Хосе Сильва – автор уникального метода, который лег в основу целой науки – психоориентологии, изучающей психику (разум) с целью использования его возможностей для достижения определенных целей.
Основное правило этого учения – успех приходит к тому, кто к нему стремится. Так, успеху самого Хосе Сильвы предшествовали 20 лет напряженной работы по изучению психических и физиологических особенностей успешных людей.
В 1966 г., на базе разработанной им же теории, Хосе Сильва создал 44-часовую программу под названием «Метод Сильвы: развитие разума и управление стрессом». В настоящее время этот метод преподается в 87 странах мира. Его практикуют люди, говорящие на 21 языке.
Метод Сильвы нашел своих сторонников среди людей различных профессий, рас и вероисповеданий и используется он для разных целей, в том числе и для того, чтобы избавиться от различных заболеваний.
Поиск ответа на этот вопрос и подтолкнул Сильву к созданию собственного метода.
Хосе Сильва пришел к выводу, что причина такого взлета заключается в особенностях мышления. Кроме того, он обнаружил, что «сверхспособности» на самом деле доступны абсолютно всем и не являются привилегией избранного меньшинства. Главное, чтобы в процессе мышления было задействовано не одно, а оба полушария головного мозга: правое – творческое, и левое, отвечающее за логические рассуждения.
Левое полушарие нашего мозга отвечает за логику, рациональность, «сознательность». Правое же полушарие отвечает за творчество, интуицию, спонтанность. Известно, что у большинства людей левое полушарие мозга задействовано больше, чем правое, и не мудрено: воспитание и образ жизни требуют, в первую очередь, развитой логики. Функции же правого полушария в современной жизни востребованы далеко не всегда: поэтому правое полушарие «уходит в тень» левого. Этому во многом способствует и то, что наш мир – мир правшей. А за правую половину тела отвечает именно левое полушарие. Вследствие того, что левое полушарие играет намного более заметную роль в жизни человека, его часто называют доминантным. Считается, что левое полушарие обеспечивает сознательную жизнь человека, а правое – бессознательную (сны, прозрения, интуицию). Система Сильвы как бы подключает возможности правого полушария мозга к решению задач, которыми традиционно занималось только левое.
Это открытие и легло в основу метода, с помощью которого любой человек может, управляя собственным разумом, достигнуть желаемого. Специальные методики – переведение мозга в особый режим работы (альфа-уровень), самопрограммирование, воображение и визуализация, работа со сновидениями – позволяют управлять не только своими поступками, желаниями, стремлениями, но и процессами, которые идут в организме. Человек учится «мыслить» сразу двумя полушариями, а результатом их совместной работы становится запуск процесса самовосстановления, который предусмотрен природой.
Способность человека выживать в различных ситуациях, выздоравливать при наличии разнообразных заболеваний названа «внутренним врачом» организма человека. Каждому из нас известно, как «работает» этот врач.
Вы переохладились или подхватили вирус. Внутренний доктор тут же повышает температуру вашего тела, активизирует иммунную и эндокринную системы, снижает мышечный тонус – вы чувствуете слабость и решаете провести день в постели, что и требуется, потому что энергия организму нужна на борьбу с болезнью, а не на движение. Кроме того, вдруг возникают необычные вкусовые пристрастия – хочется кисленького (витамин С) или острого (лук, чеснок), потому что пища вдруг кажется пресной. И вы с удовольствием съедаете продукты, которых, находясь в здоровом состоянии, не могли видеть.
Но большинство людей (те, кто не изучал метод Сильвы) не умеют управлять работой внутреннего доктора, его работа проходит бессознательно.
Многие современные нетрадиционные методы лечения направлены не на саму болезнь, а на запуск работы внутреннего доктора. Это такие методы как мануальная терапия, гирудотерапия, гомеопатия.
Каждый из нас имеет опыт успешного преодоления препятствий и достижения намеченных целей, но однажды возникает препятствие, преодолеть которое, на первый взгляд, кажется невозможным (например – болезнь). Заметьте – только «кажется»! Психоориентология считает употребление этого слова главным отличительным признаком людей, добивающихся успеха. Если обычные люди считают препятствие тупиком, то эти люди понимают, что им это только кажется, – в действительности перед ними интересная задача, которую можно и нужно решить.
Главное преимущество тех, кто не останавливается перед «неразрешимыми» задачами, состоит в том, что, благодаря умению включать в процесс решения оба полушария, они доверяют своей интуиции, то есть своему внутреннему доктору.
