Важным понятием иудейской эсхатологии является «день Яхве» (yom yhwh). По всей видимости, первоначально это выражение означало военную победу исповедующих религию Яхве евреев над своими противниками. Однако с определённого времени иудейские пророки стали вкладывать в него также смысл наказания «богом Израилевым» иудеев за их прегрешения. Предположительно самое ранее употребление этого выражения встречается в Книге пророка Амоса: «Горе желающим дня Яхве! для чего вам этот день Яхве? он тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы медведю, или если бы пришёл домой и опёрся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Яхве не тьма (ḥošeḵ), а свет (’or)? он мрак (’ap̄el), и нет сияния (noga) в нём» (Ам. 5, 18—20).
Евреи ждут «дня Яхве» как блага для себя, но на самом деле он будет для них горем: «Не поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней? Взволнуется вся она, как река, и будет подниматься и опускаться, как река Египетская. И будет в тот день, говорит господь мой Яхве: низведу солнце в полдень и омрачу землю в день света. И обращу праздники ваши в сетование и все песни ваши в плач, и возложу на все чресла вретище и плешь на всякую голову; и произведу в ней плач, как о единственном сыне, и конец её будет – как горький день» (Ам. 8, 8—10). Очевидно, в Книге пророка Амоса «день Яхве» связывается с гибелью Израильского царства.
Пророк Иоиль использует это выражение в связи с голодом, от которого страдает послепленная Иудея: «О, какой день! ибо день Яхве близок; как опустошение от Шаддая придёт он. Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома бога нашего – веселье и радость? Истлели зёрна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба. Как стонет скот! уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец. К тебе, Яхве, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле. Даже и животные на поле взывают к тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни» (Иоил. 1, 15—20).
При этом выражение «день Яхве» может означать и наказание «богом Израилевым» враждебной ему человеческой гордыни в целом: «Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Яхве будет высок в тот день. Ибо грядёт день Яхве Воинств на всё гордое и высокомерное и на всё превознесенное, – и оно будет унижено, – и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения. И падёт величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Яхве будет высок в тот день» (Ис. 2, 11—17).
При этом данное выражение в языке пророков продолжает обозначать победу Яхве над враждебными Израилю народами: «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Яхве, ибо он близок – день тьмы (ḥošeḵ) и мрака (’ap̄ela), день облака («anan) и тумана («arap̄el)» (Иоил. 2, 1—2). В этот день Яхве лично выступит во главе божественного воинства против своих врагов: «Перед ними потрясётся земля, поколеблется небо; солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют своё сияние (noga). И Яхве даст глас свой перед воинством своим (ḥelo), ибо весьма многочислен стан его (maḥanehu) и могуществен исполнитель слова его; ибо велик день Яхве и весьма страшен, и кто выдержит его?» (Иоил. 2, 10—11).
В Книге пророка Иоиля в «день Яхве» после возвращения иудеев из плена происходит суд над народами в долине Иосафата: «Спешите и сходитесь, все народы окрестные, и соберитесь [в долину Иосафата]; туда, Яхве, низведи (hanḥat) твоих воителей (gibboreḵa)! Пусть воспрянут народы и взойдут в долину Иосафата; ибо там я воссяду, чтобы судить все окрестные народы. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что зло их велико. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Яхве к долине суда!» (Иоил. 3, 11—14).
Одним из самых распространённых образов в эсхатологии пророческих книг является огонь как орудие наказания. Возможно, самые ранние случаи его использования встречаются в Книге пророка Амоса: «Взыщите Яхве, и будете живы, чтобы он не устремился на дом Иосифов как огонь, который пожрёт его, и некому будет погасить его в Вефиле» (Ам. 5, 6); «Вот что показал мне господь Яхве: вот, господь Яхве призвал на тяжбу огонь, и он пожрал великую пучину (təhom rabba), пожрал и часть (ḥeleq) земли» (Ам. 7, 4).
Образ огня как наказания для грешников встречается в Псалмах: «Яхве испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа его. Дождём прольет он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши» (Пс. 10, 5—6); «Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их. Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали» (Пс. 139, 10—11).
У Перво-Исайи Яхве использует огонь для наказания как Иерусалима, так и его противников: «Яхве Воинств посетит тебя (т. е. Иерусалим) громом и землетрясением, и сильным гласом, бурею и вихрем, и пламенем всепожирающего огня» (Ис. 29, 6); «И будут народы, как горящая известь, как срубленный терновник, будут сожжены в огне» (Ис. 33, 12).
Третье-Исайя изображает огонь орудием суда Яхве над миром: «О, если бы ты расторг небеса и сошёл! горы растаяли бы от лица твоего, как от плавящего огня, как от кипятящего воду, чтобы имя твоё сделать известным врагам твоим; от лица твоего содрогнулись бы народы. Когда ты совершал страшные дела, нами неожиданные, и нисходил, – горы таяли от лица твоего» (Ис. 64, 1—3); «Ибо вот, придёт Яхве в огне, и колесницы его – как вихрь, чтобы излить гнев свой с яростью и прещение своё с пылающим огнём. Ибо Яхве с огнём и мечом своим произведёт суд над всякою плотью (kol-baśar), и много будет убитых Яхве» (Ис. 66, 15—16).
