Н. Первухин. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского у. 1. Вятка, 1888. С. 71.
Белорусские обычаи описаны в книге Дембовецкого «Опыт описания Могилевской губернии», I, с. 494, 630, 634; ср.: Сборник II отделения И. Академии наук. Т. 72. С. 174 и след.; АГО. XXXVIII, с. 23, сообщение священника Гр. Соколова о селе Хохлове, Смоленского у. (Здесь мирская свеча в рубашке пользуется «великим уважением». Изложено будет в третьем или четвертом выпуске моего «Описания рукописей».) О братской свече Калужской губ. см. Зеленин. Описание рукописей ученого архива Географ. общ. С. 574–575. Ср.: С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила, с. 477. Соответствующие мордовские обряды «подробно описывает М. Е. Евсевьев в статье «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии» (Живая старина. 1914. С. 5–10 и др.). Ср. В. Н. Майнов. Предварительный очерк имеющихся в литературе сведений о мордве (Известия Географич. общ. XIII, 1877, № 2, отд. 2. С. 90–113). Схожие обряды отмечены мною у бесермян, но в измененном виде; вместо свечи – особого рода посох-палка.
Е. В. Аничков. Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян. Ч. I. СПб., 1903. С. 80–81.
Термин «демонология» я считаю совершенно лишним и включаю старую демонологию в мифологию.
Е. В. Аничков называет это «религиозные древности» (Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914. С. IX).
Разумею первых русских мифологов: Мих. Попова, Чулкова, Гр. Глинку, П. Строева, Касторского, Шеппинга, А. С. Фаминцына и др. Такие любители встречаются и в наши дни, напр. Н. И. Привалов в его «Очерке славянской мифологии».
Этот труд начат Е. В. Аничковым в его книге «Язычество и Древняя Русь» (СПб., 1914). Ср. также труд Н. М. Гальковского «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси», том II: Древнерусские слова и поучения, направленные против остатков язычества в народе (Записки И. Моск. археол. института им. имп. Николая II. Т. XVIII. М., 1913).
См. об этом ниже статью «Запретные слова в русском языке».
Русск. филол. вестн., 1890, № 4. С. 337, ст. И. Сазоновича.
В. К. Магнитский. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881. С. 189.
В. К. Магнитский. Поверья и обряды в Уржумском уезде. № 256 (Пам. кн. Вятск. губ. на 1884 г.).
Н. М. Васнецов. Материалы для объяснительного областного словаря Вятского говора. Вятка, 1908. С. 77.
М. И. Куроптев. Слободской уезд Вятской губ. в географии и экономич. отношениях. Вятка, 1881. С. 202 (словарик Шишкина).
Чубинский. Тр. экспед. IV, с. 712 (Переяславск. у. Полт. губ.).
Д. К. Зеленин. Описание рукописей ученого архива И. Р. Географ. общ. С. 784, сообщ. о. Макария 1860 г., Нижегор. у. – Это же воззрение и в Рязанском у.: Без колокола нельзя спасти душу удавленника. Как в колокол ударят, сколько душ христианских перекрестится и к Богу вздохнет, – тысячи! А той душе, чей колокол, раз от разу легче (Жив. стар., 1893. С. 233. Ст. О. П. Семеновой).
Зеленин. Опис. рукописей. С. 815: Княгининский у. Нижегор. губ., сообщение Крылова, 1849 г.
