До сих пор не разъяснено еще окончательно, кто именно был первый самозванец. Некоторые думают, что явившийся в Польше царевич Дмитрий, был дерзкий самозванец и полагают, что на самом деле он был беглым иноком Гришкой Отрепьевым, родом из мелких дворян. Но вернее предполагают, что бояре, враги Бориса, убедили кого-нибудь безродного, но честолюбивого и предприимчивого юношу в том, что он царевич Дмитрий, и тот с полной верой в правоту своего дела шел на Бориса. С другой стороны, несомненно, что истинный царевич Дмитрий был убит в Угличе и соперником Бориса был Лжедмитрий, хотя сам и не сознавал этого (В. Д. Сиповский. Родная старина. Выпуск 11, 1862. С. 318).
Кто был этот второй Лжедмитрий – трудно сказать по разноречивости известий о нем. По наиболее вероятному сказанию, он был родом из Стародуба, по происхождению попович. Во всяком случае, это был хитрый и смелый самозванец.
Прежде боярин Феодор Никитич Романов. В царствование сына его, Михаила Феодоровича, он получил сан патриарха всероссийского.
Так назывались в старину монахи, заведовавшие монастырскими вотчинами и всеми недуховными делами. Авраамий Палицын, происходивший из знатного рода, известен еще и тем, что составил описание печальных событий, происходивших в Русской земле в его время, и особенно осады Троице-Сергиева монастыря.
См.: Приложение I. С. 66.
См.: Приложение II. С. 67.
Родоначальник князей Стародубских был Иван Всеволодович, сын великого князя Всеволода Большое Гнездо, получивший в 1236 году от брата своего, великого князя Ярослава Всеволодовича, город Стародуб на Клязьме, в Суздальской области (в 12–14 верстах от теперешнего уездного города Коврова, Владимирской губернии).
Минин жил в Благовещенской слободе, в приходе Рождества святого Иоанна Предтечи.
В царствование Алексея Михайловича тело патриарха Гермогена перенесено (в 1652 году) из Чудова монастыря в Успенский собор и с большим торжеством поставлено поверх земли.
Вспомним о состоянии тогдашних путей сообщения и о многих других препятствиях, какие всегда являются в военное и притом смутное время. Ни почт, ни телеграфов в то время не было, и все сношения производились чрез нарочных, успевавших служить с истинной отвагой и преданностью.
У грамоты находятся подписи, из которых мы узнаем начальных людей рати. Несмотря на то что главным вождем ополчения был избран Пожарский, первые места уступлены людям, превышавшим главного вождя саном. Первая подпись принадлежит боярину Морозову, вторая – боярину князю Владимиру Тимофеевичу Долгорукому, третья – окольничему Головину, четвертая – князю Ивану Никитичу Одоевскому, пятая – князю Пронскому, шестая – князю Волконскому, седьмая – Матвею Плещееву, восьмая – князю Львову, девятая – Мирону Вельяминову, десятая – уже князю Пожарскому; на пятнадцатом месте читаем: «В выборного человека всею землею, в Козмино место Минина князь Пожарский руку приложил». За Мининым следуют еще 34 подписи.
Они пробыли в нижегородском ополчении до самого конца похода, но по возвращении домой их ждала плохая участь: Лукьяна Мясного и Постника Неелова Шульгин совсем уморил в тюрьме, и вообще все они претерпели многие беды и напасти от казанского воеводы.
К пребыванию князя Пожарского в Ростове относится посещение им затворника-прозорливца Иринарха, живущего в Борисоглебском монастыре на Устье. Иринарх, предсказавший Василию Шуйскому бедствия России и нашествие поляков и смерть Сапеги, благословил пришедшего к нему Пожарского крестом и предсказал ему полный успех, чем весьма ободрил его дух. По окончании своего славного подвига князь Пожарский возвратил Иринарху крест и в знак уважения и благодарности к нему освободил Борисоглебский монастырь от доставления припасов, собираемых от всех по случаю войны.
В этой схватке за Минина был убит племянник его, бывшей с ним в ополчении.
Теперь это Казанский собор, находящийся на Кремлевской площади против кремлевских Никольских ворот. В память избавления Москвы от поляков в 1613 году установлено совершать ежегодно 22 октября в Москве празднование иконы Богоматери с крестным ходом, который первоначально совершаем был в церковь Введения Божьей Матери на Лубянке, где находился дом князя Пожарского; когда же иждивением этого князя построен был Казанский собор, крестный ход стали совершать (и совершают до сих пор!) в этот собор. Сюда же в 1633 году перенесена самим князем из его дома Казанская икона Богоматери, бывшая с ним в походах.
Эти сказания дороги как свидетельства, что и русским людям XVII века вовсе не было чуждо сочувствие к истинно благородным человеческим поступкам.