Тема 1-я.

Безопасность ваших детей

Дети наиболее беззащитны в случае нападения. Мы, взрослые обязаны защищать их и учить тому, как следует беречь себя и избегать опасности. Подготовить детей к опасностям окружающего мира и при этом сохранить невинность их восприятия – задача очень даже не лёгкая. Однако, она выполнима.



Фотоснимок из личного архива автора книги.

1. Десять уроков по безопасности ваших детей

Быть невредимым. Объясните своим детям, что у всех людей есть права, такие, например, как право, дышать, которые нельзя отнять. Объясните детям, что никто не может отнять у них право быть невредимым.

Доверять. Когда детям говорят, чтобы они шли за помощью к взрослым, дети должны знать, что им поверят и их поддержат. Умейте останавливать своё желание воскликнуть ребёнку «Я же тебе говорил», так как это не поможет ему справиться с проблемой. Иначе, в другой раз он может просто ничего не сказать. Особенно это касается нападений на сексуальной почве, поскольку дети очень редко лгут в таких случаях. Если рассказу ребёнка не верят, чувство оскорблённости может сохраниться на долгие годы, и при этом ребёнок будет страдать от сознания собственной вины.

Защищать своё тело. Дети должны знать, что их тело принадлежит им, особенно те интимные места, которые прикрываются купальником.

Защищаться от хулиганов. Обычно хулиганы задирают малолеток. Скажите детям, чтобы они звали на помощь друзей или отвечали «нет» без драки и шли к взрослому. Хулиганы детского возраста обычно трусливы, и твёрдое, громкое «нет» от группы детей, сопровождаемое угрозой позвать взрослых, часто отпугивает их. В случае реальной физической опасности детям зачастую приходится уступать требованиям хулигана. Иногда дети, вступившие в драку, получают увечья, защищая своё имущество из страха перед тем, что может случиться, если они вернутся домой без него. «Мама меня убьёт, если я позволю хулиганам забрать мой велосипед. Он стоил больших денег». Объясните детям, что важнее всего в таких случаях думать о собственной безопасности.

Нарушать правила. Убедите детей, что разрешаете им нарушать какие угодно правила, если им нужно постоять за себя, и что всегда будете на их стороне, если им придётся это сделать, чтобы остаться невредимыми. Например, можно убегать, кричать, поднимать панику, даже врать или пинаться ногами, чтобы избежать опасности.



Фотоснимок из личного архива автора книги.

Не держать секретов. Объясните детям, что некоторые вещи никогда нельзя держать в тайне, даже если они обещали хранить секрет. Растлители малолетних часто говорят детям, что поцелуй или прикосновение «будет нашим секретом». Ребёнка, наученного всегда хранить тайну, это приведёт в замешательство.

Не разговаривать с незнакомыми. Объясните ребёнку, что никогда не следует заводить разговор с незнакомыми людьми, поскольку порядочные взрослые и подростки сами никогда не подойдут к ребёнку на улице (если только он не заблудится и не плачет или же просит помощи), научите детей не обращать внимания на приставания посторонних.

Отвергать прикосновения. Объясните детям, что они могут сказать «нет» или согласиться, когда кто-нибудь хочет их поцеловать или обласкать, но никто не должен просить держать эти прикосновения в секрете. Детям часто не нравится, когда их обнимают или целуют, но это должно решаться по принципу выбора, а не страха. Их нельзя заставлять обнимать или целовать кого-нибудь.

Рассказывать. Объясните детям, что вне зависимости от того, что именно произошло, вы на них не рассердитесь и хотите, чтобы они рассказывали вам о любом происшествии. Дети тоже могут чересчур щадить своих родителей и не сообщать каких-то пугающих подробностей, думая об их чувствах.

Сказать «нет». Объясните детям, что они имеют полное право сказать «нет» кому угодно, если этот человек пытается причинить им вред. Совершенно не верно, когда детей учат беспрекословно слушаться взрослых.