АГО. XXIX, 77, рукопись Ф. Дягилева 1889 г. Тут есть некоторое сходство с ставровскими дзядами у белорусов, когда поминальное кушанье также ставится под стол. В Диспенском уезде, в седьмую неделю по Пасхе справляются так называемые «стаурусские дзяды», иначе называемые «Семка». Последнее название тождественно великорусскому «Семик»; первое же нужно перевести: «поминки в честь Ставра». По местному преданию, поминки совершаются в честь погибших собак богатыря, князя Бай или Буй; имена собак были Стауры и Гауры. Бай жил будто бы около города Дриссы. Ночью, кончая пир, белорусы прежде бросали остатки кушаний в огонь и призывали при этом мнимые души погибших собак «Стауры-Гауры». Теперь, перед началом ужина, старик или отец семейства берет со стола часть кушанья и ставит под стол; спустившись со скамейки так, чтобы лицо его было в уровень с кушаньями, он говорит: «Стауры-Гауры, гам, приходите к нам!» (М. А. Дмитриев. Собрание песен, сказок, обрядов и обычаев крест. Сев. – Зап. края. Вильна, 1869. С. 219; ср. Bust. Tyszkiewicz. Opisanie powiatu Borysowskiego. Wilno, 1847. C. 376–377). Время совершения обряда также совпадает с поминками заложных покойников (гл. 4); но В. Ф. Миллер высказал совсем иное объяснение этого обряда (Древности. Труды И. моск. арх. общ. 1880. Т. VIII. С. 166–175).
Магнитский. Матер. к объясн. стар. чувашск. веры. С. 188–189; ср. Изв. Общ. арх., ист. и этн. XIX, с. 248.
Зеленин. Опис. рукописей. С. 738.
Ф. Кудринский. Утопленница. 17 (Из Киевской стар. 1894 г. Волынское полесье).
Там же. С. 19.
Саратовские губернские ведомости, 1884, № 41; ср. А. Шахматов. Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910. С. 696. Ср. с этим поверье нижегородской мордвы, которая различает два разряда умерших предков: одни умерли однажды, а другие – уже дважды (Нижегор. губ. ведом. 1849, № 50).
А. И. Трунов. Понятия крестьян Орловской губ. о природе. С. 17 (Зап. Географ. общ. по отд. этн. II, 1869 г.).
А. Н. Минх. Народы, обычаи, обряды и т. д. Сарат. губ. 20 (Зап. Географ. общ. по отд. этн. XIX. Вып. 2. 1890 г.).
АГО. XXXVI, 56, рукопись Валашовск. у. С. 2.
Этн. обозр. 1900, № 4. С. 75, ср. 73.
В. и А. Зеньковичи. Верования и обряды жителей Могилевск. губ. белорусов (ИОЛЕАЭ. XXVIII, 1877. С. 27).
АГО. XLVI, 9, рукопись Матросова, л. 35 обор.
Зеленин. Опис. рукописей. С. 802, сообщ. М. Добролюбова из Васильского у. Нижегор. губ.
Этн. сборн. VI, 1864, смесь. С. 22, ст. В. Верещагина.
Зеленин. Вятские сказки. С. 38–39: Солдат-богатырь.
П. И. Сила родительского проклятия (Этнограф. обозр. III, 1889. С. 44–451.
Там же. С. 45.
Там же. С. 53.
Кишиневские епархиальные ведомости, 1873, № 22. С. 814.
Г. К. Завойко. Верования, обряды и обычаи великороссов Владим. губ. (Этн. обозр. 1914, № 3–4. С. 86).
Этн. обозр. 1889, № 3. С. 46, Купянский у. Харьковск. губ.
АГО. XXIV, 43, сказки Боровичского у., М. Синозерского: «Непрощенный сын».
А. Афанасьев. Поэтич. воззр. славян на природу. III, с. 565.
Маркевич. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян, 79; Киевск. стар. 1890, № 4. С. 106 (из Галиции); Этн. обозр. 1896, № 2–3. С. 140. (Белоруссия): Чубинский. Тр. экспед. I, 206 (Проскуровск. у.).
Афанасьев. Народн. русск. сказки. II, 253, примеч. к ск. № 175; ср. С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 82.
Балов. Очерки Пошехонья (Этн. обозр. 1898, № 4. С. 91).
Петухов. Очерки из литер. ист. синодика. С. 183–183.
Образцы мордовской народной словесности. Вып. II. Сказки и загадки на эрзянск. наречии. Казань, 1883. С. 249.
Там же. С. 235.
П. Демидович. Из области верований и сказаний белорусов (Этн. обозр. 1896, № 2–3. С. 136).
АГО. XXXII, 33, сообщ. Златинского 1856 г.