Сходным образом используется этот мотив в Книге пророка Софонии: «Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Яхве, и огнём ревности его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит он над всеми жителями земли» (Соф. 1, 18); «Итак ждите меня, говорит Яхве, до того дня, когда я восстану для опустошения, ибо мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование моё, всю ярость гнева моего; ибо огнём ревности моей пожрана будет вся земля» (Соф. 3, 8).
В Книге пророка Захарии огонь выступает средством очищения праведников: «И будет на всей земле, говорит Яхве, две части на ней будут истреблены, вымрут, а третья останется на ней. И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя моё, и я услышу их и скажу: „это мой народ“, и они скажут: „Яхве – бог мой!“» (Зах. 13, 8—9).
В Книге пророка Малахии Яхве очищает огнём левитов: «И кто выдержит день пришествия его, и кто устоит, когда он явится? Ибо он – как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Яхве в правде» (Мал. 3, 2—3).
Кроме того, в «день Яхве, великий и страшный» (Мал. 4, 5) «бог Израилев» истребит огнём грешников: «Ибо вот, придёт день, пылающий как печь (bo‘er ka-tannur); тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Яхве Воинств, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, боящиеся имени моего, взойдёт солнце правды и исцеление в крыльях его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные; и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который я соделаю, говорит Яхве Воинств» (Мал. 4, 1—3).
В пророческих книгах наступление «дня Яхве» сопровождается разнообразными природными катаклизмами. Из них чаще всего упоминается тьма: «Горе желающим дня Яхве! для чего вам этот день Яхве? он тьма (ḥošeḵ), а не свет (’or) … Разве день Яхве не тьма (ḥošeḵ), а свет (’or)? он мрак (’ap̄el), и нет сияния (noga) в нём» (Ам. 5, 18—20); «Близок великий день Яхве, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Яхве; горько возопиет тогда и самый храбрый! День гнева («eḇra) – день сей, день скорби и тесноты (ṣara uməṣuqa), день опустошения и разорения (šo’a uməšo’a), день тьмы и мрака (ḥošeḵ wa’ap̄ela), день облака и мглы («anan wa‘arap̄el)» (Соф. 1, 14—15); «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе моей; да трепещут все жители земли, ибо идёт день Яхве, ибо он близок – день тьмы (ḥošeḵ) и мрака (’ap̄ela), день облака («anan) и тумана («arap̄el)» (Иоил. 2, 1—2).
Тьма наступит оттого, что Яхве лишит небесные светила сияния: «И будет в тот день, говорит Господь Яхве: низведу солнце в полдень и омрачу землю в день света» (Ам. 8, 9); «Вот, приходит день Яхве лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с неё грешников её. Звёзды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своём, и луна не сияет светом своим» (Ис. 13, 9—10); «И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Яхве: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет» (Зах. 14, 6—7); «И дам знамения (mop̄ətim) на небесах и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь перед приходом дня Яхве, великого и страшного» (Иоил. 2, 30—31); «Солнце и луна помрачатся, и звёзды потеряют своё сияние (noga)» (Иоил. 3, 15).
Иногда мрак упоминается вместе с землетрясением: «…Потрясётся земля, поколеблется небо, солнце и луна помрачатся, и звезды потеряют своё сияние (noga)» (Иоил. 2, 10). Землетрясение неоднократно упоминается и отдельно как одно из знамений наступления «дня Яхве»: «Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей… Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Яхве Воинств, в день пылающего гнева его» (Ис. 13, 11—13); «Ибо так говорит Яхве Воинств: ещё раз, и это будет скоро, я потрясу (mar‘iš) небеса и землю, море и сушу, и потрясу (wəhir‘ašti) все племена» (Агг. 2, 6—7); «Скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу я небо и землю» (Агг. 2, 21).
Землетрясение будет вызвано тем, что Яхве станет на землю своими ногами: «Ибо господь Яхве Воинств коснётся земли, – и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она как река, и опустится как река Египетская» (Ам. 9, 5); «Не поколеблется ли от этого земля, и не восплачет ли каждый, живущий на ней? Взволнуется вся она, как река, и будет подниматься и опускаться, как река Египетская» (Ам. 8, 8).
В нескольких пророческих книгах упоминается военная победа над враждебными Израилю народами в «день Яхве». Победе будет предшествовать нашествие этих народов на Иерусалим.