2. Ребёнок на улице

Ребёнок, оказавшийся на улице один, может с полным основанием считаться попавшим в экстремальную ситуацию. Он должен понять, что люди бывают разные, и иметь дело надо только с теми, кого знаешь.



Фотоснимок из личного архива автора книги.

Закон четырёх «НЕ» для любого ребёнка:



Фотоснимок из личного архива автора книги.

никогда НЕ разговаривай с незнакомцем;


никогда НЕ садись в машину к незнакомцу;

никогда НЕ играй по дороге из школы домой;

никогда НЕ играй на улице с наступлением темноты.

Советы:

Предлог, который найдёт злоумышленник, нам никогда не угадать, поэтому готовые формулы типа «не соглашайся, если тебя зовут посмотреть мультфильмы или предлагают конфетку, или же просят проводить и показать разыскиваемый дом» полезны. Но лучше, если ребёнок чётко знает, что если он один, то на любые слова незнакомого человека должен сказать: «Извините, нет» или «Извините, я не знаю» и отойти.

Объясните ребёнку, что незнакомый – это любой человек, которого не знает сам ребёнок. Незнакомец может назвать его по имени, сказать, что пришёл по просьбе мамы. Но если ребёнок его не знает; он должен на всё говорить «Нет» и в случае опасности кричать «Я его не знаю!». Родители должны объяснить ребёнку, что никогда и ни при каких обстоятельствах не пришлют за ним в школу, на квартиру, во двор незнакомого ему человека, кем бы тот ни назвался. Если такой человек подойдёт, надо немедленно бежать в людное место, позвонить родителям или обратиться к полицейскому. В круг незнакомцев на улице должны быть включены и сверстники, и те, кто моложе. Не только потому, что порой именно они заманивают жертву в машину к взрослым злоумышленников, но и из-за детского рэкета, драк и т.д.

Объясните ребёнку, что на его желании быть смелым кто-то может сыграть. Да, можно быть смелым, но не глупым. А любая вещь, которую у него хотят отнять, стоит меньше его здоровья и безопасности, и вы не будете на него сердиться.

Время, когда ребёнок сам начнёт ходить из школы домой, нужно максимально оттягивать. А когда это будет неизбежно, научите соблюдать простые меры предосторожностей – ходить только группой или вдвоём, по дороге нигде не останавливаться, ходить всегда одним и тем же маршрутом (имея в запасе второй – резервный маршрут), а придя домой, тут же позвонить маме и папе на работу.

Если у ребёнка свой ключ от квартиры, никогда не вешайте его на шею, проверьте, не забывает ли он ключ в дверях, в кармане пальто. Лучший вариант – оставлять ключ у кого-то из соседей, потому что здесь появляется дополнительный контроль.

Оставшись один в квартире, ребёнок должен знать, что дверь всегда нужно закрывать не только на замок, но и на задвижку или цепочку. Так же, как и на улице с незнакомцем, ребёнок не должен вступать в разговоры с кем-то через дверь.

В квартире около телефона должны быть номера телефонов соседей, рабочие телефоны родителей, близких родственников (особенно тех, кто живёт или работает рядом), телефон ближайшего управления полиции и экстремальных служб города.

Чтобы вызвать полицию или пожарных, надо знать свой адрес. Разучите его с ребёнком. Объясните и покажите, как выглядят полицейский, пожарник, полицейская и пожарная машины. Покажите, где находятся в вашем районе управления или отделы полиции.

Воспользуйтесь советами из глав: «Безопасность на улице», «Безопасность в доме», «Анонимные звонки по телефону».

Порядок обучения родителями детей их действиям на улице.

Советы:

Крепко держите ребёнка за руку.



Фотоснимок из личного архива автора книги.

Учите ребёнка наблюдательности. У подъезда автомашины, деревья, кустарники. Покажите ему их, обращая его внимание на то, что машина под управлением водителя может неожиданно двинуться с места и создать опасность для жизни человека, а из кустов или деревьев может неожиданно выскочить собака или агрессивно настроенный человек. А потому надо быть внимательным и готовым в таких условиях к действиям.

