А.В. Старшинова, С.Н. Панкова Методология исследования социального развития и благополучия: учебные кейсы и практические задания

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современное образование нацелено на формирование социально и профессионально активной личности. Прежде всего, это происходит на втором уровне академического высшего профессионального образования – на уровне магистратуры, в рамках которой развиваются способности студентов применять знания, умения и личностные качества для последующей профессиональной деятельности в определенной области. Набор этих качеств или ключевых компетенций определяется в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (далее – ФГОС ВО), и именно ключевые компетенции определяют содержание образовательного процесса, иными словами, результаты обучения. Содержательно компетенции зависят от специфики области деятельности. Одновременно ФГОС ВО устанавливает виды профессиональной деятельности, которые магистром могут быть реализованы в определенной сфере или области. Например, для направления «Социальная работа» определены следующие виды профессиональной деятельности: научно-исследовательская, организационно-управленческая, научно-педагогическая, социально-проектная и социальнотехнологическая. По логике разработчиков ФГОС ВО, любая профессиональная деятельность реализуется через осуществление ряда профессиональных задач. Так, в ходе научно-исследовательской деятельности магистры, обучающиеся по направлению «Социальная работа», решают следующие профессиональные задачи:

1. Теоретическое обоснование научных методов исследования.

2. Организация, получение, обработка, интерпретация и хранение научной информации по проблемам социальной работы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

3. Проведение самостоятельных, творческих исследований по анализу основных тенденций развития теории и практики социальной работы в России и за рубежом.

4. Исследовательская и прогнозно-аналитическая деятельность по актуальным проблемам социальной работы.

5. Исследовательская деятельность по разработке и внедрению современных эффективных социальных технологий.

Таким образом, исследовательская деятельность и приобретение навыков ее ведения для студента-магистра становится способом освоения профессиональной деятельности. Специфика научноисследовательской деятельности магистра состоит в том, что это всегда целенаправленный процесс. Магистр, проводя исследование, ставит и достигает осознанную и четко сформулированную цель. Решая поставленные задачи, магистр находится в поиске собственной идеи, пытается по-своему посмотреть на проблему или освещаемый вопрос. Научно-исследовательская деятельность – это упорядоченная деятельность, состоящая из определенных этапов (от постановки проблемы и выбора теоретических рамок для ее анализа до сбора материала, его обобщения, интерпретации и подведения итогов исследования). Прохождение этих этапов всегда последовательно и осуществляется магистром самостоятельно (от выбора темы до презентации результатов исследования).

Загрузка...