Мандалотерапия – одно из самых эффективных средств, которое даёт человеку возможность познать себя, придаёт жизненные силы и помогает нам стать теми, кем мы являемся на самом деле. Прежде чем рассматривать основные понятия мандалотерапии, предлагаю разобраться, что же из себя представляет собственно мандала.
Мандала – это рисунок или образ в круге. Всё, что заключено в круге, всё, что создано по определённым принципам и выполнено в этом круге в различной технике, – это всё можно назвать мандалой.
В переводе с санскрита слово «мандала» как раз и означает «круг», «круглый», «окружность», «сфера». Мандала – очень древнее понятие, ему более трёх тысяч лет. Круг сам по себе имеет глубокий сакральный смысл. Ещё наши далёкие предки в пещерных наскальных рисунках для обращения к стихиям и силам природы изображали символы, заключённые в круг. Круги использовались в проведении различных ритуалов.
Наскальные рисунки древних людей
Так, например, есть сведения о ритуале, называемом «мандал», во время которого шаман с целью обращения к духам в специально отведённом для этого месте создавал большой круг из различных материалов. В ход шли камни, деревья, шкуры и туши животных – всё, что было под рукой. Иногда для построения круга использовались и люди. Шаман принимал специальные травы, чтобы войти в изменённое состояние сознания, становился в этот круг и совершал ритуальные действия – песнопения, танцы. В трансовом состоянии ему приходили какие-то образы, видения, которые он, опять же с помощью подручных средств, переносил внутрь круга. Потом шаман возвращался из грёз и по полученному изображению предсказывал, что ждёт племя: будет засуха или наводнение, будет ли война с соседним племенем, удачной ли будет охота, плодовитыми ли будут женщины и т. д.
Календарь майя
Вообще, круг является символом, который отражает глубинные части сущности человека, нашу психику. Исследователи много изучали этот образ. Мандала очень долгое время использовалась только как ритуальный объект, то есть сначала работа с кругом была на основе ритуальности. Это серьёзное символическое выражение сущности центра, источника энергии и глубинной психики.
Купол мечети Сулеймание, Стамбул
У всех народов, во всех мировых культурахи религиях существуют изображения в круге. Примеров мандалоподобныхобразов много.
Славянская свастика, хороводные танцы, суфийские танцы дервишей, буддийская мандала, медицинское колесо Вайоминга, календарь майя, бубны шаманов, купол медресе Тилля-Кари в Самарканде, православные иконы «Всевидящее око Божие» и «Неопалимая Купина», лабиринт в Шартском соборе во Франции, Стоунхендж в Великобритании.
Православная икона «Всевидящее Око Божие»
Гравюры мистиков Якоба Бёме и Джордано Бруно, индейские плетёные мандалы и ловцы сновидений, узбекские керамические блюда, американские рождественские венки, японский сад камней, китайский гороскоп…
Этот список можно продолжать и продолжать.
Все перечисленные выше примеры относятся к так называемым ритуальным мандалам. Но наша задача – обратить внимание на принципиально другую по своей сути сторону круговых изображений. В психологии для трансформационных процессов используют личные, персональные мандалы.
Между ритуальными и индивидуальными мандалами есть существенные различия. Их необходимо учитывать при создании собственных мандал. Первый тип является предметом идеализации, поклонения. Она гармонична и безупречна, но она статична. Мандала создалась и всё. Её нельзя ни опровергнуть, ни изменить. Она достигла конечной точки и остановилась в своём развитии. Это некое состояние гомеостаза, Абсолюта, к которому можно и нужно стремиться, но нельзя достичь. Наша психика никогда не станет идеалом, иначе мы сделаемся сверхлюдьми, богами. Но это невозможно. Следующий этап ритуальной мандалы – её разрушение. Необходимо уничтожить, чтобы всё начать заново, чтобы вновь двигаться к совершенству. Именно поэтому разрушаются буддийские песочные мандалы.
Создание мандалы в Тибете
Один из мифов о мандалах гласит, что, созерцая идеально нарисованную, созданную кем-то мандалу, мы можем решить свои личные проблемы, вопросы и задачи. По сути, это является перекладыванием груза ответственности. Человек расписывается в собственном бессилии и вверяет свою судьбу. Кому? Некоей высшей сущности, которая должна всё сделать за него. Но так не бывает. В персональных мандалах нам необходимо взять на себя обязанность отвечать за то, что будет происходить. Не стоит ждать милости от природы, а делать всё самим. И эта разница между ритуальными и персональными мандалами весьма существенна.
Ещё один очень важный момент. Дело в том, что ритуальные мандалы являются предметом идеализации. Как уже говорилось, они посвящены какому-то абсолюту, какой-то высшей силе. Они иллюстрируют гармонию между элементами. Состояние гомеостаза. Что такое гомеостаз? Это «стоп», это «пауза», это равновесие, причём вечное. К этому состоянию мы стремимся, но мы не идеальны. Ритуальная мандала может лишь показать путь, куда нам двигаться, но не даст понимание того, кто мы есть и что нам нужно делать, чтобы туда попасть. Она подобна маяку, который светит, лишь указывая кораблям направление, сообщая координаты, но не то, как им плыть. Единственная задача ритуальных мандал – говорить о том, что там впереди что-то есть. Но двигаться туда, создавать себя каким-то образом они нам не помогут.
Персональная мандала
Персональная же мандала может подсказать путь, может поддержать, может дать ресурсы, дать возможности двигаться вперёд. Поэтому если мы хотим работать с собой, работать со своими глубинными вопросами, нам нужно самим создавать свои персональные мандалы.
Сейчас очень популярны всевозможные рисунки, видеосюжеты с мандалами и медитативной музыкой. Всё это очень хорошо. Но такие мандалы носят ритуальный характер, а значит, идеальны и недостижимы. Все техники, посвящённые медитациям на какую-либо мандалу, это техники направления движения, но не техники изменения. Человек же, создавая свою собственную мандалу, создаёт именно путь продвижения вперёд, к свету, к намеченной цели.
Основное отличие персональной мандалы от ритуальной заключается в том, что индивидуальная мандала всегда находится в процессе изменения. Она никогда не станет идеальной, не достигнет Абсолюта, потому что мы лишь стремимся к нему. Но в этом и есть её красота, её характерная особенность. А главное, эти мандалы не представляют собой статичную систему, как ритуальные, они всегда пребывают в движении, в изменении. Персональную мандалу можно и нужно постоянно трансформировать, внося в свою жизнь новые грани, интересы и возможности, новые ресурсы, созидая новое будущее. Именно поэтому мандалу следует создавать своими руками, чтобы запустить процесс трансформации. Готовую мандалу в любой момент возможно изменить – дорисовать, доделать. А при необходимости разрушить, уничтожить и сотворить новую. Когда человек создаёт свою собственную мандалу, он сам меняется изнутри. И каждый раз мандала будет иная. Невозможно нарисовать, выложить, инсталлировать совершенно одинаковые мандалы. Как в одну реку нельзя войти дважды, так невозможно воспроизвести одну и ту же мандалу. Потому что невозможно остановить процесс развития психики. Это крайне важная особенность работы с персональными мандалами.
Предлагаю разобрать ещё один важный вопрос, ещё один аспект мандалотерапии. Нужно помнить, что мандала рассматривается как некий сосуд, который вмещает в себя всё, что с нами есть и когда-либо было. Это наше сознание – то, что мы прямо сейчас видим, слышим, чувствуем, понимаем, думаем, осознаём. Если сравнивать с компьютером, это его оперативная память, то есть загруженное в настоящее время, то, к чему мы имеем прямой доступ. Но у него есть и жёсткий диск – долговременная память. И это наше бессознательное.