Осадчий. Щербаковская волость (Сборник Херсонск. земства. 1891. К. 7. С. 62). Эта примета и на западе Европы: поднялся вихрь, значит, кто-нибудь повесился (Wuttke-Meyer. Der deutsche Volks aberglauben, § 265; Revue d. traditions populates, XXIII. 1908. C. 275).
Этн. обозр. 1914, № 3–4. С. 109, ст. Г. К. Завойко.
Жив. стар. 1894, № 2. С. 204 (Смоленская губ.).
Я слышал ее в Вятской и Пермской губ., Титанов (Брянский говор, с. 210) отметил ее в Орловской губ.
Чубинский. Труды экспед. I, с. 209 (Проскуровский у.).
Трунов. Понятия кр. Орл. губ. С. 41 (Зап. Геогр. общ. II, 1859 г.).
Подольск. губернск. ведом. 1869, № 41.
Чубинский. Тр. экспед. I, с. 89.
Этн. обозр. 1911, № 1–2. С. 256.
Этн. обозр. 1900, № 4. С. 93 и 1914, № 3–4. С. 88.
В книге приняты сокращения: б. ч. – большею частью; м. б. – может быть; м. пр. – между прочим; сборн. – сборник; ст. – статья.
Этн. сборн. VI, с. 8; ср. Афанасьев. Народн. русск. сказки. II, 83, примеч. к № 126.
Минх. Нар. обыч., обряды и т. д. Сарат. губ. С. 20 (Зап. Геогр. общ. XIX. 1890 г.).
И. И. Манжура. Сказка и послов., запис. в Екатериносл. и Харьк. губ. Харьков, 1890. С. 132. (Сборн. Харьк. ист. – филол. общ. II. В. 2).
Чубинский. Тр. экспед. I. С. 209 (Проскуровский у.).
Кишиневские епарх. ведом. 1873. С. 676, ст. С. Кульчицкого о с. Ставучанах.
Зеленин. Вятские сказки. С. 141, № 35; АГО. X, 39, ск. № 14: Мужик и запойщик; Ончуков. Северн. сказки. С. 225, 82; братья Соколовы. Сказки и песни Белозерского края, с. 56, № 33.
И. И. Манжура в Сборнике Харьковск. ист. – филол. общ. VI, 1894. С. 187.
Мои наблюдения 1908 г.
Васнецов. Матер. для словаря. С. 154.
Письмо ко мне Ив. Вас. Костолевского из с. Кормы Рыбинского у.
Ф.С Шиманский. Из жизни Петровского у. (Сарат. губ. вед. 1885, № 11).
И. С. Тургенев. Записки охотника. Бежин луг.
Саратовск. губ. вед. 1885, № 11.
Зеленин. Опис. рукописей. С. 163.
Минск. губ. вед. 1877, № 37, ст. А. Я. Васильевой.
АГО. XXXV, 25, ст. В. Иванова 1890-х годов.
В. Юрлов. Симбирская запись о кладах (Симб. губ. вед. 1867, № 24).
И. С. Тургенев. Записки охотника. Бежин луг.
С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 188.
Крачковский. Быт западнорусского селянина. С. 169.
Нижегородский сборник, III, 1870. С. 212, ст. свящ. А. Борисовского.
Осадчий. Щербаковская волость (Сборн. Херсонск. земства, 1891, № 7. С. 62).
Я. П. Гарелин. Город Иваново-Вознесенск. Ч. 1. Шуя, 1884. С. 58.
П. С. Ефименко. Матер. по этногр. р. насел. Арханг. губ. I. М., 1877. С. 137 (ИОЛЕАЭ. XXX).
В. Бондаренко. Очерки Кирсановского у. (Этн. обозр., 1890, № 3. С. 87).
Черниговск. губ. ведом. 1842, № 37. С. 730.
Волынские епарх. ведом. 1892, № 30 (цит. по: Этн. обозр., 1892, № 4. С. 28).
И. Созонович. «Ленора» Бюргера и родственные ей сюжеты в народн. поэзии, европейской и русской. Варшава, 1893. Гл. 3: Вера в возвращение мертвых (с. 17–67, ср. 242 и след.).
