Каких бы высот познания ни достигал человеческий разум, все это – лишь проявление, обнаружение того сокровенного знания, которое тайно уже присутствует в раскрывающейся, постигающей себя душе человека…
Обучение – это всегда лишь раскрытие знания, присущего человеческой душе.
Задача заключается в том, чтобы подвигнуть всех, кто на это способен… освободиться от рабского подчинения и зависимости от заурядного человеческого образа мышления и действия; довести до сознания всех, кто хочет слышать, что есть другой, истинный образ жизни… и что цель нашего воспитания – подготовить детей для такой жизни, научить их, как жить и как найти и воплотить в себе истину.
Когда Шри Ауробиндо говорит, что каких бы высот познания не достигал человеческий разум, все это – лишь обнаружение того знания, которое тайно уже присутствует в развивающейся, постигающей себя душе человека и что обучение – это всегда лишь раскрытие знания, присущего человеческой душе, мы можем быть уверены, что эти слова остаются в силе не только в отношении возвышенного познания Духа, но также и по отношению к более привычному для нас знанию разума, жизни и тела. И действительно, истинное познание возможно лишь на уровне сознания души; «познай себя» – этот принцип должен стать основой любого познания. Однако познание себя, то есть реализация своей истинной сущности, души, – это кульминационное завершение целенаправленных настойчивых усилий. В древности начало этого процесса самопознания обычно закладывалось на стадии формирования личности, по крайней мере, в определенных социальных слоях общества. К сожалению, мы утратили традиции древности в погоне за исключительно материальным процветанием, и таким образом забыли о подлинном предназначении человека – о духовном самопознании и саморазвитии.
Во все времена труд учителя, наставника, воспитателя был наиболее сложным и ответственным делом, и сегодня, как никогда, труд учителя – это подвижничество, бескорыстное служение во славу идеалов света, добра, истины: ведомый своей всепобеждающей любовью, учитель должен явить собой высший идеал и собственным примером увлечь своих воспитанников.
Образование в самых различных формах занимает важное место в деятельности Ашрама – духовного сообщества, организованного Шри Ауробиндо и Матерью. Их идеал и их взгляды на проблемы воспитания и образования воплощаются на практике в Международном университете Шри Ауробиндо – образовательном центре, насчитывающем около 600 учеников от дошкольного возраста до высшей школы.
Некоторые специалисты в области образования считают, что существующая образовательная система в целом удовлетворительна и нуждается разве что в небольших изменениях. Однако, согласно взглядам Шри Ауробиндо и Матери, основывающимся на их духовном видении и обширном опыте, система образования, ориентированная на экзамены и превратившая тысячи юношей и девушек в подобие механических винтиков, роботов, бездумно перерабатывающих отмеренную порцию учебного материала, не способствует всестороннему развитию и воспитанию человека как личности в полном смысле этого слова. Образовательный центр Ашрама призван исправлять многочисленные дефекты системы образования путем пересмотра методов обучения. Здесь уместно вспомнить, что говорила по этому поводу сама Мать: «Мы здесь для того, чтобы детям, принадлежащим Будущему, открыть путь в Будущее».
Мы надеемся, что высказывания Матери о воспитании и образовании человеческой личности помогут вам в этой нелегкой работе, и не только в воспитании других, но и прежде всего в воспитании самих себя, ведь любое учительство должно начинаться с самовоспитания учителя.
В книге использованы материалы, опубликованные в Собрании сочинений Матери (Мать. Собр. соч., т. 13. Книга первая. – СПб: Адити, 2002 и Мать. Собр. соч., т. 13. Книга вторая. – СПб: Адити, 2003).