Бессознательное – вторая структура психики: наш опыт, наши знания, жизненные ситуации, которые с нами когда-то происходили. Это наши мысли, убеждения, ценности. Причём ценности и семейные, и родовые, и общечеловеческие, и те, которые передались нам ещё на генетическом уровне.
Стоунхендж
Когда мы создаём свою мандалу, мы, условно говоря, погружаемся в глубины себя и начинаем оттуда черпать силы, энергию, вдохновение, творчество, в общем, всё полезное, чем располагаем. Мы задействуем активные и пассивные аспекты психики, используем такие качества, о которых даже и не подозревали. Мы проявляем свои как хорошие, так и плохие стороны, выгружаем в мандалу всё, что у нас есть. И ценность создания персональных мандал заключается именно в том, что они стимулируют процессы, происходящие внутри психики.
Если представить себе айсберг, то видимая из воды верхушка – это наше сознание, то, что мы можем выразить здесь и сейчас. Это та часть нашей психики, которой мы чаще всего оперируем, которой мы мыслим. Но ведь мы не задумываемся, как дышать, как ходить, как сокращать мышцы, как бьётся наше сердце. Мы такое специально не контролируем, не обращаем внимание на многое. Это происходит независимо от нас. Однако мы всё же запоминаем те вещи, которые не старались специально запомнить. Мы перевариваем информацию, видим сны. Всё это отголоски нашего бессознательного. И те ледяные глыбы айсберга, которые скрыты под водой, которые не видно, и невозможно угадать, какой они формы и размера, – и есть наше бессознательное.
Мандала позволяет заглянуть туда, в глубины океана, и найти там ответы. Она как бы является проводником внутрь самого себя. Потому что очень архетипична. Когда мы создаём свою мандалу, мы стимулируем и сознательные, и бессознательные процессы на изменения, трансформацию. Вот такой огромный у неё потенциал, такая исключительная возможность. В этом и заключается основная ценность индивидуальных мандал.
Обратите внимание, насколько древнее образование – круг и вообще образ в круге. Именно поэтому мандалотерапия считается одним из самых мощных средств, которое даёт человеку жизненные силы. Это то, что помогает очиститься, стать лучше, гармоничнее, здоровее и красивее. Мандалу можно назвать отражением души. Круг является символом, который проявляет глубинные части нашей сущности, нашу психику.
В психотерапии, а именно в арт-терапии, мандала используется очень активно, потому что является эффективным методом в работе с самим собой и с другими людьми. Это одно из самых сильных, но в то же время самых не травмирующих способов изменения, познания себя. Мандалотерапия даёт человеку возможность восстановить целостность и обрести гармонию. Круг имеет весьма глубокий символический смысл. Он самое безопасное пространство для психики. Ведь если мы находимся внутри круга, значит, мы защищены со всех сторон. С психологической точки зрения круг символизирует комфорт и уют.
Защитные круги часто встречаются в различных ритуалах. Замкнутая линия разделяет пространство на две области: область внутри, та, которая безопасна, и область снаружи. Вспомните, как в повести Николая Гоголя «Вий» бурсак Хома рисовал защитный круг, чтобы до него не смогла добраться нечисть.
Обратите внимание на саму фразу «в круге». Такие устоявшиеся речевые обороты, как «стать единым кругом», «объединиться в круг», «общий круг интересов», «круг общения», «круг знакомых», означают людей, объединённых общей темой, идеей, общими задачами и стремлениями.
С образом круга мы знакомы даже не с рождения, а с самого зачатия. Круг является одним из первых символов, понятий, восприятий внутреннего, которые вообще нам присущи. Мы когда-то были яйцеклеткой, хранящейся в глубинах мамы. Яйцеклетка сама по себе круглая. Будучи оплодотворённой, она всё равно остаётся круглой. Затем яйцеклетка присоединяется к стенкам матки, и дальше эмбрион, плод, ребёнок развивается внутри объёмного круга – внутри сферы, внутри матки. Мы девять месяцев находимся внутри защищённого пространства. Утроба матери – самое безопасное место для развития плода, там ему хорошо, тепло и уютно. Это идеальная среда для того, чтобы ребёнок нормально развивался и рос.
Что мы обычно делаем, если нам плохо или что-то болит? Сворачиваемся в форму эмбриона, сворачиваемся в круг, тем самым аккумулируя энергию. Вообще, круг – это очень сильная фигура и глубокая архетипическая символика. Работа с мандалами – некое выражение сущности из центра источника энергии. Мандала аккумулирует энергию внутри себя и позволяет ей питать человека, который создаёт мандалу. Ведь круг является символом, который отражает глубинные, общие части личности. Именно поэтому мандала, несущая в себе эту силу и энергетику, имеет серьёзный психотерапевтический эффект.
Славянский хоровод
С точки зрения психики человека, круг – это некий контейнер, в который можно вылить всё самое важное, всё самое тяжёлое, всё самое болезненное или, наоборот, радостное и перспективное.
Представьте себе женскую сумочку. Что она в себе содержит? Да всё что угодно! Там могут оказаться и паспорт, и старый чек из магазина, и помада, и одежда ребёнка, и монтировка, и огрызок яблока. В общем, в женской сумочке могут отыскаться самые невероятные вещи. Если хозяйка давно туда не заглядывала и не помнит, что там лежит, то, пошарив рукой внутри, может наткнуться как на что-то необходимое и полезное, так и на сгнившее, испорченное, ненужное. А может, даже уколоться или порезаться.
Что обычно в таком случае делают? Переворачивают сумочку и вытряхивают всё, что там есть. Но если высыпать просто так, то содержимое может раскатиться, разбиться, можно обо что-то порезаться. Значит, следует взять некий тазик, контейнер, и над ним вытрясти всё из сумки. Тогда предметы никуда не денутся. И даже если там есть что-то испорченное или опасное, это не нанесёт вред, не поранит и не запачкает.
Теперь можно спокойно наводить порядок. Что-то вновь аккуратно сложить в сумочку, что-то без сожаления выкинуть, а что-то привести в надлежащий порядок, отмыть, заменить.
А представьте, что хранится в нашей с вами психике. Там тоже можно отыскать всё что угодно. Это и позитивные детские воспоминания, и радостные жизненные события, и разочарования, и обиды, и страхи, и проблемы. И то, что содержится внутри нашей психики, в нашем бессознательном, в наших недрах, в глубинах нашей души, может вызывать страх, тревогу, неудовлетворение. Доставать всё это на свет божий и перетрясать, согласитесь, бывает порой очень трудно и болезненно.
А мандала – это некий тазик, контейнер, в который мы можем переместить свои негативные эмоции, тяжёлые переживания и проблемы, необычные состояния и болезни – всё самое плохое, неизвестное или непонятное. Они оттуда никуда не денутся. И там с ними можно работать. Внутри мандалы, внутри круга это всё можно контролировать, то есть разобраться, произвести ревизию – что полезно, а что нет; что следует сохранить, а что подлежит немедленному уничтожению; что требуется починить, а что поменять. Возможно, понадобится что-то почистить, помыть, разгладить, обновить. Такого рода трансформацию, изменение безопасно производить внутри круга, внутри мандалы. Тут мы можем делать всё что угодно. Изменить себя и построить заново.
Мы можем без опасения встретиться со своими страхами лицом к лицу. Ведь когда мы чего-то боимся, мы боимся внутренне, а когда смотрим со стороны на то, чего опасаемся, оказывается, это не так уж и страшно в действительности. Когда мы смотрим на свои проблемы не изнутри, а как бы снаружи, они становятся меньше, незначительней. Их можно исправить, изменить. Когда мы свои переживания вытряхиваем вот в такой тазик-контейнер, мы можем их там прополоскать, промыть, отчистить от всего ненужного, избавить от негативных эмоций, тем самым внутренне обновиться.
