Чудесного белого коня с единым золотым рогом на лбу можно считать одним из символов европейской культуры. Его изображения украшают как средневековые гобелены, так и современные издания романов фэнтези. Откуда он взялся?
Автором текста, содержащего первое упоминание о единороге, был один выдающийся эллин. Звали его Ктесий, сын Ктесиоха, или Ктесий Книдский. Он родился в конце V века до нашей эры. Был врачом, младшим современником знаменитого Гиппократа. Точно известно, что Ктесий больше пятнадцати лет провел в Персии, где служил придворным лекарем. Затем он вернулся к себе на родину и написал две объемистые книги – «Персика» и «Индика». В «Индике» и содержался рассказ о единороге, давший начало долгой жизни этого чудесного животного в мифах и сказках разных европейских стран.
Таким представляли единорога в Средневековье
После Ктесия о единороге писали многие. В «Истории животных» Аристотеля было упоминание об «индикое овос моноцерос» – индийском однорогом баране. В «Естественной истории» Плиния Старшего был описан зверь монокерос, имеющий голову оленя, ноги слона, общую форму лошади и прямой черный рог посередине лба.
Есть еще одна древняя книга, на страницах которой тоже можно обнаружить единорога. Речь идет о Библии – не больше и не меньше. В тридцать девятой главе Книги Иова читаем: «Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобой поле?». Книга Иова была написана в V веке до н. э., а «Индика» Ктесия Книдского – в IV, то есть на столетие позже. Значит, библейский единорог старше. Может быть, это он стал прародителем средневековых легенд?
Оказывается, нет. Дело в том, что слова, которое можно было бы перевести буквально как «единорог», в древнееврейском Священном Писании не было. Был там зверь рээм. Определенно известно было только, что он очень большого размера. В старинных иудейских легендах говорится, что на Земле одновременно может жить всего одна пара травоядных рээмов, так как большее количество уже не прокормится. Они встречаются раз в семьдесят лет, спариваются, после чего самка кусает самца, и он умирает. Когда у рээмихи рождается разнополая двойня, она тоже умирает. Таким образом, количество рээмов на Земле остается неизменным. Во время Великого потопа Ной не смог взять рээмов в ковчег по причине их огромности. Но не бросать же их! Он привязал животных к корме, и они поплыли следом.
Единорога можно увидеть и на небе – так названо одно из созвездий
О наличии у рээмов рогов, а также об их количестве никакой определенности в древних еврейских текстах нет.
В III веке до н. э. Ветхий Завет был впервые переведен с древнееврейского языка на греческий. Тогда-то и появился библейский единорог в результате слишком вольной трактовки слова «рээм», допущенной неизвестным древним переводчиком.
В Средние века единорог приобрел свой окончательный внешний вид, а также преисполнился глубокого символического значения. Последнее произошло благодаря «Физиологу», одной из самых знаменитых первых христианских книг.
«Физиолог» изначально был написан по-гречески (примерно между II и IV веками и. э.) Никакого отношения к физиологии и к физиологам в современном понимании эта книга не имеет. Наиболее адекватный перевод ее названия – «Нравоописатель». «Физиолог» рассказывает о разных живых существах, растениях и минералах. Описанию каждого персонажа или явления сопутствует нравоучительное толкование в христианском духе. Наряду с описаниями мифических зверей и полулюдей в «Физиологе» есть тексты о самых обычных диких и домашних животных.
Согласно «Физиологу», единорог – это кроткое животное размером с козленка. На лбу у него большой рог, в котором заключена невероятная сила. Никаким охотникам с единорогом не справиться. Есть только один способ поймать его. В лес заводят юную красивую девушку, и восхищенный единорог сам устремляется к ней. Он кладет ей голову на колени и, умиротворенный, засыпает. Охотники легко берут его в плен. Прямо скажем, не очень честный способ охоты. Однако в «Физиологе» эта история имела чисто христианское толкование. Девушка была, разумеется, Дева Мария, а поимка единорога трактовалась как взятие Христа под стражу. Со временем изображение единорога, прильнувшего к Деве, стало излюбленным сюжетом средневековых миниатюр и гобеленов.
В Средние века считалось, что рог единорога помогает при лихорадке, спасает от яда, обезвреживает отравленную воду и любой другой напиток. Поэтому кубки, сделанные из рога единорога чрезвычайно ценились. Да и сам рог тоже. Обычно это была двух-трехметровая, прямая заостренная темная кость с характерной «винтовой нарезкой». Почему-то никого не смущало, что такой рог вряд ли мог принадлежать животному «размером с козленка». Рога единорога хранились как драгоценные реликвии во многих храмах. Из них делали царские посохи и скипетры. Известно, что такой посох был у Ивана Грозного. Измельченный рог единорога применяли в медицине. Обычно за кусочек рога просили в десять раз больше золота, чем весил он сам.
Влюбчивость единорога – его слабое место; этим и пользуются охотники
Сохранились архивные документы о переговорах относительно приобретения трех рогов, которые вел личный врач царя Алексея Михайловича Артман Граман. Врач сообщал царю, что «те роги прямые инроговые из Кронляндской земли, а в Кронляндской земле дикие люди такие рога находят». Сделка не состоялась, по причине дороговизны рогов. Зато мы теперь знаем, где люди брали рога чудесного зверя. В Кронляндской земле. Что же это за волшебная страна такая?
Средневековая миниатюра «Единорог и охотники»
Основными поставщиками рогов единорога в XV–XVII веках были норвежские и датские купцы. Как-то в руках у одного лавочника из Копенгагена оказался не просто рог, а целый череп животного с торчащим из него отростком. Заинтересовавшись, он пригласил натуралиста Оле Ворма, чтобы тот провел исследование. Ученый-зоолог тщательно изучил и обмерил череп и пришел к поразительному выводу. Череп принадлежал какому-то неизвестному китообразному, а «рог единорога» был его видоизмененным зубом! Свое открытие Оле Ворм опубликовал в 1638 году, причем поместил в книге как рисунок обследованного черепа с рогом, так и изображение предполагаемого хозяина, назвав его unicornu marinum – единорог морской.
Редкое китообразное нарвал. Именно его бивень так долго и выдавали за рог мифологического единорога
Через десять лет, в 1648 году другой натуралист – Николас Тульпиус – нашел на берегу британского острова Мэй выброшенное на берег тело китообразного животного с длинным рогом. Он опубликовал его описание в 1672 году. В статье было первое достоверное изображение нарвала, одного из зубатых китообразных, необычный «рог» которого в течение стольких веков морочил людям голову.
Современное научное название этого животного – monodon monoceros L. Его рог – закрученный 2—3-метровый бивень – является видоизмененным верхним левым клыком. Он есть только у самцов. Нарвал – северное животное. Встречается только в области дрейфующих арктических льдов, чаще всего у берегов Гренландии. Кронляндская земля в записке Артмана Грамана, скорее всего, и есть Гренландия, на пустынных берегах которой скандинавские китобои и рыбаки действительно могли находить выброшенные морем бивни.