Море Космонавтов – море между Землёй Эндерби и морем Рисер-Ларсена. Восточные берега Земли Эндерби являются границей моря Космонавтов с морем Содружества.
Море Космонавтов в районе станции покрыто льдом большую часть года. Ширина припайного льда к концу зимы достигает почти 100 км, много айсбергов.
Первыми на берегу моря Космонавтов поселились японцы. Их метеорологическая станция «Сёва» была основана в 1957 году.
Берег Принца Улафа. Это часть побережья Земли Королевы Мод в Восточной Антарктиде, между заливами Лютцов-Хольм на западе и Алашеева на востоке.
Протяжённость Берега составляет около 250 км. Представляет собой край материкового ледникового покрова с небольшими скальными береговыми обнажениями. Высота ледникового покрова в 50 км от берега достигает 1500 м.
Берег был открыт в 1930 году норвежской экспедицией Яльмара Рисер-Ларсена и назван в честь норвежского принца Улафа.
После завершения Эпохи великих географических открытий на берегах Антарктики начали появляться первые «поселения».
В 1898 г. норвежец Борхгревинк возглавил Британскую антарктическую экспедицию. На мысе Адэр была построена первая в истории Антарктики станция.
В 1903 г. Шотландская антарктическая экспедиция под руководством Уильяма Спирса Брюса создала постоянно действующую метеостанцию на острове Лори (Южные Оркнейские острова).
За последующие четыре десятилетия не было построено ни одной антарктической полярной станции.
В 1944 г. были построены полярные станции вблизи заброшенной норвежской китобойной базы на острове Десепшен и на побережье Земли Грейама в Порт-Локрой.
В заливе Уэйлерс-Бей (остров Десепшен) британцы организовали свою первую антарктическую станцию Base B, которая проработала до 1967 года, пока не была разрушена извержением вулкана. В январе 1947 года свою станцию на острове открыла Аргентина – Primero de Mayo station, она же Десепсьон, (проработала до извержения 1969 года). В январе 1955 года полярную станцию Пресиденте-Педро-Агуйрре-Серда на острове организовало Чили. Станция была полностью уничтожена извержением вулкана в 1967 году.
В 1947 г. были построены базы Артуро Прат и Хенераль Бернардо О’Хиггинс (Чили), на Южных Оркнейских островах – британская станция Сигни.
В 1954 г. открыта австралийская станция Моусон.
В 1956 году сразу три страны создали антарктические станции: Франция – Дюмон-д’Юрвиль, США – Мак-Мердо и СССР – станция Мирный. Это были первые стационарные поселения, построенные на антарктическом континенте.
В 1956 г. к берегам Антарктиды подошли два советских
д/э «Обь» и «Лена».
15 января д/э «Обь» 1-й САЭ подошел к побережью материка к выбранному месту для строительства станции вблизи острова Хасуэлл. Это была первая советская антарктическая станция Мирный, открытая 13 февраля 1956 года.
Мирный стал базой руководства Советской Антарктической экспедиции, откуда затем стало осуществляться управление всеми действующими советскими антарктическими станциями.
В 1957 г. экспедиционное судно 2-й САЭ д/э «Лена» под руководством О. А. Борщевского выполнялись гидрографические промеры и аэрофофотосъемку антарктического побережья между 44 и 78° в. д.
К западу от станции Мирный советские моряки впервые увидели суровые берега Земли Эндерби. На карте появилось множество новых географических объектов, и среди них – залив Алашеева, на берегу которого через пять лет начнется строительство главной базы САЭ.
Идея построить современную советскую станцию в Антарктиде родилась во время экспедиции к Земле Эндерби исследовательской группы Борщевского..
Д/э «Лена»
Сегодня в Антарктиде действует (постоянно и сезонно) от 40 до 80 научных станций, принадлежащих Чили, Аргентине, США, России, Финляндии, Франции, Уругваю, Польше, Японии, Китаю, Англии, Швеции, Норвегии, Украине, Испании, ЮАР, Германии, Нидерландам, Австралии, Южной Корее, Румынии, Перу, Индии, Чехии, Болгарии, Новой Зеландии, Бразилии, Италии и др.
На станциях ведутся научные исследования – биологические географические, геологические, геофизические, метеорологические и др.
Согласно Договору об Антарктике, любая страна в научных целях имеет право создать свою станцию южнее 60° южной широты.
Д/э «Обь»
«Обь» у барьера
Во время 7—й САЭ (1961—1963 гг.) стационарные научные наблюдения в Антарктиде велись только на двух станциях – Новолазаревская и Мирный.
В первые годы существования Мирного стало ясно, что место как главной базы советских антарктических экспедиций выбрано неудачно – через несколько месяцев поселок был почти полностью занесен снегом. Поэтому уже в 5-ю САЭ стали подыскивать место для новой станции. Кроме того, расширение антарктической программы требовало открытия новых станций.
Одной из них должна была стать станция, построенная в западной части Земли Эндерби, на берегу залива Алашеева моря Космонавтов. В дальнейшем ее планировалось превратить в крупную геофизическую обсерваторию, как основную материально—техническую базу САЭ.