Вместе с ребёнком посмотрите, не приближается ли транспорт в их направлении. Прокомментируйте ему свои действия и расскажите, к чему может привести в таких случаях не внимательность.

При движении по тротуару держитесь подальше от проезжей части дороги. Взрослый всегда должен идти с ребёнком по тротуару со стороны проезжей части дороги.

Приучите ребёнка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автотранспорта из арок дворов и поворотами транспорта на перекрёстках.

При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Объясните и покажите ребёнку, что надо вначале посмотреть налево и убедиться в отсутствии движущегося транспорта, затем направо с той же целью и вновь налево. Если нет движения транспорта, продолжайте переход и, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт. Прокомментируйте ребёнку свои действия.

Воспитание у ребёнка иммунитета личной безопасности должно идти с чувством меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно и как бы случайно. Если ребёнка запугать агрессивным миром, то он разучится рисковать (а в некоторых ситуациях риск – важнейшая часть самозащиты), станет воспринимать мир как агрессивное окружение и всю жизнь, в конечном счёте, потратит на борьбу с ним.

3. Совет по развитию у детей навыков самозащиты

Предлагаются игры-загадки с набором очков и формами поощрения детей, если они правильно решают поставленные задачи. Например, что ты сделаешь, если на улице незнакомый человек предложит тебе покататься в очень красивой машине? Что ты сделаешь, если незнакомый человек предложит тебе пойти с ним и купить тебе очень хорошую игрушку или предложит, что он покажет тебе красивого щенка? Что ты сделаешь, если незнакомый человек предложит тебе (не обязательно на улице, может быть по телефону) пойти на работу к маме (папе), а ни та, ни другой тебе не звонили и не просили об этом?

4. Советы детям, которые хорошо должны знать родители

Умей правильно запирать двери квартиры изнутри и снаружи. Никогда не открывай дверь квартиры незнакомым людям, даже если ты дома не один.

Не говори никому по телефону, что ты остался дома один. Скажи, что мама перезвонит, что она сейчас в ванной или придумай ещё какой-нибудь повод.

Умей пользоваться телефоном и знай, как позвонить: домой, на работу маме и папе, близким родственникам, соседям, в полицию и пожарникам, если это понадобится.

Помни свой домашний адрес.

Всегда сообщай родителям куда идёшь, с кем и как с тобой связаться.

Если заблудился, обращайся за помощью в магазин, в любое многолюдное место или найди полицейского.

Садись в тот транспорт, где есть пассажиры.

Если ты один на улице, держись подальше от незнакомых людей, чтобы тебя не успели схватить, и ты мог бы убежать.



Фотоснимок из личного архива автора книги.

Имей чёткое представление о том, что незнакомец – это тот, которого ты лично не знаешь.

Никогда не играй в безлюдных или тёмных местах.

Имей при себе достаточно денег на обратный путь домой и ни на что другое их не трать.

Старайся в школу и из школы ходить не один, лучше с одноклассниками.

Никогда не соглашайся на «заманчивые» предложения незнакомцев, даже если они назовут тебя по имени. Твоё имя они могут прочитать на ранце, услышать и т.д.

Ходи в школу и из школы одной и той же дорогой (имея один резервный маршрут), родители должны знать твои маршруты.

Если случится, что на улице тебе угрожает опасность (например, кто-то идёт за тобой), а до дома бежать далеко, беги в первое же людное место: магазин, аптеку, на автобусную остановку, к полицейскому и т.д.

Если тебя позовёт куда-либо не знакомый и скажет, что делает это по поручению мамы или папы, никогда не принимай таких предложений, не позвонив им предварительно и не проверив, так это или нет.

Что бы ни случилось с тобой, сразу же расскажи об этом родителям или другому взрослому, которому ты доверяешь больше всего.

