Существует две истории: история официальная, которую преподают в школе, и история секретная, в которой сокрыты истинные причины событий.
(Оноре де Бальзак)
Все религии – творение человеческого ума. Каждая религия – лишь отражение той картины миропонимания, которой придерживались её создатели. Как правило, такие концептуальные построения крайне субъективны и несовершенны. Я решил начать эту книгу с обсуждения истории религиозных идей и их антропологического анализа не случайно. Основная тема этой книги – человек и его место в мире. Для человека всё, что ценно – становится священным, особенно когда ценностью обладает не материальный предмет, а идея.
У каждой отдельно взятой культуры в разное время были разные системы ценностей, а религии были первым и главным самовыражением таких систем. Со временем ценности меняются, а вслед за ними неохотно изменялись и религиозные доктрина и практика. В эпоху Раннего неолита религиозные представления постепенно лишились гибкости, а всё, что не гибко, – подвергает себя коррозии. Так впервые возникло явление, которое в антропологии называется «организованной религией». Уязвимое место этого явления – неспособность или нежелание синхронизироваться с постоянно изменяющейся и эволюционирующей системой ценностей – моральных, нравственных, духовных, интеллектуальных.
Для того чтобы очистить до блеска основу всякой нравственности и опыт соприкосновения с божественным, нам придётся отряхнуть от ржавого налёта истории ранние религиозные представления народов и племён. Самый ранний (и потому – лучший) пример организованной религии – это древняя культура Ближнего Востока. На этом примере я покажу, каким образом любое учение, основанное на устаревшей системе ценностей и знаний о мире, сковывает движение человеческого ума в новом времени и отражается на его восприятии внешнего мира и отношении к извечным проблемам общества. Заодно мы совершим интереснейшую одиссею по историческому курсу развития религиозных идей и рассмотрим несколько примеров взаимовлияния культур древности.
Антропология учит, что самой первой религией на земле был шаманизм.
Принято считать, что самой древней организованной религией Ближнего Востока, положившей начало всем остальным доминирующим религиям, была религия Месопотамии. Удивительно, но и в ней ещё сохранились отголоски более древних шаманских практик.
Религия древних греков, столь далёкая на первый взгляд от шаманизма, в глубокой древности также основывалась на практике шаманского транса.
В более поздний период эти мистерии обновил другой обожествлённый герой – Орфей. Он обучался некоторое время у египетских жрецов, а позже практиковал шаманские техники Диониса.
Автор рассматривает традиции, связанные с шаманизмом, у разных народов, находя их схожими. Затем автор переходит к традициям еврейских пророческих практик, подчеркивая их связь с шаманизмом.
Как и в сибирском шаманизме, в еврейских пророческих практиках неофит, не удостоившийся зова, мог сам обучиться техникам прорицания, но это ещё не гарантировало ему успех, – именно так пишет еврейский мудрец Рамбам в книге Мишне Тора. Однако Рамбам подтверждает, что были для этого специальные школы, в которых обучение техникам было всегда доступным. В программу обучения в обязательном порядке входило освоение хотя бы одного музыкального инструмента. Игра на инструментах помогала пророкам входить в трансовое состояние, в котором они могли изрекать пророчества.
Суфии во время своих танцев тоже играют преимущественно на бубнах, флейтах и бубенчиках.
Эпизод, в котором Иаков сталкивается в горах с неким бесплотным существом и борется с ним до восхода солнца, – очень знакомый мотив из сказок про шаманов. Как правило, шаман ищет уединения в степях и горах, где ему является некий дух, с которым завязывается борьба. В случае если побеждал шаман, дух становился его слугой («онгон» – в сибирском шаманизме) и защитником до конца его жизни, он обучал его тайнам лечения и нападения, если у молодого шамана не было своего учителя. Иногда этот дух вселялся в фетиш, который шаман находил или сам изготавливал на месте схватки с невидимым соперником.
Следы шаманизма явно проглядываются в религиозных культах Ближнего Востока. … К моменту появления письменности, когда человек мог подробно описать свои религиозные практики и оставить их для современных историков и антропологов, эти шаманские практики уже себя изжили, они уступили место более эстетичным ритуалам поклонения – ритуалам курения благовоний, храмового пения, литургии. Всё в природе эволюционирует – и даже религия. Где-то шаманизм исчезает, а где-то ещё практикуется. Невозможно строить догадки о древности того или иного народа, основываясь только на его связи с шаманизмом.
