Актуальность темы исследования. В настоящее время региональное управление земельными ресурсами осуществляется в условиях проводимой земельной реформы, в результате которой кардинальным изменениям подверглась структура собственности на землю, определены рыночные подходы для перераспределения земли между пользователями, обоснованы методы и механизмы управления в создавшихся условиях. Учитывая, что в Оренбургской области сельскохозяйственные земли составляют 88,5 % всех земель, то повышение эффективности их использования в условиях земельной реформы является особенно важной задачей [1, с. 22].
Главное природное богатство страны – ее земельные ресурсы, основа его экономического и социального благополучия.
Процессы реформирования политического и экономического строя в России обусловили необходимость коренного изменения земельных отношений и проведения земельной реформы под непосредственным управлением и контролем государства.
Переход к рыночной экономике объективно вызвал необходимость введения различных форм собственности на землю, платности землепользования, законодательного признания земли в качестве объекта недвижимости и предмета правового регулирования с сохранением его главных функций – как средства производства, пространственного базиса и важнейшего ограниченного природного ресурса.
Следование идеологии либеральных преобразований привело к некоторому искажению в социально-экономической трактовке земли, как краеугольного камня функционирования общества, государства и экономики. Фактически земля превратилась в «рыночный товар», не сильно выделяющийся из числа других товаров.
Характеристика земельных площадей России, если воспринимать их как товар, который может быть разделен и продан, представляет следующую картину: земельный фонд составляет 1709,8 млн. гектаров, то есть 12,5 % мировой территории и 420 млн. гектаров континентального шельфа. Эти территории разделены на 83 субъекта Российской Федерации, кардинально различающиеся по социально-экономическим показателям, площади и численности населения [2]. Единообразная система принципов управления земельным фондом в условиях такого многообразия не обеспечивает должной эффективности и справедливости его использования.
Представляется, что управление земельным фондом различных регионов необходимо связать с их особенностями, сложившейся социальноэкономической системой и потенциалом развития рыночных отношений. При этом различия между регионами достигают многократного значения даже на уровне анализа федеральных округов [3].
Переход от системы выравнивания социально-экономического развития регионов к мобилизации их внутренних сил и усилению конкурентных позиций субъектов Российской Федерации обусловливает необходимость поиска резервов повышения внутреннего потенциала территории, основу которого составляют земельные ресурсы региона. Управление земельными ресурсами является важной частью региональной экономики, позволяющей реализовать социальные, экономические, экологические направления развития административно-территориальных образований. Поскольку региональное развитие невозможно без эффективного использования земельных ресурсов, возрастает значимость научной разработки путей и средств регионального управления ими. Тем не менее, главными проблемами в регионах являются сокращение площадей земель сельскохозяйственного назначения, снижение показателей эффективности их использования, рост социальной напряженности и т. п. [4]. В Приволжском федеральном округе сельскохозяйственные земли занимают 56,7 % от всех земель округа, в то время как в РФ сельскохозяйственные земли занимают 23,0 % от всех земель [2]. В этой связи задача регионального управления земельными ресурсами является актуальной.
Регионы Приволжского федерального округа наиболее приспособлены для скорейшего развития рыночных отношений в сфере землевладения и землепользования, но при этом и в рамках федерального округа различия между регионами столь велики, что оставляют возможность для исследования различных характерных для них моделей земельных отношений.
В период модернизации российской экономики создание условий для перехода к новому качеству организации и обеспечения эффективного управления землями, контроля за их использованием и охраной в интересах всего общества и отдельных землепользователей требует соответствия между тактическими организационно-экономическими мерами и долгосрочными стратегическими целями. Наиболее действенный способ достижения такой координации – планомерное применение разнообразных форм, методов и инструментов государственного регулирования. В их совокупности эффективным средством являются предпосылки полноценного использования в масштабах региона (области, районов, городов) нормативно-методического обеспечение системы управления земельными ресурсами, перманентное совершенствование методологии, программно-целевого управления и планирования, а также взаимосвязанное развитие теории и практики.
