Загадка происхождения

Рис. 7. Слева – заставка в древней рукописи Мезенского собрания в Пушкинском доме (Институт русской литературы Академии наук СССР) 1820 г., справа – фрагменты рукописных книг


Мезенская роспись считается самой молодой среди северных и в то же время имеет самые древние корни из известных русских росписей. Вот уж где можно смело сказать – мы знаем, что ничего не знаем о ней. Когда, как, из каких истоков возникла мезенская роспись, никто не может сказать точно. Элементы мезенских узоров очень архаичны и специалисты в один голос утверждают, что их корни скрыты во тьме веков. Серьёзных исследований о происхождении мезенской росписи практически нет, но есть множество теорий и версий. Какие-то на грани фантастики, какие-то вполне логичны, но имеют слабые места, одни дополняют друг друга, другие не стыкуются ни с чем. Рассмотрим основные версии.

1. Петроглифы


Рис. 8. Петроглифы


Графичность, такая лаконичность и даже примитивность рисунков, их цветовая сдержанность и чёткость линий навевают мысли о связи мезенской росписи с древними наскальными рисунками первобытных людей. Некоторые узоры напоминают петроглифы Заонежья, Белого моря и скандинавских стран. Там есть похожие олени, люди, лебеди, лодки. А лошадей нет. Лошади есть на Алтайских петроглифах. Зато в беломорских есть рыбы, а в Мезенской традиционной росписи их не рисовали совсем, хотя одним из популярных занятий мезенцев было рыболовство. Да и геометрический орнамент не блещет тем разнообразием, есть спирали, круги и полумесяцы, которые учёные трактуют как солярные и лунные знаки.


Рис. 9. Древняя греческая и этрусская керамика


Мезенские кони и олени мне видятся более похожими на петроглифы Норвегии, писаницы верховьев реки Лены и Прибайкалья. Слабость этой версии в том, что христиане считали петроглифы «от беса», поэтому немного странно выглядел бы факт воспроизведения их на прялках и других повседневно используемых расписных изделиях.

2. Древнегреческие истоки

Сопоставив мезенские орнаменты с греческой росписью геометрического стиля Дипилон, можно отметить их схожесть – форма, терракотово-чёрный построчный орнамент, один из символов в росписи – один в один греческий орнамент… А этрусская керамика VIII в. до н.э. меня просто поразила своим сходством, этрусский конь выглядит как мезенский. Но как это возможно? Через Великий Новгород проходил известный торговый путь «Из Варяг в Греки». Значит, между этими народами существовали торговые отношения, возможно, через потоки товаров шло знакомство с художественными образами. Первые переселенцы на Русском Севере были выходцами из Великого Новгорода, может, здесь кроется ответ? Но можно ли говорить о преемственности? Схожи именно архаичные знаки, а таких много в древней керамике Мексики, Перу, Сирии, искусстве Индии, Индокитая, Средней Азии и других стран.

3. Новгородские корни и резьба по дереву

Существует версия, что у росписи могут быть и новгородские корни. Начало русских поселений в Мезенском крае относится к новгородскому периоду. Есть какое-то внутреннее родство у новгородских и мезенских орнаментов. Деревянные коники Великого Новгорода по очертаниям очень схожи с мезенскими, их тонкие ножки можно связать с резными узорами по дереву. Некоторые ученые считают, что росписи предшествовала контурная и трёхгранно-выемчатая резьба по дереву, распространённая в том числе и в Новгороде. Но другие утверждают, что в этих мезенских краях бытовала скульптурно-зооморфная резьба.

