Приступая к изучению какой-либо науки, прежде всего необходимо выяснить ее предмет. Для этого есть несколько путей, и каждый из них дает определенный результат. Первый путь, или метод – этимологический. Он заключается в том, что требуется прояснить значение слова, которое используется для названия данной науки. Термин «логика» восходит к древнегреческому слову «логос», означавшему слово, мысль. Понятие, рассуждение и закон. Уже древнегреческие философы считали, что в наших речах есть некая сила. Она побуждает нас, сказав «А», сказать и «Б». В основе этого принуждения лежит человеческий разум, который отыскивает в природе необходимое и отбрасывает случайное.
Итак, этимология слова «логика» показывает, что это наука, имеющая отношение к человеческому мышлению, обосновывает рассуждения с помощью оснований, которые впоследствии стали называться логическими законами.
Однако, как мы видели, слово «логика» многозначно. В повседневной жизни, в популярной, общенаучной и философской литературе это слово используется в большом спектре значений. Оценки «логично» и «нелогично» могут использоваться для характеристики человеческих действий, оценки событий и т. п. Для того чтобы уточнить понятие «логика», мы должны воспользоваться другим методом – справочно-академическим. Он заключается в том, что ответ на вопрос мы ищем в словарях и энциклопедиях. В большинстве словарей и учебников логика определяется как наука о законах и формах правильного мышления, а предметом данной науки признается человеческое мышление.
Логика – это наука о законах и формах правильного мышления.
Однако логика рассматривает не только правильное мышление, но и ошибки, возникающие в процессе мышления: софизмы, парадоксы и т. д.
Итак, мы определили, что такое логика. Теперь давайте перейдем к рассмотрению предмета логики – человеческому мышлению. Сам термин «мышление» является достаточно широким и не дает возможности определить специфику логики по отношению к другим наукам. Так психология тоже анализирует условия и причины, обеспечивающие развитие и нормальное функционирование человеческого мышления. Физиология высшей нервной деятельности раскрывает естественно-научные основы механизма деятельности головного мозга. Кибернетика пытается выяснить законы мышления путем его моделирования. Массовое сознание и мышление изучается социологией.
Однако логика, в отличие от других наук, рассматривает мышление не как само по себе, а как средство познания. Поэтому, изучая логику, мы прежде всего изучаем процесс познания. Давайте вкратце вспомним сущность познания как отражения объективной реальности. Познание начинается с отражения окружающего мира органами чувств, дающих непосредственное знание о действительности. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление. Но чувственное познание дает нам знание лишь о внешних свойствах предметов, об отдельных конкретных вещах. Такое познание присуще и высшим животным. Человек таким знанием ограничиться не может и стремится к проникновению в сущность вещей, к познанию законов природы и общества. А это невозможно без абстрактного мышления, составляющего вторую ступень познания действительности.
Абстракция – это результат процесса отвлечения от одних свойств предмета и выделения его других свойств.
Мышление отражает познаваемый мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного, присущего только одному предмету, абстрактное мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи.
В процессе изучения логики мы будем сталкиваться с абстрактным мышлением, поэтому необходимо остановиться на свойствах абстрактного мышления:
– отражении действительности в обобщенных образах;
– опосредованном отражении действительности (не наблюдаемое непосредственно);
– неразрывная связь с языком.
Таким образом, абстрактное мышление преобразует предметы познания и отражает их в виде идеальных образов, в схемах и формулах.