1. Архитектура в истории преодолела огромный путь и выходит на новые рубежи. XXI век ознаменован цунами архитектурных форм – столь многообразных, что стало крайне трудно отличить прекрасное от эффектного, благородное – от интересного. Уже в истоках современной архитектуры – век назад – это привело к девальвации понятия красоты. Но по смыслу своему это понятие не исчезло. Не называя красоту красотою, каждый современный художник/дизайнер/архитектор ищет форму и осмысленную, и прекрасную – в соответствии со своим творческим кредо.
2. Современный мир в очередной раз раздирают духовные и территориальные противоречия. Духовная идентичность народов и цивилизаций не является и не должна быть единообразным монолитом. Как у каждого человека есть свой жизненный путь – его судьба, так есть собственная судьба у каждого народа и у каждой страны.
3. Искусство и архитектура – те сферы творчества, где разные по мировоззрению люди могут быть едины в понимании и чувстве красоты и прекрасного.
4. Многим прежним творческим и архитектурным манифестам свойственен негативизм – как отрицание предшествующего крупного стиля. Так, модернизм обесценивает классику (оставаясь связанным с нею в чувстве пропорций), а параметризм – модернизм. Диалектическая архитектура рассматривает историю форм и стоящих за ними смыслов как борьбу и единство противоположностей. В достижении такого единства ключевой категорией становится синтез.
5. Возможно применение диалектической триады к построению геометрических форм, и рассмотрение форм и их частей и качеств внутри архитектурной композиции как тезисов, антитезисов и синтезов.
6. В определении критериев новой архитектурной красоты мы можем опираться на теорию диалектического синтеза противоположностей. Диалектический синтез есть не только общеизвестный синтез искусств. Это есть прямой формообразующий синтез противоположностей всего художественного диапазона инструментария творца‑архитектора, данный как вещественно‑геометрическое становление архитектурной композиции в выразительной форме целесообразного пространства.
7. Синтез становится таким объединением двух противоположных начал, в котором они не только не теряют себя, но и обретают в новой цельности новые качества, до синтеза им неведомые. Целое есть единичность, данная как синтез своих частей и свойств, несводимый на их сумму, и явленный в форме.
8. Принцип синтеза как принцип порождения новых категорий из разных и противоположных явлений и свойств может быть взят архитекторами‑практиками в арсенал средств поиска новых выразительных композиций. Диалектический метод имеет потенциал стать ключевым в будущей разработке общей и прикладной теорий творчества и композиции. Архитектура на этом пути – мощный источник вдохновения и созидания.
9. Любая категория геометрии, начиная с точки, одновременно является и отвлечённо–математическим понятием, и словесно–логическим, и наглядно–визуальным. Если наглядный образ восьмигранника есть некоторое соединение образов квадрата и круга, то это одновременно прекрасно в обеих отношениях – и логическом, и визуальном. Если диалектическое построение являет движение категорий и красоту в их смыслообразовании, то и наглядная и вещественная геометрия будут слепком, отражением и выражением этого движения и этой красоты. Геометрическое понятие становится точкой пересечения логики и эстетики.
10. Если на логико–геометрическом уровне мы диалектически сочетаем понятия, и наш ум воспринимает эту связь как логичную, цельную и потому прекрасную, то и на визуально–геометрическом и вещественно–архитектурном уровне она будет в художественном отношении логичной, цельной и прекрасной.
11. Геометрическая архитектурная форма способна выражать конкретно–мифологические и абстрактно–вербальные смыслы, внутренние энергии и события души человека. Объемно–пространственные формы могут быть выразительными изваяниями словесно–эмоциональных, умно–сердечных смысловых полаганий человека.
12. Диалектический принцип архитектурной композиции – не из однотипного созидать разное, а из разного и противоположного – созидать цельное. Композиция тогда становится не преодолением однообразия стандартизации, а полнотой сопряжения (синтеза) разнородных форм в единораздельное целое. Диалектическая архитектурная форма являет синтез и развернутое в пространстве становление синтеза её параметров-оппозиций.