Глава 4. Роль мессенийцев в воспитании воинов-спартанцев.

Ни в одном городе-государстве правительство не вторгалось в жизнь народа, как Спарта.

Первые испытания ввели уже в колыбели.

Фиг. 4. Отбор новорожденных.

Сразу после рождения младенца относили на место, которое называлось «лесха». Здесь заседали старейшины и главы спартанских общин, которые осматривали новорождённого и выдавали свой вердикт: Крепким и хорошо сложенным малышам, вне зависимости от пола разрешалось остаться в Спарте.

Слабых, болезненных, травмированных, имеющих физические недостатки и безобразных по спартанским канонам бросали в расщелину Апофет.

Считалось, что раз сама природа не наделила новорождённого силой и здоровьем, то и Спарте он не нужен

Новорождённых спартанских малышей женщины по обычаю обмывали не водой, а крепким вином.

Дети со слабым здоровьем погибали, а здоровых, как считалось, это закаляет сильнее.

В основе спартанского воспитания лежал принцип, что милосердие и сердоболие – вещи ненужные и даже вредные.

Это казалось бы неслыханное святотатство.

Но Спарта нуждалась в воинах.

Они выводили породу самых лучших, самых сильных воинов.

Детей илотов, чем-то не подходящим им убивали, из детей высшего сословия делали ту силу, которая будет управлять илотами.

Даже к собственным детям спартанцы не испытывали родственной нежности.

Происходило так потому, что в Спарте сострадание воспринималось как слабость, а вот беспощадность к себе и к другим – как норма.

По спартанским же законам в семье мессенийца можно было воспитывать только одну девочку. «Лишних» дочерей оставляли в лесу или в горах, полагаясь на волю случая.

Был ли плюс у такого спартанского «отбора»?

Минимальный, но всё-таки был.

Оказывается, в Спарте не было брошенных детей (как мальчиков, так девочек). Малыши, чья жизнь была буквально одобрена лидерами общин, окружались заботой полиса.

Спарта следила, чтобы родители тщательно выполняли свои обязанности – и горе тем, кто не уделял воспитанию потомков достаточно времени и сил!

Сразу после «одобрения» старейшинами ребёнок возвращался в свою семью.Здесь он рос до семи лет.

Воспитанием маленького спартанца до этого момента сначала занимались кормилицы, а потом, родители.

В отличие от афинской системы воспитания, где за детьми до 7 лет следили рабы (педагоги), в Спарте это было запрещено.

Считалось, что подневольный раб не может вырастить вольного спартанца, а ведь именно в младшем возрасте закладывались основы будущего характера.

Всех без исключения спартанских малышей растили неприхотливыми.

Младенцев не пеленали (ребёнок должен был давать свободу движениям), не оберегали от темноты и разных страхов, не баловали, не потакали детскому плачу.

Малыши в Спарте не были переборчивыми в еде и не боялись оставаться одни, а спали в жёстких деревянных кроватках.

Вне зависимости от времени года спартанские дети купались в холодной воде. Согласно местным традициям воспитания, ребёнок даже в морозы должен обходиться без обуви и желательно без одежды.

К сожалению в результате многие дети зиму просто не переживали из-за бронхита, пневмонии и иных болезней.

Как таковых игр у спартанских детей не было.

Поскольку Спарта, по сути, являлась военным городом-государством, то дети развлекали себя только оружием, спортивно-соревновательными или военными играми.

Воспитание мальчиков

До семилетнего возраста мальчики – мессенийцы, считались существами бесполыми, поэтому росли вместе с девочками.

По достижении этого возраста их изымали из семьи и отправляли в специальные полувоенные школы-казармы, агелы.

Здесь мальчики, а затем и юноши, жили и воспитывались до 18 лет.

С момента поступления в агелу начиналось настоящее воспитание спартанцев..

Над каждой группой мальчиков стоял надзиратель-контролер (педоном), который имел право за любую провинность наказывать детей кнутами.

Жизнь такого военного «интерната» имела строгий распорядок.

Каждый из мальчиков уже был маленьким солдатом, и целью агелы было сделать из ребёнка беспощадного бойца.

Основой спартанского воспитания была физическая культура и военная подготовка.

Мальчики целыми днями бегали, прыгали, соревновались в метании копий и дисков, владении луком, мечами и прочим оружием.

Воспитание в Спарте было направлено на формирование у детей следующих качеств: умения подчиняться, умения стойко переносить боль и страдания, умения побеждать любыми путями.

Как это «проворачивали» воспитатели? На самом деле, у них была своя довольно жёсткая тактика. Мальчиков разного возраста регулярно стравливали, пытаясь затеять ссору и драку.

В процессе противостояния воспитатели отмечали, кто обладает лидерскими качествами, кто – силён, кто – умён, а кто – хитёр и смел.

Такие мальчики назначались главными в своей группе и даже имели право наказывать «подчинённых».

А что же грамота? Оказывается, всё было не так плохо. Маленькие спартанцы были грамотны ровно столько, сколько им нужно было для бытовой жизни.

А вот другие науки, не имевшие ничего общего с военной жизнью, из Спарты просто изгнали, причём вместе с преподавателями.

Воспитательная модель Спарты включала в себя поощрение физического воздействия, отсутствие сочувствия и осуждение слабости.

Мальчикам нельзя было жаловаться, нельзя было корчиться от боли, холода и голода.

Ходили они бритыми наголо, голыми и грязными.

А ещё, что удивительно, позорно было не украсть, а попасться на воровстве!

И это было весьма актуально, поскольку мальчики сами добывали себе пропитание всеми возможными путями, а спали на самодельных подстилках (иногда с подложкой из крапивы или тростника).

Первые результаты такого воспитания проявлялись примерно к 14-15 годам.

Спартанский мальчик приобретал требуемую твёрдость духа, становился хладнокровным и немногословным.

Загрузка...