«Дни науки» факультета управления, экономики и права КНИТУ. В 3 т. Том 3

Секция 4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ В РФ И РЕГИОНАХ

Родионова К.Е

(гр. 310164)

Научный руководитель: д. э. н. проф. Шинкевич А. И.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

The development of civilization is the constant involvement of individual states in international economic relations.

Foreign trade activity represents a business in the international exchange of goods, services.

Foreign economic policy – government policies on exports and imports, customs duties, joint economic projects and e t. c.

Развитие цивилизации вызывает постоянное вовлечение отдельных государств в международные хозяйственные связи, что ведёт к созданию единой мировой экономики.

Внешнеэкономическая политика – государственная политика в области экспорта и импорта, таможенных пошлин, тарифов, ограничений, привлечения иностранного капитала и вывоза капитала за рубеж, внешних займов, предоставления экономической помощи другим странам, осуществления совместных экономических проектов.

27 октября 2008 г. на заседании Правительства Российской Федерации были одобрены «Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации до 2020 года», разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России).

Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики.

Внешнеэкономическая деятельность играет важную роль в экономике Республики Татарстан и является эффективным инструментом в реализации стратегии социально-экономического развития нашей республики и поэтапной интеграции Татарстана в мировую экономику.

Цель внешнеэкономической деятельности РТ состоит в том, чтобы путем развития всестороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья и поэтапной интеграции в мировое экономическое сообщество содействовать становлению в республике социально-ориентированной рыночной экономики и повышению на этой основе уровня жизни населения республики.

Для дальнейшего развития внешнеэкономической политики России необходимо обеспечить реализацию определенных мер. Следует разработать научно обоснованную долгосрочную промышленную политику России, необходимо оптимизировать размеры экспорта при сохранении существующих позиций России на мировых товарных рынках сырья, материалов и т.д. и дальнейшем расширении экспорта готовых товаров и услуг. Отечественному бизнесу необходимо занять определенную часть мирового рынка наукоемкой промышленной продукции, обеспечить равноправные условия доступа российских товаров и услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от недобросовестной иностранной. Существенной корректировки требует таможенно-тарифная политика. Сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли, создавая благоприятные экономические условия в России, ужесточая валютный и таможенный контроль, а также пресекая контрабанду. Импорт должен обеспечивать народное хозяйство продукцией, отсутствующей или дефицитной в стране.

Внешнеэкономическая политика Российской Федерации строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Регулирование внешнеэкономической деятельности России определяется мерой участия государства в регулировании торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, а так же валютно-кредитных и финансовых отношений с зарубежными странами и организациями.

Главная цель – дальнейшая эффективная интеграция России в систему международного разделения труда как важнейшее условие стабильности функционирования национальной экономики, экономического роста и завершения реформ.

Последовательная реализация этой цели должна изменить характер интеграции России в мировую экономику, сделать этот процесс управляемым, подчиненным долгосрочным экономическим задачам, основанным на расчете, а не на предположении, и – что самое главное – направленным на структурную перестройку российской экономики и обеспечение интересов российских участников внешнеэкономических операций.

Список использованной литературы

1. Балабанов И.Т, Балабанов А.И., Внешнеэкономические связи / И. Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2001.

2. Банковский словарь [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://banker.ua/glossary/2643/, свободный.

3. Маховикова Г.А., Павлова Е.Е. Внешнеэкономическая деятельность. Учебное пособие / Г.А. Маховикова., Е.Е. Павлова. – Эксмо, 2009.

4. Алексеев И.С. Внешнеэкономическая деятельность / И.С. Алексеев. – М., 2010

Сабирова Д.И

(гр. 1271-32)

Научный руководитель: Газизова О.В.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ

This article discusses the reasons for the backwardness of Russia in the field of energy from renewable sources: such as absence of support of the government and ecological consciousness, mistrust to new, influence of oil and gas giants. At the same time, the cost price of alternative power decreases in comparison with traditional every year, there are problems with deliveries and gas production. This facts will be drivers of development of "green" energetics.

Для того чтобы страна быстро и динамично двигалась в сторону «зеленой» энергетики, необходимы несколько условий: высокая потребность в электроэнергии, недостаток углеродного топлива (нефть и газ), государственная заинтересованность и поддержка развития инфраструктуры новой энергетики, экологическое сознание общественности.

Ни один из этих признаков не присущ России. Страна хорошо обеспечена ресурсами, все крупные промышленные комплексы снабжены энергией ТЭС и больших ГЭС. Создается впечатление, что Россия – это единственная из развитых стран, где нет государственной поддержки альтернативной энергетики, «зеленых» тарифов. Уровень экологического образования, воспитания – очень низок. По этой причине доля электроэнергии, генерируемой из возобновимых источников энергии (ВИЭ), в России остается очень низкой (0,9 %).

