2.1. Источники Международного коммерческого (торгового) права.
2.2. Международный договор как источник Международного коммерческого (торгового) права.
2.3. Международные организации, играющие важную роль в унификации норм Международного коммерческого права:
– Конференция ООН по торговле и развитию ЮНКТАД.
– ВТО/ГАТТ.
– Совет таможенного сотрудничества (СТС).
– Комиссия ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ.
– Гаагская конференция по международному частному праву.
– УНИДРУА.
– СНГ.
2.4. Международный торговый обычай.
2.5. Международная торговая палата.
2.6. Типовые контракты, общие условия поставок.
Международные правовые нормы в области совершения торговых сделок отражаются в источниках Международного торгового права.
К таким источникам можно отнести:
Основные источники:
– международные договоры;
– международные обычаи.
Дополняют основные источники решения, резолюции международных организаций и т. п.
Международный договор представляет собой соглашение между государствами, который регулирует определенные виды правоотношений и устанавливает для его участников определенные права и обязанности.
Международные договоры можно классифицировать по разным критериям:
– по государственному органу, который заключает международный договор (например, межправительственные, межведомственные и т. п.);
– по составу участников (например, многосторонние, региональные и двусторонние);
– по срокам;
– по предмету правового регулирования (например, договоры регулирующие отношения в сфере международной купли-продажи, расчетов, посредничества) и др.
Большую роль в разработке и подготовке международных договоров и условий торговли играют международные организации.
Среди них можно выделить:
– Конференцию ООН по торговле и развитию ЮНКТАД;
– Гаагская конференция по международному частному праву;
– ВТО/ГАТТ;
– Совет таможенного сотрудничества (СТС);
– Комиссию ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ;
– Институт по унификации частного права УНИДРУА и др.
Исходя из названия, организационной структуры и основных целей создания можно определить место и роль данных международных организаций в системе Международного коммерческого оборота.
Конференция ООН по торговле и развитию ЮНКТАД – орган Генеральной Ассамблеи ООН. Создана в 1964 г. В работе принимает участие более 180 государств.
Высший орган – Конференция (созывается не реже одного раза в четыре года).
Исполнительный орган – Совет по торговле и развитию (работает между сессиями Конференции и проводит свои заседания ежегодно).
Главными вспомогательными органами являются:
– Комитет по сырьевым товарам;
– Комитет по промышленным товарам;
– Комитет по невидимым статьям и финансированию, связанному с торговлей;
– Комитет по морским перевозкам;
– Комитет по передаче технологии;
– Комитет по экономическому сотрудничеству между развивающимися странами и др.
Текущей работой ЮНКТАД занимается Секретариат, который располагается в Женеве.
Основные задачи ЮНКТАД:
– содействовать развитию международной торговли;
– обеспечивать равноправное, взаимовыгодное и всестороннее сотрудничество между странами;
– участвовать в координации деятельности других учреждений системы ООН в области торговли и развития;
– вырабатывать разносторонние рекомендации по укреплению международной торгово-экономической системы, созданию организационно-правовой основы сотрудничества в области торговли и развития, содействию унификации и гармонизации национальных правовых норм и т. д.
Решения ЮНКТАД и ее органов принимаются в виде резолюций, заявлений, согласованных выводов, которые имеют рекомендательный характер.
По инициативе Конференции в 1974 году в Женеве была подписана Конвенция о кодексе поведения линейных конференций.
Всемирная торговая организация создана в 1994 году на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле, действующего с 1 января 1948 г.
ВТО/ГАТТ является форумом для торговых переговоров.
Основные задачи:
– либерализация внешней торговли;
– снижение таможенных тарифов;
– отказ от количественных ограничений импорта, устранение дискриминации;
– принятие постановлений о применении режима наибольшего благоприятствования и т. п.
