Примечания

1

Frans B.M. de Waal. The End of Nature versus Nurture. – «Scientific American», December 1999. P. 94–99.

2

Одну из своих книг он назвал «Политика шимпанзе»: Frans B.M. de Waal. Chimpanzee Politics: Power and Sex among Apes. Baltimore: Jons Hopkins University Press, 1989. В ней описывается, в частности, борьба за статус, которую он наблюдал в колонии шимпанзе, живущей в неволе. Самцы шимпанзе образовывали коалиции, плели интриги и предавали друг друга. Они отчетливо демонстрировали эмоции, напоминающие гордость и ярость, в зависимости от того, признавался или нет их ранг в колонии их собратьями.

3

Frans B.M. de Waal. The End of Nature versus Nurture, p. 96.

4

Ibid., p. 99.

5

F. Fukuyama. «Our Posthuman Future: Consequences of the Biotechnology Revolution» Farrar, Straus and Giroux, N.Y., 2002. Далее сноски на эту книгу будут приводиться в самом тексте.

6

Хаксли О. О дивный новый мир // Утопия и антиутопия XX века. М.: Прогресс, 1990. С. 300.

7

См., напр.: Ашмарин И., Юдин Б. Основы гуманитарной экспертизы // Человек. 1997. № 3. С. 76–85.

8

Этой теме – различению между лечением и совершенствованием, улучшением человека – посвящен один из (апрель 2002 г.) докладов, подготовленных Президентским советом по биоэтике США. См.: Distinguishing Therapy and Enhancement. Staff Working Paper, (http://www.bioethics.gov/) «Счастливые души: биотехнология и погоня за совершенством».

9

Robert H. Frank. Choosing the Right Pond: Human Behavior and the Quest for Status. Oxford, Oxford University Press, 1985. Р. 21–25.

10

На мой взгляд, Фукуяма не прав в своем пренебрежительном отношении к методам формирующего воздействия на личность, осуществляемого на социальном и социально-психологическом уровне. Эти методы, замечу еще раз, отнюдь не исчерпали своего потенциала, и их конкуренция с методами биологического воздействия, несомненно, будет стимулировать их интенсивное развитие. Никоим образом не следует считать отошедшими в прошлое и проекты социального (в противовес биотехнологическому) конструирования человека.

11

См. в этой связи также статьи Дж. Харриса «Сканирование горизонта. Этические проблемы бессмертия» и Л. Кеннеди «Что сулит нам продление жизни?» в журнале «Человек» (2002. № 3).

12

В рабочем докладе «Этические аспекты выбора пола», подготовленном аппаратом Совета по биоэтике при Президенте США (январь 2003 г.), приводятся несколько другие данные: Венесуэла – 107,5; Югославия – 108,6; Египет – 108,7; Гонконг – 109,7; Южная Корея – 110; Пакистан – 110,9; Дели, Индия – 117; Китай – 117; Куба – 118; в Азербайджане, Армении и Грузии эта величина достигает 120. Авторы доклада считают, что, если соотношение количества мальчиков и девочек при рождении превышает 106 к 100, это свидетельствует о реальном применении практики выбора пола. См.: Staff Working Paper. Ethical Aspects of Sex Control (http://www.bioethics.gov/)

13

См. в этой связи, напр., материалы Круглого стола «Психологическая диагностика в системе образования и права ребенка» (Человек. 2000. № 6; 2001. № 1).

14

См.: Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., Медиум, 1995.

15

См.: Фромм Э. Здоровое общество // Психоанализ и культура. Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М., 1995. С. 497.

16

Там же. С. 497.

17

Там же. С. 490.

18

Фролов И.Т. Избранные труды в трех томах. Том 3. О человеке и гуманизме. М.: Наука, 2003. С. 746. Все ссылки на работы И.Т. Фролова даются по этому изданию.

19

См.: Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. С. 17.

20

Фролов И.Т. Указ. соч. С. 38–39.

21

Фромм Э. Иметь или быть? С. 180.

22

Фролов И.Т. Указан. соч. С. 764.

23

Там же. С. 764.

24

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. С. 24.

25

Фролов И.Т. Указ. соч. С. 19–20.

26

Там же. С. 20.

27

Фромм Э. Психоналаз и этика. М.: Республика, 1993. С. 261.

28

Фролов И.Т. Указ. соч. С. 24.

29

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. С. 90.

Загрузка...