Русск. филол. вестн. 1890, V: 4. С. 332 и след. В сказке № 8 герой умер «с печали».
Жив. стар. 1804. № 2. С. 205 (Смоленск. губ.).
Зеленин. Вятские сказки. С. 78–79, № 20.
Жив. стар. 1891, № 4. С. 213, ст. А. Балова; ср. там же, 1894, № 2. С. 209.
Осадчий. Щербаковская волость Елисаветградск. у. (Сборн. Херсонск. земства. 1891. № 7. С. 62).
ИОЛЕАЭ. XXX. 1877. С. 137.
Созонович. «Ленора» Бюргера. С. 250.
Пероговский. О народном обычном уголовном праве на Волыни (Волынск. губ. вед., 1879, № 25).
Манжура в Сборнике Харьк. ист. – филол. общ. VI, 1894. С. 187.
Ф. С. Шиманский. Из жизни Петровского у. (Сарат. губ. вед. 1885, № 11).
Минх. Народн. обычаи, обряды и т. д. Сарат. губ. С. 20.
Сборн. II Отдел. И. ак. н. Т. 72, 1902, № 4. С. 320.
Чубинский. Труды экспедиц. I. С. 209.
Зеленин. Опис. рукописей. С. 294.
Юл. Крачковский. Быт западнорусского селянина, с. 169 (Новогрудский у. Минской губ.).
В. Юрлов. Матер. для этнографии Симб. губ. (АГО. XXXVII. С. 16, 1866 г., л. 3 обор.).
Этн. обозр. 1900, № 4. С. 92 (Орловск. губ.).
Этн. обозр. 1900, № 4. С. 85 и 92.
Гарелин. Гор. Иваново-Вознесенск. I, 59.
АГО. XL, 12, рукопись Н. Убранцева 1849 года.
Жив. стар. 1898. С. 233, ст. О. П. Семеновой (Раненб. у. Рязанской губ.).
Там же.
Садовников. Сказки и пред. Самарск. края, с. 247, № 77: Про самоубийцу.
Зеленин. Вятск. сказки. С. 282.
АГО. XXXVII, 16, Юрлов.
Гур. Комиссаров. Чуваши Казанского Заволжья (Изв. Общ. Археол., истор. и этногр. при Каз. унив. XXVII, 1911, V, 5. С. 376).
Тамбовск. епарх. ведом. 1866, № 24. С. 686, ст. свящ. Сеславинского.
А. Н. Афанасьев. Народн. русск. легенды. М., 1914. С. 192. № 29; Кумова кровать.
Там же, 204, № 29: Горькой пьяница.
АГО. XXXVII, 27. С. 35 (Корсунск. у.). Я много раз слышал эту пословицу в Петрограде. У Даля в Толковом словаре она приведена с таким пояснением: «…на упрямой лошади». Но, напр., на моей родине, в Сарапульском у. Вятской губ., пословица эта употребляется исключительно в таком виде: «На сердитых волки (иногда: черти) ср… ездят», где волки, конечно, – волкодлаки, оборотни, нечистые. Здесь ясно, что речь не о лошадях. Чубинский. Тр. экспед. 1, 190.
Зеленин. Вятск. сказки, с. 282, № 92.
Костромские губ. вед. 1856, № 39. С. 283.
Олонецк. губ. вед. 1876, № 15.
Кишиневск. епархиальн. вед. 1873. С. 676, ст. Кульчицкого о Ставучанах.
Подольские губернск. ведом. 1869, № 47 (статья Данильченко).
В. Магницкий. Поверья и обряды в Уржумском уезде, № 255–258 (из Памятн. кн. Вятск. губ. на 1884 год).
Вятские губернск. ведом. 1848, № 13.
Вятские губернск. ведом. 1848, № 13.
Глушков. Топографическо-статистическое и этнографическое описание гор. Котельнича (Этнографическ. сборник Географ. общ. V, 1862. С. 27–30).
По личным расспросам у местных крестьян.
А. Н. Афанасьев. Народн. русские сказки. II. Изд. 3. С. 321 (примеч. к ск. № 205: Рассказы о мертвецах).