Работу по методическому обеспечению управления земельными ресурсами осложняет ряд объективных обстоятельств, важнейшие из которых – организационно-управленческие особенности, обусловленные размерами территории России, региона, их географическим местоположением и природноклиматическими условиями; социально-экономические проблемы, предопределяемые различиями в обеспеченности факторами производства, ограниченностью перечня источников и объемов финансовых ресурсов; определенное несовершенство нормативной (правовой и методической) базы и ее недостаточная согласованность с мировой практикой. Для выравнивания уровней развития эффективного управления земельными ресурсами регионов в разрезе районов и городов области, необходимо обеспечение методической деятельности, более полное и последовательное применение зарубежных и российских методических подходов, активизация контроля за использованием земель и их охраной, целенаправленное применение правовых, административных, экономических и организационных инструментов государственного управления.
Прежде всего, отсутствует научно-обоснованная методология формирования земельной политики на федеральном и региональном уровнях, основу которой должна составить концепция управления земельными ресурсами, реализуемая в конкретных экономических моделях и механизмах регулирования земельных отношений.
Об актуальности проблем управления земельными ресурсами свидетельствует и то, что они стали темой публикаций в научных журналах, периодической печати, выступлений в средствах массовой информации, им посвящены крупные межрегиональные научно-практические конференции и семинары.
Несмотря на активизацию, научно-практических исследований в области обеспечения поступательного развития земельной реформы в России, концепция управления земельными ресурсами все еще не выработана, конкретные методы, формы, способы, модели управления не удовлетворяют запросам реальной практики, глубина их проработки явно недостаточна.
Отсюда со всей очевидностью вытекает проблема формирования на научной основе методологии построения и функционирования систем управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений на всех уровнях экономики. В настоящей работе эта проблема решается применительно к региону (Оренбургской области).
В трудах российских ученых теоретические основы управления земельными ресурсами на федеральном и региональном уровнях исследуются достаточно разносторонне и глубоко. Однако научное обоснование современных подходов и комплексное рассмотрение разнообразных социальноэкономических проблем, систематизация применяемого прикладного инструментария и вопросы рациональной организации методического обеспечения деятельности управления земельными ресурсами и контроля за их использованием и охраной применительно к регионам (областям и городам) нуждаются в дальнейшем изучении и практической апробации.
Поэтому наиболее важной становится решение задачи методического обеспечения эффективного управления земельными ресурсами с одновременным вовлечением их в экономический оборот, что и обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Данная работа ориентирована на переход к новому качеству строго последовательного, системного, спланированного методического обеспечения эффективного управления земельными ресурсами, их использования, контроля и охраной.
Основу исследований земельных отношений составляют работы классиков экономической науки, и в первую очередь Г. Джорджа, Д. Локка, Дж. Милля, Д. Риккардо, А. Смита.
Вопросы государственного управления земельными ресурсами на федеральном, региональном и местном уровнях рассматриваются в работах Д.Б.Аратского, В.Р.Беленького, С.Н.Бобылева, Г.А.Горемыкина, А.Г.Золкина, Г.А.Калабухова, В.П.Колесова, Л.И.Кошкина, Ю.А.Лютого, А.С.Миндрина, Р.Т.Нагаева, А.Л.Оверчука, Л.П.Подболотовой, В.Н.Хлыстуна, В.З.Черняка, И.М. Шабуниной, В.М. Шупыро и других.
В теоретическую разработку проблем оптимального и эффективного использования земли значительный вклад внесен в научных трудах А.А. Варламова, С.Н. Волкова, И.В. Дегтярева, А.Г. Зиночкина, Б.А. Кумахова, Е.Г. Лысенко, И.К. Смирнова, С.Д. Черемушкина и других.
Проблемам прав на землю и рационализации землепользования, а также системным анализом земли как природного блага, экономического ресурса и товара, роли землепользования в экономики региона, посвящены работы А.П. Бычкова, О.Н. Вершинской, Е.Г. Лимановой, Д.С. Львова, В.И. Петрова, Г.М. Мкртчяна, С.А. Суспицына, В.И. Канова, В.Ю. Комова, С.А. Кимельмана, В.И. Клисторина, Л.А. Клецкой, Н.Н. Свиридова и др.
