Креатив – не то ремесло, где ты должен оправдывать свою зарплату. Это такое ремесло, где твоя зарплата оправдывает тебя. И карьера креатора так же эфемерна, как карьера директора телепрограмм.
Фредерик Бегбедер
В самом общем смысле креативность – это умение отступать от стандартных идей, нарушать сложившиеся правила и разрывать шаблоны. Такое умение нужно в ситуациях, когда старые идеи, правила и шаблоны не помогают, а то и мешают достичь успеха.
Стандартность идей заключается в наличии их связи с готовым образцом, по которому идея и выдвигается. Такие идеи хороши в спокойной, стабильной обстановке, когда не требуется вносить в эту обстановку резких изменений. Напротив, изменения даже вредят, ибо появляющиеся с ними вместе риски влекут за собой возможность провала выбранной линии поведения.
Правила принимаются коллективами для того, чтобы иметь возможность контролировать ход «игры» и строго отсекать выпадение за круг дозволенного. В стабильной, а лучше регулярно повторяющейся ситуации, скажем поход в магазин, следование правилам сокращает время и помогает максимально быстро добиться результата.
Шаблоны дают возможность поступать так, как делали много раз ранее, ибо имеется заготовка для принятия решений. Опять-таки в условиях стабильности шаблоны, накладываемые на ситуацию, показывают привычный способ их разрешения. Имеющиеся заготовки помогают сократить число усилий при достижении нужного результата.
В ситуациях, утративших стабильность, вышедших из-под контроля и не имеющих готовых образцов для своего решения, стандартные идеи, правила и шаблоны перестают работать. Люди, попавшие в такие условия, нуждаются в поиске новых, нестандартных решений. Именно креативность отвечает за достижение указанной цели.
Сказанное хорошо в теории. На практике человек, столкнувшийся с необходимостью проявить креативность, вполне может спасовать и не найти нужного решения. Как же помочь такому человеку? Движение в этом направлении поможет сорвать маски креативности и увидеть её без прикрас. Так Персей когда-то увидел Медузу Горгону в своём щите и не окаменел.
Представленная книга раскрывает логику выработки креативных решений путём пяти шагов. Каждый из них будет содержать конкретную рекомендацию, вынесенную в заглавие раздела.
Первый шаг проясняет связи новизны с парадоксами, которые необходимо как-то «приструнить». Под этим понимается решение вопроса, нужно ли всегда устранять парадоксы, либо следует с ними поступать как-то иначе.
Второй шаг подразумевает прояснение механизмов «работы» парадоксов и их влияние на выбор выигрышной стратегии поведения. Важно выявить, насколько такая стратегия зависит от сознания, либо же необходимо учесть некоторые бессознательные моменты в поведении.
Третий шаг посвящён обнаружению связей между коллективными действиями по осмыслению ситуаций и умениям найти в них место парадоксальности. Именно это помогает выполнить особое познавательное действие, которое откроет необходимый горизонт возможностей.
Четвёртый шаг требует отчасти отступления назад, для проработки вариантов закрепления наиболее успешных линий поведения. Тем самым важно соотнести стандартные версии образования и их нестандартный путь парадоксального развития.
Пятый шаг позволит обобщить пройденный путь и обрести в итоге концепцию, принятие которой покажет перспективы креативных действий в условиях постоянной выработки парадоксальных в своей новизне, но чрезвычайно эффективных решений.