Смысл работы с мандалой, смысл мандалотерапии, собственно, и заключается в контейнировании – безопасном сохранении, разборе и анализе. А также в трансформации – изменении к лучшему. Это две основные функции, основные задачи, которые решает мандала. Благодаря им мандалотерапия является одним из самых эффективных способов работы с самим собой и с другими людьми. К тому же безопасным, потому что оперирует самой защищённой областью – кругом.
Глубинные вопросы, которые затрагивает мандала, позволяют ей быть универсальной. С помощью мандал можно обращаться практически к любым запросам, к разным темам – здоровье, финансы, семейные отношения, карьерный рост, разрешение сложных задач, конфликтов, выход из трудных ситуаций и так далее.
Почему такое происходит? На этот вопрос очень качественно и подробно ответил Карл Густав Юнг (1875‒1961) – швейцарский психолог и философ, знаменитый психоаналитик, автор и основатель таких направлений, как архетипическая юнгианская психология и аналитическая психология. Именно Юнг пришёл к выводу, что мандала является тем инструментом, с помощью которого возможно что-то изменить в жизни человека в лучшую сторону. В книге «Психология и алхимия» он писал: «Для нас немаловажно понять высокую ценность мандалы, потому что это хорошо согласуется с первостепенным значением индивидуальных символов мандалы, которые характеризуются сходными качествами, так сказать, с «метафизической природой». С лёгкой руки учёного мандала очень прочно вошла в психотерапию, в процессы изменения и работы с психикой.
После смерти жены Карл Густав Юнг перебрался жить в небольшой домик на берегу озера. Там он вёл знаменитую красную книгу, в которой каждое утро рисовал мандалы, изучал и исследовал изображения, анализировал их. Вот как сам учёный описывал это: «Каждое утро я набрасывал в записной книжке маленький рисунок круга, мандалу, который отражал мою внутреннюю ситуацию в этот момент… Лишь постепенно я обнаружил, что мандала на самом деле это… самость, целостность личности, которая обнаруживается, если всё происходит гармонично». Также Юнг записывал в книгу свои сновидения. Мандалы учёный рисовал и на песке у озера, выкладывал их из камушков и других подручных материалов. Психоаналитик обратил внимание на некоторые аспекты символизма мандалы и тщательно их исследовал.
Карл Густав Юнг выделил пять основных особенностей символизма мандалы.
Первое. Символика круга характерна для визуализации, свободного творчества и сновидений.
Когда мы спим, грезим чем-либо, медитируем, мы не контролируем то, что с нами происходит. Когда мы рисуем на свободную тему, мы также не вмешиваемся в этот процесс. И вот тогда с большой вероятностью и очень часто проявляются именно круги, мандалы. Юнг заметил, что когда человек что-то себе представляет, он часто воображает это в виде круга. Когда мы что-либо произвольно рисуем, создаём, то в основном изображаем это внутри окружности или по кругу. То есть символика мандалы проявляется тогда, когда всплывают наружу глубинные пласты, тогда, когда человека сознательно не ограничивают в том, что нужно делать. Нам могут сниться сновидения, облечённые в круги или движущиеся по кругу. Символика круга характерна также для народного творчества. Вязаные кружевные салфетки, круглые вязаные коврики, круговые узоры на платках, расписные тарелки. Всё это часто всплывает в народной памяти, традициях, культуре и имеет под собой очень глубокий символизм.
Второе. С точки зрения Карла Густава Юнга, мандала отражает Самость, то есть целостную личность, гармоничное её состояние.
Юнг ввёл такое понятие в психологии, как архетипы. Это некие устойчивые структуры, древние проявления психики, которые передаются нам от поколения к поколению чуть ли не на генетическом уровне и запрятаны в нас очень глубоко.
Например, один из самых легко понимаемых архетипов – Мать. Насколько он прочно заложен внутри каждого из нас? У любого человека на планете есть понятие, кто такая мать. Она может быть хорошая или плохая, её может не быть рядом с ребёнком, если он воспитывался, например, в детском доме, но понятие мамы в любом случае у него есть. Это та, которая нас выносила, сохранив внутри матки – некоего подобия круга; которая нас родила и вскормила молоком. Если посмотреть на материнскую грудь с того ракурса, с которого видит её ребенок, то он видит её круглой с соском в середине. Младенец видит мандалоподобный образ. И это опять же символизм мандалы. Существуют также более широкие понятия: Родина-мать, Мать – родная земля и так далее.
К архетипам относятся: отец, Бог, путник. Кстати, в понятии путешествия тоже угадывается символизм круга. И подобных архетипов много. Образ женственности и образ мужественности – Анима и Анимус, женское начало у мужчины и мужское начало у женщины. Архетип Персона – это те наши маски, те роли, которые мы регулярно исполняем в нашей жизни. Мы как-то себя презентуем, представляем, проигрываем в соответствии с социальными требованиями. Знаменитый архетип Тень – это то, что мы вытесняем, то, что считаем плохим, ненужным. Это проявление теневых аспектов нашей психики, наши недостатки.
Самым глубинным архетипом, по мнению Карла Густава Юнга, является Самость. Это то, к чему стремится человек – быть самим собой, это целостность личности и гармоничное состояние психики. Именно Самость и отражает мандала.
Третье. Образ мандалы отражает процесс индивидуации. Это ещё один термин, который ввёл Карл Густав Юнг.
Индивидуация – стремление наиболее полно реализовать себя. По сути, это стремление к Самости – максимально проявить себя в этом мире, стать индивидуальностью, стать особенным, не таким, как все, показать себя с наилучшей стороны. Быть красивым, умным, счастливым, богатым, достичь какого-то статуса. И мандала как раз позволяет это сделать, она отражает стремление к раскрытию своих внутренних ресурсов.
Четвёртое. Мандала может рассматриваться как главенствующий центр, источник психической энергии и психического развития личности. Карл Густав Юнг писал: «Когда я начал рисовать мандалы, я заметил, что все, все пути, которыми я шёл, все шаги, которые я делал, вели не вперёд, а – НАЗАД, к некоему исходному Центру». Почему так? Потому что мандала очень ресурсна. Как говорилось выше, основные её задачи – это контейнирование и трансформация. То есть мандала обладает огромным энергетическим потенциалом, используя который мы можем двигаться к намеченной цели. Она даёт возможность подтолкнуть, зарядиться энергией, использовать её для того, чтобы продвигаться по пути индивидуации. И это тоже одно из положений в работах Карла Густава Юнга, посвящённых мандалам.
Мандала «Рождение»
Пятое. Как утверждал Юнг, этот самый центр, источник психической энергии и есть Самость. Учёный писал: «Если мы не ошибаемся, то она (мандала) означает не что иное, как психический центр личности, который не следует отождествлять с Эго». Действительно, Самость воспринимается не так, как наше Эго, наша самоуверенность, самолюбие, эгоизм в некоторой степени, не так, как мы хотим, чтобы нас видели, как мы сами себя презентуем. Наше Эго – это наше идеальное «Я». Самость же – это кто мы есть на самом деле, хотя зачастую таковое скрываем. Самость – это те моменты, когда мы отбрасываем маски своей Персоны и соединяемся со своей Тенью, то есть принимаем себя такими, какие мы в действительности. Мы движемся внутрь себя, воспринимаем себя более глубоко, более полными, целостными, и тогда мы приближаемся к Самости. Именно этим и призвана заниматься мандала. Мандала – это не только проявление себя в определённых ролях, а ещё и глубинная работа над собой. Недостаточно быть успешным, надо при этом быть счастливым. Недостаточно быть просто богатым, надо при этом раскрыть свой потенциал, свою душу и иметь возможность реализовать себя. К примеру, мать Тереза была очень богатым человеком. Огромные суммы пожертвований проходили через её счета, она лично занималась благотворительностью, оказывала помощь нуждающимся, ведя при этом весьма скромный образ жизни. Так вот это как раз проявление Самости, а не Эго, что намного ценнее. Самость – это что-то очень глубинное в нас, это самоудовлетворённость, самореализация, а не просто некий статус или роль, которую мы играем в жизни.
