истории у молодого человека. В современных условиях существует множество форм донесения информации до человека. История – это тоже информация. Поэтому всеми современными способами пользоваться можно и нужно. Посмотрите внимательнее на мероприятия, которые у вас уже проводятся. Может быть, получится добавить в них «частичку истории», которая заинтересует молодого человека. А может, у самой молодежи есть мысли о проведении мероприятий исторической направленности. Например, в рамках кинопоказа в пиковое время посещаемости мероприятия можно включить в просмотр современный исторический фильм. В последнее время пользуется популярностью акция «Всероссийский тест по истории Отечества», которую проводит Молодежный парламент при Государственной Думе РФ. Почему бы вашим активистам не провести такое тестирование среди молодежи своего поселения? Не факт, что после этого теста молодой человек побежит изучать историю, но вполне вероятно, что на кого-то прохождение теста действительно повлияет.
Очень часто молодому человеку история кажется чем-то скучным. Даты, события, цифры. Многое зависит от того, как подать эту информацию. Основываясь на личном опыте, могу сказать, что нам удалось вызвать реальный интерес у молодежи к истории, когда про исторические события им рассказывал известный писатель и общественный деятель Николай Стариков. Он рассказывал не просто что произошло, а почему это произошло, и какая геополитическая игра велась на тот момент. Подобная историческая интрига вызвала у ребят неподдельный интерес к историческим событиям.
Информирование молодежи
На территории муниципального образования и за его пределами проходит множество мероприятий, в которых молодежь может принимать участие. Однако большинство молодежи слабо информировано об этом.
Дефицит информации – это серьезная проблема в реализации молодежной политики. Можно инициировать и проводить множество разнонаправленных мероприятий, но если о них будут узнавать лишь после того, как они пройдут, то коэффициент полезности мероприятия будет невысок. Опыт работы показывает, что более половины молодежи не интересуется газетами, не смотрит местное ТВ, не читает новости в интернете и не обращает внимания на афиши. Поэтому подход к информированию необходимо кардинально перестраивать и больший упор делать на возможности интернета, социальных сетей, мессенджеров, блогов и «сарафанного радио».
Проводя информирование о том или ином мероприятии в социальной сети, недостаточно просто выложить новость в группах, нужно сделать так, чтобы на мероприятие захотелось прийти. Текст должен быть не сухим, а интересным (интригующим), написанным легким разговорным языком, с юмором. При проведении молодежных мероприятий хорошей идеей будет анонсировать предстоящие мероприятия с помощью видеороликов, объявлений, проведения пре-пати. По-хорошему одно мероприятие должно «вытаскивать» другое (следующее) мероприятие.
Важно наладить систему информирования разных групп и категорий молодежи. Необходимо всеми возможными способами доносить до жителей информацию обо всех общественных, творческих, спортивных объединениях и о тех возможностях, которые есть на территории в отношении общественного, творческого и физического развития.