Россия располагает колоссальными ресурсами возобновляемой энергии. Технический потенциал этих ресурсов в пять раз превышает годовое потребление первичных энергоресурсов в России, а экономический – способен обеспечить ежегодные энергетические потребности российской экономики на треть. До последнего времени этот потенциал практически не использовался. Это, в первую очередь, связано с тем, что уровень цен на рынке электроэнергии все еще ниже себестоимости производства электроэнергии на основе ВИЭ. На сегодняшний день ВИЭ стоят дороже, чем традиционные источники и, очевидно, именно это отталкивает инвесторов. Подобное положение вещей может привести к тому, что, когда весь мир будет получать существенную долю электроэнергии из альтернативных источников (а Европа и США планируют довести эту долю до 20 % к 2020 год), Россия окажется безнадежным аутсайдером в этой области и будет покупать лицензии на современные технологии. Интересно, что даже такие «углеводородные» гиганты, как ОАЭ, Катар идут в ногу со временем по вопросам развития ВИЭ. В ОАЭ развивается проект МАСДАР, включающий в себя первый в мире ультрасовременный экогород, полностью на ВИЭ с технологическим университетом, со специализацией на ВИЭ, жилыми, общественными, торговыми зданиями.

Вместе с тем, ситуация, сложившаяся в традиционной централизованной энергетике, ведет в быстрому становлению рынка ВИЭ в России.

Массовому появлению инвестиционных проектов в области альтернативной энергетики способствуют масштабные проблемы, с которыми в ближайшем будущем столкнется российский топливно-энергетический комплекс.

В первую очередь, это бесконтрольный рост тарифов на электроэнергию. В 2009 г. российские тарифы на электроэнергию для промышленности превысили уровень США и Франции, в 2011 г. оставят позади Республику Корею и Великобританию. Рост энерготарифов обусловлен рядом факторов: ростом цены на газ, необходимостью обновления фондов, переходом сетей на ценообразование по RABсистеме, отсутствием конкуренции на рынке генерации и т.д. [4].

Ключевым условием появления в России реально функционирующей системы поддержки возобновляемой энергетики является наличие проектов и инвестиций крупных компаний в отрасль. Такие компании, с одной стороны, имеют возможность четко сформулировать свои предложения и быть услышанными, с другой, готовы дать гарантии по инвестициям в реальные проекты.

В 2009-2010 гг. очертился круг компаний, которые считают возобновляемую энергетику одним из ключевых направлений своего развития и обладают достаточными ресурсами для формирования рынка. К таким компаниям относятся «Ренова», «Ростехнологии», «Росатом» и «Роснано». Также проектами в возобновляемой энергетике занимается «РусГидро», которой перешли все активы «РАО ЕЭС» в сфере использования ВИЭ. На сегодняшний день в России уже существуют отрасли возобновляемой энергетики – производство топливных гранул, производство поликристаллического кремния, приливная энергетика. В ближайшие годы сдвиги произойдут и в сфере электрогенерации, наиболее динамично развивающимся сектором которой станет биогазовая энергетика.

Садретдинова Д.А

(гр. 328181)

Научный руководитель. Останина С.Ш

УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Tax for Small Business provides the one hand, stimulation business entrepreneurs, on the other – the existence of a fairly simple and effective mechanism for collecting taxes. The problem of taxation of small businesses has become particularly relevant in financial crisis. Big business less agile, and the small can online real support and economic growth, and play softening role in solving social problems.

Проблема налогообложения малого бизнеса приобрела особую актуальность в условиях финансового кризиса. Крупный бизнес менее поворотливый, а малый может в оперативном режиме реально поддержать и экономический рост, и сыграть смягчающую роль в решении социальных проблем.

Во время кризиса государство не осталось в стороне и внесло поправки в Налоговый кодекс РФ. В 2008 г. налоговое законодательство было пересмотрено и переработано в пользу снижения налогового бремени малого бизнеса в рамках специальных налоговых режимов. Введенные с 1 января 2009 г. изменения в 26 главу НК РФ и поправки, вступившие в силу с 1 января 2010 г. позволяют усилить стимулирующее и социальное значение специальных налоговых режимов. В то же время упрощенная система налогообложения, содержит еще достаточно резервов для совершенствования.[1]

Существенным недостатком упрощенной системы налогообложения является то, что большинство налогоплательщиков принудительно исключены из состава налогоплательщиков НДС. Как ни парадоксально, именно это положительное обстоятельство зачастую является аргументом против выбора данной системы налогообложения. У организации, перешедшей на упрощенную систему налогообложения, существует реальная возможность потери части клиентов, применяющих НДС к возмещению. Следовательно, если покупатель работает с НДС, то ему не выгодно работать с контрагентом, применяющим упрощенную систему налогообложения, так как он не имеет возможности предъявить «входной НДС» к зачету из бюджета. Все это снижает конкурентоспособность субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения на рынке товаров и услуг, они ограничены зоной сбыта своей продукции.

