Предисловие

Первая русская революция 1905–1907 годов пронеслась по всей России, заливая ее слезами и кровью… Не остался в стороне от всенародного безумия и военно-морской флот, который также сотрясали мятежи на протяжении этих лет. Начавшись на Черном море с мятежа на броненосце «Потемкин», хорошо подготовленные мятежи не миновали Балтику и Тихий океан. О последних матросских мятежах, произошедших на самом краю России во в Владивостоке. Мы и расскажем в этой книге.

Владивосток «революционное цунами» захлестнуло даже трижды. Это, впрочем, было вполне закономерно, т. к. на неизбежное ослабление центральной власти на периферии наложились тяжелейшие впечатления от трагедий Порт-Артура и Цусимы, куда более зримые именно из Владивостока. А потому и воспринимавшихся там куда более тяжелело, чем в западных регионах империи.

Уже 28 января 1905 года читинские железнодорожники объявили экономическую забастовку, в феврале началась экономическая стачка плотников Благовещенска. С началом революции активизировали свою деятельность и социал-демократические группы на Дальнем Востоке. В марте-апреле 1905 года революционные выступления прокатились по всем городам Дальнего Востока. Формы выступлений были разные – сборы средств в помощь жертвам царского произвола, забастовки, стачки, митинги, демонстрации. Причем, политические требования доминировали над экономическими. Спусковым механизмом всех военных мятежей первой революции стал «Высочайший манифест об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. 21 октября 1905 года приморские газеты опубликовали царский манифест. В тот же день во Владивостоке состоялся и первый митинг. 26 октября на митинге, устроенном «обществом народных чтений» (являвшимся ширмой полулегального революционного комитета, куда входили представители, как социал-демократов, так и эсеров), участвовало уже около трех тысяч человек, в том числе солдаты и матросы. Нараставшее в армии недовольство привело к крупным беспорядкам.

Объявленные политические свободы, как оказалось, никому не были нужны. Почувствовав, что государственная власть идет на компромиссы, а, следовательно, не уверена в своих силах, оппозиция решила не останавливаться на достигнутом. Вошедшие в раж революционеры уже не желали получать частичную государственную власть парламентским путем. Они жаждали немедленного вооруженного захвата всей власти и выдвинули лозунг «Добить правительство!» Вал мятежей захлестнул огромную империю, докатившись до ее восточных пределов.



По всей стране началась охота на полицейских. В Сибири, например, народ стал уходить «в партизаны» и заниматься отстрелом чинов полиции на дорогах и в поселениях, ну, и заодно, разумеется, насилием и грабежом.

Известный люмпен и демобилизованные солдаты и матросы захватывали целые города, провозглашали всевозможные республики. Петербургский совет рабочих депутатов открыто призывал россиян не платить больше налоги, а забрать деньги из банков и поделить, а там что будет, то и будет. Власть на местах была частично, а то и полностью парализована и никаких мер против распоясавшихся революционеров не принимала.

Загрузка...