Мандала и образ круга в целом, как уже отмечалось выше, глубоко архетипичны. Архетипическое содержание процесса создания мандалы, с точки зрения Карла Густава Юнга, заключается в трёх основных моментах.
Первое. По мнению Юнга, мандала отражает идеи коллективного бессознательного.
В своё время Зигмунд Фрейд ввёл такие понятия, как «сознательное» и «бессознательное». Психику человека условно можно поделить на три части – Ид, Эго и Суперэго. Эго – наше сознание, Ид – бессознательное, а Суперэго – как бы надсознание, некая мораль и принципы. Особенности учения Карла Густава Юнга заключаются в том, что он поделил бессознательное на индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное.
Если рассматривать структуру психики с точки зрения архетипической психологии, можно выделить те роли, которые мы играем в жизни. Мы приходим на приём к врачу, значит, мы – пациенты. Мы учимся в институте, значит, мы – студенты. Мы управляем автомобилем, значит, мы – водители. Мы можем на себя примерить роль мамы или папы, дочери или сына, мужа или жены и так далее. У нас множество разных ролей, и у каждой есть определённые нормы поведения, которые регулируются обществом. Социум определяет, как вести себя в тех или иных ситуациях, что в этом случае считается правильным, а что нет, что хорошо, а что плохо. Исходя из социальной роли, актуальной в данный момент, мы надеваем определённую маску и ведём себя соответствующим образом. Мы следуем тому, что находится в нашем сознании.
Давайте представим нашу психику в виде огромного айсберга, дрейфующего в океане. Гигантская глыба, бороздящая водные просторы. Айсберг условно можно разделить на слои, которые формировались не сразу. Ведь лёд нарастал постепенно. Со временем менялся состав воды, вмерзали какие-то микроорганизмы и животные, которые существовали много столетий назад. Сейчас их уже может не быть на земле, но там, в толще ледяной глыбы, они сохранились.
Нашему взору доступна только верхушка айсберга, небольшой кусок льда, возвышающийся над поверхностью воды. Эта часть и есть наше сознание, то есть то, что мы видим, слышим, чувствуем, понимаем, осознаём. С точки зрения Карла Густава Юнга, это наша Персона, некие маски, которые мы каждый раз надеваем. Мы примеряем на себя различные роли. У нас много масок, которые мы можем менять в зависимости от обстоятельств. Мы с ними сжились, они в нас впитались. Персона также определяет некие фильтры, через которые проходит наше внимание, через которые мы воспринимаем мир вокруг. У каждого свои собственные фильтры. И то, что кому-то покажется неважным, несущественным, другой будет осознавать как что-то ценное и незаменимое.
Итак, с видимой частью айсберга мы разобрались. Что же спрятано под водой? Всё то, что скрыто в толще океана, та глыба непонятной формы и размера – это наше бессознательное.
Часть айсберга, которая находится на самой границе с поверхностью воды, тот слой, который уже не торчит, но самый ближний к видимой верхушке, называется Эго. Это личностные цели, идеи и ценности. То, что для нас важно, ради чего мы живём, что движет нами, что определяет нас как личность. То, как мы себя представляем, то, во что мы верим. На основе этого мы планируем нашу жизнь, ставим перед собой определённые цели и задачи.
Далее идёт следующий, более глубокий слой, который условно можно назвать предсознание или предсознательное. Это некие предписания, обеты, зароки. Тут формируется понимание того, что можно делать, а что нельзя; что разрешено, а что запрещено; что красиво, а что нет. И отсюда возникают определённые личные сценарии, существенно влияющие на нашу жизнь. Почему мы именно так строим свои отношения? Почему работаем именно тут, получаем именно столько? Почему это любим, а это ненавидим?
Уровни бессознательного
Всё остальное, находящееся глубже этого слоя, это наше бессознательное. Карл Густав Юнг и его последователи выделили в понятии «бессознательное» несколько уровней.
Самым первым, поверхностным пластом бессознательного является личное бессознательное. Это наш собственный опыт, всё, что с нами когда-либо происходило, любые жизненные ситуации – хорошие или отвратительные, тревожные или радостные, страшные или позитивные, травмирующие или умиротворяющие. Это результаты, цели, которые мы уже достигли. Здесь хранятся наши страхи, комплексы, проблемы, наши вытесненные переживания и эмоции, которые мы затолкали глубоко в себя и боимся, чтобы они в один прекрасный момент не вылезли наружу. Это некие сценарии, которые неосознанно влияют на нашу жизнь. Например, может повторяться одна и та же ситуация в выборе сексуального партнёра. Или будут схожими отношения с коллегами по работе, несмотря на то что несколько раз меняли место работы. Повторяющиеся жизненные сценарии находятся на уровне личного бессознательного.
А следующий слой бессознательного – это так называемое семейное бессознательное. То есть это уже не личный опыт, а родовой. Речь здесь идёт о связи поколений, о семейных мифах, традициях, о родовых программах. Когда из поколения в поколение прослеживается схожая жизненная ситуация, можно говорить о семейном сценарии. Например, у женщин в роду не складываются отношения с мужчинами, они рожают детей и воспитывают их без отца. Сюда же относятся наследственные заболевания или те, которыми страдали многие члены рода. Есть отклонения, как, например, болезни крови, которые передаются генетически. А есть предрасположенность к некоторым заболеваниям – сахарный диабет, онкология, шизофрения и некоторые другие. Не существует конкретного гена, отвечающего за то, заболеет ли этой болезнью человек или нет, но вероятность велика.
Семейные сценарии могут проявиться как в негативном, так и в позитивном русле. К примеру, все в семье имеют финансовую жилку, или все физически крепкие и здоровые, или все рождаются красавицами, или на заводе трудится целая рабочая династия, или все имеют творческие профессии. К семейному бессознательному относятся также семейные традиции, семейные праздники, обычаи, семейные качества.
Более глубокий уровень бессознательного – это коллективное бессознательное. В данном случае речь идёт об архетипах. И это уже не семейные традиции, а культурное наследие. Независимо от национальности, территориального проживания, приверженности к какой-либо религии, основные архетипы относятся к общемировому наследию, единому для всех. Архетипы – это некие конструкты, присущие любому человеку на земле. У всех есть представление об архетипах. Мы перенимаем их даже не с молоком матери, они заложены в нас очень-очень глубоко. Каждый знает, кто такая мать, что она нам даёт и что значит для нас. Мы знаем, кто такой Бог. И это не зависит от вероисповедания, религии, конфессии. Даже будучи атеистом, человек знает значение слова Бог. Есть архетип пути. Если взять сказки, мифы, легенды разных народов мира, в большинстве случаев для того, чтобы что-то изменилось, требуется куда-то пойти – в дремучий лес, в дальнее царство-государство, прыгнуть в колодец, отправиться в другой мир… И решить там свою проблему, задачу, что-то найти. И вот этот архетип пути, поиска, он есть у каждого из нас. Мы все прекрасно понимаем, что если здесь чего-то нет, то надо пойти туда, где это есть. Такие архетипы формируют человеческую жизнь. По-другому просто не может быть. Это незыблемые вещи, очень глубинные вопросы.
