Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223–5167 http://naukovedenie.ru/
Том 7, № 6 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-6
URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/111TVN615.pdf
DOI: 10.15862/111TVN615 (http://dx.doi.org/10.15862/111TVN615)
УДК 625.7/8:624.042
Шахов Олег Федорович
АНО ВПО «Российская академия предпринимательства»
Россия, Москва
Кандидат экономических наук
Доцент
E-mail: aksi-ks@mail.ru
Валиев Шерали Назаралиевич
ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»
Россия, Москва
Доцент
Кандидат технических наук
E-mail: vshn2014@gmail.com
Кочетков Андрей Викторович
ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
Россия, г. Пермь
Доктор технических наук
Профессор
E-mail: soni.81@mail.ru
Карпеев Сергей Владимирович
ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
ПУИЦ «Волгодортранс»
Россия, Саратов[1]
Эксперт
Кандидат технических наук
E-mail: aksi-ks@mail.ru
Аннотация. В настоящее время в связи с началом введения стандарта менеджмента качества ISO 9001:2015 получил актуальность и значимость разработанный научной школой профессора Столярова В.В. теоретико-вероятностный подход оценки технического и экологического риска, основанный на вероятностной сущности исследуемых параметров, применительно к объектам дорожного хозяйства.
В настоящей статье рассмотрены основные методические принципы применения этого подхода к оценке и прямому расчету риска причинения вреда для всех этапов жизненного цикла автомобильных дорог и сооружений на них. Рассматриваются традиционные и новые методические подходы оценки степени риска применительно к техническому регулированию в дорожном хозяйстве.
Ключевые слова: техническое регулирование; оценка степени риска; оценка степени вреда; теория риска; мероприятия по эксплуатации; жизненный цикл; менеджмент качества; стандарты; теоретико-вероятностный подход; дорожное хозяйство.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Шахов О.Ф., Валиев Ш.Н., Кочетков А.В., Карпеев С.В. Методологические основы оценки технических рисков в менеджменте качества дорожного хозяйства // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, № 6 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/111TVN615.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/111TVN615
Статья опубликована 25.11.2015.
В 2015 году дорожное хозяйство столкнулось с необходимостью изучать и применять в своей практике новую версию стандарта систем менеджмента качества ISO 9001:2015. На сегодняшний день имеются версии DIS (Draft International Standard) и FDIS (Final Draft International Standard).
В настоящее время готовится утверждение окончательной редакции, которая изменилась по сравнению с текстом версии 2008 г. Она создана в соответствии с директивой ISO Annex SL (ISO/IEC Directives, Part 1 Consolidated ISO Supplement – Procedures specific to ISO). Директива определяет требования к структуре систем управления систем менеджмента (качества, административного управления документооборота и других).
В новой структуре стандарта отражен процессный подход с учетом оценки риска. Например, введение стандарта устанавливает общие сведения об ISO, стандартах серии 9000, управлении рисками, цикле PDCA, процессном подходе, взаимосвязи стандарта ИСО 9001:2015 со стандартами на другие системы управления.
Важно отметить появление пункта 6.1 «Действия по реагированию на риски и возможности» – это принципиально новый блок требований ISO 9001:2015. Организация должна определить риски и возможности, которые способны повлиять на систему качества и результаты работы организации. Также требуется создать план реагирования на риски и возможности.
Пункт 6.2 «Цели в области качества и планирование достижения целей» определяет, что организация должна установить цели в области качества для всех уровней, функций и процессов, для достижения целей должны быть разработаны планы.
В соответствии с пунктом 8.1 «Планирование и управление процессами» организация должна планировать, применять и управлять процессами, необходимыми для системы качества.
В соответствии с пунктом 8.2 «Определение требований к продукции и услугам» организация должна определить и установить процессы взаимодействия с потребителями, определить требования, связанные с продукцией и услугами и проводить регулярный анализ требований, связанных с продукцией и услугами.
В соответствии с пунктом 8.3 «Разработка и проектирование продукции и услуг» устанавливаются общие требования по проектированию и разработке, требования по планированию проектирования и разработке, проектированию и разработке входных данных, проектированию и разработке методов контроля, проектированию и разработке выходных данных, проектированию и разработке изменений.
В соответствии с пунктом 8.7 «Управление несоответствующими процессами, продукцией или услугами» определяются необходимые действия организации в случае возникновения несоответствий в процессах, продукции или услугах.