Обычный человек, как правило, не может делать два дела одновременно: он либо управляем разумом и прислушивается только к нему, либо всецело отдается интуиции и чувствам. Часто логика и интуиция противоречат друг другу, и мы предпочитаем логику как наиболее надежное и проверенное средство. Получается, что в нас одновременно действуют два самостоятельных механизма, которые настолько не похожи, что никак не могут ужиться вместе. Такое положение вещей стоит нам многих удачных решений, блестящей карьеры, счастья в личной жизни, и даже здоровья.
Стремление большинства людей полагаться на логику и игнорировать внутренний голос, которым с ними говорит интуиция, не случайно. В обычном процессе мышления задействовано левое полушарие, обеспечивающее логичность рассуждений, а пользоваться возможностями правого полушария мы почти не умеем. За такое положение вещей надо отдать должное нашей системе образования, которая считает своим долгом заложить основы «разумного рассуждения», ограничивая при этом проявления творчества и воображения.
Чтобы лучше понять, в чем состоит преимущество левого полушария, каким образом могут взаимодействовать полушария мозга и как метод Сильвы может повысить эффективность их совместной работы, мы обратимся к теории трех сторон человеческого Я, предложенной доктором Ханом, – научным консультантом по методу Хосе Сильвы.
Доктор Хан выделил в человеке несколько самостоятельных личностей, каждая из которых связана с тем или иным полушарием и вносит свой вклад в деятельность психики человека.
Уилфред (левое полушарие): серьезная, интеллектуальная, пользующаяся логическим мышлением личность. Уилфред всегда знает, что и как надо делать, что бывает на этом свете, а что – нет. Он сдерживает человека в жестких рамках, поскольку имеет потребность все рационально объяснять и отрицает творчество. Уилфред обучен родителями и учителями избегать нестандартных, с его точки зрения, ситуаций. Он работает только с физическими объектами и чувствами – такими, которые подчиняются его руководству.
Уилли (правое полушарие): творческая, эмоциональная и интуитивная сторона. Вначале он пытается принимать участие в процессе мышления, но поскольку логичный и скептично настроенный Уилфред разговаривает так громко, а Уилли слишком юн и беспомощен, он понимает, что Уилфреда ему никогда не перекричать, и смиряется со своей участью. Таким образом, он твердо усваивает, что у всех достижений существует предел.
Уилли связан с интуицией, и поэтому ему, как правило, известно, как достичь желаемого Уилфредом. Он тесно взаимодействует с памятью, постоянно изучает ее хранилища и поэтому всегда имеет прямой доступ к необходимой информации. Он как никто другой способен, основываясь на имеющемся опыте, предлагать блестящие решения.
Уилл – дирижер этого дуэта: он координирует все действия Уилфреда и Уилли. Кроме того, он настроен на коллективный разум, что позволяет ему извлекать необходимую информацию из памяти других людей.
Уилл стремится к тому, чтобы любое решение, принимаемое человеком, было оптимальным не только для него самого, но и для других заинтересованных лиц. В идеале, он примиряет между собой соперничающих Уилли и Уилфреда и налаживает между ними сотрудничество, которое служит ключом к достижению успеха.
Итак, нас учат слушаться Уилфреда. При этом управлять эмоциями, творческими процессами и использовать интуицию, – то есть общаться с Уилли, – человеку приходится самостоятельно. Овладеть возможностями обоих полушарий в равной степени удается очень мало кому, и именно таким людям подвластно многое.
Метод Сильвы направлен на то, чтобы научить любого человека сначала просто обходить Уилфреда и получать прямой доступ к Уилли, – то есть самостоятельно активизировать правое полушарие, – а затем сажать этих непримиримых соперников за стол переговоров и налаживать совместную работу. Как только Уилли получит новые инструкции, – например, повысить иммунитет, создать мотивацию достижения какой-то цели, – человек начнет действовать по-новому, подключая к логике и здравому смыслу интуицию.
Если же знанием о том, что необходимо человеку, обладает только Уилфред, а Уилли тем временем пребывает в страхе или неуверенности, принятие оптимального решения и выработка правильной стратегии поведения становятся непосильной задачей.