Для решения этой проблемы необходимо внести изменения в ст.154 Налогового Кодекса РФ для того, чтобы налоговая база по НДС для крупных предприятий, потребляющих продукцию освобожденных от уплаты НДС малых и средних предприятий, определялась не со всей стоимости приобретенной продукции (сырья), а только как разница между ценой реализации и ценой приобретения такой продукции.

Также в качестве недостатка можно рассмотреть установление минимального налога. Проблема заключается в том, что положительные налоги обязательны даже тогда, когда организация несет реальные экономические убытки. Таким образом, дискриминируются частные налогоплательщики, несущие убытки, т.к. они могут быть вытеснены из бизнеса в результате налогообложения.

Правительство установило ставку налога –1 % опасаясь злоупотребления и уклонения от налогообложения. Однако гораздо лучше было бы пересмотреть имеющиеся пробелы, которые не позволили бы не при каких обстоятельствах уклониться от уплаты налога. А установление минимального налога вне зависимости от результата деятельности противоречит смыслу введения объекта налогообложения «доходы за минусом расходов».

Также в качестве стимулирования малого предпринимательства при помощи налогообложения можно использовать введение налоговых каникул (например, в первые два года работы) для новых производственно-инновационных, строительных, «инвалидных» малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства (медицинских центров, учебных заведений и т.п.). Это значительно повысит их конкурентоспособность. При этом следует определить, на какие цели могут направляться средства, высвобождающиеся в связи с предоставлением этих льгот.

Перспективы упрощенной системы налогообложения во многом будут зависеть от стратегии развития пенсионной реформы, поскольку после отмены единого социального налога и введения страховых взносов, по которым для налогоплательщиков, перешедших на специальные режимы налогообложения, освобождение не предусматривается, соответственно возрастет нагрузка на фонд оплаты труда.

Грамотно построенная система налогообложения, предусматривающая значительные льготы для малых предприятий, может сыграть ключевую роль в развитии малого бизнеса в России.

Список использованной литературы

1. Налоговый Кодекс РФ. Статья 26 НК РФ – Право на представительство в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Садыков А. И

(гр. 718122)

Научный руководитель: Моисеев В. О.

ОБУВНОЕ АТЕЛЬЕ КАК СЕГМЕНТ РЫНКА ОБУВИ

The possibility of realization of manufacture of footwear in shoe studio using individual boot trees is considered in article.

Достижения науки и техники с каждым днем задают новые требования к качеству потребляемой нами продукции. Рынок – место столкновения продавца и покупателя, желания которых противоречат друг другу, но должны совпасть в какой-то оптимальной для каждого из них точке.

Из-за многообразия требований и желаний покупателей изготовителям приходится оптимизировать свойства выпускаемой продукции. Это относится и к размеру, если рассматривать одежду или обувь. Изготовителям приходится усреднять их (строго дискретные значения).

Даже при условии выпуска изготовителями обуви всех рядов соответствующих друг другу полнотных и линейных размеров, не будут учитываться индивидуальные особенности строения стопы. Эту проблему можно решить с помощью обувных ателье.

Такой подход, по моему мнению, является наиболее эффективным, потому что позволяет сотрудничать изготовителю и покупателю без элементов посредничества на рынке, который является немаловажным фактором образования цены, избавиться от складирования готовой продукции, и главное, учитывать все пожелания покупателя. Так же к существенным достоинствам можно отнести тот факт, что такой проект будет наиболее эффективен, если его реализовать в рамках среднего и малого бизнеса, который наиболее благоприятен для процветания рыночной экономики и здоровой конкуренции.

По существующей на сегодняшний день схеме, заказчик может выбрать материал для верха и низа обуви в соответствии с его взглядами и материальными возможностями. Но тут есть существенный недостаток – выбор колодки.

Колодки изготавливают по усредненным размерам, как линейным, так и полнотным. Нельзя быть полностью уверенным в том, что обувь не доставит его обладателю неудобств при носке, не смотря на то, что обувь пошита на заказ.

Решением этого недостатка, по моему мнению, является изготовление индивидуальных колодок на каждого заказчика, которые будут учитывать все особенности стопы.

В экономическом плане осуществление такого проекта требует больших инвестиций для закупки оборудования.

Таким образом, реализация производства обуви в обувных ателье, изготавливающих обувь с использованием индивидуальных колодок, имеет ряд преимуществ: не требуется закупка дорогостоящего оборудования, наличие обученного персонала, нет необходимости закупать материал, для изготовителя такое новшество может стать своего рода рекламным ходом, которое позволит ему долгое время оставаться единственным производителем, оказывающим уникальные услуги.