В пункт 9.1 «Мониторинг, измерения, анализ и оценка» включены общие требования по проведению мониторинга, измерений, анализу и оценке, требования по измерению удовлетворенности потребителей, а также требования по анализу и оценке работы организации и системы качества.
В качестве предварительного вывода можно отметить, что новым в версии стандарта ISO 9001:2015 стали требования по оценке рисков, а также подход, основанный на управлении рисками при проектировании и разработке системы менеджмента.
Следует отметить, что в дорожном хозяйстве вопросы использования риска разрабатываются с начала девяностых годов прошлого века научной школой профессора Столярова В.В (Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.) [1].
В отличие от других отраслей в этих исследованиях разработан и активно используется в практической деятельности развитой математический аппарат анализа и количественной оценки риска причинения ущерба на всех этапах жизненного цикла автомобильной дороги и искусственного сооружения.
Под руководством В.В. Столярова защищена докторская диссертация Кокодеевой Н.Е. [2].
Основная причина низкого качества дорожных работ заключается в том, что существующий до сих пор принцип обеспечения качества дорожных работ в отрасли, ориентированный, главным образом, на контроль со стороны внешних контролирующих организаций и предусматривающий систему наказаний и санкций за низкое качество работ, является крайне неэффективным и ограниченным по своим возможностям: в лучшем случае он позволяет только выявить имеющиеся недостатки и дефекты и констатировать наличие брака в работе подрядчика, не рассматривая причин и условий его появления и не предусматривая проведение подрядчиком мероприятий и управляющих воздействий по его недопущению и предотвращению в дальнейшем [3–5].
Этот принцип, основанный, в значительной степени, на вмешательстве внешних контролирующих органов в производственную деятельность подрядчиков, а в ряде случаев на запретах по отношению к ним, является неприемлемым в рамках действующего Федерального закона от 27 декабря 2002 г., № 184-ФЗ «О техническом регулировании», одним из основных тезисов которого является невмешательство в производственную деятельность производителя, а лишь оценка конечной продукции заказчиком и потребителем.
Государственный контроль (надзор), в соответствии со статьями 32–34 закона, осуществляется только за соблюдением требований технических регламентов в отношении выпускаемой продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и содержания продукции федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению ведущих зарубежных ученых-специалистов в области систем управления, качество нельзя обеспечить путем проверки, т. е. с помощью технического контроля. Оно должно быть заложено в продукции, причем с самых начальных этапов ее концептуальной разработки. Качество нельзя получить путем контроля. Управление качеством с основным вниманием на контроль – это управление старого стиля [4].
Следует отметить, что существующий в дорожной отрасли подход в обеспечении и повышении качества дорожных работ на 10–15 лет отстает от подходов в области решения проблем качества, используемых развитыми зарубежными странами, странами Европейского Сообщества и США, где не внешние контролирующие органы и, даже, не заказчик, а подрядчик предпринимает больше действий по контролю качества. При этом подрядчик должен представить заказчику разработанный им план обеспечения качества [2], соответствующий требованиям контрактной документации и включающий систему управления качеством (менеджмента качества) продукции в соответствии с международными стандартами ИСО серии 9000.
Предлагаемая авторами с учетом работ В.Ю. Гладкова [3, 4] система управления качеством дорожно-мостовых работ предусматривает обеспечение качества работ за счет реорганизации и повышения эффективности работы отраслевых предприятий и подрядных дорожных организаций и за счёт повсеместного осуществления на федеральных объектах дорожного хозяйства технического надзора за строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог и искусственных сооружений на них с обязательным привлечением для этих целей специализированных инженерных организаций, имеющих соответствующее техническое оснащение для проведения лабораторных испытаний, операционного контроля качества выполняемых работ и инструментальных измерений параметров готовой продукции [6-18]. Такой подход к предупреждающим действиям в системах менеджмента качества заключается в использовании методов анализа возможных опасностей и устранении рисков. В строительной индустрии и дорожном хозяйстве методы анализа возможных опасностей используются при выявлении и ослаблении рисков, связанных с обеспечением безопасности. Эти же методы могут быть применены к любым другим рискам, с которыми сталкивается организация.
Например, стандарт AS/NZS 4360:1999 «Управление рисками» устанавливает общий подход к разработке и внедрению системы управления рисками, причем устранение рисков (risk treatment)