Представьте большой конференц-зал отеля, под завязку заполненный язычниками всех сортов, возрастов, традиций и опыта. Они пришли на семинар, посвященный магии сигилов, и одновременно проводятся как минимум еще двенадцать интересных встреч в плотном графике конференции. Несмотря на то что я веду семинары по метафизике, искусству и танцам в течение последних двадцати лет, мне приходится бороться с изрядной долей тревоги. Все потому, что я впервые представляю свое видение теории сигилов перед такой большой аудиторией. Я боюсь, что присутствующие могли не прочесть описание семинара и сейчас ожидают чего-то более традиционного. Я показываю на проекторе изображение церемониальной магической печати и предупреждаю: «Прежде чем мы начнем, хочу внести ясность: если на экране вы видите тот тип символа, который вас интересует и о котором, по вашему мнению, пойдет речь на данном семинаре, то сейчас самое время уйти, чтобы успеть попасть на другую встречу. Никаких обид. Я просто не хочу, чтобы вы разочаровались. Здесь мы будем рассматривать создание символов с совершенно иной точки зрения». Я подождала. Ни один человек не двинулся с места. Я сделала глубокий вдох и приступила. В течение следующих полутора часов никто не покинул зал. По окончании семинара на протяжении всех выходных ко мне подходили люди и спрашивали, когда я напишу книгу по представленной мной тематике.
Этот семинар положил начало процессу, который занял целых два года – начиная с презентации на конференции PantheaCon до повсеместного появления этой книги на полках книжных магазинов. Поистине удивительно осознавать, чего можно достичь при помощи сфокусированного намерения!
Я верю, что каждая ведьма обладает определенным талантом. Часто способности проявляются сразу в нескольких вещах, таких как гадание, колдовство, спиритуализм и консультирование. Но среди множества шляп, которые мы примеряем, обычно выделяется одна особая – это та область, ниша, навык, в котором наши способности влиять на окружающий мир и изменять его имеют первостепенное значение. Некоторые колдуны – талантливые травники, их сады полны буйной зелени и цвета. Другие опережают всех в кухонной магии, смешивая обычную пищу с волшебством. Третьи обладают музыкальным даром, очаровывая своими песнями.
Что касается меня, то мой конек – изобразительное искусство. Я рисую, сколько себя помню. Мои родители поощряли развитие этих способностей, записав меня в трехлетнем возрасте в класс с художественным уклоном. Я изучала изобразительное искусство вплоть до окончания колледжа. Было ли это более безопасным способом занять меня в детстве (в гимнастике я не преуспела, не хватило координации) или на родителей нашло какое-то озарение, но они определенно выбрали верный путь для меня.
С раннего детства я воспринимала искусство как способ понимать все происходящее в мире и взаимодействовать с ним. Я отчетливо помню пятилетнюю себя, рисующую карандашом на бумаге рунические фигуры и развешивающую свои творения по одному на каждом дереве на заднем дворе нашего дома. Тогда я полагала, что подобные отметки были нужны деревьям для защиты. Став немного старше, я увлеклась рисованием драконов и русалок и сопровождала работы длинными и сложными историями, пока кропотливо выводила мельчайшие детали. Примерно с восьми до одиннадцати лет я была заядлым египтофилом: я не только увлекалась мифологией, но и училась читать и писать иероглифы. Дальше – больше: я начала исследовать ранние мировые цивилизации и доисторические культуры, их скульптурное и архитектурное наследие, рисунки и стенные росписи. Поскольку я погрузилась в изучение ранней истории искусства, то естественным образом тяготела к художественным течениям и мастерам, чьи работы отражали историю мифов, духовность и были полны символизма, например Гюстав Моро, Альфонс Муха, Густав Климт, Марк Шагал, Фрида Кало, Одри Флэк и Эндрю Уайет.
