Бабель И. Конармия // Бабель И. Избранное. М.: Гослитиздат, 1957.
Толстой А. Н. Петр Первый. Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М., 1959.
Булгаков М. А. Собачье сердце // Булгаков М. А. Избранное. М., 1992.
Данное предисловие относится к 2008 г. – Прим. ред. 2018 г.
Оканчивать слова или фразы этим «с» сделалось сначала обычаем «простых людей». «С» – это обращение, т. е. «сударь» или «сударыня». Впоследствии и дворяне, кокетничая, стали подражать этому народному обычаю.
Островский А. Н. Доходное место. Полн. собр. соч. в 16 т. Т. 2. М., 1950.
Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 году // Сын отечества. Часть III, № 7. 1842.
Герберштейн С. Московия. М., 2007.
Штаден Г. О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. М., 1925.
Ульфельд Я. Путешествие в Россию датского посланника Якова Ульфельда в XVI в. М., 1889.
Фан-Кленк К. Посольство Кунрада Фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу. СПб., 1900.
Акунин Б. Алтын-толобас. М., 2003.
Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М., 2007.
Стрейс Я. Я. Три путешествия. М., 1935.
Смолицкие В. и Г. История одного песенного сюжета // Народное творчество. – 2003. – № 6.
Пушкин А. С. Собр. соч. в X т. Т. III. М., 1949.
Здесь и далее приводятся именно песни про Степана Разина. Они несколько отличаются от исходных текстов, но сути это не меняет.
Опять же, если верить ставшему в России вдруг безумно популярным «воровскому» фольклору.
Большая Советская Энциклопедия. Вып. 2. Т. 29. М., 1954.
Навроцкий А. А. Утес Стеньки Разина // Любимые песни и романсы. СПб., 2002.
Горький М. Челкаш // Горький М. Рассказы. Очерки. Воспоминания. Пьесы. М., 1975.
Солженицын А. И. Малое собрание сочинений (в 8 тт). М., 1990–91.
Шаламов В. Т. Колымские рассказы. М., 2007.
Герман Ю. Один год. Л., 1965.
Рыдзевская Е. А. Русь и Скандинавия. IX–XIV вв. М., Наука, 1978.
Гаркави А. Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских (с половины VII в. до конца Х в. по Р. Х.). СПб.: Сытин, 1870.
В Норвегии по сей день живы мрачные легенды о том, как жители берега истребляли поголовно всех спасшихся после кораблекрушения: именно для того, чтобы Ганза ничего не узнала. Так закон оборачивался против тех, кого он должен был защищать.
Кстати, в те суровые времена прибрежное пиратство европейцы тоже не считали преступлением. Эстонский остров Сааремаа немцы называли Осел (Эзель). На этом острове в метельные штормовые ночи на некоторых башнях специально зажигали фонари, чтобы торговые корабли в море принимали огни на разбойничьих башнях за маяки и правили прямо к ним, в руки пиратов.
Известный деятель белого движения барон Роман Федорович Унгерн фон Штернберг любил рассказывать о своем предке, который таким способом заманивал корабли (Демиденко М. Барон Унгерн – белый рыцарь Тибета. М., 2004). (Прим. науч. ред.)
Раффенфельштадтское таможенное установление 906 г. содержит упоминание о русских купцах. (Прим. науч. ред.)
Памятники истории Киевского государства IX–XII вв. Сборник документов, подготовленных к печати Г. Е. Кочиным. Л., Изд-во АН СССР, 1936.
Достоверный факт: германский архитектор, построивший один из храмов Кракова, не смог вовремя отдать ссуду. Он не отказывался от долга, только просил отсрочки. И тогда по приговору суда мастер, построивший прекрасный храм, был ослеплен. Рукой палача ему на базарной площади выжгли оба глаза раскаленным прутом. Естественно, после этого заимодавец уж точно не получил обратно своих денег. (Прим. науч. ред.)
Сенкевич Г. Огнем и мечом. М., 1993.
Сенкевич Г. Потоп. Собр. соч. в 9 т. Т. 3. М., 1984.
Там же.