Вопросы институциональной структуры регионального земельного рынка, теории формирования, эволюции и трансформации земельных отношений в национальной экономике представлены в исследованиях А.П. Балакиной, С.А. Боголюбова, В.В. Засядь-Волк, Н.И. Кресниковой, В.Н. Лексина, П.Ф. Лойко, О.Е. Медведевой, С.И. Сая, Е.И. Тарасевича, А.Н. Швецова. Большой вклад в раскрытие содержания и основных черт современных земельных отношений, процессов их регулирования в условиях рыночной экономики внесли зарубежные ученые: Х. Дитерих, В. Кляйбер, К. Дейнингер, Д. Эккерт.
Проблемы оценки, платности и совершенствования налогообложения имущества и земли (недвижимости) рассматриваются в работах М.Ю. Березина, А.Г. Грязновой, Н.В. Голубевой, Е.В. Михиной, Е.С. Озерова, Д.А. Смирнова, М.В. Мишустина, М.А. Федотовой, Д.Г. Черника и других авторов.
Но, несмотря на многократность и глубину существующих исследований, прослеживается потребность в дальнейшей научной разработке вопросов управления земельными ресурсами в различных регионах. Этим определяется выбор темы, цели и задач исследования.
Цель исследования в работе – методическое обеспечение управления земельными ресурсами и контроля над их использованием и охраной в регионах.
В работе решались следующие задачи:
1) изучение теоретических положений управления земельными ресурсами в регионах (на примере Оренбургской области);
2) совершенствование методологических основ организации управления земельными ресурсами в регионе и городах (на примере Оренбургской области и города Оренбурга);
3) изучение зарубежного опыта управления и государственного регулирования земельными ресурсами;
4) проведение ретроспективного анализа развития методологии государственного земельного кадастра России как основы управления земельными ресурсами;
5) определение экономической эффективности системы государственного земельного кадастра в г. Оренбурге и Оренбургской области;
6) анализ методических положений формирования рынка земли в городах (на примере города Оренбурга);
7) выявление региональных особенностей использования земельных ресурсов Оренбургской области:
– условия и особенности предоставления сервитутов на территории г. Оренбурге и Оренбургской области;
– методические положения контроля, планирования использования и охраны земельных ресурсов в г. Оренбурге и Оренбургской области; – совершенствование методики экономической оценки земель в г. Оренбурге и Оренбургской области для целей налогообложения;
8) разработка предложений по совершенствованию управления земельными ресурсами регионов различных типов;
9) оценка эффективности использования земельных ресурсов региона в разрезе районов и городов Оренбургской области.
Объектом исследования является земельный фонд Оренбургской области в пространственном аспекте, выступающий как совокупность взаимосвязанных региональных земельных фондов и систем их управления.
Предметом исследования являются экономические механизмы государственного управления земельными ресурсами и регулирования земельного рынка, комплекс методических и организационных мер их реализации, нормативно-правовая база управления.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные положения, содержащиеся в монографиях, статьях и других научных публикациях отечественных и иностранных ученых в сфере региональной экономики, экономической теории, управления земельными ресурсами и экономического анализа. В исследовании использованы приемы и методы экономического, статистического, сравнительного, и системного анализа.
Информационную базу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные роли земельных ресурсов как производственного и экологического фактора, теории управления экономикой, оценке объектов недвижимости, моделям управления ресурсами, автоматизации управления. В работе использованы законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации и Оренбургской области по вопросам собственности, приватизации и государственного регулирования земельных отношений, данные официальной статистики и отчеты Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы государственной статистики, материалы, размещенные на официальных сайтах органов государственной власти Российской Федерации, Правительства Оренбургской области и Администрации города Оренбурга.
Теоретическая и практическая значимость результатов работы состоит в том, что полученные теоретические положения и предложенные методы могут быть использованы администрациями регионов при построении системы управления региональными земельными ресурсами в субъектах Российской Федерации. На основании разработанных предложений возможна подготовка «Концепции региональной земельной политики», а выводы и рекомендации, полученные в работе, могут применяться в образовательном процессе в высших учебных заведениях экономического и юридического профилей при преподавании дисциплин: «Государственное регулирование экономики» и «Региональная экономика».