Вопрос в том, как наполнить мифами и магией собственные творения. В колледже ко мне начало приходить понимание того, как можно использовать работы для более глубокого изучения мифологии, фольклора и религии. Я исследовала мужское и женское божественное начало, создавая картины при помощи отпечатков ладоней. В процессе творчества я экспериментировала с заклинаниями. Самостоятельно возводила алтари, гадала, изучала техники транса. Я начала отчетливо видеть связь между записями, которые делала, и намерением, направленным на получение конкретного результата. Последние два десятка лет я посвятила тому, чтобы с помощью своей работы исследовать пространство, в котором пересекаются магия и искусство, понять, каким образом оно корректирует мой путь развития как колдуньи. Следуя инстинктам и имея в арсенале многие годы изучения истории искусства, я начала отражать восприятие магии сигилов в рисунках и картинах.
Окружающие начали расспрашивать меня, как я создаю сигилы, поэтому я решила описать этот процесс в обратном порядке. (Это может показаться странным, но мне потребовалось усилие, чтобы понять, как я это делаю, ведь когда я рисую, то следую некоей внутренней, подсознательной схеме.) Затем я задумалась, как помочь другим людям использовать мой метод для создания собственных сигилов. Именно это исследование положило начало семинарам и написанию этой книги.
К созданию сигилов я пришла нестандартным путем, в обход метода, наиболее известного среди людей, практикующих магию. Я познакомилась с этим методом, популяризированным магами хаоса, только когда мне предложили нарисовать иллюстрации для статьи о магии сигилов в журнале Witches & Pagans.
Метод создания сигилов, практикуемый в магии хаоса, включает в себя составление четкого утверждения. Составив его, вы убираете из него все гласные и повторяющиеся согласные, а оставшиеся буквы вписываете одну в другую, чтобы создать сигил. По окончании работы созданный сигил обычно сжигается. Примерно такое описание и принцип работы привел автор статьи. (Некоторые варианты не требуют удаления гласных, исключаются только задвоенные буквы.)
Мне понравилось создавать иллюстрации для этой статьи, тем более что она была прекрасно написана, а материал подан в интересной форме. Это отличный метод, если он работает лично для вас. Но я делаю сигилы иначе, и скоро вы узнаете, как именно.
Я познакомлю вас с более, на мой взгляд, интуитивным процессом, естественным для всех людей, руководствующихся в жизни правым полушарием мозга. Мой метод в значительной степени основан на современной колдовской традиции. В чем именно? Несмотря на то, что это довольно новый и уникальный метод создания сигилов, в его основе лежат весьма простые приемы, при помощи которых наши предки общались в далеком прошлом, еще до появления сложного языка. Он также применим к различным метафизическим техникам, колдовским и духовным практикам. Метод магии сигилов подойдет самому широкому кругу людей с разным опытом, набором способностей и любой степенью художественной одаренности.
Мы начнем путешествие с исследования работ наших предшественников, попытаемся расшифровать их тайны, а также прольем свет на те связи с ними, которые можно обнаружить в символах окружающего современного мира. Вы ознакомитесь с обширной коллекцией знаков, форм и символов, которые лягут в основу ваших сигилов и помогут собрать собственные, имеющие для вас особое значение и силу. Затем мы рассмотрим механизм работы магических сил и шаг за шагом будем учиться создавать сигилы для любой жизненной ситуации. Далее познакомимся с богатейшими вариациями применения сигилов как в повседневной жизни, так и в ритуальных целях. Я расскажу об их дизайне, практике использования, решении проблем, необходимых материалах и других технических аспектах, которые призваны помочь в создании собственных сигилов. Я также включила в книгу практические упражнения, выполняя которые, вы можете отточить мастерство и сравнить получившиеся результаты с другими возможными решениями. И наконец, предлагаю вашему вниманию некоторые свои художественные произведения и колдовские приемы, чтобы вдохновить вас и снабдить дополнительными инструментами для самостоятельного продолжения работы.
