История Византийской литературы сложна и интересна. Она развивалась под влиянием двух литератур – латинской и древнегреческой; на нее оказывала влияние и азиатская культура.
Византия – это Восточная Римская империя, Византийская империя; государство 4-15 вв., которое образовалось при распаде Римской империи; она занимала обширную территорию – Балканский полуостров, часть Азии и Средиземноморья; ее население – греки, сирийцы, копты, армяне и др.; столица – Константинополь. Наибольшего территориального расширения Византия достигла в 6 в. при Юстиниане 1, а в последующее время (7-сер. 9 вв.) она была завоевана арабами, славянами и лагнобардами; ее захват в 1204 г. крестоносцами (4 крестовый поход) привел к падению Византийской империи и основанию Латинской империи; Византийская империя была восстановлена Михаилом8 в 1261 г.; конец этой империи пришел в 1453г. (взятие турецкими войсками Константинополя). Такова краткая историческая справка о Византии.
Византийская литература была создана на греческом языке, под влиянием (особенно в ранний период) коптской и сирийской литературы. В протовизантийский период (4-сер. 7вв) характерно для византийской литературы взаимодействие античных культурных традиций и средневекового мировосприятия. Изучение истории византийской литературы началось в конце 19 в., тогда считалось, что богословская тематика в ней занимает главное место (Ш. Диль); были и другие отношения к этой науке. Ученые отмечают, что для Византийской литературы характерно отсутствие жанров комедии и трагедии, зато другие виды литературы (роман, сатира, диалог) получили новое социальное содержание; письма, агиография (жизнь святых), речи, историография играют тоже важную роль в творчестве писателей. Житийная литература получила развитие еще в 4 в. Жанр биографий тесно переплетается с фантастикой и приключениями, которые встречались в греческих романах. В историографии ученые видят два направления: сама история и всемирные хроники; исторические сочинения охватывали небольшой период времени, в котором велось тщательное повествование, литературный язык был близок к древнему. Исторические книги, писались авторами, которые опирались на труды античных ученых (Геродот, Фукидид), этим приемом они приближались к показу хода мировых событий – от сотворения мира до ближайшей эпохи. Церковная гимнография – гимны (тропари) очень близка Священному писанию в соединении с народным творчеством, но при богослужении всегда являлась торжественность.
Византийский (среднегреческий) язык возник на основе общегреческого языка (койне). Народный язык был более гибким и легче впитывал в себя иностранные слова.
Для 4-5 вв. ученые отмечают интерес к историографии, где они видят два течения – новое (христианское) и старое (языческое). Первое – ученые увидели в « Церковной истории» Евсевия (Епископ Кесарийский, 350-414 гг.) и Зосимой, в «Новой истории» (от Августа до 410 г.), где указано, что распространение христианства послужило причиной упадка Римской империи. Однако, исторические факты указывают, что христианские поэты (Григорий Назианзин, Аполлинарий из Лаодикеи (4 в.) творили в античных формах. Собирателем античной классики считается Фотий и его ученик Арефа Кесарийский. Византийский писатель Синесий (4в.) в романе «Египтяне, или О провидении» изобразил интриги при византийском дворе, и где часто возникали споры о том, что свободнорожденные люди имеют право поступать как им захочется, не оглядываясь на власть императора. На основе сочинения Афанасия Александрийского (4в.) об удивительной жизни и учении Антония, Флобер написал повесть «Искушение святого Антония». Писатель Палладий Еленопольский (4в.) рассказал о возникновениях в пустынях Египта монастырей (развитие учения аскетов). Бытовой колорит того времени передан Палладием в книге «Лавсаик»; на это произведение похожи повести Феодорита Кипрского о подвижничестве тридцати аскетов.
6-ой век в византийской литературе имел свои особенности – оживление в области эпиграмматичной поэзии (Агафий Миринейский); эпиграммы достигают размеров небольших поэм, по языку и стилю близки античному эпосу. В 7 в. к этому жанру близки произведения Георгия Писиды (описал поход императора Ираклия в страну персов). В конце 6 в. ученые отмечают разделение историографии на собственно историю и хронику (историк – Фиофилакт Симокатта, 7в., «История» (от 582 до 602) и хроникографик – Иоанн Малалы, «Всемирная хроникография» (написана народным языком, без риторических прикрас.
В 7-9 вв. развивается религиозное движение – иконоборчество; при нем преобладала в литературе богословская тематика (патриарх Иоанн Грамматик, 9в., стихи с иконоборческими идеями). Представителем консервативного направления в поэзии считается Иоанн Дамаскин (философ и полемист, автор церковных гимнов и канонов, приверженец античного стихосложения).
Ученые считают, что расцвет агиографии произошел в 8-9 вв. Составителями житий являлись ученые богословы Никита-Давид Пафлагонский, митрополит Игнатий, патриарх Никифор («Сокращенная история», от 602 до 769). Патриарх Никифор в своей работе дал монашескую хронику. Георгий Амартол (9в.) в своем труде перечислил события от Адама до 842 г. и привлек материал из трудов античных авторов (его труды были распространены и в Древней Руси).
Познакомимся с некоторыми произведениями византийской литературы (6-9 вв.)