Итак, религии древнего Египта, древней Месопотамии и древнего Инда мы можем считать первыми организованными религиями, имеющими свои священными тексты, церковную иерархию, культовый календарь, сложную обрядовую систему. Раньше них, скорее всего, был только шаманизм, поэтому исследования религиозной истории и влияния религиозных идей лучше всего начинать именно отсюда – с этих древних культур.
Библейский культ бога Яхве лёг в основу самых доминирующих мировых религий, если не считать индуизм и его ответвления. Этот культ произвёл такие известные религии как иудаизм, христианство, ислам, сабеизм, бабизм, бахаизм, йезидизм, манихеизм (изначальный), мандеизм, мормонизм, а также – философско-эзотерические течения: как суфизм, каббализм, саббатианство, хасидизм, ноахизм, розенкрейцерство, масонство, спиритуализм (кардекизм). Под влиянием яхвизма формировались такие молодые синкретические религии и эзотерические секты как мунизм, сантерия, кандомбле, умбанда, теософия, антропософия, Агни-Йога, саентология, Каодай, Нью-Эйдж и прочие.
Яхвизм, согласно Библии, был основан Моисеем – мужчиной из колена Леви израильского народа в Египте.
Далее автор останавливается на загадках биографии Моисея и ставит вопрос: был ли Моисей на самом деле евреем?
Для установления подлинной личности Моисея автор анализирует такие факторы из жизни египтян как: эпоха, политическая обстановка, военная обстановка, местный культ, местный фольклор, этнический состав населения, топография, климат и прочее.
Итак, в Египте проживает некое семитское племя, находящееся в рабстве у египетской верхушки. В истории такого события никогда не было, более того – историки отмечают, что все строительные работы производились добровольными наёмниками, коих в стране хватало и без рабства. …Надзиратели с плетью – продукт фантазии кинематографов, даже в самой Библии бичевание строителя Моисею показалось настолько возмутительным и аморальным, что Моисей вступается за пострадавшего и в драке нечаянно убивает египтянина. Убийство в египетском государстве было редким и непростительным явлением – поэтому Моисей спасается бегством от карающей руки закона.
Согласно Библии, евреи пришли в Египет в поисках пропитания, поскольку Ханаан тогда переживал трудности неурожайного периода.
Далее следует длинный эпизод встречи с Иосифом и примирения братьев, после которого все родоначальники колен Израиля поселяются в Египте. Спустя очень короткое время (две версии: 230 и 400 лет) потомки двенадцати братьев и как минимум одной сестры выходят из Египта как одно большое племя, в котором одних только мужчин – 600 000 душ! Здесь уже можно заподозрить авторов этой легенды в недобросовестном пересказе. Скорее всего, авторы хотели приурочить историю своего народа к какому-то другому масштабному событию, реально происходившему в истории. И такое событие есть! Оно описано в Папирусе Ипусера, написанном примерно в XIV веке до нашей эры (время Исхода). Этот папирус был найден в некрополе Саккара (недалеко от Мемфиса) и хранится среди экспонатов музея Лейдена (Нидерланды) под номером 1344.
Папирус описывает события гражданской войны и восстания низших классов против социальной верхушки.
Автор приводит фрагменты перевода этого документа, сделанного египтологом Аланом Гардинером.
Эти фрагменты позволяют сделать вывод, что в документе описаны события, похожие на десять египетских казней, бедствия, поразившие Египет, в результате восстания варваров, пришедших в Египет из пустыни.
Когда Египет был почти опустошён и наводнён болезнями, в центре событий появляется некий египетский жрец, точного имени которого мы не знаем (античные историки дают несколько вариантов имени), поэтому условно назовём его Месу – именно так его звали согласно одной из существующих гипотез. Этому жрецу была поручена сложная и небезопасная миссия по возвращению северных племён обратно в Ханаан при помощи искусственно созданной религии.
Автор считает, что во главе этого проекта стояло египетское жречество, которое во время правления Эхнатона практиковало культ единого Бога Атона. По предположению автора, совет жрецов выбирает Месу (Моисея) и поручает ему план создания новой религии для азиатских племён и скорейшего их возвращения в свои земли.