Прежде чем мы погрузимся в предмет исследования, мир сигилов, предлагаю разобрать структуру метода и рассмотреть ряд важных базовых принципов колдовства в целом и магии сигилов в частности. Понимание основ очень важно, чтобы начать двигаться в верном направлении.
Заголовок выше может показаться весьма противоречивым – как что-то может быть одновременно современным и при этом традиционным? Однако в моем случае это идеальное описание пути, по которому я иду. Я современная традиционная ведьма, смешавшая фольклор, мифы и учения как часть моего сложного и разнообразного наследия и признавшая тот факт, что я современный человек, живущий в Соединенных Штатах.
Колдовство как способ коммуникации, видения и взаимодействия с окружающим миром так же старо, как человеческая цивилизация. Речь идет не о какой-то конкретной религии, имеющей строгую организацию, не о мистической школе, семейных традициях или образовательной системе. Скорее, я имею в виду путь колдуна – человека, который странствует между мирами, общается с духами и божествами и умеет управлять своим сознанием. Слово «колдун», его значение и характеристики практикующих колдовство людей различаются от культуры к культуре, от поколения к поколению, но суть магии неизменна в любое время и в любом месте (впрочем, как и слов «колдун» и «ведьма»).
Постепенно мы учимся, коллекционируем опыт, идеи, оттачиваем навыки и вырабатываем традиции. По мере того как человечество прогрессирует и делает все новые открытия, мы тоже меняемся и растем в соответствии с требованиями времени. Мы сохраняем действенные методы, отбрасываем нерабочие и пробуем новые. Мы выбираем, как получить огонь – с помощью кремня и трута, спичек или зажигалки. Мы можем призвать мощь цифровых технологий, чтобы хранить символы тысячелетней давности, или рисовать новые изображения пальцами и углем. Интуиция и инстинкт идут рука об руку с изобретательностью и воображением. В этом и заключается суть современной колдовской традиции.
У человека, творящего колдовство, есть три ключевые задачи.
Познать себя: необходимо знать свои сильные и слабые стороны в умственном, физическом и духовном смыслах.
Поддерживать баланс: баланс – это концепция, а не конкретное действие. Чтобы понять ее, нужно рассмотреть крайности и золотую середину и принять как данность, что любое действие способно вызвать множество различных реакций.
Принять ответственность за свои действия: необходимо быть готовым признать, принять и взаимодействовать с явными и тайными последствиями своих слов и поступков.
Весьма разумно помнить об этих трех ключевых идеях при фокусировке на предмете своего желания, проработке структуры и предполагаемом результате работы с сигилами. Нужно реалистично оценивать как самого себя, так и свое окружение, помнить о пределах возможностей и пространстве для собственного роста. Творчески подходите к принимаемым решениям, тщательно обдумывайте их возможные итоги и последствия. И наконец, будьте готовы нести ответственность за свою работу в реальной жизни.
Вооружившись этими основами работы с сигилами, давайте приступим.
Прежде всего: как вы произносите слово «sigil»? Этот вопрос может показаться очень простым, но я уверена, он возникает у многих, особенно если вы заядлый читатель, а некоторые слова довольно редко произносятся вслух. К тому же он вполне логичен для тех, кто находится в самом начале обучения.
В словарях произношение этого слова дается следующим образом: [‘sijel] или [‘si-jil].
Более детальное разъяснение для носителей американского варианта английского языка: первый «i» краткий, как в слове «Sidney», а не долгий, как в «silence». «G» произносится как [j], как в слове «gem». Второй «i» произносится как в слове «gel». При этом в начале звука [j] есть что-то вроде едва слышного звука [d]. Если максимально упростить объяснение, то «sigil» рифмуется с «vigil» (не путать с поэтом Вергилием – Virgil).