И это уровень, на котором работает мандала, уровень коллективного бессознательного. Именно тут идут процессы индивидуации и трансформации. Это означает, что со всеми теми слоями, которые находятся выше коллективного бессознательного, – семейное бессознательное, личное бессознательное, предсознательное, Эго, Персона – также можно и нужно работать с помощью мандал. Мандала затрагивает огромный пласт психики. Тут и работа с родом, с семейными программами и сценариями, и работа с личными проблемами и комплексами, а также проработка взаимоотношений, социальных норм, ценностей, наших персон и ролей. Работая с мандалой, мы получаем огромную энергетическую подпитку, поднимаем огромнейшие пласты психики. Обратите внимание, что сознание находится в верхушке айсберга, а Самость в самом его низу.
Последний, наиболее глубокий уровень – это биологическое бессознательное. Это наша наследственность, биологические циклы жизни, всё, что касается наших генов. Это уровень человечества как такового, уровень, отделяющий человека от животного.
Вторым существенным моментом архетипического содержания процесса создания мандалы является контейнирование, о котором подробно уже было сказано выше. Мандала представляет собой некий сосуд, вместилище всего жизненного опыта человека. Это позволяет наиболее глубоко работать с нашим сознанием и со всеми уровнями бессознательного.
Третий очень важный момент. Именно благодаря тому, что мандала настолько эффективна, она связана с состоянием внутреннего целительства.
Что это означает? Каждый раз, когда мы создаём мандалу, мы обязательно исцеляем хотя бы маленькую частичку себя. Где-то почистить, где-то залатать, где-то дополнить, где-то подпитать, где-то добавить энергию и силу и так далее. С помощью мандалы мы можем исцелить и тело, и душу, и ситуацию. Мандала напрямую связана с саморазвитием, саморазрешением, самореабилитацией и самоинициацией. Все эти понятия идут с приставкой само-. Саморазвитие – развитие самого себя. Саморазрешение – разрешение себе того, что хочется. Зачастую мы не достигаем чего-либо только из-за того, что не разрешили себе этого. Запрет мог быть наложен не только нами, но и сложившимися традициями предыдущих поколений. Самореабилитация – восстановление самого себя из любых жизненных ситуаций. Самоинициация – позволение самому себе перехода на новый, более высокий уровень – уровень жизни, уровень духовного развития, уровень мыслительных процессов и так далее. Ошибочно считать, что инициировать нас в состоянии только кто-то другой. Это не так. Мы самостоятельно можем с помощью мандал инициировать в себе какие-либо силы, ресурсы, возможности.
Итак, мы уже выяснили, что мандала – это образ в круге. Причём этот образ создаётся по-разному. Мандалы бывают плоские и объёмные, их рисуют, лепят из пластилина, из глины, создают из многих природных материалов и предметов, оказавшихся под рукой. Изображения в круге выкладывают в виде коллажей и ассамбляжей. Мандалу можно рисовать, применяя различные инструменты – карандаши, фломастеры, краски, мелки. Рисуют мандалы на бумаге, на песке, на камнях и других поверхностях. Также мандалы бывают выполнены из сыпучих материалов. В этом случае используют песок, всевозможные крупы, специи, зёрна. Создают мандалы и из тканей. Это очень глубокая, мощная техника. Есть плетёные мандалы, мандалы-макраме, мандалы, созданные из нитей, из бисера. Мандалы вышивают, вырезают из дерева, высекают из камня. Различные украшения – серьги, кольца, браслеты, кулоны, броши – также можно изготовить в виде мандал.
Хочется отметить, что каждый способ создания мандал преследует свою собственную, совершенно конкретную цель. Зная ту задачу, которую вы ставите перед собой, вы можете выбирать, как именно её воплощать в мандале. Будет ли это рисованная мандала, или насыпная, плетёная, или вырезанная из дерева и так далее.
Можно выделить шесть базовых способов создания мандалы.
Первый самый простой, доступный и весьма распространённый способ – это рисование. Причём техника рисования может быть различная. Есть, условно говоря, некая шкала инструментов для рисования.
Самое поверхностное, примитивное рисование на уровне Персоны – это рисование обычной ручкой. Даже если это цветные ручки, гелевые или шариковые, чернила, фломастеры или маркеры. В этом случае нет перехода светотени. Линия она и есть линия. И когда закрашиваем что-либо, мы всего лишь закрашиваем линиями. Не все мандалы полезно так рисовать, хотя некоторые можно. Когда мы рисуем этими инструментами, мы царапаем бумагу.
По тому, какой инструментарий выберет человек из предложенного многообразия, можно диагностировать, насколько глубоко он готов работать с мандалой, с собой. Так вот ручки или фломастеры выберет тот, у кого уровень страха, тревожности максимальный. Потому что эти инструменты контролировать легче всего, это повышенный контроль.
Рисованная мандала-образ
Далее идёт рисование на уровне Эго – работа с карандашами и восковыми мелками. Здесь можно использовать больший или меньший нажим, светотени, оттенки, поиграть с разницей цветов. Это уже более мягкое рисование. Такие мандалы хорошо решают проблемы личностных целей, ценностей.
Следующий по глубине уровень рисования – рисование сухими мелками, пастелью. Когда мы работаем с этими материалами, у нас есть возможность что-то растереть пальцами, растушевать. Мы держим этот грифель, который не просто карандаш, и ощущения у нас другие. Именно поэтому мелки не приравниваются к карандашам по глубине своего воздействия.
Если говорить о работе с кистью и красками, то мы уже переходим на уровень бессознательного. Не помню, кто сказал, но очень хорошая фраза: «Когда мы рисуем кисточкой, мы как будто поглаживаем своё бессознательное». Личное бессознательное. Представьте себе, кисть – это ласка. Она поглаживает нашу душу, нашу внутреннюю сущность. И наше бессознательное откликается, активизируется в этот момент. Такой способ рисования мандал довольно действенный.
К способу создания рисованных мандал можно также отнести мандалы, нарисованные пластилином. Это не объёмные мандалы, тут пластилин размазывается, втирается в изображение. Работа с пластичными формами – тоже уровень индивидуального бессознательного.
Более глубинное рисование – это рисование руками. И вообще телом – пальцами, ладошками, костяшками, даже ногами или носом. Есть такое понятие, как жестовое рисование – рисование без инструментов, без посредников. Происходит прямое взаимодействие краски и тела. Подобное рисование уже на уровне семейного бессознательного. Изображение наносят на бумагу с помощью пальчиковых красок, обычных акварельных красок или гуаши.
Наиболее глубинным рисованием является рисование пальцами на песке или на его заменителе – любом мелком сыпучем материале, допустим, на манной крупе. Характерный пример – рисование на световых столах. В психотерапии это направление называется sand-art. Рисование руками по сыпучей поверхности является самым глубоким способом самовыражения, самопознания. Он затрагивает уровень коллективного бессознательного.
Разбирая инструменты, с помощью которых возможно рисовать мандалы, можно судить, насколько глубоко человек готов работать над собой, готов опуститься внутрь себя. С ручкой и фломастером невозможно спуститься на уровень семейного или индивидуального бессознательного. Но, рисуя песком, можно работать абсолютно на всех уровнях, включая и коллективное бессознательное.
Какова цель любых рисованных мандал? Когда лучше всего их создавать? Их задача очень важна – это эмоциональная поддержка. Когда мы создаём мандалы с помощью визуальных образов, то есть мы их рисуем любым перечисленным выше способом, рисуем чем угодно и на чём угодно, мы оказываем своему бессознательному мощную поддержку. Мы даём себе эмоциональные ресурсы, причём на глубинном уровне. Если требуется поиск дополнительных возможностей, если нужно нормализовать дисбаланс, следует создавать рисованную мандалу.