4. СТАРООБРЯДЦЫ

Мезенский край называли оплотом старообрядчества, вот и одна из версий с ним связана. После Никоновских реформ и последовавших гонений старообрядцы начали заселять берега Мезени, бассейна Печоры и её притоков Цильмы и Пижмы. На берегу рек, в этих труднодоступных местах, староверы основывали скиты и поселения, вели богослужения по древним канонам, переписывали книги, писали иконы и занимались ремеслами. Скрывающиеся старообрядцы (скрытники) жили и у сочувствующих им крестьян, которым помогали ткать, вязать, вышивать бисером и расписывать деревянную посуду. Сами скрытники учились живописному мастерству в паломничествах в Олонецкую губернию, где приобщались к карельским и поморским художественным традициям.

Здесь в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Среди прочего на Выге создавали рисованные лубки духовной направленности, расходившиеся по скитам и поселениям старообрядцев. Многие сюжеты и приёмы из них перешли в северные росписи. В Мезенской росписи закрепился сюжет дерева с крупными листами – древа жизни, древа познания. Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, ведь и роспись красными и чёрными цветами на Русском Севере бытовала именно в старообрядческой среде. Кроме того, многие мастера в этих местах, расписывающие деревянные изделия, были ещё переписчиками и оформителями церковных книг.


Рис. 10. Иллюстрация к роману «Раскол» Владимира Личутина. Художник Александр Тярин


В мезенцах действительно намешано немало верований. Большинство из них были стойкими старообрядцами, последователями Аввакума. Прочла в книгах Новикова Анатолия Васильевича (потомка основателя деревни Новикова Игната Ивановича, от чьего рода произошли многие мезенские мастера) о том, что в его роду было немало старообрядцев. При изучении краеведческих материалов Палащелья обратила внимание на своеобразные старинные имена палащельцев – Савватий, Мартемьяна, Аполлос, Капитолина, Андриан, Фелицата, Вавил, Феофания, Анфиноген, Евфимия, Исидор, Анисья, Ювеналий, Манефа, Илларион, Афимья, Модест, Стефан, Параскева, Лазарь, Манефа, Финоген, Пелагея, Малафей, Евмений. Ну чем не старообрядческие имена? Много в мезенцах оставалось и от язычества. Об этом писал в книге «Год на Севере» С. Максимов, а ему с горечью рассказывал местный священник Евграф Калинников в 1856 г.

5. Древнее искусство коми, чуди и угро-финского населения

Соседями и предшественниками русских и коми в этих местах были племена, известные металлопластикой «пермского звериного стиля» (предположительно VII в. до н. э. – XII в. н. э.). Исследователи видят преемственность от них в делении прялки на 3 мира, как на шаманских бляшках – подземный, земной и небесный, а также в части сюжетов.

С чем схожа ещё мезенская роспись?

– С узорами азелинской культуры III – V веков (кони на медных нагрудниках, найденные во время раскопок похожи);

– с узорами вышивки, образцами ткачества народов соседней реки Пинеги, но там тоже использовались архаичные узоры;

– с изображениями на скифских предметах.


Рис. 11. Карта-схема Русского Севера. Деревня Палащелье и ареал распространения мезенской росписи


Роспись красной охрой по дереву была распространена на беломорском севере со времен неолита. На территории Архангельска в раскопе неолитической стоянки «Кузнечиха» в ХХ веке обнаружили деревянную еловую доску (возможно, обломок лодки или весла) с геометрическим орнаментом красной охрой, сделанным в манере, очень напоминающей орнаменты лопастей мезенских прялок. Сходство очевидно, но как могла эта локальная традиция росписи сохраниться до нашего времени?

Возможно, что на мезенскую роспись оказали в разной степени влияние всё перечисленное. От новгородцев в роспись пришли кони, от коми – олени, из петроглифов могли позаимствовать рисунки. И чем дальше по времени, тем сложнее найти прямую связь с росписью. Версий происхождений много, но все соглашаются, что сюжеты росписи носят не бытовой характер, а истоки лежат прежде всего в мифологическом мировоззрении народов древнего Севера.

Возможно, в ней угадывается подлинная древняя мудрость и прямая культурная связь с нашими далёкими предками? Словно они из глубины тысячелетий передают какое-то важное для нас послание.

Загрузка...