Самый известный из подобных сюжетов связан с «Гогом в земле Магог» из поздней части Книги пророка Иезекииля, которая датируется персидской эпохой: «И поднимешься на народ мой, на Израиля, как туча, чтобы покрыть землю: это будет в последние дни (bə’aḥarit ha-yamim), и я приведу тебя на землю мою, чтобы племена узнали меня, когда я над тобою, Гог, явлю святость мою пред глазами их» (Иез. 38, 16); «И поверну тебя и поведу тебя, и выведу тебя от краёв севера и приведу тебя на горы Израилевы. И выбью лук твой из левой руки твоей и выброшу стрелы твои из правой руки твоей. Падёшь ты на горах Израилевых, ты и все полки твои, и народы, которые с тобою; отдам тебя на съедение всякого рода хищным птицам и зверям полевым» (Иез. 39, 2—4).
Книга пророка Исайи обещает евреям победу над их соседями: «И полетят на плеча Филистимлян к западу, ограбят всех детей Востока; на Едома и Моава наложат руку свою, и дети Аммона будут подданными им» (Ис. 11, 14). В Книге пророка Софонии в качестве врагов Яхве называются Газа, Аскалон, Азот, Екрон, Приморская страна, Крит, Ханаан, Филистия, Моав, Аммон, Ефиопляне, Ассур и Ниневия (Соф. 2, 4—13), в Книге пророка Иоиля – Тир, Сидон, Филистия (Иоил. 3, 4), в Книге пророка Захарии – Хадрах, Дамаск, Емаф, Тир, Сидон, Аскалон, Газа, Екрон, Азот и Филистимляне (Зах. 9, 1—6).
В Книге пророка Захарии в качестве врага Иудеи и Израиля фигурирует также Греция (Иония), что свидетельствует о датировке этого отрывка эллинистическим временем: «Ибо как лук я натяну себе Иуду и наполню лук Ефремом, и воздвигну сынов твоих, Сион, против сынов твоих, Иония (yawan), и сделаю тебя как меч воителя. И явится над ними Яхве, и как молния вылетит стрела его, и затрубит господь Яхве трубою, и шествовать будет в бурях полуденных (sa‘arot teman). Яхве Воинств будет защищать их, а они будут поглощать (wə’aḵəlu) и попирать пращные камни, и будут пить и шуметь как от вина, и наполнятся как жертвенные чаши, как углы жертвенника. И спасёт их Яхве бог их в тот день, как овец, народ свой; ибо, подобно камням в венце, они воссияют на земле его» (Зах. 9, 13—16).
Книга пророка Аггея говорит о смуте в Персидском царстве в конце VI в. до н.э., однако позднее этот отрывок, как и многие другие подобные в Еврейской Библии, получил эсхатологическое толкование: «Я опрокину престолы царств, и истреблю силу царств народов (goyim), опрокину колесницы и всадников их, и низринуты будут кони и всадники их, каждый мечом брата своего» (Агг. 2, 22).
Яхве будет лично сражаться против врагов своего народа: «Как лев (’arye), как скимен (kəp̄ir), ревущий над своею добычею, хотя бы множество пастухов кричало на него, от крика их не содрогнётся и множеству их не уступит, – так Яхве Воинств сойдёт сразиться за гору Сион и за холм его» (Ис. 31, 4); «Яхве выйдет, как воитель (gibbor), как муж браней (iš milḥamot) возбудит ревность; воззовёт и поднимет воинский крик, и покажет себя сильным против врагов своих» (Ис. 42, 13); «В тот день защищать будет Яхве жителей Иерусалима, и самый слабый между ними в тот день будет как Давид, а дом Давида будет как бог (’elohim), как посланец Яхве (mal’aḵ yhwh) перед ними. И будет в тот день, я буду искать истребить все племена, пришедшие на Иерусалим» (Зах. 12, 8—9).
В некоторых случаях говорится о временном торжестве противников Израиля, вслед за которым в войну вступит сам Яхве: «Вот наступает день Яхве, и разделят награбленное у тебя среди тебя. И соберу все племена на войну против Иерусалима, и взят будет город, и разграблены будут дома, и обесчещены будут жёны, и половина города пойдёт в плен; но остаток народа не будет истреблён из города. Тогда выступит Яхве и ополчится против этих народов, как ополчается в день брани. И станут ноги его в тот день на Масличной горе, которая перед лицом Иерусалима к востоку; и раздвоится Масличная гора от востока к западу весьма большою долиною, и половина горы отойдёт к северу, а половина её – к югу… И придёт Яхве, бог мой, и все святые (qədošim) с ним» (Зах. 14, 1—5).