Для того чтобы человек смог общаться с Уилли и обучать его, Уилфред должен остепениться и оказывать значительно меньшее влияние на мыслительный процесс. Работа с Уилли возможна в двух направлениях. Его можно запрограммировать на успех путем автоматизирования операций, перевода их в привычку, например, заставляя себя делать что-то постоянно. Есть также более простой и эффективный способ – получить прямой доступ к Уилли, пользуясь методом Хосе Сильвы.
Чтобы получить прямой доступ к Уилли, необходимо научиться расслабляться и снижать частоту мозговых импульсов до альфа-уровня, на котором с ним удобнее всего общаться.
Когда человек бодрствует и размышляет о чем-нибудь, его мозг и нервные клетки очень активно работают. У большинства людей в этом состоянии бо́льшая нагрузка приходится на нервные клетки левого полушария. Этот уровень работы головного мозга ученые называют бета-уровнем.
А когда человек начинает засыпать или задремывает, активность клеток левого полушария сильно снижается, в то время как правое полушарие, наоборот, активизируется. В этот момент общая мозговая активность заметно тормозится и переходит на уровень альфа.
Результаты исследований Хосе Сильвы показали, что именно альфа-уровень лучше всего подходит для продуктивного мышления, поскольку только в этом состоянии человек в равной степени пользуется правым и левым полушариями.
Если воспользоваться этим состоянием и научиться работать «за двоих» и не засыпать при этом, то вы сможете открыть невиданную силу собственного разума. Достаточно уделить всего лишь 15 минут в день обучению простым практическим приемам на расслабление, и вы научитесь контролировать свой организм.
В жизни даже самого закоренелого реалиста фантазии и мечты занимают не последнее место. Они увлекают и дают возможность представить себя более успешным, почувствовать себя переменившимся (красивее, удачливее, умнее и т. д.) и тем самым сделать шаг к реальным изменениям. Богатое воображение – непременный атрибут человека с развитым интеллектом. Но оно не является уделом избранных, его можно развить постоянными тренировками. Выполняя определенные упражнения, вы начнете мыслить оригинально, воображение из развлечения превратится в способ изменения жизни. Это поможет вам найти общий язык с подсознанием, с Уилли, и научиться использовать его так же, как мы используем логическое мышление.
То, что образ становится реальностью – вовсе не чудо. Непрестанно думая о желаемом, вы привлекаете предмет своих мечтаний. Если человек «одержим» идеей, а его желание искренно и направлено на благо, то он обязательно добьется его исполнения. Если же его внимание рассеянно, то он лишь попусту растратит энергию, не обратив внимания на важные события или упустив многообещающие возможности. Сфокусировать внимание и направить его в заданное русло отнюдь не сложно, если запрограммировать это на альфа-уровне с помощью техники визуализации.
У нас есть конкретная задача – избавиться от той или иной болезни, в нашем случае – это болезнь позвоночника. И есть даже комплекс упражнений, который поможет эту задачу решить.
Освоив метод Сильвы, мы будем воздействовать на нашу болезнь как бы с двух сторон.
Во-первых, при помощи визуализации на альфа-уровне заложим в подсознание четкую цель – заниматься каждый день, не отлынивать. Помните, что без воли упражнения Дикуля нам не осилить. Как уже говорилось, этого можно добиться двумя путями – заниматься каждый день, пока занятия не войдут в привычку, или напрямую войти туда, где обитает наше подсознание – Уилли, и дать ему конкретную задачу – заниматься.
Во-вторых, при помощи той же работы на альфа-уровне мы активизируем внутреннего доктора, который будет направлять нас, подталкивать к нужным действиям, нужной пище. Будет запущен механизм самоисцеления.
В-третьих, методика Сильвы позволяет работать со сновидениями. Известно, что во время сна ваше левое полушарие отдыхает, а правое, напротив, активизируется, и вы получаете возможность беспрепятственно общаться с Уилли. При помощи специальных упражнений, которые вы найдете в следующих разделах, можно научиться работать со своими снами – управлять сновидениями и программировать их содержание, чтобы успешно преодолеть трудности.