Второй способ создания мандал – насыпные мандалы. Стоит различать рисованные на песке мандалы и насыпаемые мандалы, хотя оба этих вида получаются с помощью сыпучих материалов. Примером насыпных мандал служат буддийские мандалы из цветного песка. Но не только песок может быть использован в подобных мандалах. В ход идут различные крупы, семена, зёрна, специи. Также к насыпным мандалам можно отнести те, которые созданы из природных материалов – камни, ракушки, веточки, травинки, цветы, листья, жёлуди, плоды каштанов. То есть любые предметы ландшафта. Подойдут также мелкие и не очень мелкие предметы – скрепки, пуговицы, бусины, ластики, ручки, верёвочки, провода и так далее. Всё это является ландшафтной арт-терапией. Мандалы-коллажи, мандалы-ассамбляжи, мандалы-инсталляции, мандалы-мозаики, тканевые мандалы, то есть те, которые выкладываются каким-либо образом, относятся к технике насыпных мандал.
Мандала из сыпучих материалов
Основная задача, которую решает насыпная мандала, – это изменение, трансформация, направление на новый путь и переход на более высокий уровень. Фактически это инициация. Если вы хотите заняться самоинициацией, в первую очередь следует обратить внимание на насыпные мандалы. И если рисованная мандала может только эмоционально поддержать, то насыпная мандала уже позволяет что-то кардинально изменить в жизни.
Третий способ создания мандал – плетёные мандалы. Это мандалы из нитей на каркасе. Знаменитые индейские мандалы, плетёные на палочках, служат ярким примером. Сюда же относятся мандалы, вязаные крючком или спицами, вышитые бисером или нитками, макраме. То есть это все мандалы, выполненные с помощью переплетения нитей.
Плетеная мандала
Задача плетёных мандал очень важна. Они служат для отпускания сложных переживаний. Когда есть что-то сумбурное в душе и не понятно, как поступить, надо дать время это обдумать. И тогда приходит на помощь плетёная мандала. Мы определённым образом выкладываем, перевязываем, перекручиваем, оплетаем, делаем различные манипуляции с нитями. Работа с такими мандалами длительная, кропотливая, вдумчивая, требующая внимательности, усидчивости и терпения. С ними нужно помучаться. Создание этих мандал частенько сопровождается негативными эмоциями. Вы только начинаете плести, начинаете работать с нитями, а уже что-то не получается. То нитки путаются, то узелки завязываются, то ошибки допускаете. Вы распускаете, распутываете и делаете всё заново. И это как раз способ отпустить тяжёлые моменты, перетянуть по новой свою нить судьбы. Вот такая интересная метафора, связанная с плетёными мандалами. Не зря говорят: «Перемелется – мука будет». Мы все свои жизненные трудности перемалываем в муку для того, чтобы переварить плохие, отрицательные переживания и отпустить их. Плетёные мандалы как раз позволяют трансформировать, изменить сложные эмоциональные ситуации.
Следующий, четвёртый вид мандал – это талисманы, амулеты и обереги. Они создаются самыми разными способами – из глины, пластилина, вообще из любых пластичных форм. Могут вырезаться из дерева, выжигаться на деревянной поверхности. Могут отливаться из металла. Сюда также относится создание любых украшений в виде мандал – браслеты, брошки, кольца и так далее. К этому виду причисляются и мандалы-татуировки. То есть любые мандалы, которые создаются как талисманы. Если мандала-талисман выполнена в технике рисования, допустим, нарисована на камне, то она также относится и к рисованным мандалам. Если, к примеру, сплетена в виде кулона, то её причисляют и к плетёным мандалам.
Точечные мандалы-талисманы
Что такое талисман вообще? Он создаётся на удачу, на здоровье, на счастье, оберегает от чего-то. Талисманы нужно изготавливать, находясь в отличном настроении. Это некая память о каком-либо хорошем событии, о чём-то значимом и полезном, это своеобразный якорь на определённое эмоциональное ресурсное состояние. Так вот, основная задача мандал-талисманов, мандал-оберегов – это создание подобных якорей. Когда кораблю необходимо удержаться на месте, он бросает в воду якорь. Это позволяет остаться в одной точке, сохранить своё положение. А создать и сохранить нужное ресурсное состояние помогают талисманы и обереги. То есть мандала делается для определённых целей, и потом она работает как амулет или талисман, который включает в себя необходимые ресурсные состояния, помогая вернуться в какие-либо значимые события, воспоминания.
Пятый вид мандал – мандалы-раскраски. Наверняка многим он хорошо знаком. Однако не стоит забывать, что с такими мандалами надо быть весьма осторожными. Следует запомнить несколько правил работы с ними.
Никогда не садитесь раскрашивать мандалу в плохом настроении. А только в спокойном, в ресурсном состоянии. Потому что, заполняя шаблон не важно какими инструментами – красками, карандашами, фломастерами, – мы фиксируем определённое состояние. Некоторые рассуждают так: мне сейчас плохо, я злюсь, но я возьму раскраску, начну рисовать и потом, может быть, успокоюсь. Знаете, что происходит, когда мы в таком настроении создаём мандалу? Мы своё нересурсное состояние, в котором находимся, своё бессознательное впечатываем, врисовываем в мандалу. Мы вкрашиваем в себя отрицательные эмоции ещё сильнее. Этого допускать ни в коем случае нельзя. Что принесёт вам такая мандала? Да ничего хорошего, поверьте. Даже если что-либо не получается, не расстраивайтесь, не злитесь. Лучше отложите на время, успокойтесь, сделайте что-то другое. И только потом, вновь войдя в ресурсное, медитативное состояние, продолжайте работу.
Раскрашивание мандалы возможно различными инструментами. Если используются ручки или фломастеры, это является самым поверхностным видом рисования. Если речь идёт о цветном песке, засыпанном в готовый шаблон, то это уже более глубокий уровень.
Шаблон мандалы для раскрашивания
Ещё один момент, о котором не стоит забывать. Существует такой миф про мандалотерапию. Предлагается по имеющемуся шаблону раскрасить узор и созерцать полученную картинку. Считается, что при этом достигается гармония. Но это заблуждение, ведь, по сути, раскраска есть ритуальная, идеальная мандала. А мы понимаем, что к идеалу хоть и надо стремиться, но к нему никогда не придём. Подобная мандала – это только способ созерцания идеальности, но абсолюта нам достигнуть не дано. Мы можем лишь надеяться, что такое возможно, но внутри всё равно будет жить понимание, что этого в нашей жизни не случится. Потому психика не позволяет тратить драгоценное время на бесплодные попытки. Мандалы-раскраски работают гораздо хуже, чем если бы мы создали свой собственный шаблон и его раскрасили. Это было бы эффективнее в несколько раз.
Основная задача, которую решают мандалы-шаблоны, созданные не вами, это изучение цветовых предпочтений, цветотерапия. Также с помощью выбранных материалов и инструментов они помогают понять, насколько глубоко человек готов погрузиться в свою психику. Эти мандалы хороши для детей. Отлично развивается мелкая моторика рук. В случае с детьми допустимо раскрашивать даже одновременно двумя руками. К тому же по закрашиванию ребёнком мандалы можно наблюдать, насколько аккуратно он это делает, какие именно цвета выбирает, где и как располагает отдельные элементы. Можно брать шаблоны от простых к сложным и раскрашивать их с помощью различных техник и материалов. Во всём остальном мандала-раскраска психотерапевтического эффекта не имеет. А иногда даже является вредной.
Но у тех, кто искренне верит, что, раскрашивая мандалу, может решить какие-то свои задачи, они действительно могут решиться. Существует такое явление – эффект плацебо, когда положительная динамика достигается благодаря психологическому подсознательному ожиданию успеха. Недаром сказано в Библии: «По вере вашей да будет вам» (Матф. 9.29). Если верите, значит, мандала-раскраска сработает. В противном случае результат будет нулевым.