Структура ВТО:
– Министерская Конференция – высший орган ВТО (созывается не реже одного раза в два года и может принимать любые решения в рамках своей деятельности);
– Генеральный совет – исполнительный орган ВТО (созывается по мере необходимости и контролирует выполнение многосторонних соглашений и министерских решений. В своей деятельности подотчетен министерской Конференции. Кроме выполнения регулярной работы от имени высшего органа ВТО, Генеральный совет действует также в двух особых формах: в качестве Органа по урегулированию споров, который контролирует применение процедур урегулирования споров, а также в форме Органа по обзору торговой политики полноправных членов многосторонней торговой системы. Генеральный совет устанавливает свои правила процедуры и утверждает правила процедуры Комитетов.
– Секретариат;
– Совет по торговле товарами;
– Совет по торговле услугами;
– Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности;
– Комитеты: по торговле и окружающей среде; по региональным торговым соглашениям; по ограничениям, вытекающим из состояния платежного баланса; по бюджетным, финансовым и административным вопросам; по доступу к рынку; по субсидиям и компенсационным мерам; по техническим барьерам; по таможенной оценке товаров; по импортному лицензированию; по антидемпинговой политике; по сельскому хозяйству; по санитарным и фитосанитарным мерам; по правилам происхождения; по защитным мерам; по связанным с торговлей инвестиционным мерам; наблюдательный орган по текстилю;
– Рабочие группы;
– Орланы по урегулированию споров и др.
Основной формой деятельности ВТО (ГАТТ) является проведение тарифных конференций и консультаций по снижению тарифных барьеров и других препятствий в торговле (так называемые «раунды» переговоров). Всего было проведено восемь раундов. В итоге работы шестой конференции «Кеннеди-раунд» (1964-1967 гг.) таможенные тарифы были снижены в среднем на 35 %. Во время «Токио-раунда» (1973-1979 гг.) участникам удалось договориться о снижении пошлин на промышленные товары в среднем на 33 %, согласовать правила поощрения международной конкуренции в отношении контрактов на государственные закупки, выработать положения об использовании технических стандартов, систем сертификации и апробирования в качестве торговых барьеров, определена процедура лицензирования импорта, создана единообразная и нейтральная система оценки товаров для таможенных целей.
Итогом «Уругвайского раунда» (1986-1993 гг.) стало обязательство развитых стран сократить таможенные тарифы более чем на треть, более 40 % импорта осуществлять беспошлинно (фармацевтические препараты и медицинское оборудование, сельскохозяйственная техника и т. д.), проведены переговоры по торговле услугами, торговым аспектам интеллектуальной деятельности, инвестиционным мерам и др.
Совет таможенного сотрудничества (СТС) создан в 1953 г. в Брюсселе на базе конвенции о его создании 1950 г.
Основные задачи:
– изучение вопросов, связанных с сотрудничеством по таможенным делам и техническим аспектам таможенных систем;
– упрощение таможенных формальностей;
– подготовка проектов таможенных конвенций;
– разработка рекомендаций, обеспечивающих единообразное толкование и применение конвенций;
– организация обмена информацией по таможенному законодательству и таможенным процедурам и т. п.
Организационная структура:
– Сессии СТС (высший орган, созываются один раз в год);
– Генеральный секретариат (осуществляет общее руководство);
– Комитет по номенклатуре и классификации товаров (создан в соответствие с Конвенцией 1955 г. о номенклатуре для классификации товаров в таможенных тарифах);
– Комитет по таможенной оценке товаров (создан в соответствие с Конвенцией о таможенной оценке товаров 1953 г.).
В октябре 1994 г. Совет таможенного сотрудничества преобразован во Всемирную таможенную организацию (ВТО). Одной из задач ВТО является создание единой классификационной системы для обеспечения единообразия классификации товаров в национальных таможенных тарифах. Классификационной системой для большинства стран мировой торговли стала Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС), вступившая в силу с 1 января 1988 года на основании Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Государства-участники обязаны применять ее в полном объеме и сохранять в своих национальных торговых классификаторах тексты позиций, субпозиций и соответствующие им цифровые коды (первые 6 знаков кодового обозначения товара), примечания к разделам, группам и субпозициям, Основные правила интерпретации. Это позволяет обеспечить сопоставимость статистических данных о товарах, участвующих в мировой торговле, на уровне шестизначного кодового обозначения.