Мэтью Мак-Кормик – один из прошедших семинар Сильвы – рассказывает: «Я вместе с женой отправился на отдых в домик на озере, который расположен вдали от очагов цивилизации. Мы прекрасно провели первые три дня, но затем при купании я повредил барабанную перепонку – неудачно нырнул. Началось кровотечение, была сильная боль. Мы конечно сразу же собрались к доктору, но дорога заняла бы 4–5 часов. Нужно было что-то предпринять. И тут я решил воспользоваться методом Сильвы. Просто чтобы уменьшить боль. Я вышел в состояние альфа и приказал организму отключить боль, уменьшить кровотечение и начать восстановление тканей. Через пару минут боль и кровотечение утихли настолько, что я даже предложил жене остаться и не ехать к врачу, но она настояла. Мы спокойно собрались и тронулись в путь. Когда я попал на прием (это произошло часов через 6 после травмы), то врач был очень удивлен, узнав, что я повредил ухо относительно недавно. Он был уверен, что несчастье случилось со мной несколько дней назад.
Рассказ о методе Дикуля нужно начать с биографии его создателя. Если бы жизнь этого удивительного человека сложилась как-то иначе, скорее всего, спасительные упражнения для реабилитации больных с травмами позвоночника так и не были бы изобретены.
3 апреля 1948 г. в городе Каунасе бывшей Литовской ССР родился Валентин Дыкуль (такова настоящая фамилия знаменитого тяжелоатлета). Его родители рано погибли, и мальчик рос в очень тяжелых условиях: знал, что такое голод, холод, вместо родительской любви – казенная обстановка детского дома. Но было в его жизни и счастье под названием цирк. В 10 лет Дикуль впервые увидел цирковое представление и заболел ареной. Он хотел стать гимнастом и добился того, что его приняли в цирковой кружок одного из клубов Каунаса. Валентин начал работать на высоте. Сначала на небольшой – 2–3 метра, но постепенно забирался выше и выше.
Валентину Дикулю было всего 15 лет, когда он выполнил свой первый номер и стал воздушным гимнастом. Но во время праздничного концерта в каунасском Дворце спорта юный гимнаст сорвался с высоты 13 метров, лопнул штамберт – стальная перекладина, на которой крепились аппаратура и страховка. Валентин был пристегнут к аппарату, и вместе с ним рухнул вниз.
В результате – компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе и черепно-мозговая травма, около 10 локальных переломов. Неделю Дикуль провел в реанимации городской клинической больницы, между жизнью и смертью, затем была больничная палата нейрохирургического отделения и сознание того, что ниже пояса он своего тела не чувствует. Когда Дикуль увидел, как медсестра передвигает его ноги, будто неживые чурки, понял, что они существуют отдельно от туловища, – заплакал. А когда на обходе врач сказал, что так теперь будет всегда, Валентин ощутил смертный холод. Это не жизнь, понял он.
Кто угодно на этом бы сдался, сломался. В таких ситуациях люди не просто впадали в депрессию – некоторые даже кончали с собой. Но именно в этот момент и возник первый постулат его знаменитой системы – не сдаваться. Дикуль твердо решил любыми способами вернуться к полноценной жизни и цирковому искусству. Он поставил перед собой четкую цель: оживить свои ноги.
Решение принято. Дикуль начал тренировки. Для начала поднимал все, до чего мог дотянуться (например, стул), отжимался, как мог – перекатываясь на живот и качая мышцы рук, груди и спины. Друзья из цирковой секции принесли резиновый жгут, заменяющий эспандер, и гантели. Он занимался по 5–6 часов ежедневно. Торс укрепился… Ноги не действовали.
Дикуль не сдавался, выполнял силовые упражнения, укрепляя мышечный корсет спины, а бессонными ночами штудировал книги по медицине, по крупицам собирая нужную информацию. В первую очередь он изучил институтский курс по строению человеческого тела, затем принялся за анатомию мышц и биомеханику. И все это – по очень узкой специализации, связанной непосредственно с переломом позвоночника. Он придумывал схемы будущих тренажеров, разрабатывал методику физических упражнений и старался воплотить в жизнь. Так протекали дни и ночи, и Дикуль, по его словам, круглосуточно чувствовал себя как выжатый лимон.
Именно в это время у Дикуля и возникла идея, ставшая в дальнейшем основой его системы реабилитации: недействующим частям тела нужно движение. Причем движение полного цикла, при котором выпрямление и сокращение мышц происходит до конца, как если бы они были здоровы. Дикуль привязывал к ногам веревочки, пропускал под дугу кроватной спинки, и тянул за них, пытаясь заставить конечности двигаться хотя бы таким образом. Потом появились грузы, небольшие противовесы; спинка кровати играла роль блока. А уже позже друзья помогли установить над кроватью систему блочных устройств на подшипниках, схему которых разработал и нарисовал сам Дикуль.
