«Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей», – отмечено в Большом энциклопедическом словаре. Моделирование представляет собой одну из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования – как теоретический, при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели, так и экспериментальный, использующий предметные модели. В философской литературе (В. Л. Алтухов, Е. П. Брызгалов, А. Н. Дахин и др.) подчеркивается, что моделирование включает в себя:
• понимание устройства конкретной системы, ее структуры, свойств, законов развития и взаимодействия с окружающим миром;
• управление системой, определение наилучших способов управления при заданных целях и критериях;
• прогнозирование прямых и косвенных последствий реализации заданных способов и форм воздействия на систему.
Отсюда следует, что моделирование как метод познания дает возможность глубже проникнуть в сущность изучаемых процессов или явлений, обнаружить внутреннюю логику их функционирования, имея целью найти пути управления изучаемыми процессами и как итог – прогнозировать достижение желаемого результата. Отметим данное философское толкование понятия моделирования как исходное при изложении всего материала задуманной работы.
Являясь одним из методов научного исследования, моделирование широко применяется в педагогике. Метод моделирования интегративный, что является очень значимой для педагогики характеристикой, так как он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, то есть сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. В педагогической науке метод моделирования обоснован в трудах В. Г. Афанасьева, В. П. Беспалько,
A. И. Богатырева, В. А. Веникова, Б. А. Глинского, Н. Н. Кондакова, B. В. Краевского, И. Б. Новик, И. М. Устиновой, Г. В. Суходольского, В. А. Штоффа и др.
В учебном курсе педагогики моделирование рассматривается обычно в разделе «Методы научно-педагогического исследования». Интересно проследить историю возникновения этого раздела и его содержания во временном пространстве, поскольку наличие определенных положений любого учебника наглядно раскрывает путь становления педагогики как науки и развития ее теоретического содержания. Например, в учебнике Б. П. Есипова и Н. К. Гончарова «Педагогика» 1946 года нет вообще упоминаний о методах педагогического исследования. Нет такого раздела и в учебнике Н. К. Гончарова «Основы педагогики», изданного в 1947 году. Впервые он появляется в учебнике «Педагогика» под редакцией И. А. Каирова 1948 года, где в разделе «Источники педагогической науки и методы научно-педагогического исследования» представлены методы: наблюдение, эксперимент, изучение школьной документации, изучение детских работ, беседа, и указывается на «необходимость их применения в совокупности». Учебники всех последующих лет уже имеют данный раздел, постоянно расширяя и уточняя его содержание. Так, в учебнике «Педагогика» П. Н. Шимбирева и И. Т. Огородникова 1954 года его материал дополняется методом изучения документов и архивов. В учебнике «Педагогика» 1968 года И. Т. Огородникова в группу методов научно-педагогического исследования включено «применение технических и математических средств», а в учебнике Н. В. Савина выделены методы опроса и «метод сравнительного анализа воспитания в различных странах мира» (1978 г.). В том же году вышедший совместный труд АПН СССР и АПН ГДР по педагогике содержит, кроме вышеуказанных, при описании методов теоретического анализа, индукции и дедукции, методов математической статистики метод «математико-кибернетического моделирования» с указанием, что здесь «педагогика стоит еще в начале пути» (с. 137). Более полное описание методов научно-педагогического исследования представлено в учебнике Ю. К. Бабанского (1983 г.). Здесь они рассматриваются уже как система методов педагогических исследований (с. 26–32). Кроме названных (наблюдение, беседа, анкетирование, ознакомление с продуктами деятельности учащихся – письменными, творческими и графическими работами – и учебной документацией), здесь дается описание естественного и лабораторного эксперимента и впервые подробно рассматриваются математические методы исследования, применяемые в процессе изучения педагогических проблем: регистрация, ранжирование, шкалирование, применение метода средних величин и статистические методы. Существенно дополняет анализируемую область учебник по педагогике, вышедший спустя 5 лет, в 1988 году, подготовленный авторитетным авторским коллективом (Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, Н. А. Сорокин, Т. Н. Мальковская, Е. П. Белозерцов, В. А. Поляков, Д. М. Гришин). В нем в состав методов исследования включены еще и метод рейтинга, метод обобщения независимых характеристик (метод педагогического консилиума), метод графов. Почти все они повторяются в учебнике И. Ф. Харламова, изданного в 1990 году, в котором представлены такие методы исследования, как изучение и обобщение передового педагогического опыта, метод исследовательской беседы.
А где же моделирование? Но вот она приятная неожиданность! Открываем учебник «Педагогика» под редакцией С. П. Баранова 1981 года издания и на странице 26–27, среди указанных ранее методов исследования, находим отдельный абзац: «Моделирование – это материальное или мысленное имитирование реально существующей педагогической системы путем создания специальных аналогов (моделей), в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы. С помощью моделирования возможно отвлечение от таких свойств системы, которые выступают как несущественные в данном конкретном отношении. Прибегая к моделированию, педагог-исследователь имеет возможность перейти от аналитического изучения отдельных свойств, форм и процессов к синтетическому познанию целостных систем в контролируемых условиях». Последняя фраза в определенной степени раскрывает логику построения любого исследования путем последовательных этапов, объединенных поставленной исследователем целью. Совсем не случайным является включение автором данного учебника в курс педагогики метода моделирования, поскольку научные интересы профессора С. П. Баранова были связаны с обоснованием гносеологических основ теории обучения, в которых особое место занимает проблема соотношения модели и оригинала в познавательной деятельности ребенка младшего школьного возраста.
Наиболее глубоко, всесторонне и полно рассмотрены сегодня методы педагогического исследования в трехтомном труде И. П. Подласого. Интересующийся и думающий читатель всегда найдет в его учебниках новую информацию. Раздел, посвященный описанию методов исследования, занимает значительное место, и в нем выделен особо, наряду с другими, метод моделирования (см. с. 457–458). Выберем из всего текста то главное, что применимо к изложению материала данной работы, а именно: «Моделирование – это метод создания и исследования моделей. Главное его преимущество – целостность представления информации».
Следуя этому положению, попытаемся рассмотреть педагогическую практику как модель практической подготовки будущего учителя к самостоятельной профессиональной деятельности в процессе вузовского обучения, чтобы оценить ее правомерность и жизнеспособность с учетом глобальных изменений всех ступеней образования – от дошкольной системы до высшей школы, которые неизбежны в условиях нового информационного мира. Для этого обратимся к пониманию логики конструирования этой модели, анализу принципов управления ею и прогнозированию путей возможного ее развития через оптимальное сопряжение инновационных перемен и многолетних традиций.