В. Л. Назаров, Е. В. Осипчукова Международный опыт профилактики экстремизма

Введение

Всеобщую угрозу мировому сообществу представляет терроризм и экстремизм. Современные кризисные явления в экономике и социальной сфере, характерные для многих стран мира, провоцируют нарастание ксенофобии и экстремистских взглядов. Характерными чертами общества является глобализация, поликультурность, динамичность развития и в то же время нестабильность. За последние несколько лет актуализировались наиболее серьезные проблемы международного масштаба: экономический кризис, локальные войны, оказывающие влияние на соседние страны, использование глобальной информационной сети Интернет для пропаганды взглядов экстремистки настроенных личностей и организаций.

Молодежь более других категорий населения реагирует на кризис и, стремясь защититься от его негативного влияния, к сожалению, находит выход в деструктивных течениях общества.

Ключевым фактором в решении проблемы распространения терроризма является международная координация, взаимодействие и сотрудничество. Но ряд примеров в истории XXI века демонстрируют, что нарушение международного права и вмешательство одних стран в жизнедеятельность других приводит к ухудшению общемировой ситуации и укреплению террористических угроз. В историческом обращении Президента Российской Федерации Владимира Путина к участникам 70-й юбилейной Генассамблеи ООН говорится именно об этом: «Агрессивное внешнее вмешательство привело к тому, что вместо реформ государственные институты, да и сам уклад жизни были просто бесцеремонно разрушены. Вместо торжества демократии и прогресса – насилие, нищета, социальная катастрофа, а права человека, включая и право на жизнь, ни во что не ставятся. Так и хочется спросить тех, кто создал такую ситуацию: „Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?“ Но, боюсь, этот вопрос повиснет в воздухе, потому что от политики, в основе которой лежит самоуверенность, убежденность в своей исключительности и безнаказанности, так и не отказались»1.

Кроме политического влияния на решение проблемы распространения экстремизма и терроризма, немаловажное значение имеет укрепление кадрового потенциала системы государственной молодежной политики Российской Федерации. Одной из приоритетных задач государственной молодежной политики является «системная поддержка программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма, взаимодействие с молодежными субкультурами и неформальными движениями;»2. Таким образом, вопрос подготовки квалифицированных кадров для работы по профилактике экстремизма на современном этапе развития нашей страны имеет важное значение, а система государственной молодежной политики имеет значительный потенциал для противодействия вовлечению молодежи в девиантные формы поведения, экстремистские и террористические организации. Учебное пособие «Международный опыт профилактики экстремизма» является составной частью научно-методического обеспечения подготовки магистров по направлению «Организация работы с молодежью» в рамках программы «Профилактика экстремизма в молодежной среде» (120 зач. ед.).

Область профессиональной деятельности выпускника программы – решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, а также взаимодействие с государственными и общественными структурами, молодежными и детскими общественными объединениями, с работодателями.

Настоящее учебное пособие позволит студентам повысить уровень деятельности по решению следующих профессиональных задач:

– научно-исследовательская деятельность: подготовка публикаций; выступление с докладами и сообщениями на семинарах, научно-практических конференциях; анализ информации и литературы по исследуемой проблеме; разработка рекомендаций на основе собранной информации; применение накопленных знаний в подготовке и написании научно-исследовательских работ, включая кандидатскую и докторскую диссертации;

– социально-диагностическая деятельность: применение полученных знаний для комплексного планирования и проектирования работы с молодыми людьми в молодежных сообществах по месту жительства, учебы, работы, отдыха, временного пребывания молодежи; изучение опыта деятельности международных молодежных объединений и налаживание международного молодежного сотрудничества; взаимодействие и сотрудничество с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; участие в гражданско-патриотическом воспитании молодежи.

Загрузка...