Думаете, тут-то и началось выздоровление? Нет. Через 8 месяцев упорного труда Дикуля выписали инвалидом первой группы. Передвигаться он мог только в инвалидной коляске. Ему было всего 16 лет…
Месяц юноша не мог заставить себя выйти на улицу. Ему казалось, что все его жалеют, а это было невыносимо обидно, даже оскорбительно. Первое время его обхаживала бабушка, и от своего бессилия ему становилось еще горше. От отчаяния Валентин решился сам, на инвалидной коляске, поехать во Дворец культуры профсоюзов. Директор был потрясен его монологом. На следующий день Дикуль был назначен руководителем циркового кружка. Он заключил со своими учениками договор: Дикуль – такой же, как и они, только чуть ограниченный в движениях. А когда вымотанные ребята, еле-еле переставляя ноги, расходились по домам, Валентин начинал свою тренировку.
Через 5 лет после травмы, летом, Дикуль повез свой цирковой кружок на школьные каникулы в город Ниду. Неожиданно у Валентина резко подскочила температура, тело точно свинцом налилось, позвоночник жгло, словно огнем. Невыносимая боль ломала суставы, страшные судороги разрывали мышцы. Временами он терял сознание, а когда приходил в себя, не узнавал никого, не мог понять, что с ним произошло. Врачи были в растерянности. На третий день Дикуль пришел в себя, но слабость была настолько сильной, что он был не в состоянии шевельнуть рукой и заговорить. А еще через день произошло чудо: Дикуль почувствовал работу мышц бедра. Через две недели безнадежный инвалид отбросил костыли и начал передвигаться с помощью двух легких палочек.
Цель достигнута? Нет, ведь цель – не только встать, но и вернуться на арену. Дикуль отдавал себе отчет в том, что никакая медицинская комиссия не разрешит ему работать цирковым воздушным гимнастом. Нужно было придумать что-нибудь новое и неповторимое. И он решил переквалифицироваться в силовые жонглеры. За 5 лет «безногой» жизни Валентин привык все делать руками и знал, что они не подведут. Он задумал побить все существующие и не существующие рекорды цирковых силачей. Но для этого нужны были крепкие, тренированные ноги и спина. Дикуль вернулся к атлетической гимнастике. Он переделал свою систему упражнений, ориентируя ее уже на здорового человека, который намерен стать еще здоровее и сильнее. Так закладывались основы второй части системы, позволяющей не только встать на ноги и укрепить здоровье, но и достичь выдающихся результатов в «силовых» видах спорта.
В 1970 г. Валентин Иванович Дикуль снова стал работать на цирковой арене! Зрители рукоплескали небывалому силовому жонглеру. И никто даже не догадывался, что еще не так давно это человек был инвалидомколясочником.
Главное достижение Дикуля – это его неоценимый вклад в медицину. Валентину Дикулю было присуждено звание академика медицинских наук. В настоящее время он – доктор биологических наук, академик Международной академии информатизации, член параолимпийского комитета России. Дикуль не только выступал на арене, ежедневно он выделял по 3–4 часа на консультации, работал с больными. Череда публикаций в прессе вызвала поистине лавину писем Дикулю – писем с мольбами о помощи. Он отвечал всем. И высылал разработанный им комплекс мер по реабилитации обратившихся за помощью.
Дикуль на собственном опыте доказал, что при травме спинного мозга, если нет полного его разрыва, больные могут постепенно частично или даже полностью восстановить способность к движению.
История выздоровления Валентина Дикуля – это не магия, не шаманство, не чудо. Эта работа того самого внутреннего доктора, о котором уже шла речь выше – способности к восстановлению, которая от природы заложена в каждом из нас.
Валентин Дикуль доказал, что нервные импульсы, заставляющие мышцы двигаться, могут проходить по «окольным» нервным волокнам. Ведь если травмирован один участок, но остальные здоровы, они могут принять на себя его обязанности.
В этом суть единственной в мире методики лечения и реабилитации больных со спинномозговыми травмами и последствиями детского церебрального паралича. Методика эта разработана 20 лет назад, и все эти 20 лет приносит плоды, помогая тысячам людей. Дикуль – автор нескольких методик реабилитации пациентов, перенесших спинномозговые травмы и страдающих заболеваниями позвоночника. За это время он вернул к нормальной жизни более 4 000 человек, которым медицина была не в силах помочь. Он автор моделей специального оборудования – знаменитых тренажеров Дикуля, которые помогают восстановить здоровье.
