20 января 1980 г. Советский лайнер «Эстония» с участниками 25—ой Советской Антарктической экспедиции (САЭ) отошел от причала порта Риги и взял курс к берегам далекой Антарктиды.
Рижский причал – окраина нашей Родины, постепенно удаляется, с каждой милей приближая нас к далекому южному континенту
Пассажирский лайнер «Эстония»
Пересекли нулевой меридиан. Море спокойно. Пассажиров окутала какая-то грусть, которую каждый пытается скрыть – дом-то с каждым часом отдаляется все дальше и дальше… и надолго.
Северное море. Море мелкое. Период волны короткий, и она вызывает неприятные ощущения тряски на телеге по булыжной мостовой. Плавание в Северном море трудное для судов всех видов. Оно никогда не обещает спокойствия даже в хорошую погоду.
На горизонте в дымке показалась острая вершина пика Тэйда. Она выглядывает из нависшего над океаном нагромождения облаков.
Тенерифе («снежная гора») – так назвали остров еще сотни лет назад гуанчи – древние жители Канарских островов. Пик Тейде – это первое, что видишь, приближаясь к острову. По мере приближения теплохода к острову, вулкан растает на наших глазах и кажется, что вулкан – это и есть весь остров.
Вулкан Тейде величаво возвышается над океаном и до сих пор служит мореплавателям ориентиром.
Пик Тейде посетили Колумб и Джеймс Кук. Пиком Тейде восхищался Чарльз Дарвин:
«Мы видели, как солнце, показавшись из-за причудливых скал острова Гран Канария, вдруг озарило Тенерифский пик, между тем, как низкие части острова все еще скрывались за кудрявыми облаками. Пик Тенерифе, видневшийся между облаками, казался не принадлежащим этому миру».
Канарские острова состоят из семи крупных обитаемых островов и нескольких маленьких. В их центре самый крупный остров – Гран Канария. На побережье островов температура воздуха зимой редко отклоняется от отметки в 20 °С.
Медленно наше судно приближается к городу-порту Санта Крус.
Пассажиры нашего судна с фотоаппаратами спешат запечатлеть величавую панораму острова. Горы, горы и лишь местами в разрывах гористого берега просматриваются поселения-лилипуты – популярные курорты заселенные в основном отдыхающими европейцами.
28 января 1980 г.
Санта Крус де Тенерифе – окружен горной цепью. Город лежит на пологом склоне гор, спускаясь к гавани в северо-восточной части острова.
К нашему судну, как мухи на мед, слетелись многочисленные суденышки, загруженные продуктовыми грузами (картошкой, пивом, фруктами, соками и пр.), предварительно заказанными для наших полярных станций.
Площадь Испании является главной площадью в центре города. Центральный элемент площади – Памятник павшим. Это башня в форме креста со смотровой площадкой наверху. В основании памятника разместилась подземная часовня.
Раз в году, в феврале или марте, в столице Тенерифе Санта Крус проходит карнавал, который считается одним из самых больших и красочных карнавалов в Европе.
На праздник в Санта Крус приезжают жители всех островов и европейцы, причем не только для того, чтобы просто лицезреть действо, но и принять в нем самое активное участие.
На третий лень мы покидаем этот прекрасный остров, посреди океана и на котором проживает вечное лето.
Небосклон за кормой черным покрывалом накрывает город. Это не тучи, это копоть от нефтеперерабатывающих заводов.
Остров скрылся в вечерней дымке, постепенно погасли мерцающие светлячки горизонта. Еще долго в уходящей мгле были видны газовые факелы.
4 февраля 1980 года. Утром теплоход «Эстония» пересек экватор
По морскому обычаю на судне праздник Нептуна.
Остался позади тропик Козерога – самая южная широта, на которой солнце в полдень поднимается в зенит. Жара с каждым днем начала спадать, вечерами становилось прохладнее.
Весна южного полушария встретила наше судно полосой тропических дождей и шквалов. Издалека идущая зыбь раскачивала судно. Эта зыбь – отголосок где-то бушующего шторма Она шла со стороны центральной Атлантики.
Стоя на нижней кормовой палубе, в первые мгновения испытываешь мимолетный ужас, когда судно проваливается в водную бездну. Затем перед тобой поднимается громадная водная масса высотой выше судна, мгновения – и стена опускается. Виден окружающий горизонт, и ты поднимаешься над ним.
Но это ненадолго – судно опять плавно проваливается в перламутровую бездну, и ощущаешь, как палуба уходит у тебя из-под ног.
Игра в «козла» в тропиках
Пересекаем Атлантику по маршруту Колумба
Ветер стихает. Влажное жаркое пекло охватывает все окружающее, заставляя вспомнить лесную прохладу и те милые прохладные края, откуда мы родом.
Воздух напоминает перегретый пар. Кажется, что ты находишься в парилке плохо протопленной бани и если взять воздух в ладони, то можно выжимать его, как белье при стирке.
Удивительная ночь! Безбрежный океан вокруг тихо шелестит волнами, нежась в ласковом свете звёзд. Ночь не темная, а черная. Звезды стали крупнее и ярче. И кажется, что они неестественно большие и как бы ближе к нам, а Большая Медведица выглядит перевёрнутой наоборот!