Этимология: слово «сигил» происходит от среднеанглийского «sigulle», которое, в свою очередь, берет начало от латинского «sigillum», что означает «печать». Еще одна версия происхождения слова – из иврита, в котором «segula» значит «талисман», слово или действие духовного характера.
Надеюсь, эти разъяснения помогут избежать в произношении «сигалов» (seagulls) и «сиглов» (siggles). Если вы все еще сомневаетесь, загуглите «sigil», и первым результатом будет краткое определение и значок для прослушивания звучания слова. Нажмите и послушайте правильное произношение.
Сигил – это вырезанный или нарисованный символ. Считается, что он обладает магическими свойствами. Магия – это искусство сосредоточения воли или намерения на достижении определенной цели. Таким образом, магия сигилов – это создание особых символов для воздействия с их помощью на человека, ситуацию или внешние обстоятельства.
Многие современные специалисты по оккультным наукам и церемониальному колдовству могут навести на мысль, что магия сигилов – это нечто пугающее, относящееся к сфере «высокой магии», требующее тайных знаний и даже предполагающее членство в каком-нибудь тайном обществе, а может и не в одном. Конечно, если вы намерены использовать некоторые сигилы как инструмент вызова и контроля над ангелами, демонами и другими духовными сущностями, то это потребует определенной подготовки и понимания механизма действия этой системы. Несмотря на то что ряд подобных утверждений может отражать истинное положение дел в отношении практик, используемых некоторыми колдунами, искусство магии сигилов гораздо проще и естественнее в своей основе. По правде сказать, его корни проще найти в наиболее древних из сохранившихся магических знаний, известных человечеству.
В основе магии сигилов лежат символы, нарисованные от руки: линии, точки и цвета, складывающиеся в изображение, способное определять пространство, вызывать события, давать инструкции, призывать духов и божеств. От схематических контуров, созданных пальцами или ладонями красной и желтой охрой на стенах пещеры, ритуальных рисунков на земле, сделанных для проведения священных обрядов, замысловатых гравировок на украшениях и инструментах, величественных муралей на постройках – человечество с незапамятных времен использовало руки, чтобы оставить след в истории и попытаться повлиять на окружающий мир.
Современная колдовская традиция предлагает весьма практичный, без излишеств, подход к магии: делать то, что необходимо, тогда, когда это нужно, не останавливаясь без причины. (Все остальное – лишь соус сверху.) Зачастую это означает использование имеющихся под рукой инструментов, необходимых для выполнения работы, без тщательного отбора ингредиентов и соблюдения сложного ритуала, требующего строго определенного положения луны или звезд. Возможность творить колдовство без промедления является для меня его истинной сущностью. Иногда лишь горсть земли, обрывок бечевки и спичка или шариковая ручка и обрывок листа из блокнота способны вызвать необходимый эффект – если потребность в задуманном велика, а намерение четко сфокусировано.
Некоторые презрительно назовут такой подход «низкоуровневой магией». Но если сравнить магию с компьютерными технологиями, станет очевидно, что именно низкоуровневое кодирование находится ближе всего к источнику. Чем выше вы находитесь, тем больше отдаляетесь от источника, изменяя язык в соответствии с другими целями. Ни один из методов не лучше другого: они оба достигают цели, но разными путями. Работают оба подхода, вопрос же заключается в том, чтобы выяснить, какой из них больше годится для вас.
Двигаясь от простого к сложному, превращаясь из новичка в специалиста, вы научитесь создавать собственные сигилы. Для этого требуется лишь желание дать волю воображению и умение рисовать простые символы. Помните, как в школе вы гадали, пригодится ли вам когда-нибудь геометрия в реальной жизни? Похоже, сейчас это время пришло, но теперь никто не будет ставить вам оценок!
Так что в сторону страхи и опасения, берите бумагу и ручку, давайте повеселимся! Я с удовольствием познакомлю вас с волшебным миром магии сигилов и помогу научиться извлекать из них собственную пользу.