Даже если мы не осознаем символы, они все равно являются неотъемлемой частью нашей повседневной жизни: в виде дорожных знаков, инструкций для стиральной машины, математических функций и, конечно же, смайликов. Эти символы передают информацию, но более глубокого смысла в них нет, тогда как в искусстве, мифах, религии и магии мы находим символы, которые передают истины и преподают уроки.
Во все времена люди применяли символы для объяснения необычных событий, отражения мира природы и мистического прорицания. Знаки использовались (и до сих пор используются) для выражения абстрактных идей.
Изображения, обнаруженные в пещере Ласко во Франции и пещере Альтамира в Испании, датируются приблизительно 30 000 лет до н. э., но более поздние открытия в Африке отодвигают эту планку еще дальше вглубь веков, примерно до 70 000 лет до н. э. [110, 10]. Складывается впечатление, будто мы буквально запрограммированы использовать символы.
Ученый и археолог Мария Гимбутас (1921–1994), посвятившая всю свою жизнь изучению культур неолита и бронзового века Европы, считала многие из этих древних символов своего рода алфавитом метафизики [65, xv]. Передача информации с помощью тайных знаков была особенно важна как до появления письменности, так и в более поздние времена, когда большинство людей были неграмотными. Символы были всем понятны и служили своего рода аббревиатурами понятий, а также помогали скрывать информацию от непосвященных.
Швейцарский психолог Карл Юнг (1875–1961) писал об огромном значении символов и отмечал, что их притягательность для нас объясняется тем, что в глубине души мы знаем об их важности. Символы не оставляют нас равнодушными потому, что в большинстве своем они многослойны, то есть действуют на эмоциональном, интеллектуальном и духовном уровнях. Мифолог, писатель и лектор Джозеф Кэмпбелл (1904–1987) отмечал, что символы помогают нам «отождествляться с символизируемой силой» [27, 217]. По мнению Кэмпбелла, символ дает нам возможность получить доступ к реальности символизируемого понятия и каким-то образом соединиться с ней или воплотить ее в себе.
Слово «символ» имеет греческое происхождение (симболон) и целый ряд значений, одно из которых отражает принцип дополнительности [125, 60]. Согласно этому принципу символ дополняет что-то большее или является его частью и, в качестве аббревиатуры, служит для передачи его смысла или идеи. Однако в глагольной форме (симбаллейн) символ может указывать на «скрытость», «завуалированность» чего-то [14,5]. В магических системах символы делают и то и другое: они открывают информацию, но могут и скрывать ее. Например, буквы огамического алфавита или руны могут иметь вид простых линейных рисунков, но для людей посвященных, понимающих символы, это кладезь информации.
И хотя одни из рассмотренных здесь символов используются чаще, а другие реже, все они предлагают уникальные методики, позволяющие сделать магию частью нашей жизни. Эта книга представляет собой компендиум различных систем символов и алфавитов, с помощью которого вы сможете начать использовать их в собственной практике. Тех из вас, кто уже пользуется чем-то из этого, она, возможно, обогатит знаниями в части предыстории, условий развития и применимости этих символов в наши дни. Сюда же включены сведения и предложения, важные для язычников и виккан XXI века, чтобы использовать эти символы в магических ритуалах и в быту.
Эта книга, призванная быть источником просвещения и вдохновения, представляет собой фундамент, на котором вы можете начать строить свой дом знаний. Поскольку в мире гораздо больше информации о большинстве рассмотренных в данной книге систем символов, нежели могут вместить ее страницы, вы можете впоследствии продолжить это исследование самостоятельно. Независимо от того, станете ли вы глубже изучать какую-то из этих систем, моя книга будет еще много лет служить вам удобным справочником.
Каждая часть книги посвящена какой-то одной системе, начиная с астрологических символов. Их чаще всего отождествляют с высшей или церемониальной магией и, конечно же, с астрологией, но задача первой части заключается в том, чтобы показать вам прежде всего их применение в среде язычников/виккан. Во второй части исследуются стихии, которые зачастую являются лишь формальной составляющей ритуалов и магии в целом. Мы увидим, сколь обширно базовое учение о стихиях, и поймем, как нам получить полный доступ к их энергии. В третьей части исследуются «неподвижные» звезды, несмотря на то что они связаны с астрологическими символами. Это особая группа из пятнадцати звезд, которые издревле считаются в магии особенно сильными.
В четвертой и пятой частях книги рассматриваются соответственно огамическое письмо и руны. Точное происхождение этих систем уже практически кануло в Лету, но в этих главах реконструируется их история, отделяются факты от фантазий и даются реалистичные и содержательные предложения по их использованию. В шестой части книги исследуются сигилы и их развитие, от магических квадратов до словесного метода их создания. Там также описан ряд новых подходов к формированию этих уникальных символов. Наконец, в седьмой части книги рассматриваются магические алфавиты и уделяется особое внимание так называемому алфавиту ведьм.
Изучив символы, вы поймете, что они не только просты в работе, но и эффективны. Это вовсе не означает, что мы должны отказаться от своей магической и ритуальной атрибутики. А означает это, что применяемые нами предметы можно щедрее наделять символами. Кроме того, сделав символы частью своей повседневной жизни, мы обретем более целостное восприятие окружающего мира и сможем глубже проживать явления магического характера. Ранее я уже писала о многих из этих систем, но этот новый, еще более глубокий их анализ оказался для меня невероятно интересным, увлекательным приключением, после которого я стала еще лучше понимать и еще выше ценить символы.
Вообще говоря, мы могли бы ограничиться использованием знаков для усиления мощи заклинаний и ритуалов, однако скрупулезное изучение их истории покажет нам, как получить от них максимальную пользу. Когда нашим навыкам найдется место в Ремесле, на этом благодатном поле дадут богатые всходы все полученные нами знания.