1 января 2002 года ВТО ввела в действие новое 3-е издание Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС–2002). Это значит, что государства должны привести свои национальные классификаторы в соответствие с ГС–2002.
Комиссия ООН по праву международной торговли ЮНСИТРАЛ образована Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году (резолюция 2205(XXI) от 17 декабря 1966).
Основные задачи:
– содействие прогрессивному развитию и унификации права международной торговли в таких областях, как международная купля-продажа товаров, международные платежи, государственные закупки, электронная торговля, рассмотрение споров по международным торговым сделкам и др;
– координация работы международных организаций, которые занимаются вопросами права международной торговли и т. д.
Комиссия проводит свою работу на ежегодных сессиях, которые проводятся в Нью-Йорке и в Вене. Для рассмотрения отдельных вопросов созданы рабочие группы. Текущей работой руководит Секретариат.
В рамках ЮНСИТРАЛ подготовлены важные конвенции в области международной торговли:
– Нью-Йоркская Конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.;
– Венская Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.;
– Конвенция ООН о морской перевозке грузов 1978 г. (Гамбургские правила);
– Конвенция ООН об ответственности операторов транспортных терминалов в международной торговле 1991 г.;
– Нью-Йоркская Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.;
– Нью-Йоркская Конвенция о международных простых и переводных векселях 1988 г.;
– Нью-Йоркская Конвенция о независимых гарантиях и резервных аккредитивах 1995 г. и др.
Документы ЮНСИТРАЛ публикуются на шести официальных языках: английском, арабском, китайском, французском, русском и испанском. Комиссия публикует ежегодники, правовые руководства (например, UNCITRAL Legal Guide on International Countertrade Transactions (A/CN.9/ SER.B/3, Sales No. E.93.V.7), брошюры, проводит семинары и организует курсы обучения и обмена опытом.
Разработкой проектов конвенций в области международного частного права занимается также Гаагская конференция по международному частному праву. Первая ее сессия была созвана правительством Нидерландов в Гааге в 1893 году по инициативе известного голландского юриста Т. М. Ассера. В 1951 году был принят постоянный Статут Гаагской конференции по международному частному праву (вступил в силу в 1955 г.). Согласно статуту, задачей конференции является прогрессивная унификация правил международного частного права. Сессии конференции собираются, как правило, раз в четыре года. Подготовку их осуществляют Специальная государственная комиссия, созданная Нидерландами, и Постоянное бюро конференции. Наиболее значительными из документов, принятых на сессиях конференции в области международного торгового права, являются:
– Гаагская конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже движимых материальных вещей, 1955 г.;
– Гаагская конвенция о праве, применимом к переходу права собственности в международной торговле товарами, 1958 г.;
– Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже, 1986 г.
В отличие от этих конвенций, содержащих единообразные нормы коллизионного характера, в 1964 году в Гааге была заключена Конвенция об единообразном законе о международной купле-продаже товаров, призванная ввести унифицированные материальные нормы в области международной купли-продажи. Эти конвенции, так же как и подписанная в Гааге Конвенция о заключении договоров международной купли-продажи 1964 года, не получили широкого применения.
Международный институт по унификации частного права УНИДРУА проводит большую работу в сфере унификации международных торговых правил.
Институт – это организация, созданная в 1926 году, как вспомогательный орган Лиги Наций, под эгидой которой в 1930 году были приняты три Женевские вексельные конвенции, часто именуемые «вексельными конвенциями»: Конвенция о единообразном законе о переводном и простом векселе; Конвенция о разрешении некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях; Конвенция о гербовом сборе в отношении простых и переводных векселей. В 1931 году в Женеве были подписаны аналогичные вексельным чековые конвенции.