Египетское жречество в этой новой семитской религии должно невидимым образом занимать самые главные посты (священники, пророки, при возможности – цари) и питаться всеми достижениями семитских племён в Ханаане. И ещё одно важное условие для новой религии – она должна содержать ясный запрет для последователей когда-либо возвращаться в Египет.
Теперь вернёмся к Папирусу Ипусера. Иудейские раввины во время проповедей любят упоминать этот папирус в качестве научного доказательства ветхозаветной легенды об Исходе и десяти Казнях Египетских, при этом нужные строки вырываются из контекста и озвучиваются, а весь остальной текст и его основная суть – умалчиваются.
В Библии эти события описаны как чудесное вмешательство бога Яхве и освобождение несчастных рабов от гнёта египетского фараона, который, как оказалось, не хотел расставаться с семитскими гостями страны! Грабёж и мародёрство вовсе не упомянуты, хотя кое-какие сильно приуменьшенные свидетельства о воровстве египетских сокровищ всё же в Библии содержатся:
«А сыны Израиля сделали по слову Моисея и взяли в долг у египтян вещи серебряные, и вещи золотые, и одежды. Господь же дал приязнь народу в глазах египтян, и те одалживали им, и опустошён был Египет» (Исход 12:35—36).
Итак, перед семитами предстал некий египетский жрец и объявил себя другом и соплеменником.
Автор подробно разбирает версии о происхождении Моисея и целях вывода евреев из Египта. Он выдвигает версию о том, что события, описанные в Пятикнижии (Ветхом Завете) тесно связаны с египетскими сказаниями.
До наших времён дошла только малая часть всего литературного и культового наследия Египта, и именно эта небольшая часть находит свои параллели в Библии. Если бы до нашего времени сохранилось всё наследие древнего Египта целиком, мы бы поразились тому, как на протяжении всей Библии автор рассказывает нам сказки и легенды древней египетской культуры.
Ссылаясь на различные источники, в частности, на Иосифа Флавия, автор приходит к окончательному выводу, что Моисей был египетским жрецом. Он выдвигает и обосновывает версию о том, что Исход евреев из Египта был не исходом, а изгнанием, то есть фараон был заинтересован удалить «ритуально нечистых» семитов из своей страны. Свою версию автор основывает на источниках, таких как папирус Ипусера, античные историки Херемон и Манефон, Тацит, Лисимах. В этих источниках есть и указания на бедствия, обрушившиеся на Египет, напоминающие 10 египетских казней, описанных в Библии.
Автор замечает, что в еврейской Библии почти все мужчины колена Леви носят чисто египетские (а не семитские) имена: Месу (Мошеh), Арунах (Аhарон), Пинхас (Пинхас), Хофу (Хафни или Хофни), Мери-Ра (Мерари), Мери-От (Мерайот), Ра-Амон (Рамон), Ур (Ор) и так далее.
Итак, Месу собрал свою команду жрецов, называемую левитами. Я умышленно называю её «командой», потому что будет неправильным такое искусственное образование называть племенем или коленом. Всё дело в том, что Библия сообщает о двенадцати коленах, а вместе с Леви получается на одно больше. По этой причине авторы Библии в разных книгах Ветхого Завета часто путались в составлении списка всех колен. Вот эти колена: Рувим, Симеон, Иуда, Дан, Неффалим, Гад, Асир, Иссахар, Завулон, Вениамин, Манассия и Ефрем. Всего получилось двенадцать. Колено Леви здесь не вписывается, поэтому переписчики Библии просто заменили колена Манассии и Ефрема одним именем – Иосиф. На иврите слово «леви» означает «сопровождающий», в современном иврите это значение корня сохранилось. То есть, левиты – это те, кто должны были сопровождать племена обратно в Ханаан. Далее мы увидим, что при заселении Ханаана все колена поделят между собой земли, и только «колено» Леви не получит своего удела. Но именно в этом и заключался план жрецов Моисея: выслать (shelakh) народы севера обратно в свою землю, самим народам объяснить, что они не изгоняются, а наоборот – с гордо поднятой головой покидают недостойную их языческую страну, а сами жрецы поселятся на земле изгнанных племён и будут пользоваться всеми социальными благами, какие только могли получить жрецы в те древние времена суеверий и набожности….»