На экране Икона Божией матери с младенцем как символ защиты, как оберег. Церковь, как хранительница душ и сердец русского народа, земли русской.
В доспехах и латах, со щитами и мечами – так выглядят защитники. Затмение и в наше время наводит страх и одновременно желание победить это чувство. Это явление природы видно не только побежденным, но и захватчикам. У каждого должно сложиться мнение дурного знака – придет и к ним темное время, время расплат. Кто с мечем придет, от меча и погибнет!
Бояре, князья. У всех свое мнение. Кому остаться с князем Игорем, идти на бой, кому служить Галицкому, кому держать осаду в городе.
Когда кто-то идет воевать, находятся те, кому хочется поживиться в это время. Незаслуженное уважение, но желание повелевать, властвовать, разгул, чувство безнаказанности, захватить то, что по праву принадлежит другому – не это ли канва всей оперы? Она реальна и в наше время.
Половецкие ханы храбрятся за свои деяния, погромы, раззор русских земель. Пленные благодарны за стол. А что остается делать, как не работать на благо хана и быть благодарны, что не убиты. Тяжело князю Игорю видеть оргию захватчиков. Хан с уважением относится к чувствам плененного князя Игоря. Гордость несломленного духа, храбрость. Предлагая князю приятное времяпрепровождение, надеется сломить его волю.
Песни и пляски половецких девушек перед дочерью хана, развлекают Кончаковну, которая в мыслях и мечтах о возлюбленном. Она бредит о Владимире, люб ей плененный юноша. Князь Игорь против такого союза. Да и что нового в этом сюжете, который знаком нам из “Ромео и Джульетты”? Пока охранники спят, свою мечту о молодой жене под покровом ночи воспевает княжич Владимир. Кончаковна принимает его внимание, любовь, желание скорой свадьбы.
Но хана Кончака другой замысел. Тут корысть и захват земель.
Пока сын князя Игоря витает в облаках, любовной эйфории, его отец мучается позором плена, беспомощностью изменить ситуацию. Честь и совесть извечная мораль, эталон всех времен. Но “добро должно быть с кулаками”, как писали поэты Евтушенко, Михаил Светлов. Предложение князя Игоря о побеге для Владимира нежелательно. Невзирая на внутренние противоречия, князь готов принять помощь от служителя армии хана Кончака, он решается на побег.
За советом идут девушки в заточение к мученице княжне. Не это ли абсурд? Что она может, когда сама несвободна? Молиться и только молиться. Тревожные сны не дают покоя и днем. Все мысли о муже, все молитвы за него.
Княжна Ярославна в тоске и тяжелых раздумьях по пропавшему мужу. Просит помощи от всех сил небесных. И, о чудо! – является ее князь Игорь. Пусть повержен врагом, но готовый на новые подвиги. Конечно же мелкие предатели тут как тут. “Нашим и вашим за копейку спляшем”, быстро оценили момент, бьют в колокола о появлении князя. Ерошки и Скулы не перевелись и в наше время, если не сказать, что эти герои вечны, как герои-защитники, герои-победители. Это те же Иуды Христа Спасителя. Спаси и сохрани, прости, Господи, от этих псевдогероев. Предавший однажды, предаст еще.
Плачущие русские женщины, при этом радующиеся в плясках и пениях половецкие девушки. Весь контраст добра и зла, мудрости и молодости. Это сравнение песен радости и слез горечи. Все может поменяться местами – ничто не вечно под луной!
Божий суд он и есть – Божий суд. Было предупреждение солнечным затмением. Оно относится не только к войску Игоря, но и к войску хана. Солнце всем светит одинаково или не светит тоже всем.
Актеры театра полностью передали чувства от победных нот до прискорбных, от радости до печали. Страх перед стихией, затмением, любовь молодого поколения и зрелость, мудрость старшего.
Кто, как не русский человек, по своей широте души, имея просторы лесов и полей, готов защитить свою землю от иноземцев?
Песня о прославлении народа, о защите Родины из другой оперы, но тут как нельзя кстати в памяти появляются строчки – Славься, славься, русский народ!