В 1940 г. стал самостоятельной межгосударственной организацией. В настоящее время ее членами являются 58 государств, в том числе Болгария, Венгрия, Куба, Польша, Румыния, Россия.
Основные задачи:
– изучение путей гармонизации и координирования частного права отдельных государств или групп государств;
– подготовка единообразных правовых норм (в виде проектов) для постепенного их принятия государствами;
– создание типовых законов;
– выработка общих принципов, правовых руководств и т. п.
Институт подготовил более семидесяти проектов и исследований в области частного права, многие из которых стали действующими международными инструментами. Среди наиболее важных можно выделить следующие:
– Конвенция о туристическом договоре 1970 г.;
– Женевская конвенция о представительстве в международной купле-продаже товаров 1983 г.;
– Конвенция о международной финансовой аренде (лизинге) 1988 г.;
– Конвенция о международной уступке дебиторской задолженности (факторинге) 1988 г. и т. п.
В 1994 г. были выпущены в свет Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА, которые традиционно составляют общую часть договорного права.
В области унификации правовых проблем международных коммерческих сделок издано Руководство по организации международной сети коммерческой концессии (франчайзинга).
Институт издает ежегодник. Среди приоритетов его работы сегодня является унификация частного права в области создания единообразного регулирования обеспечения прав (имущественных интересов) в отношении мобильного оборудования. В это понятие включается значительное по своей стоимости инвестиционное оборудование. Подготовлен проект конвенции о международных интересах в мобильном оборудовании.
СНГ – межгосударственное объединение, созданное на основе Соглашения об образовании Содружества Независимых Государств 8 декабря 1991 г. представителями трех республик бывшего СССР – Республики Беларусь, РСФСР и Украины.
В соответствии с Соглашением об образовании и Уставом целями Содружества являются развитие равноправного и взаимовыгодного сотрудничества народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействие широкому информационному обмену, добросовестное и неукоснительное соблюдение взаимных обязательств.
Основные органы:
– Совет глав государств Содружества;
– Совет глав правительств;
– Исполнительный секретариат СНГ;
– Межгосударственный экономический комитет;
– Экономический Суд СНГ;
– Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ;
– Совет министров обороны;
– Совет министров иностранных дел;
– Межгосударственный совет по космосу;
– Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения;
– Совет по культурному сотрудничеству;
– Совет руководителей государственных информационных агентств СНГ;
– Межгосударственный Совет по вопросам охраны промышленной собственности;
– Правовой консультативный совет;
– Межгосударственная комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и др.
Основной правовой базой межгосударственных отношений в рамках СНГ являются многосторонние и двусторонние договоры.
В сфере международной торговли приняты следующие соглашения:
– Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств – участников СНГ 1992 г.;
– Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности 1992 г.;
– Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г.;
– Соглашение о регулировании межгосударственного рынка ценных бумаг 1993 г.;
– Соглашение о мерах по охране промышленной собственности и создании Межгосударственного Совета по вопросам охраны промышленной собственности 1993 г.;
– Соглашение о согласовании антимонопольной политики 1993 г.;
– Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений 1994 г.;
– Конвенция о транснациональных корпорациях 1998 г.;
– Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств – участников СНГ 1998 г.
Еще с древних времен большое значение имело регулирование международной торговли посредством обычаев, известных как Lex mercatoria.
Во второй половине XIX века во внутренних законодательствах государств стал реализовываться принцип автономии воли, когда стороны в своих отношениях могли самостоятельно определять применяемое право, содержание своих обязательств, арбитраж для рассмотрения споров и т. д. Принцип «свободы договора» всегда рассматривался как одно из основополагающих начал гражданского и торгового права. Исходя из данного принципа, стороны по собственному усмотрению определяют содержание договора. Постепенно вырабатываются правила, которые играют большую роль в международных торговых отношениях.
Обычай является источником современного Международного торгового права.
