Предисловие Почему и зачем написана эта книга?

У медали две стороны.

И одна всегда не видна.

Поговорка

Начнём от «печки».

Становление нашей цивилизации вызвало к жизни такой социальный феномен, как образование. Этим термином обозначают, во-первых, целенаправленный процесс передачи систематизированного теоретического и практического опыта предшествующих поколений, относящегося к той или иной сфере человеческой культуры, а, во-вторых, результат усвоения этого опыта.

Опыт здесь трактуется в самом широком смысле – трудовой, интеллектуальный, нравственный, мировоззренческий, а также социально-коммуникативный. В итоге, многообразие личностных качеств человека, различные их сочетания, а также интенсивность и полюс проявления обуславливает наличие большого числа вариантов точек зрения на решение самых разных жизненных проблем. Это вызывает столкновения интересов, диапазон которых варьируется от научных и политических дискуссий до банальных бытовых ссор.

Число оттенков предпочтений каждого из нас в том или ином конкретном вопросе объективно требует от участников любого конфликта готовности и способности к компромиссу. Это возможно и даже не так уж сложно. Надо только взять на себя труд разобраться с причинами, по которым может возникнуть альтернативное мнение. То есть этому надо – что?.. Правильно, – учиться! Вот мы и опять пришли к образованию:

– получению знаний (как минимум о том, что такие ситуации имеют место быть, и как в них полагается себя вести),

– приобретению опыта соответствующего поведения;

– развитию интеллектуальных качеств и формированию психологических установок, позволяющих безопасно (во всех смыслах) осуществлять коммуникацию в условиях конфликтной ситуации,

– воспитанию у себя (или у кого-то) тех черт личности, которые способствуют грамотному, корректному и продуктивному общению в процессе разрешения конфликта.

В системе современных социальных ценностей большое значение имеет компетентная, бесконфликтная и безопасная коммуникация членов социума, выбор субъектом оптимального способа осуществления этой деятельности, а также психологическая потенциальная готовность личности к непрерывному самосовершенствованию в этой сфере.


Как бы мы с вами, читатели, не любили математику, надо отдавать себе отчёт в том, что в реальной жизни квадратные уравнения «на дороге не валяются». В том смысле, что в ежедневной повседневности бóльшая часть математических понятий и умений нами не востребована. Ответ на возникающий вопрос «А зачем тогда вся эта математика?!» может быть и не очевидный, но до смешного простой: чтобы мозги были в порядке. Но это отдельный разговор и не в рамках данной книги. Однако тезис о возможности развития личности средствами математики для нас важен.

Коммуникативная, информационная, общекультурная и другие ключевые компетенции предполагают наличие у субъекта личностного отношения ко всем аспектам его разнообразной жизни. Формы их освоения должны соответствовать времени, быть актуальными и находить отклик в системе ценностей современной молодёжи.

На сегодняшний день известна одна полноценная форма организации учебного диалога, направленного не на выяснение истины, а на обсуждение спорных вопросов и формирование у подрастающего поколения умений самостоятельно аргументировать свою точку зрения, – дебаты.


Книга состоит из двух глав.

Первая – «Теоретические обоснования организации математических дебатов» – содержит методологические сведения («Деятельность – основа образования»), методические рассуждения («Интеракция – что это такое?») и справочные материалы («Основные термины и принципы организации познавательных дебатов»).

Во второй главе «Технология организации математических дебатов» изложены значение и особенности дебатов на математическом содержании («Целесообразность организации математических дебатов»), приведены примеры тематики («Содержание математических дебатов») и описана технология подготовки к проведению дебатов.

В конце приведён список литературы, на которую даны ссылки в тексте.


Для чего эта книга может быть полезна учителю математики или педагогу дополнительного математического образования?

Реформация и модернизация школьного образования напрямую отражаются на требованиях к педагогическим кадрам. Актуальные тенденции развития основного образования вызывают у социума потребность в компетентных учителях, способных реализовывать процесс обучения с учётом всех современных требований к нему.

Автор надеется, что данное пособие привлечёт внимание учителей математики, стремящихся средствами любимого предмета развивать у школьников не только логическое мышление, но и ряд других, востребованных современной жизнью, личностных качеств. Желаю всем профессионального успеха. Удачи!


P.S. И пусть в нашей жизни мы не только сможем одновременно видеть обе стороны одной медали, но и выбирать ту, которая нас устраивает!

Загрузка...