6 марта 1961 г. д/э «Обь» зашел в залив Алашеева. Группа участников САЭ с Е. С. Короткевичем сошла на берег, чтобы осмотреть место, намеченное для строительства новой научной антарктической станции.
Обследовав район высадки, было решено, что в западной части Земли Эндерби имеются все необходимые условия для создания станции. Научный поселок можно построить на берегу залива Алашеева на свободных от ледяного покрова участках прибрежного оазиса Холмы Тала.
Василий Семёнович Сидоров…… Короткевич Евгений Сергеевич
Короткевич Евгений Сергеевич (1918—1994)
В 1940 году окончил ЛГУ. Доктор географических наук, профессор, ведущий ученый ААНИИ в области гляциологии и географии полярных стран, внесший большой вклад в изучение арктического и антарктического регионов.
Е. С. Короткевич участвовал и руководил многими арктическими экспедициями на Новосибирских островах, Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, Северной Земле, Шпицбергене, островах Карского моря, полуострове Таймыр.
В 1955 начальник геолого-географического отряда первой КАЭ (с 1962 по 1989 годы), участник ряда арктических и 4 антарктических экспедиций.
Изучал физико-географические условия полярных стран, выдвинул теорию полярных пустынь как отдельной физико-географической зоны, инициировал исследования внутреннего строения ледникового покрова Антарктики и Арктики, подтверждающие общую синхронность гляциоклиматических процессов Северного и Южного полушарий. Вице-президент РГО (1981—94).
Заместитель директора ААНИИ. Ведущий ученый в области гляциологии и географии полярных стран, внесший большой вклад в изучение арктического и антарктического регионов. Вице-президент Российского географического общества, дважды избирался Вице-президентом международного Научного комитета по антарктическим исследованиям.
Оазис Холмы Тала
Территория оазиса Холмы Тала представляет собой холмистую прибрежную местность с грядами горных пород свободными ото льда и снега, разобщенных заснеженными впадинами. Площадь оазиса – 9 км2, максимальная высота —110 м.
Невысокий ледяной барьер у берега пригоден для швартовки и разгрузки экспедиционных судов. В оазисе имеются площадки для оборудования ВПП и есть все условия для безопасного прохода в глубь континента для будущих санно-гусеничных поездов.
К югу от оазиса на сотни километров простирается ледниковый покров, склон которого постепенно повышается – в 10 км от побережья его повышение составляет более 500 м.
Более чем 120 лет спустя Советской Антарктической экспедиции на дизель-электроходе «Обь» удалось более подробно исследовать этот район Антарктики. В результате в 1957 г. был открыт залив Алашеева, на берегу которого расположился небольшой прибрежный оазис Холмы Тала.
Озера оазиса
Так называемые антарктические озера – это низины между каменистыми грядами, заполненные небольшими ледниками, снежниками и пресными озерами, которые позволяют решить проблему водоснабжения станции.
Несмотря на то, что эти озера в течение всего года покрыты сверху слоем льда и туда практически нет доступа кислорода. В этих озерах существуют уникальная форма жизни со своими особенностями.
Растительность оазиса представлена лишайниками, водорослями, мхами. На склонах оазиса встречаются небольшие колонии пингвинов Адели, гнездятся поморники и снежные буревестники.
Из млекопитающих на побережье в районе станции встречаются тюлени-крабоеды, тюлени Уэдделла, изредка встречаются морские леопарды. Из рыб залив Алашеева населяют многочисленные представители семейства нототениевых.
На территории оазиса много озер. Одно из них, Лагерное, служит источником водоснабжения поселка с забором воды для камбуза, банно-прачечного хозяйства и бытовых нужд. На каменистом берегу озера Лагерного, круглый год покрытого льдом, на четырех высоких сваях установили насосную станцию. От нее к поселку тянется эстакада, на которой в деревянном утепленном коробе уложена труба водопровода.
Во льду озера пробивалась лунка, в которую опускался электрический ТЭН. Закачка воды осуществлялась насосом по трубопроводу в утепленном коробе, проложенному от озера.
Воду в жилые дома привозили в утепленном балке в цистерне емкостью 14 м3 оборудованной насосом.
12 января 1962 г. в залив Алашеева снова зашел д/э_«Обь» с грузом для строительства новой станции.
Два самолета перевезли на берег с борта судна все необходимое для строительства временного лагеря, а на следующий день, на берег сошел геолого-геодезический отряд и группа строителей под руководством опытного полярника В. С. Сидорова.
Василий Семёнович Сидоров (1925—1999) – участник арктических и антарктических экспедиций.
Окончил в 1948 году Ленинградское арктическое училище, по окончанию которого был направлен на работу в Арктику. В 1956 году стал сотрудником ААНИИ, где проработал до 1990 года.
Принимал участие в работе шести дрейфующих полярных станций «Северный полюс», а в течение 1957—1979 годов – в шести САЭ: 3—й, 5—й, 7—й, 8—й, 15—й и 22—й.
Был начальником станций «Комсомольская», «Восток», «Молодёжная» и «Мирный».
