Подводные ныряльщики (водолазы, люди, занимающиеся дайвингом) хорошо знают об опасности потери ориентации под водой. Когда такое случается, ныряльщик не понимает, в каком именно направлении он движется, вверх или низ. Происходит это потому, что в водной среде человек обретает дополнительную степень свободы, не ощущая привычной силы притяжения.
Нечто подобное происходит с людьми, погружающимися в глубины духовной жизни. В душе (духе) человека больше свободы, чем в теле, он может двигаться в разных направлениях как в мыслях, так и в чувствах, иногда выписывая сложные кульбиты. В результате дезориентация становится довольно распространенным явлением.
Тот, кто желает выйти из Прихожей и подняться на верхние этажи Царства Божьего, несомненно, должен учиться ориентироваться в духовном пространстве, чтобы то, что ему кажется верхом, не оказалось низом в глазах Божьих, чтобы низкое не посчитать за высокое, а высокое за низкое.
То, что низ и верх в духовном плане действительно существуют, подтверждается словами Христа:
«…вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира» (Иоан.8:23).
Отсюда мы знаем, что есть вполне определенная иерархия миров: миры вышние и миры нижние.
В вышний мир мы входим тогда, когда приближаемся к Богу. При этом есть только одна дверь, через которую мы можем войти, и этой дверью является сам Христос (Иоан.10:19). Пребывание во Христе есть сердцевина христианской мистики.
Потеряв связь со Христом, мистик обречен блуждать по нижним мирам, при этом никакая духовная практика, какой бы разнообразной она не была, не приблизит его к Богу.
Сам Христос свидетельствует о Себе: «…никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Почему же никак иначе к Богу не приблизиться?
Это ясно для тех, кто познал, что Христос является воплощенным Словом Божьим (Иоан.1:14). Один из признанных Отцов Церкви Григорий Богослов (ок.325—389гг.), сказал так: «Господь именуется… Словом (Ин.1:1), потому что так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом и потому, что являет Его».
Как слово является порождением ума, так и Христос рождается от Отца, как слово являет то, что на уме, так и Христос являет Отца. Как ум не бывает без слова, так Отец Небесный без Сына.
Итак, кто игнорирует Сына, тот не познает и Отца. Это так же ясно как то, что отвергающий слово не познает ум и качества ума, который это слово рождает.