Творчество А. Конан Дойля приходится на время, названное историками «Викторианской эпохой» – периодом царствования королевы Англии и Ирландии Виктории (1831–1901). Как отмечают историки нравов журнала Voice Mag (2022, 26.05), англичане до сих пор с ностальгией вспоминают викторианскую эпоху. В тот период «Жизнь текла по незыблемым правилам, как было заведено, и завтрашний день не сулил никаких неприятных сюрпризов. Безукоризненная репутация ценилась выше любых денег, а небезукоризненная мгновенно закрывала перед ее обладателями все двери. Полицейских на улицах было мало, но зато каждый действительно был слугой закона. Монархия пользовалась всеобщим уважением, но реальную политику делали в парламенте и на выборах, патриотизм не насаждали из-под палки. Вежливость и сдержанность считались достоинствами».
Потребности промышленного развития, а также отсутствие в данный период времени в Англии значительных войн, социальных катастроф и потрясений способствовали возникновению условий для быстрого развития «Если и можно найти что-либо действительно постоянное и общее для всей викторианской эпохи в Англии, то его следует приписать двум главным обстоятельствам: первое из них заключалось в том, что в этот период не было ни значительной войны, ни боязни катастрофы извне; и второе – что в течение всего периода существовал интерес к религиозным вопросам, и происходило быстрое развитие научной мысли и самодисциплинирования человеческой личности, явившегося результатом влияния пуританизма»1. Наука рассматривалась как главное условие технического и социального прогресса.
Потребности развития науки разбудили интерес к анализу фундаментальных проблем логики и методологии науки. Общими усилиями философов, логиков и математиков была разработана гипотетико-дедуктивная версия научного вывода, которая приобрела необычайную популярность среди так называемой образованной части общества. Эта популярность достигла такого уровня признания, что стала предметом художественного изображения и элементом массового сознания. Созданный пером А. Конан Дойля образ идеального сыщика «всех времен и народов» Шерлока Холмса, по праву до сих пор считается непревзойденной вершиной детективного жанра. Но такой высокий статус Шерлок Холмс заслужил прежде всего потому, что А. Конан Дойль был не только талантливым писателем, но и подлинным научным исследователем, активно и творчески применявшим в создаваемых детективных историях технику гипотетико-дедуктивного анализа.
Назвав свою науку эффективного расследования криминальных преступлений «наукой дедукции», А. Конан Дойль безусловно отдал дать традиции своего времени. Гипотетико-дедуктивный метод, одна из наиболее развитых форм научного вывода, фактически был единственной универсальной научного вывода, известной широкой общественности. Новая (вероятностная) концепция индукции и метод изобретения объясняющих и предсказывающих гипотез, названный Ч. С. Пирсом абдукцией, еще только создавались и не были известны за пределами узкого круга логиков-профессионалов. Однако со временем термин «наука дедукции» стал восприниматься как слишком широкое понятие, не соответствующее в точном смысле ни дедукции, ни индукции, ни абдукции в отдельности. Как же понимать тогда «науку дедукции» А. Конан Дойля с современной точки зрения?
В книге отстаивается предположение и приводятся соответствующие свидетельства, что «наука дедукции» А. Конан Дойля на самом деле – байесовский вариант теории научного вывода, выраженный в языке художественной литературы и объединяющий вместе элементы дедукции (вывода необходимых следствий), абдукции (открытия нетривиальных гипотез) и индукции (обоснования гипотез).
Сначала Томас Байес (1701–1761) – математик и пресвитерианский священник в одном лице, затем Чарльз Дарвин (1809–1882) – натуралист и эволюционист доказали, что эволюция не только научных идей, но и всей живой природы невозможна без «конкуренции» ее носителей, «поражения» одних и «победы» других2. А. Конан Дойль добавил к этой картине весьма важную процедурную (алгоритмическую) часть, указав на множество правил, позволяющих начинающему криминалисту или ученому быстро раскрыть преступление или совершить важное научное открытие.
В целом можно говорить о трех взаимосвязанных планах творчества А. Конан Дойля – собственно художественном, детективном и научном. В каждом из них А. Конан Дойль сделал существенные открытия такие, что образ Шерлока Холмса даже через 100 с лишним лет поражает воображение и вдохновляет мастеров кино на создание новых интерпретаций; криминалистов и ученых на подражание и использование идей великого сыщика.
В настоящей книге показано, как именно детективный план творчества А. Конан Дойля переплетен с научным. Раскрытие этой связи обосновывает главную идею настоящей книги: идеальный сыщик не может не быть идеальным ученым. Обратное утверждение также верно.