Аристстинит (6в.) – «Любовные письма». Ученые считают, что такого автора не было, а имя (перевод «хвалящий лучше всех») его взято со страниц Лукиана. Этот жанр фиктивного письма восходит в своих истоках к Алкифрону, Элиану с их неоднократным обращением к авторитету Гомера, Платона, Каллимаха, Сапфо и Лукиана (у них заимствованы сюжеты, выписки отдельных фраз; отмечено, что писатель вводит необычность, психологически обосновать ситуации). Близки по форме народному эпическому сказанию два анонимных произведения (9в.) – «Мучения сорока двух мучеников» (о мужестве и силе человеческого духа при борьбе с арабскими завоевателями в 838г.); «Житие Стефана Сурожского» (отразило последний этап иконоборческого движения при императоре Льва). Летописный жанр в византийской литературе создали Феофан Исповедник (9в.) о периоде с времен Диоклетиана (277 г.) до 805г.; Симеон Магистр о византийских императорах до 10в.
Познакомим читателя с отрывком произведения Григория Богослова:
«…Горем глубоким томим, сидел я вчера сокрушенный,
В роще тенистой, один, прочь удаляясь от друзей.
Любо мне средством таким врачевать томление духа,
С плачущим сердцем своим тихо беседу ведя.
Легкий окрест повевал ветерок, и пернатые пели,
Сладко дремой с ветвей лился согласный напев,
Боль усыпляя мою, меж тем и стройные хоры
Легких насельниц листвы, солнцу любезных цикад…»
Такую тихую прелесть этих стихов трудно найти в античной литературе.
Важные философские вопросы Григорий решает через восприятие мира феокритовскими пастухами:
«Кто я? Отколе пришел? Куда направляюсь? Не знаю,
И не найти никого, кто бы наставил меня…»
С античной ясностью писатель Христофор (5-6 вв.) дает описание статую Аристотеля:
«…Поодаль виднелся
Сам Аристотель, премудрости вождь. Покойно стоял он,
Руки перстами сплетя, однако и в меди безмолвной
Мысль не утихла его, но, мнилось, в труде неустанном
Вечным раздумьем была занята. Ланиты втянулись,
Бремя усилий труда многодумного взору являя,
А проницательный взор обличал высокую мудрость…»
Александрийский поэт начала 5 в. Паллад был большим мастером эпиграммы – мужественной, но с безнадежной иронией; его герой – нищий ученый, который обороняется сарказмами против жизненных невзгод. В одном из своих произведений он высмеивает христианство и оплакивает Геракла:
«Медного Зевсова сына, которому прежде молились,
Видел поверженным я на перекрестке путей
И в изумленьи сказал: « О трехлунный, защитник от бедствий,
Непобедимый досель, в прахе лежишь ты теперь!»
Ночью явился мне бог и промолвил в ответ, улыбнувшись:
«Времени силу и мне, богу, пришлось испытать».
Ученые отмечают творчество Прокла Диадоха (5 в.) – последнего великого представителя языческого идеализма, который довел неоплатоническое учение о иерархии бытия до высшей степени рассудочности. Проклу принадлежат шесть гимнов к языческим богам. Отрывок из гимна, в котором Прокл, в век торжества христианства, молит своих богинь:
«Да не возможет вовек совлечь меня род нечестный
С вашей священной стези, благими обильной плодами;
Вы же душу мою от буйства толпы неразумной
Ввысь неизменно влеките, скиталицу, к горнему свету,
Дайте ей плод понести от наших мудрых писаний
И покоряющий сердце даруйте ей дар красноречья!»
В 6в. Иоанн Грамматик воспевает языческий праздник розы:
«Дайте мне цветок Киферы,
Пчелы, мудрые певуньи.
И восславлю песней розу:
Улыбнись же мне, киприда!»
Роман «Сладкопевец» в 6в. писал в кондакте «Об Иуде Предателе»:
«Как земли снесли дерзновение,
Как воды стерпели преступление,
Как море гнев сдержало,
Как небо на землю не пало,
Как мира строение устояло?..»
Византийская литература в период 9-12 вв. имела ряд особенностей, зависящих от императорской власти. Под руководством императора Константина 7 Багрянородного (912-950) было составлено ряд «энциклопедий» (по истории, медицине и др.), в которых были подведены итоги научные достижения прошлого и сохранения многих отрывочных сочинений («Исторические эксцерпты», фрагменты из греческих историков, от Геродота до патриарха Никифора, в 53 тематических разделах). Константин 7 написал биографию своего деда Василия 1, и ряд историко-политических сочинений. Симеон Метафраст (нач. 10в.) собрал и частично переработал все жития. Константин Кефала (10в.) разбил на темы (15 книг) все эпиграммы из разных сборников (Палатинская антология). Монах Антониос из пословиц и изречений античных и христианских писателей составил сборник («Пчела»). В середине 10в. Свида написал словарь (биографические сведения о греческих авторах). Патриарх Фотий в труде «Мириобиблон» привел отрывки из 280 произведений различного содержания. К жанру описаний (имел распространение в 6 в.) вернулся поэт Константин Родосский.