Где-то потерялась Полярная звезда, и ее место занял Южный Крест – символ Южного полушария. Это созвездие в очень черные ночи подсказывает путь судну. Южный Крест относится к созвездиям, которые видны только в Южном полушарии. Он помогает ориентироваться ночью судам и указывает направление.
Привычная для Северного полушария Большая Медведица растаяла за кормой.
12 февраля 1980 года. Буэнос Айрес (Аргентина)
Буэнос Айрес.
В первый день мы просто растерялись. Еще бы – ведь это огромный, шумный и невероятно большой город – центр Аргентины, жемчужина Южной Америки, здесь жизнь бьет мощным ярким потоком. На второй и третий – мы уже не таращили глаза, а слушали и внимательно с любопытством рассматривали местных приветливых «аборигенов».
«Мыслитель» – одна из самых известных скульптурных работ Огюста Родена. Оригинал скульптуры экспонируется в музее Родена в Париже. Справа -Парламент
Хосе Франсиско де сан Мартин. Возглавлял первое правительство Аргентины
Южная Атлантика – это северная Антарктика. Это Южное полушарие, здесь все наоборот – перепутались времена года, солнце движется по небосводу против часовой стрелки.
Пересекаем пролив Дрейка— самый широкий пролив на Земле. В самой узкой части его ширина составляет не менее 820 км. А также самый глубокий, с глубинами более 5000 м.
Громадные волны то высоко поднимают, а затем плавно опускают в бездну наше судно как на гигантских качелях.
Появились стаи антарктических птиц – гигантские буревестники, много капских голубей, которых моряки ласково называют «пеструшками», много мелких птиц – качурок (морские ласточки). За кормой в тумане «неподвижно» висят альбатросы.
Альбатросы – океанические скитальцы неподвижно висят над судном. Лишь иногда, слегка шевельнув своими громадными крыльями, они как бы растворяются в тумане. Альбатросы кормятся, отдыхают и даже спят в открытом океане.
Идем полным ходом. Встречный ветер гонит большую волну с белыми барашками – приближается шторм. На нас повеяло дыханием Антарктиды. Похолодало. Входим в 40-е широты. Одеваемся теплее.
Южные Шетландские острова тянутся параллельно Антарктическому полуострову на протяжении полутора тысяч километров. Наша цель только один из них – остров Короля Георга, в самой середине архипелага.
Антарктическое лето очень короткое и приходится торопиться. Осень уже наступает на пятки.
«Забежав» на денек к острову Короля Георга, т/х «Эстония», навестив станцию Беллинсгаузена, поспешил на восток – к станции Молодежная
Остров Короля Георга. Бухта Ардли. Станция Беллинсгаузена
Часовые Антарктиды
Встреча с НЭС «Сомовым»
В Южном полушарии Южный океан соседствует с другими океанами и являет собой совокупность южных окраин Тихого, Атлантического и Индийского океанов, окружающих Антарктиду.
Воды Южного океана омывают только один материк – Антарктиду. Его нередко выделяют как «пятый океан», состоящий из 13 морей у берегов Антарктиды. Т/х «Эстонии» по пути к станции Молодежная предстоит пересечь пять из них – моря Скоша, Уэдделла, Лазарева, Рисер-Ларсена, Космонавтов.
На горизонте показалась черная точка. Это в месте назначенной встречи нас дожидался д/э «Михаил Сомов». Он проведет наше судно через припай к Молодежной.
Это внушительное рабочее судно. Вся палуба на «Сомове» заставлена грузами: контейнеры, фюзеляжи самолетов, огромные снегоходы.
Швартовка
Теперь уже без бинокля можно было разглядеть тех, кто с таким же вниманием разглядывал нас с «Сомова». Многие узнавали товарищей, кричали, размахивали шапками.
Как в космосе челночный корабль стыкуется с орбитальной станцией, так «Эстония» медленно метр за метром приблизилась к ледяному причалу.
«Эстония» швартуется к ледяному припаю станции Молодежная.
Ветер изменился, во льдах появились разводья, ледовая обстановка явно улучшается. Космические снимки показывают: чистая вода всего в нескольких километрах к югу. «Сомов» покинул нас. Мы снова в движении. Наконец получены ледовые рекомендации из Молодежной. Торопливо проскальзываем мимо причудливых айсбергов, любуясь их грациозностью и ультрамариновыми пещерами у их основания. Мы в заливе Алашеева у цели нашего путешествия. Перед нами невысокий ледяной барьер – причал станции Молодежная.
Прибывшие на «Эстонии» участники экспедиции с мешками и чемоданами погрузились в местные «такси» и отправились к поселку с названием «Советская антарктическая станция Молодежная».
С грустью мы покидали гостеприимное судно
«Эстония» у причала станции Молодежная
Ходжа Ахмедов Чингиз Лутфиевич – начальник отряда геофизиков (участник 12, 18, 25, 32 САЭ), Ромашов Юрий Иванович – геофизик (участник 15, 18. 22,2 5, 31 САЭ)
«Избушка» на краю Земли