Яхве выступит во главе войска подчинённых ему богов («святых», «воителей» и пр.): «Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос, махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов (nədiḇim). Я дал повеление посвящённым (məquddašim) моим и призвал для совершения гнева моего воителей (gibborim) моих, торжествующих в величии моём. Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Яхве Воинств обозревает воинство битвы (ṣəḇa milḥama). Идут из отдалённой страны, от края небес, Яхве и орудия гнева его (kəle za‘imo), чтобы сокрушить всю землю. Рыдайте, ибо день Яхве близок – идёт, как сокрушение от Шаддая» (Ис. 13, 2—6); «Провозгласите это между народами, освятите войну, возбудите воителей; пусть выступят, поднимутся все мужи войны. Перекуйте орала ваши на мечи и серпы ваши на копья; слабый пусть говорит: „я воитель“. Спешите и сходитесь, все окрестные народы, и соберитесь [в долину Иосафата]; туда, Яхве, низведи (hanḥat) твоих воителей (gibboreḵa)!» (Иоил. 3, 9—11); «Яхве даст глас свой пред воинством своим (ḥelo), ибо весьма многочислен стан его (maḥanehu) и могуществен исполнитель слова его; ибо велик день Яхве и весьма страшен, и кто выдержит его?» (Иоил. 2, 11).
Кроме того, Яхве вдохнёт воинский дух в евреев: «Встань и молоти, дщерь Сиона, ибо я сделаю рог твой железным и копыта твои сделаю медными, и сокрушишь многие народы, и посвятишь (wəhaḥaramti) Яхве стяжания их и богатства их господу всей земли» (Мих. 4, 13); «Посетит Яхве Воинств стадо своё, дом Иудин, и поставит их, как славного коня своего на брани. Из него – краеугольный камень, из него – гвоздь, из него – лук войны, из него выйдет равно всякий надзиратель. И они будут как воители, попирающие грязь улиц на войне, и они будут сражаться, потому что Яхве с ними, и посрамят всадников на конях» (Зах. 10, 3—5); «Вот, я сделаю Иерусалим чашею исступления для всех окрестных народов, и также для Иуды во время осады Иерусалима. И будет в тот день, сделаю Иерусалим тяжёлым камнем для всех народов; все, которые будут поднимать его, надорвут себя, а соберутся против него все племена земли. В тот день, говорит Яхве, я поражу всякого коня бешенством и всадника его безумием, а на дом Иудин отверзу очи мои; всякого же коня у народов поражу слепотою. И скажут вожди Иудины в сердцах своих: сила моя – жители Иерусалима в Яхве Воинств, боге их. В тот день я сделаю вождей Иудиных, как жаровню с огнём между дровами и как горящий светильник среди снопов, и они пожрут все окрестные народы, справа и слева» (Зах. 12, 2—6).
Враги Израиля будут разгромлены: «…Я судил совокупить народы, собрать царства, чтобы излить на них негодование моё, всю ярость гнева моего; ибо огнём ревности моей пожрана будет вся земля» (Соф. 3, 8); «От грозного гласа побегут народы; когда восстанешь, рассеются племена» (Ис. 33, 3); «Увидят народы и устыдятся при всем могуществе своём; положат руку на уста, уши их сделаются глухими; будут лизать прах как змея, как черви земные выползут они из укреплений своих; устрашатся Яхве бога нашего и убоятся тебя» (Мих. 7, 16—17); «И вот какое будет поражение, которым поразит Яхве все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого иссохнет плоть его, когда он ещё стоит на ногах своих, и глаза у него иссохнут в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него. И будет в тот день: произойдёт между ними великое смятение от Яхве, так что один схватит руку другого, и поднимется рука его на руку другого» (Зах. 14, 12—13).
Яхве подвергнет народы суду, местом которого Книга пророка Иоиля называет иерусалимскую долину Иосафата: «Ибо вот, в те дни и в то время, когда я возвращу плен Иуды и Иерусалима, я соберу все народы, и низведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд за народ мой и за наследие моё, Израиля, который они рассеяли между народами, и землю мою разделили» (Иоил. 3, 1—2); «Пусть воспрянут и взойдут народы в долину Иосафата; ибо там я воссяду, чтобы судить все окрестные народы. Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела; идите, спуститесь, ибо точило полно и подточилия переливаются, потому что зло их велико. Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Яхве к долине суда!» (Иоил. 3, 12—14).
Победа над враждебными Израилю народами означает одновременно победу над их богами-покровителями («Воинством небесным») и изображается как жертвоприношение: «И будет в тот день: накажет (yip̄qod) Яхве Воинство выси в выси (ṣəḇa’ ha-marom ba-marom) и царей земли на земле. И будут собраны вместе, как узники, в ров, и будут заключены в заключение, и после многих дней будут наказаны (yippaqedu). И смутится Луна, и устыдится Солнце, когда воцарится Яхве Воинств на горе Сионе и в Иерусалиме, и перед старейшинами его будет слава» (Ис. 24, 21—23); «Ибо гнев Яхве на все народы (kol-ha-goyim), и ярость его на всё Воинство их (kol-ṣəḇa’am). Он предаст их заклятию (heḥerimam), отдаст их на заклание (la-ṭaḇaḥ). И убитые их будут брошены, и от трупов их поднимется смрад, и горы размокнут от крови их. И истлеет всё Воинство небесное (ṣəḇa’ ha-šamayim), и небеса свернутся, как свиток, и всё Воинство их падёт, как падает лист с виноградной лозы, и как перезрелая смоква – со смоковницы, ибо насытился меч мой на небесах: вот, для суда нисходит он на Едом и на народ заклятия моего (ḥermi). Меч Яхве наполнится кровью, утучнеет от тука, от крови агнцев и козлов, от тука с почек овнов: ибо жертвоприношение (zeḇaḥ) для Яхве в Восоре и заклание (ṭeḇaḥ) большое в земле Едома» (Ис. 34, 2—6).