5. Безопасность детей на улице при их встрече с незнакомыми людьми

Советы:

Не вступай в разговоры с незнакомыми людьми.

Не общайтесь с пьяными людьми.

Избегай больших скоплений людей.

Не общайся с религиозными пропагандистами.

Не садись в чужую автомашину без родителей.

Не ходи в отдалённые районы города, безлюдные места и в незнакомые дворы.

Не принимай подарки и угощения от незнакомых людей.

Если незнакомый тебе человек уводит куда-то твоего друга, не пытайся сам проследить за ними. Постарайся как можно быстрее сообщить об этом знакомому взрослому человеку или полицейскому.


Советы по предотвращению сексуальных посягательств на детей:


Стройте с ребёнком как можно более доверительные отношения, стремитесь к тому, чтобы Вы были первым лицом, с которым ребёнку захочется поделиться любыми новостями.

Объясните ребёнку, что общение с незнакомыми взрослыми может быть чревато опасностями, если этого взрослого ребёнок знает не через своих близких взрослых.

Объясните ребёнку, что быть ребёнком совсем не страшно, если не держать тайн от родителей и тех взрослых, кому ребёнок может доверять.

Внушите ребёнку, что Вы должны знать, если вдруг кто-то из взрослых будет вести себя по отношению к нему не так, как это принято в семье (сделать что-то смущающее ребёнка, будет прикасаться к нему, соблазнять сладостями, подарками, заманивать уйти с ним в уединённое место, предложит сфотографировать его голенького и т.д.). Объясните ему, что для него нет ничего плохого в том, что он немедленно всё расскажет родителям.

Внимательно относитесь к изменениям в поведении ребёнка. Помните, что ребёнок, ставший объектом сексуальных посягательств, боится, как правило, говорить об этом, но в его поведении появляется множество сигналов, например, потеря аппетита, угнетённость, ночное недержание мочи, сосание пальцев, внезапные слёзы, необычный интерес к вопросам секса, необычные и несвойственные ранее ребёнку формы выражения любви и симпатий и др.

Советы по профилактике половых преступлений:

Научите ребёнка не входить в подъезд, лифт, если туда только что вошёл незнакомец.

Убедите ребёнка никогда не вступать в разговор с незнакомцем, даже улыбчивым и внешне приятным, располагающим к себе.

Ребёнок должен знать, что, столкнувшись с опасностью, он может пренебречь правилами хорошего поведения, что в таком случае можно громко кричать, визжать, говорить неправду, разбить стекло, звать на помощь, убегать.

Родители должны приучить своих детей к тому, чтобы о любом происшествии, случившемся с ними на улице, они рассказывали дома и не поддавались на угрозу незнакомца: «Если скажешь родителям, пеняй на себя, пожалеешь…»

Научите ребёнка пользоваться дверью: если «глазок» закрыт с той стороны, нельзя открывать дверь, даже если она на цепочке.

Для охраны и защиты ребёнка можно завести собаку (особенно если ребёнок часто остаётся дома один).



Фотоснимок из личного архива автора книги.

Напоминайте ребёнку, нельзя останавливаться у притормозившей машины, особенно на пустыре или плохо освещённой улице; нельзя ходить через пустырь, по густой аллее; нельзя заходить в незнакомую квартиру; нельзя выезжать со случайной компанией за город, на природу, за грибами, в поход.

Полезная памятка родителям

Советы:

Не увлекайтесь в желании побаловать ребёнка.

Не увлекайтесь в предоставлении ребёнку всего того, что он запрашивает.

Не надо бояться быть твёрдым с ребёнком (наоборот, вы тем самым воспитаете в нём твёрдость характера).

Не надо полагаться на силу в отношениях с ребёнком. В противном случае он будет понимать, что нужно считаться только с силой.

Старайтесь быть с ребёнком последовательным. Иначе вам придётся каждый раз уступать его прихотям.

Никогда не давайте ребёнку обещаний, которых не сможете выполнить. Это значительно может поколебать его веру в родителей.

Загрузка...