И последний, шестой вид мандал – это групповые мандалы. То есть двое и более человек делают одну мандалу. Кто может участвовать в создании групповых мандал и для чего они нужны?
Очень хорошо работают семейные мандалы – муж и жена, родители и дети, сразу несколько поколений; мандалы, созданные коллективом коллег, однокурсниками, одноклассниками. Основная задача групповой мандалы – синхронизация процессов бессознательного в паре, в семье или в группе. Когда несколько человек создают одну и ту же мандалу, они синхронизируют свои действия, свои мысли, объединяют свои задачи, подстраиваются друг под друга. Происходит единение в стремлении к общей цели.
Групповая мандала-ассамбляж из съедобных элементов
Групповая мандала является отличной диагностикой взаимоотношений в семье, в коллективе. По процессу её создания можно судить, кто занимает лидирующие позиции, а кто ведомый; как распределяются обязанности. Размер групповой мандалы зависит от количества участвующих в её создании. Такая мандала может размещаться как на столе, так и на большой площадке. И создаётся любыми способами, с применением различных техник и материалов.
В дальнейшем некоторые методы создания мандал будут разобраны более подробно.
Предлагаю немного отступить от теории и провести первую практику, создав классическую мандалу-образ. Именно с этой техники мы начнём работу с мандалой.
Что же такое мандала-образ? Почему она классическая? В чём её особенность?
Это мандала свободного рисования. Мы изображаем то, что пришло нам в голову во время погружения в себя, во время концентрации психической энергии, медитации. Затем этот образ переносится на бумагу. Такое рисование мандалы является классической техникой.
Мандала-образ создаётся на определённую тему. Пусть эта мандала будет называться «Мои желания, мои цели, мои задачи». И посвящена она тому, что для вас в настоящий момент наиболее важно, что сейчас хочется, к чему вы стремитесь. Вообще, такую мандалу-образ можно создавать абсолютно на любую тему. Например, моё здоровье, моя семья, моя жизнь, моя карьера, мои финансы, моё благополучие, моя любовь. Тематика может быть самая разнообразная. Я предлагаю поработать с мандалой «Мои желания», но если у вас есть более насущная тема, то можно взять её.
Мандала-образ «Я»
Итак, приготовьте лист бумаги формата А3. Почему рекомендован именно такой формат? Выше уже упоминалось, что мандала – это проявление Самости, сущности человека, отражение его души. Принято считать, что душа у нас находится в районе грудной клетки, в районе солнечного сплетения. Это некий энергетический центр, который обычно воспринимают вместилищем души. Если на листе бумаги формата А3 нарисовать круг максимального радиуса, то он получится размером с большую тарелку. Именно этот размер наиболее подходит, чтобы очертить границы того места, где находится душа. Такую особенность физиологии тела человека наша психика связывает с идеальной мандалой. Поэтому мандалы, нарисованные на бумаге формата А3, лучше работают, лучше справляются с поставленными перед ними задачами.
Кроме листа бумаги вам потребуются простой карандаш, краски, кисти, баночка с водой. Краски заранее откройте.
А теперь сядьте, пожалуйста, удобно. Так, чтобы вам было комфортно. Не скрещивайте руки и ноги. Пусть ваша энергия по телу течёт свободно, не пересекаясь. Прикройте на некоторое время глаза и прислушайтесь к себе. Обратите внимание на своё дыхание, сосредоточьтесь на нём. Сделайте вдох и медленный выдох. Что происходит, когда вы вот так глубоко дышите? Сконцентрировавшись на дыхании, вы можете заглянуть внутрь себя. Куда-то, где скрыты ваши самые сокровенные желания, задачи и цели. Там есть что-то очень важное для вас. То, что вы хотите на самом деле. Загляните туда прямо сейчас, попробуйте погрузиться в глубины своей психики, своего сознания, своих мечтаний, своих идей. Загляните, будто подсматриваете в замочную скважину. Что там? А может быть, дверь открыта настежь? Рассмотрите, что есть внутри вас такого, что действительно хочется, что нужно и полезно вам в жизни.
Тщательно изучите, позвольте этому образу очень чётко прорисоваться в вашем внутреннем взоре. На что он похож? Он объёмный или плоский? Какие цвета и оттенки присутствуют в образе? Большой он или маленький? Какие формы принимает – простые или замысловатые? Это ваши желания, ваши мечты, ваши стремления и ваши цели. Что-то самое важное, что в действительности живёт внутри вас. Оно помогает вам двигаться вперёд, создавать что-то новое, творить. Позволяет быть самим собой.
Загляните внутрь себя и мысленно опишите этот образ, запомните его. Сфотографируйте своим внутренним фотоаппаратом. Рассмотрите внимательно каждую деталь – каждый изгиб, каждую линию, все цвета и оттенки. Изучите всё до мельчайших подробностей. Возможно, образ очень простой или, наоборот, очень сложный. Может быть, он прекрасен, а может быть, самый обыкновенный. Но это только ваш образ. Очень важно запомнить его.
И когда вы будете готовы, когда внимательно исследуете, изучите ваш образ, запомните его и зафиксируете в памяти, можете открывать глаза.
Взгляните на белый лист бумаги, который лежит перед вами. Мысленно перенесите туда свой полученный образ. Представьте, что он уже изображён на листе. С помощью простого карандаша мысленный образ обведите в круг. Максимально возможный круг на этом листе. В центре круга поставьте точку.
А теперь возьмите кисточку, обмакните её в ту краску, в какую вам захочется, и начните из центра круга, из той самой точки прорисовывать образ, который вы уже мысленно перенесли на бумагу. Просто обводите его. Позвольте вашей руке его проявить. И несущественно, какой получится рисунок – красивый или не очень. Важно, что это тот самый образ, который есть внутри вас. Здесь не требуется умение рисовать, не нужно стремиться быть идеальным. Главное, чтобы вам нравилось. Главное, прорисовать, проявить тот образ, который уже мысленно находится на вашем листе. Прорисовывая образ, подумайте, как он прорастает на всю вашу мандалу, как распространяется и заполняет весь круг. Пусть образ в центре подскажет, как оформить остальное пространство мандалы. Каким должно быть его окружение, каким будет край мандалы. Закончив с центральным образом, приступайте к прорисовке окружающего пространства и границы круга.
Если вдруг вам захочется выйти за пределы круга, который вы очертили, то смело выходите. Если захотите остаться внутри мандалы – оставайтесь. Творите, рисуйте, создавайте! Это ваш образ, ваша мандала. Это ваши мечты, цели и задачи. Ваши желания. И только вы знаете, как будет правильно, как будет красиво. И это важно.
Ваша задача – получить удовольствие от процесса создания мандалы. Улыбайтесь, когда рисуете. И если вдруг рука пошла куда-то не туда, значит, так надо. Пусть это будет очередная завитушка или линия, может быть, ещё что-то. Позвольте вашей руке создать этот образ, потому что она лучше знает, как надо.
После того как вы закончите работу над мандалой, предлагаю её внимательно рассмотреть и ответить на три вопроса. Как рисунок, который вы создали, отражает вашу актуальную ситуацию? Существует ли в вашей мандале движение, динамична ли она? Как мандала может отражать ваши личностные особенности, что она о вас говорит? Обдумайте ответы на эти вопросы и запишите их себе в тетрадь.
Проанализируйте, что происходило, когда вы создавали мандалу, что при этом чувствовали. Какие были трудности или, наоборот, открытия. Какой общий вывод вы можете сделать по итогу работы над мандалой.
Предлагаю создать ещё одну мандалу. Приготовьте все необходимые материалы – лист бумаги формата А3, простой карандаш, циркуль или круглую тарелку подходящего размера, краски, кисти или цветные карандаши, фломастеры. Подойдут также цветные мелки, пастель.