Пророческие книги утверждают, что после военной победы над народами последние будут подчинены Израилю: «И будет остаток Иакова среди многих народов как роса от Яхве, как ливень на траве, и он не будет зависеть от человека и полагаться на сынов Адамовых. И будет остаток Иакова между народами, среди многих племен, как лев среди зверей лесных, как скимен среди стада овец, который, когда выступит, то попирает и терзает, и никто не спасёт от него. Поднимется рука твоя над врагами твоими, и все неприятели твои будут истреблены» (Мих. 5, 7—9); «В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почётными (ləšem wəlitəhilla) во всех народах земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Яхве» (Соф. 3, 20); «А для вас, боящихся имени моего, взойдёт солнце правды и исцеление в лучах его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные, и будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который я соделаю, говорит Яхве Воинств» (Мал. 4, 2—3).
Особенно многочисленны подобные пророчества в Книге пророка Исайи:
«…Помилует Яхве Иакова и снова изберёт Израиля; и поселит их на земле их, и присоединятся к ним иноземцы (ger) и прилепятся к дому Иакова. И возьмут их (т.е. евреев) народы («ammim), и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их (т.е. народы) себе на земле Яхве рабами и рабынями, и возьмёт в плен пленивших его, и будет господствовать над угнетателями своими» (Ис. 14, 1—2).
«Так говорит Господь Яхве: вот, я подниму руку мою к племенам (goyim), и выставлю знамя моё народам («ammim), и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах. И будут цари питателями твоими, и царицы их кормилицами твоими; лицом до земли будут кланяться тебе и лизать прах ног твоих… И притеснителей твоих накормлю собственною их плотью, и они будут упоены кровью своею, как молодым вином» (Ис. 49, 22—23, 26).
«Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришёл свет твой, и слава Яхве взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы (ləummim); а над тобою воссияет Яхве, и слава его явится над тобою. И придут народы (goyim) к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри вокруг: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твоё, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов (goyim) придёт к тебе» (Ис. 60, 1—5).
«Тогда сыновья иноземцев (bəne-neḵar) будут строить стены твои, и цари их – служить тебе… И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо было к тебе богатство народов (goyim) и приводимы были цари их. Ибо народ (goy) и царства, которые не захотят служить тебе, погибнут, и такие народы (goyim) совершенно истребятся» (Ис. 60, 10—12).
«И придут к тебе (т. е. Иерусалиму) с покорностью сыновья угнетавших тебя, и падут к стопам ног твоих все, презиравшие тебя, и назовут тебя городом Яхве, Сионом Святаго Израилева… Ты будешь питаться молоком народов (goyim), и груди царские сосать будешь» (Ис. 60, 14, 16).
«И встанут иноземцы (zarim) и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев (bəne neḵar) будут вашими пахарями и вашими виноградарями. А вы будете называться жрецами Яхве, служителями бога нашего будут именовать вас; будете потреблять богатство народов (goyim) и славиться славою их» (Ис. 61, 5—6).
«Ибо так говорит Яхве: вот, я направлю к нему (т. е. Иерусалиму) мир как реку, и богатство народов (goyim) – как разливающийся поток для питания вашего; на руках будут носить вас и на коленях ласкать» (Ис. 66, 12).
После поражения народов и их порабощения Израилю наступит всеобщий мир: «Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и истреблён будет лук войны; и он возвестит мир народам» (Зах. 9, 10); «Перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет племя на племя меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их, ибо уста Яхве Воинств изрекли это» (Мих. 4, 3—4); «И будет он судить племена, и обличит многие народы; и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы: не поднимет племя на племя меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2, 4).
Мир распространится не только на людей, но и на животных: «И заключу для них завет в тот день с полевыми зверями, и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли, и дам им жить в безопасности» (Ос. 2, 18); «Тогда волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детёныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11, 6—8); «Волк и ягнёнок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе моей, говорит Яхве» (Ис. 65, 25).
Земля Израиля чудесно преобразится. Окрестности Иерусалима превратятся в равнину: «Вся эта земля будет, как равнина («araḇa), от Гаваона до Реммона, на юг от Иерусалима, который высоко будет стоять на своём месте и населится от ворот Вениаминовых до места первых ворот, до угловых ворот, и от башни Анамеила до царских точил» (Зах. 14, 10).