Ефименко. Упыри. С. 373.
В. Юрлов. Материалы для этнографии Симб. губ., 1867 г. (АГО. XXXVII, 16, л. 35).
В. Юрлов. Симбирская запись о кладах (Симб. губ. вед. 1867. № 24).
Сборн. II Отдел. И. Ак. Н. Т. 72. № 4, 1902. С. 321.
С. В. Максимов. Нечистая, неведомая и крестная сила. СПб., 1903. С. 159.
Этн. обозр. 1900, № 4. С. 73: Верования крестьян Орл. губ.
С. Максимов, там же, 159; Словарь русск. языка, издав. II Отд. Ак. наук, IV. В. 3. СПб., 1909. С. 925.
Первухин. Эскизы преданий и быта инородцев Глазовского у. I. С. 61 (ср. ниже § 13).
Этн. обозр. 1914, № 3–4. С. 86, ст. Г. К. Завойко.
Там же. С. 100.
АГО. XLIV, 16, рукопись Т. Копейчинова 1869 г., л. 3 обор.
Труды Этнографич. отдела. Кн. III. Вып. 1, 1874. С. 88–90.
Этн. обозр. 1889. № 2. С. 76.
Ежегодник Владим. губ. стат. ком. 1875. I. С. 106.
Зеленин. Опис. рукописей. С. 59.
Там же. С. 804.
В. М. Черемшанский. Описание Оренб. губ. Уфа, 1859. С. 211.
Зеленин. Опис. рукописей. С. 794.
Там же. С. 59.
Вл. Даль. О поверьях, суевериях и предрассудках русск. народа. Изд. 2. СПб., 1880. С. 53.
Н. Я. Никифоровский. Нечистики. Свод простонародных в Витебской Белоруссии сказаний о нечистой силе. С. 64 (Виленский временник, Н. В., 1907).
А. Звонков. Очерк верований крестьян Елатомского у. (Этнограф. обозр. 1889, № 2. С. 77–78).
Этн. обозр. 1889, № 3. С. 19 (Купянский у. Харьк. губ.).
Там же. С. 50.
Киевск. стар. 1890, № 8. С. 321, ст. М. К. Васильева.
Кудринский. Утопленница. С. 13 (из Киевской стар. 1894).
Этн. обозр. 1900, № 4. С. 95 и др.
Есть лишь сообщения о том, что злые духи издеваются всячески над умирающим чародеем (Сборн. II Отдел. Ак. н. Т. 51. СПб., 1890. С. 570: Белорусский сборник); из утробы или рта умирающего чаровника выбегает кошка или мышь, или другое животное (там же, с. 519).
Зеленин. Опис. рукописей, 895: рассказ Боровичского у.; Ончуков. Северные сказки. С. 234, № 87: сказка Петрозаводскаго у.
Зеленин. Вятск. сказки, 203, № 66. Нечто подобное бывает иногда, по-видимому, и с опойцами; по крайней мере, Юрлов из Симбирской губ. сообщает: «Сквозь хомут, снятый с потной лошади, можно увидать, как сдирают с опойцы черти кожу» (АГО. XXXVII, 16. Л. 22).
Зеленин. Вятские сказки. С. 80, № 20.
АГО. XXXVII, 4, рукопись о. Кроткоса из Корсунского у., 1850 г.
Этн. обозр. 1900, № 4. С. 95.
Черемшанский. Опис. Оренб. губ. С. 211.
Терские ведомости, 1881, № 25: Народные поверья на р. Сунже (у русских).
А. И. Розанов. Простонародная медицина в Сарат. у. (АГО. XXXVI, 48).
Белорусский сборник (Сборн. II Отд. Ак. н. Т. 51. Сиб. 1890. С. 519).
Русск. филол. вестн. 1890, № 4. С. 338–339, ст. И. Созоновина.
Там же. С. 337–338.
Сарат. губ. вед. 1885, № 11 (из Петровского у.).
Барсов. Причитания Сев. края. I. С. 312.
Чубинский. Труды экспедиции. IV. С. 712.