После этого постарайтесь на минутку расслабиться. Прикройте глаза и подумайте о чём-то очень важном для вас.
Позвольте себе оказаться на необитаемом острове, где щебечут птички, а из горы бьёт чистый родник с прохладной, вкусной, сладкой водой. Где свежий ветер треплет ваши волосы и ноги утопают в тёплом прибрежном песке. Прозрачная вода манит своей голубой гладью, и вы слышите шум прибоя, вдыхаете свежий, чуть солоноватый морской воздух. Посмотрите, пожалуйста, вокруг. Это место создано специально для вас, чтобы вам было комфортно прямо сейчас прояснить, что такое ваше здоровье. Этот остров – остров здоровья. Остров, который наполнен энергией, здоровьем, силами, возможностями. Побродите по нему. Поищите что-то, что привлечёт ваше внимание. Может быть, это будет какой-то предмет, символ, животное или просто абстрактный образ. Найдите, пожалуйста, то, что будет олицетворять ваше здоровье, ваши силы, вашу энергию, ваши возможности. То, что действительно для вас является здоровьем, то, что очень-очень важно. И когда вы поймёте, что же в действительности значит здоровье, сохраните его в своей памяти. Мысленно сфотографируйте и откройте глаза.
А теперь возьмите краски, кисточку или любой выбранный вами материал и начните рисовать. Мандала делается очень просто – создаётся круг, затем в центр помещается тот самый образ, который вы увидели и запечатлели для себя в памяти. Далее по всей поверхности мандалы рисуете всё то, что вам захочется, что выведет рука. Эти символы, линии, фигуры, цветные пятна или точки будут как бы произрастать из центральной части. Элементы мандалы будут символизировать ваше здоровье и всё то, что нужно для его достижения. Оформите свою мандалу так, чтобы она вам нравилась. Помните, что всегда можно что-то изменить, дорисовать и подправить.
По завершении работы внимательно посмотрите на получившуюся мандалу, взгляните на неё как бы со стороны. И ответьте на следующие вопросы.
1. Что вы чувствовали, когда рисовали мандалу? Какие ощущения она вызывала в вас во время работы?
2. Что вы чувствуете, когда смотрите на неё сейчас?
3. Требуется ли что-то изменить в вашей мандале? Если возникло такое желание, сделайте это.
4. Какие подсказки и советы даёт вам мандала для сохранения здоровья? Что рекомендует сделать для себя? К каким выводам вас подталкивает?
Предлагаю вам создать свою мандалу Пяти стихий. Какие вы вообще знаете стихии? Традиционно ими считаются огонь, вода, воздух и земля. Они являются мощной подпиткой для человека как физически, так и эмоционально, его помощниками и источниками дополнительных ресурсов, жизненной энергией и силой. Но есть ещё что-то такое, что помогает человеку. Это его собственная, персональная стихия, оказывающая на него большое влияние.
Для создания данной мандалы потребуются лист бумаги формата А3, простой карандаш, циркуль или тарелка нужного размера. Также приготовьте краски, кисти, цветные карандаши, мелки или фломастеры. Лучше всего рисовать красками, но по желанию вы можете выбрать любой материал.
Мандала пяти стихий будет состоять из четырёх секторов и центрального круга. Нарисуйте на листе с помощью циркуля или от руки большой круг, затем крестообразно поделите его на четыре равных сектора. В центре большого круга нарисуйте маленький. Он может быть совсем небольшой, а может оказаться и среднего размера. Как вам захочется, как вы посчитаете нужным.
Выберите одну из четырёх областей мандалы, не захватывая центральный круг. Она будет посвящена стихии огня. Подумайте, что может подарить вам эта стихия? Какие качества характера она вам придаёт? Какие дарит способности? Какие ресурсы вы можете из неё почерпнуть?
Возьмите краски, кисти и в этой части изобразите то, чем для вас является стихия огня. Что она из себя представляет? Какие образы навевает? С чем ассоциируется именно для вас? Что важного вы из неё можете позаимствовать?
Аналогичным образом выберите сектора, которые будут посвящены стихиям воды, воздуха и земли. Не имеет значения, где они будут расположены в вашей мандале. Главное, чтобы они не захватывали круг в центре. И точно так же изобразите в них все те ресурсы, способности и качества характера, которые вы можете почерпнуть из этих стихий.
Теперь незаполненным в мандале остался только центральный круг. Он будет посвящён некоей пятой стихии. Подумайте, что для вас это может быть? Что из себя представляет, что означает? Возможно, это какое-то объединение, смешение четырёх стихий, а может быть, что-то совершенно новое. У каждого этот пятый элемент будет свой, особенный, индивидуальный. Но из него вы также можете извлекать полезные для себя ресурсы, подпитываться его энергетикой. Эта пятая стихия будет также влиять на различные качества вашего характера, дарить какие-то новые способности и умения.
Внимательно рассмотрите вашу мандалу. Возможно, вы захотите в ней что-то изменить, подправить или добавить. Сделайте это.
Традиционно по завершении предлагаю ответить на несколько вопросов.
1. Что вы чувствовали, когда рисовали свою мандалу пяти стихий? Какие ощущения она вызывала во время работы над ней?
2. Что вы чувствуете, когда смотрите на неё сейчас?
3. Требуется ли что-то изменить в вашей мандале, подправить? Если есть такое желание, то сделайте это.
4. Какие подсказки и советы даёт вам ваша мандала? Чем для вас явилась пятая стихия? Что она рекомендует сделать, на что обратить внимание? К каким выводам вас подталкивает? Какое послание она в себе несёт?
Далее мне хотелось бы остановиться на таком интересном моменте, как мифы о мандалотерапии, о работе с мандалой. Их несколько. Об одном таком по поводу мандал-раскрасок уже было написано выше. Но есть ещё ряд мифов, о которых хотелось бы рассказать, потому что заблуждения на этот счёт могут оказаться фатальными, и есть риск попасться в ловушку. Особенно когда вы работаете не сами с собой, а с клиентами.
Если вдруг что-то не получается при создании мандалы, возможно, вы используете какой-то из мифов. Обязательно нужно проверить свою работу на его наличие. Иначе мандала будет проработана недостаточно качественно и глубоко. Именно поэтому может что-то сработать не так, как вы хотели.
Первый миф звучит так: самое главное – это правильно интерпретировать мандалу. То есть следует её нарисовать и обязательно рассказать, пояснить, что означает вот этот завиток, вот тот значок и эта волнистая линия. Почему звёздочка именно тут, а там сердечко рядом с цветочком… Это очень глубокое заблуждение. Ведь у каждого получается своя собственная мандала. Это индивидуальная работа, и невозможно всех подвести под общий знаменатель. Нельзя утверждать, что одинаковый значок или символ для всех людей означает одно и то же. Нельзя интерпретировать мандалу без самого клиента. То есть, к примеру, зная по словарю символов, что означает звезда, совершенно не обязательно, что именно этот самый смысл вложил автор мандалы в изображение. И не всегда сердце может означать любовь. Возможно, тот, кто рисовал мандалу, имел в виду совсем другое. А может быть, именно любовь. Кто знает? Ключевое слово здесь «может быть».
Самый важный вопрос, который мы в этом случае задаём автору мандалы: «Почему для вас важно было создать именно так, нарисовать именно этот символ, изобразить именно такую завитушку? Если это привлекает ваше внимание, почему вы сделали именно так, а не иначе?» И вот здесь каждый сам для себя трактует собственные мандалы. Можно опираться на историю поколений, архетипичность. Она всегда глубинная. Но у каждого из нас, у каждого человека есть свой собственный опыт. Именно благодаря этому опыту все мандалы будут индивидуальны. Нельзя встретить два одинаковых изображения.