Основные признаки обычая:
– продолжительность существования;
– систематическое единообразное применение;
– определенность;
– соответствие императивным предписаниям публичного порядка и т. д.
В большинстве стран мира обычай используется как норма, дополняющая закон.
В ст. 38 Статута Международного Суда ОНН международный обычай характеризуется как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.
Международные обычаи могут носить правовой и неправовой характер (обыкновения). Правовой характер они имеют в тех случаях, когда санкционированы соответствующим компетентным органом государства.
Для применения обычая необходимы два главных условия.
1. Воля сторон. То есть обычай является обязательным, когда стороны включили его в текст договора и правовым основанием его применения является принцип автономии воли.
2. Суды используют обычай независимо от воли сторон, когда они признают его в качестве правовой нормы. Это правило может следовать из общих норм законодательства либо из судебной практики.
Международные обычаи играют исключительно важную роль в международной торговле и торговом мореплавании. Содержание ряда внешнеторговых сделок определяется международным обычаем. При морской перевозке грузов, например, широкое распространение получили обычаи торгового порта, применяемые при погрузке и разгрузке судна. На торговые обычаи нередко ссылается внешнеторговый арбитраж в процессе рассмотрения хозяйственных споров.
Особую роль в области проведения неофициальной кодификации торговых обычаев и обыкновений играют международные организации. К ним можно отнести Международную Торговую Палату, Европейскую Экономическую комиссию ООН, Международную федерацию инженеров консультантов FIDIC, Институт по унификации частного права УНИДРУА и др.
Особую роль в области проведения неофициальной кодификации торговых обычаев и обыкновений играет созданная в 1920 году Международная Торговая Палата (МТП).
Цель данной организации – организационное, техническое и правовое обеспечение международной торговли.
МТП объединяет десятки тысяч компаний, промышленных и торговых ассоциаций, федераций и торговых палат в 110 странах мира. Национальные комитеты и Советы МТП более чем в 60 странах координируют деятельность деловых кругов. МТП проводит большую работу по систематизации обычаев, действующих в международной коммерческой и финансовой практике. Результатом такой работы являются сборники унифицированных обычаев, правил и обыкновений, нашедшие широкое применение практически во всех странах мира.
Среди обычаев, опубликованных Международной торговой палатой выделяются:
– Сборник «Международных правил толкования торговых терминов ИНКОТЕРМС» (последняя редакция издана в 2000 году);
– Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (последняя редакция вступила в силу 1993 году, публикация № 500);
– Унифицированные правила и обычаи для инкассо (последняя редакция издана в 1995 году, публикация № 5 2 2);
– Унифицированные правила и обычаи для договорных гарантий (последняя редакция издана в 1977 году);
– Международный кодекс рекламы 1966 года и др.
В современном международном торговом обороте важное значение имеют и разрабатываемые различными международными организациями (например, Европейской Комиссией ООН, Международной федерацией инженеров-консультантов FIDIC и др.) формуляры, руководства, типовые контракты, общие условия сделок и т. д. Данные рекомендации обобщают опыт ведения отдельных видов международных торговых сделок и позволяют не допускать лишних ошибок. С другой стороны они ограничивают принцип «свободы договора» и ограничивают возможности сторон по изменению условий сделок.
Примеры рекомендаций международных организаций:
– типовые контракты ЕЭС продажи зерна 1957,1958 и 1961 годов;
– общие условия экспорта инвестиционных товаров 1955 и 1957 годов;
– общие условия купли-продажи для импорта и экспорта потребительских товаров длительного использования и других металлоизделий серийного производства 1962 года;
– Руководство по заключению договоров на передачу ноу-хау в области машиностроительной промышленности 1969 г.;
– Руководство по заключению контрактов на строительство крупных крупных промышленных объектов 1973 г.;
– Руководство по заключению международных договоров промышленной кооперации 1974 г.;
– Руководство по заключению международных договоров между сторонами, объединившимися с целью выполнения определенного хозяйственного задания 1979 г. и др.