От Иерусалимского храма станет течь источник, который оросит всю землю Израиля: «И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима, половина их к морю восточному и половина их к морю западному: летом и зимой так будет» (Зах. 14, 8); «Потом привёл он (т.е. дух) меня обратно к дверям храма, и вот, из-под порога храма течёт вода на восток, ибо храм стоял лицом на восток, и вода текла из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника» (Иез. 47, 1). Этот поток будет впадать в Мёртвое море, воды которого сделаются здоровыми. «У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на них не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течёт из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание» (Иез. 47, 12).
Земля Израиля обретёт необыкновенное плодородие: «Вот, наступают дни, говорит Яхве, когда пахарь застанет ещё жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут» (Ам. 9, 13); «И будет в тот день: горы будут капать вином и холмы потекут молоком, и все русла Иудейские потекут водою, а из дома Яхве выйдет источник, и будет орошать долину Ситтим. Египет сделается пустынею и Едом будет пустою степью – за насилие против сынов Иудиных, ибо они проливали невинную кровь в земле их. А Иуда будет жить вечно и Иерусалим – в роды родов» (Иоил. 3, 18—20).
Иерусалим будет освещаться необыкновенным светом: «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Яхве обвяжет рану народа своего и исцелит нанесённые ему язвы» (Ис. 30, 26); «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Яхве будет тебе вечным светом, и бог твой – славою твоею. Не зайдёт уже солнце твоё, и луна твоя не сокроется, ибо Яхве будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего» (Ис. 60, 19—20).
Наряду с материальным благополучием Яхве обещает Израилю религиозное преображение: «И дам им сердце единое, и дух (ruaḥ) новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотское» (Иез. 11, 19); «Вложу внутрь вас дух мой (ruḥi) и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях моих и уставы мои будете соблюдать и выполнять» (Иез. 36, 27); «И не буду уже скрывать от них лица моего, потому что я изолью дух мой (ruḥi) на дом Израилев, говорит господь Яхве» (Иез. 39, 29).
Благодаря этому все евреи обретут дар пророчества: «И будет после того, излию дух мой (ruḥi) на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию дух мой (ruḥi) … И будет: всякий, кто призовёт имя Яхве, спасётся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Яхве, и у остальных, которых призовёт Яхве» (Иоил. 2, 28—29, 32).
Перед этим Яхве избавит Израиль от чуждых религиозных обычаев: «И будет в тот день, говорит Яхве Воинств, я истреблю имена идолов (ha‘aṣabbim) с земли, и они не будут более упоминаемы, равно как пророков и нечистого духа (ruaḥ haṭṭum’a) удалю с земли» (Зах. 13, 2); «И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев (məḵaššəp̄im) и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наёмника, вдовы и сироты, и отталкивают пришельца, и меня не боятся, говорит Яхве Воинств» (Мал. 3, 5).
Он также очистит иудейских жрецов, которые отныне будут приносить жертвы «богу Израилеву» должным образом: «Ибо он – как огонь плавящий и как щёлок очищающий, и сядет плавить и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Яхве в правде. Тогда благоприятна будет Яхве жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние» (Мал. 3, 2—3); «В тот день на конских колокольцах будет [написано]: „Святыня Яхве“, и котлы в доме Яхве будут, как жертвенные чаши перед алтарём. И все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святыня Яхве Воинств, и будут приходить все приносящие жертву и брать их и варить в них, и не будет более ни одного Хананея в доме Яхве Воинств в тот день» (Зах. 14, 20—21).
После этого Израиль будет пребывать духовно совершенным: «И счастливыми будут считать (wə’iššəru) вас все народы (goyim), потому что вы будете землёю вожделенною (’ereṣ ḥep̄eṣ), говорит Яхве Воинств» (Мал. 3, 12); «Ибо, как новое небо и новая земля, которые я сотворю, всегда будут перед лицом моим, говорит Яхве, так будет и семя ваше и имя ваше» (Ис. 66, 22).
Пророческие книги обещают, что в последние времена Яхве вернётся в Иерусалим: «Так говорит Яхве: Я вернусь (šaḇti) в Иерусалим с милосердием, в нём построится дом мой, говорит Яхве Воинств, и землемерная вервь протянется по Иерусалиму. Ещё провозгласи и скажи: Так говорит Яхве Воинств: Снова переполнятся города мои добром, снова утешит Яхве Сион и снова изберёт Иерусалим» (Зах. 1, 16—17); «Так говорит Яхве: Я вернусь (šaḇti) на Сион и буду жить (wəšaḵanti) среди Иерусалима, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Яхве Воинств – горою святыни» (Зах. 8, 3).
Это возвращение описывает поздняя часть Книги пророка Иезекииля: «И слава Яхве вошла в дом путём ворот, обращённых лицом к востоку… И вот, слава Яхве наполнила дом. И я слышал говорящего мне из дома…: Сын человеческий! это место престолу моему (kisə’i) и место стопам ног моих (kappot raglay), где я буду жить (’eškan) среди сынов Израилевых во веки» (Иез. 43, 4—7).