В первые дни работы отряды разместились в 15 палатках типа КАПШ. (рисунок А.М.Козловского)
Строители заложили фундаменты жилого дома и дизельной электростанции, а к середине марта построили аэрологический и три магнитных павильона.
Все жилые и служебные палатки были электрифицированы. В них установили судовые электропечи, вскоре начала работать электрическая кухня, а из ближайшего пресного озера по водопроводу в поселок стала поступать вода.
Радиостанция поддерживала прямую связь с Мирным и Новолазаревской.
23 февраля 1962 года над станцией был поднят государственный флаг Советского Союза.
В связи с тяжелой ледовой обстановкой д/э «Обь» только 18 марта смог подойти к ледяному причалу для выгрузки основных грузов. Разгрузка судна продолжалась до 30 марта.
Сезонным отрядом 7-й САЭ были выполнены аэрофотосъемочные, геологические, гравиметрические и гидрографические работы в районе новой станции.
В результате аэрофотосъёмочных работ была заснята береговая полоса Земли Эндерби шириной 100 км, что позволило составить точную топографическую карту побережья. По материалам аэрофотосъемки и наземных астрономо-геодезических и гидрографических работ были составлены новые карты Земли Эндерби. На карте появились гора Городкова, мыс Гранат, остров Дубинина и другие географические объекты.
Морской отряд провел комплексные океанографические исследования и геофизические наблюдения.
Приближалась зима. Новая станция была еще недостаточно оборудована и снабжена. Поэтому 31 марта 1962 г. ввиду позднего осеннего времени и необходимости выхода судна в район станции Лазарев было принято решение о временной консервации станции Молодежная.
Таким образом, в год своего создания станция Молодежная действовала только в летний сезон.
Намеченный для первой зимовки на станции Молодежная коллектив полярников во главе с В. Сидоровым на д/э «Обь» покинул берега Земли Эндерби.
Открытие станции Молодежная (рисунок А.М.Козловского)
8—я САЭ. Экспедицию возглавил М. М. Сомов.
Станция Молодежная расположена в небольшом прибрежном оазисе, в 0,5 – 0,6 км от побережья. Окрестности представляют собой холмистую местность с грядами свободными ото льда и снега, горных пород, разобщенных заснеженными впадинами.
Вторично открыли станцию Молодежная участники Восьмой САЭ. 14 января 1963 г. из Мирного в Молодежную на двух самолетах АН-6 вылетела первая группа полярников из 12 человек для расконсервации станции и подготовки ВПП для самолетов ИЛ—12 и ИЛ—14. Перелет по трассе Мирный—Молодежная протяженностью около 2000 км на самолетах, обладающих сравнительно небольшим радиусом действия, советские летчики осуществляли впервые (дальность действия АН-6 – 1600 км).
Полярники провели расконсервацию радиотехнического и электросилового оборудования. На ледниковом куполе в 8—10 км от станции подготовили ВПП для приема самолетов.
14 января 1963 года считается днем создания постоянно действующей станции Молодежная.
Через неделю из Мирного на станцию прилетели 2 самолета, доставившие строителей, продовольствие, инструменты и все необходимое для строительных работ.
Большинство палаток КАПШ, оставшихся от предыдущей экспедиции, сохранились, но они были забиты снегом, метеобудки были разрушены.
В феврале в залив Алашеева к «причалу» станции подошел д/э «Обь», началась разгрузка судна на припай. Были выгружены два трактора С-100, трактор С-80, вездеход ГАЗ-47, продукты и металлоконструкции. Трактор С-80 при повторном заходе под погрузку уклонился от рекомендованной трассы, попал в трещину и утонул.
В период разгрузки д/э «Обь» строительные работы на станции не прекращались.
В 130 км на удалении от берега на полуострове Вернардского в горах на озере Ричардсона (в 240 км от станции Молодежная) расположился лагерь геологического отряда. Транспортное обеспечение работ отряда проводилось двумя самолетами типа АН—6.
Лагерь состоял из 7 установленных на льду озера палаток типа КАПШ—1. Для приготовления пищи и обогрева использовали газ пропан—бутан.
Озеро Лагерное. Станция Молодежная. Вдапи виднеется Гора Вечерняя
Работы проводились с февраля по март 1963 года. Собранный материал позволил составить геологическую картину района.
К концу февраля строительство основных станционных объектов станции было завершено и полярники переселились из палаток в дома. Установлены фундаменты жилого дома и дизельной электростанции. Зимовать на станции Молодежной остались восемь человек: начальник станции П.Т.Морозов, пятеро участников основного зимовочного состава (для проведения наблюдений по метеорологии, актинометрии, прибрежной гидрологии, радиокомпарированию) и три члена строительного отряда.
Первая зимовка на станции Молодежной показала, что физико-географическое положение станции и ее метеорологические условия вполне удовлетворяют требованиям, предъявляемым к антарктическим станциям:
– станция имеет возможность организации мест для выгрузки судов и аэродрома для тяжелых самолетов;
– удобный выход на ледниковый купол;
– относительно благоприятные метеорологические условия в весенне-летний период.
Карта района Молодежной 11—12 САЭ (рисунок А.М.Козловского)