Мы неоднократно убеждаемся в этом. Приведу пример: вы в детстве катались на велосипеде, затем забросили это занятие лет этак на десять. Но вам не придется учиться заново – мышцы помнят движения, поэтому и через десять и через двадцать лет вам просто нужно будет сесть на велосипед и поехать.
Если сломана рука или нога, если пострадал позвоночник, мышцы все равно помнят, как они двигались, и человек может заставить их работать заново.
Как это сделать? Дикуль доказал, что для этого нужно совершать движение по естественной траектории при помощи механических устройств и тех мышц, которые активны, не пострадали. Ноги можно поместить в ременные петли, которые, посредством блоков, связаны тросиком; один его конец берет в руки тренирующийся, а второй привязывается к грузу. Так, руками можно заставить работать мышцы ног. Потянув за тросик, собственные колени медленно поднимаешь вверх и сгибаешь ноги, а когда отпускаешь, они распрямляются.
Вначале груз подбирается так, чтобы ноги держались на весу без усилия, постепенно же вес груза увеличивается и, соответственно, возрастают усилия, которые необходимо затратить на выполнение упражнения. Тот же принцип используется и при выполнении упражнений без приспособлений. К примеру, мышцы спины можно укреплять за счет активной работы мышц рук, поднимая корпус тела и садясь при помощи рук, а затем возвращаясь в исходное положение, последовательно перебирая руками по веревочной лестнице, подвешенной над кроватью.
Восстановление движение возможно, даже если двигательный импульс не доходит к мышцам из-за необратимых органических повреждений, например, из-за травмы позвоночника.
Не секрет, что любыми движениями нашего тела управляет центральная нервная система. Импульс поступает к мышцам по основным нервным путям. И когда этот путь разрывается, то мышцы, находящиеся дальше поврежденной области, теряют связь с нервной системой; ими невозможно управлять. Нервный импульс до этих мышц просто не может дойти, и «починить» поврежденные нервы организму не удается. Именно поэтому официальная медицина вынесла Дикулю такой жестокий приговор – инвалидное кресло до конца жизни.
Однако Дикуль доказал, что возможна подача нервного импульса в обход травмированного участка, ведь нервные волокна находятся и в ткани мышц. И они способны «переучиваться» и выполнять ту работу, которую выполняли основные нервные волокна.
Как обучить эти мышцы выполнять несвойственную им работу? Дикуль нашел ответ и на этот вопрос. Нужно «переучить» центральную нервную систему, чтобы она работала так, как будто бы травмы и не было. То есть, чтобы она думала, что у нее под контролем все участки нервной системы – и травмированные, и нетравмированные.
Но для этого нужно постоянно работать с неподвижными конечностями. Работать не день, не месяц. На это могут уйти годы. Чем выше расположен поврежденный участок, тем сложнее процесс восстановления. К этому нужно быть готовым. Это требует воли, упорства, и обязательной психической работы. И тогда, постепенно, нервные окончания в теле «поймут», что от них хотят. И к неподвижным мышцам пойдет импульс. Неподвижные конечности оживут!
Но это еще не все. Снова вспомним о внутреннем докторе – способности организма к самовосстановлению. Так вот, клетки спинного мозга все же имеют свойство с годами «выздоравливать», частично или даже полностью восстанавливая свои функции, и тогда импульс снова сможет идти по основным нервным волокнам.
Возникает вопрос: если со временем клетки восстанавливаются, то почему нам неизвестны случаи, чтобы инвалид, пролежавший десять-двадцать лет, вдруг в один день снова начал ходить?
Во-первых, без нормальной физической активности и привычных нагрузок мышцы и суставы постепенно бесповоротно деградируют. Даже если через какое-то время к ним удастся подвести импульс в обход поврежденного участка или напрямую, то этот импульс может быть просто не «услышан». К тому времени мышцы могут просто атрофироваться! Именно поэтому один из важнейших принципов методик Дикуля заключается в поддержании рабочего состояния мышц и суставов после травмы или при заболевании костно-мышечной структуры.
Во-вторых, для восстановления клеток нужна активная работа внутреннего доктора. Может обычный человек повлиять на эту систему самовосстановления? Казалось бы, очевиден ответ – нет, потому что работа идет на уровне подсознания, недоступном человеческому разуму. Но мы с вами знаем, что есть методы, которые тренируют наш разум, учат его работать с подсознанием.