Местом жительства Яхве станет вновь отстроенный храм: «Я наполню этот дом славою, говорит Яхве Воинств… Слава этого последнего дома будет больше, нежели прежнего, говорит Яхве Воинств» (Агг. 2, 7, 9); «Тогда узнаете, что я – Яхве, бог ваш, живущий (šoḵen) на Сионе, на горе святыни моей; и будет Иерусалим святынею, и не будут уже иноплеменники проходить через него… Яхве будет жить (šoḵen) на Сионе» (Иоил. 3, 17, 21); «Ликуй, дщерь Сиона! Торжествуй, Израиль! Веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! … Царь Израилев Яхве посреди тебя (bəqirbeḵ) … [В тот день скажут Иерусалиму: ] Яхве бог твой посреди тебя (bəqirbeḵ)» (Соф. 3, 14—16); «И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным племенем, и Яхве будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века» (Мих. 4, 7).
Согласно Книге пророка Малахии, возвращение Яхве предварит приход его посланца, которым будет пророк Илия: «Вот, я посылаю посланца моего (mal’aḵi), и он приготовит путь перед моим лицом (ləp̄anay), и внезапно придёт в храм свой (heḵalo) господь (ha-’adon), которого вы ищете (məḇaqšim), и посланец завета (mal’aḵ ha-bərit), которого вы желаете (ḥap̄eṣim); вот, он идёт, говорит Яхве Воинств. И кто выдержит день прихода его (yom bo’o), и кто устоит, когда он явится (bəhera’oto)? … И он сядет (wəyašaḇ)…» (Мал. 3, 1—3); «Вот, я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Яхве, великого и страшного, и он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием (ḥerem)» (Мал. 4, 5—6).
Пророческие книги предсказывают, что в последние дни все народы примут веру евреев:
«И будет в последние дни (bə’aḥarit hayyamim): гора дома Яхве поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы («ammim). И пойдут многие народы (goyim) и скажут: Придите, и взойдём на гору Яхве и в дом бога Иаковлева, и он научит нас путям своим, и будем ходить по стезям его, ибо от Сиона выйдет закон (tora) и слово Яхве – из Иерусалима. И будет он судить сильные народы («ammim), и обличит могучие племена (goyim) в отдалённых странах» (Мих. 4, 1—3).
«Чтобы они (т.е. евреи) наследовали (yirəšu) остаток Едома и все народы (goyim), над которыми возвестится имя моё, говорит Яхве, творящий это» (Ам. 9, 12).
«Страшен (nora) будет для них (т. е. Моава и Аммона) Яхве, ибо истощит (?) (raza) всех богов земли (kol-’elohe ha’areṣ), и ему будут поклоняться (wəyištaḥawu), каждый со своего места, все острова народов (kol ’iyye ha-goyim)» (Соф. 2, 11).
«Тогда я поменяю уста народов («ammim) на чистые, чтобы все они призывали имя Яхве и служили ему единодушно (šəḵem ’eḥad)» (Соф. 3, 9).
«Так говорит Яхве Воинств: Ещё будут приходить народы («ammim) и жители многих городов, и пойдут жители одного [города] к жителям другого и скажут: Пойдём умолить лик Яхве (ləḥallot ’et-pəne yhwh) и взыскать (ləḇaqqeš) Яхве Воинств, пойду и я. И будут приходить великие народы («ammim) и сильные племена (goyim), чтобы взыскать (ləḇaqqeš) Яхве Воинств в Иерусалиме и умолить лик Яхве (ləḥallot ’et-pəne yhwh). Так говорит Яхве Воинств: В те дни возьмутся десять человек из всех разноязычных народов (mi-kol ləšonot ha-goyim), возьмутся за полу иудея и будут говорить: Мы пойдём с вами, ибо мы слышали, что с вами бог» (Зах. 8, 20—23).
«Он возвестит мир народам (goyim), и владычество его будет от моря до моря и от реки до концов земли» (Зах. 9, 10).
«И Яхве будет царём над всею землёю; в тот день будет Яхве один, и имя его одно» (Зах. 14, 9).
«И все оставшиеся из всех народов (goyim), приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения (ləhištaḥawot) царю, Яхве Воинств, и для празднования праздника Кущей. И если какое из племён (mišpəḥot) земли не пойдёт в Иерусалим для поклонения царю, Яхве Воинств, то не будет дождя у них» (Зах. 14, 16—17).
«Яхве, сила моя и крепость моя и прибежище моё в день скорби! К тебе придут народы (goyim) от краёв земли и скажут: Только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чём никакой нет пользы. Сделает ли человек себе богов, а они не боги? Посему, вот, я дам им знать ныне, дам им знать руку мою и могущество моё, и узнают, что имя моё – Яхве» (Иер. 16, 19—21).
«И будет в последние дни, гора дома Яхве будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы (goyim). И пойдут многие народы («ammim) и скажут: Пойдём и взойдём на гору Яхве, в дом бога Иаковлева, и научит он нас своим путям и будем ходить по стезям его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Яхве – из Иерусалима» (Ис. 2, 2—3).
«И будет в тот день: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов («ammim), обратятся племена (goyim), – и покой его будет слава» (Ис. 11, 10).
«И сделает Яхве Воинств на горе сей для всех народов («ammim) трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин; и поглотит на горе сей покрывало, покрывающее все народы («ammim), покрывало, лежащее на всех племенах (goyim). Поглотит смерть навеки, и отрёт Господь Яхве слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа своего («ammo) по всей земле; ибо так говорит Яхве» (Ис. 25, 6—8).
«Ко мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я бог, и нет иного (ki ’ani-’el wə’en «od). Мною клянусь: из уст моих исходит правда, слово неизменное, что предо мною преклонится всякое колено, мною будет клясться всякий язык» (Ис. 45, 22—23).
«И он сказал: мало того, что ты будешь рабом моим для восстановления колен Иакова и для возвращения остатков Израиля, но я дам тебя светом народам (goyim), чтобы спасение моё было до концов земли» (Ис. 49, 6).
«Я приведу на святую гору мою и обрадую их в моём доме молитвы; всесожжения их и жертвы их будут благоприятны на жертвеннике моём, ибо дом мой назовётся домом молитвы для всех народов («ammim)» (Ис. 56, 7).
«Приду собрать все народы (goyim) и языки (ləšonot), и они придут и увидят славу мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасённых от них (т.е. евреев) к народам (goyim): в Фарсис, к Пулу и Луду, к натягивающим лук, к Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо мне и не видели славы моей, и они возвестят народам (goyim) славу мою… Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Яхве… Тогда от новолуния (ḥodeš) до новолуния и от полнолуния (šabbat) до полнолуния будет приходить вся плоть (kol baśar) поклоняться лику моему (ləhištaḥwot ləp̄anay), говорит Яхве» (Ис. 66, 18—19, 21, 23).
Впрочем, в Еврейской Библии встречаются и противоречащие этому утверждения о том, что и в конечные времена народы продолжат поклоняться своим собственным богам. Так, пророк Михей предсказывает, что даже «в конце дней», когда «гора дома Яхве поставлена будет во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней народы («ammim)» (Мих. 4, 1), тем не менее, «все народы (kol-ha‘ammim) будут ходить (yeləḵu) каждый во имя бога своего (’elohaw), а мы (т. е. Израиль) будем ходить (neleḵ) во имя Яхве, бога нашего (’elohenu), во веки веков» (Мих. 4, 5).
Эсхатология поздних пророков возникла из понятия «дня Яхве», которое, по всей видимости, первоначально означало победу исповедующих религию Яхве евреев над своими национальными врагами. Уже в допленное время (у пророка Амоса) оно стало также означать наказание «богом Израилевым» евреев за их прегрешения. В дальнейшем это понятие объединило оба значения, в результате чего сложилась эсхатологическая схема «наказание Израиля за его прегрешения руками народов – покаяние Израиля и его прощение – наказание народов за их насилие над Израилем».
«День Яхве» будет сопровождаться природными катаклизмами – все небесные светила лишатся своего света и на земле наступит тьма, а также произойдут землетрясения, потому что «бог Израилев» ступит на землю своими ногами. Главным карающим орудием Яхве у поздних пророков выступает огонь. Обычно он используется для уничтожения грешников, но в редких случаях может также служить средством очищения праведников и, в частности, иудейских жрецов.
Произойдёт нашествие на Иерусалим народов (Гога и прочих), которые первоначально одержат победу над евреями, но потом Яхве вступится за свой народ. Он вдохновит евреев на войну и сам примет в ней участие вместе с воинством подчинённых ему божеств. Враждебные Израилю народы будут разгромлены вместе с их богами-покровителями.
Наступит всеобщий мир среди людей и животных. Побеждённые народы вернут находящихся у них в плену евреев и станут рабами Израиля. Всё их богатство будет принадлежать Израилю, а сами они будут служить у евреев пастухами, пахарями и виноградарями.
Земля Израиля оросится источником, который потечёт из Иерусалимского храма, и станет вся плодородной, и её будет освещать необыкновенный свет.
Яхве очистит Израиль от чуждых религий и изольёт на евреев свой дух, вследствие чего они будут безупречно соблюдать заповеди и пророчествовать. Сам «бог Израилев» вернётся в Иерусалим и навсегда поселится во вновь отстроенном храме. Все народы примут религию Яхве и будут приходить в Иерусалим, чтобы поклоняться ему.
Обращает на себя внимание то, что эсхатология даже поздних пророческих книг остаётся в целом в рамках «материализма» допленной еврейской религии. В ней по-прежнему отсутствуют представления о бессмертии души, загробном воздаянии, аде и рае, телесном воскресении и страшном суде. Единственным свидетельством о заимствовании евреями этих зороастрийских идей в Еврейской Библии является вторая часть Книги пророка Даниила.