Список использованной литературы

1. Шагапова И.М.Технология раскроя материалов на детали обуви // И. М. Шагапова. – М.: Издательство «Легкая индустрия», 1980. – с. 21–36.

2. Прикладная экономика: [Учеб. пособие]: Пер. с англ. // Межрегион. обществен. орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Артельсервис. 2003. с. 213–257

Сафаргалеева И.Р

(гр. 617111)

Научный руководитель: Галеева А.Р.

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

The development of businesses in our country, a significant negative influence high share of energy costs in production costs, which in industrial enterprises is on average 8-12 % and has steadily increased due to the high moral and physical deterioration of capital equipment and significant losses in transportation of energy resources [1].

Энергосбережение – это ключевое направление экономического оздоровления предприятий, выхода из кризисного состояния. Промышленная продукция России с точки зрения энергопотребления в среднем в 8-10 раз более затратная, чем в странах ЕЭС и США. Из каждого рубля созданной стоимости треть уходит на энергоносители, и себестоимость любой российской продукции увеличивается на 2535 % [2]. Подбор методов энергосбережения для каждого предприятия является индивидуальным. Можно предложить следующие решения:

1. Правильное управление энергетическим хозяйством предприятия. Руководитель службы энергосбережения должен разработать подходящий механизм энергосбережения, в реализации которого должны быть использованы все виды экономических рычагов и финансовых возможностей, в их числе:

– система оплаты труда, стимулирующая энергосбережение (работники предприятия, которые могут оказывать влияние на расходы энергоносителей, должны по окончанию месяца знать показатели, достигнутые в результате проведенной ими работы по экономии энергоресурсов);

– Фонд энергосбережения предприятия (это фонд, создаваемый для финансирования работ по энергосбережению. Возможные источники: средства, образующиеся за счет экономии энергоресурсов; прибыль предприятия);

– энергетический аудит предприятия (имеет целью выявить резервы экономии энергоресурсов и разработать комплекс перспективных мероприятий по энергосбережению).

2. Применение автоматизированных систем, позволяющих проводить учет электроэнергии и осуществлять оперативный контроль основных показателей энергоёмкости производимых технологических процессов на конкретных участках.

3. Разработка, освоение и внедрение новой техники и технологий, в которых энергетические ресурсы используются более эффективно.

4. Реализация процесса подготовки производства в соответствии с оптимальными режимами ввода основных средств в эксплуатацию.

5. Использование наиболее рентабельных производственных технологий [2].

Все вышеперечисленные методы имеют свои плюсы и минусы. Я считаю, что наиболее действенными и актуальными методами энергосбережения являются внедрение автоматизированных систем и энергосберегающих технологий.

Конечно же, только с выше выявленными тезисными заявлениями по поводу необходимости энергосбережения проблему не решить. Но все эти мероприятия позволят снизить энергопотребление российских предприятий и сделать их конкурентоспособными на мировом рынке.

Список литературы

1. Журнал "Новости теплоснабжения" № 5, 2003.

2. Самойлов М.В. Основы энергосбережения. – Минск: БГЭУ, 2002. – 192 с.

Сафин Р.И

Научный руководитель: Морозов А.В.

ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИРОВАНИЯ ИННОВАЦИЙ

This article investigates the necessity of using innovations in enterprises, because this problem is very actual for our country. As a result of political and economical changes in the country which happened after the period of perestroika, the collapse of the USSR and the independence of Russia, the external politic condition of manufacturing organizations had changed radically. There is also different ways of innovative strategies and ways of solving the problems.

Эффективность деятельности организации во многом зависит от того, насколько она адаптирована к внешней среде, в какой мере гибки, подвижны ее структуры, в какой мере она способна к нововведениям. Необходимость инновационной деятельности, способность к нововведениям выступает как императивное требование нашего времени, является общим. Как отмечает ведущий французский специалист по социологии организаций М. Крозье, «в современной конкурентной борьбе в первую очередь борьба идет не за обладание ресурсами, материальными ценностями, а за способность к нововведениям».

Особенно актуальна эта проблема для нашей страны. В результате политических и экономических изменений в стране, произошедших после периода перестройки, распада СССР и обретения независимости России, внешняя среда деятельности производственных организаций радикально изменилась. В стране идет широкомасштабная экономическая реформа, переход экономики на рельсы рыночных отношений, развивается процесс разгосударствления и приватизации производственных предприятий.

В настоящее время необходимость преобразований осознана большинством производственных организаций. Некоторые уже провели необходимые преобразования, хотя для них остается актуальной задача приспособления к быстро меняющейся экономической и политической ситуации.

Механизмы приспособления к изменившейся внешней среде, разнообразные преобразования и нововведения рассматриваются в специальной отрасли знания – инноватике. Инноватика – это наука о целенаправленных изменениях, нововведениях в организации. Предметом нашего рассмотрения является нововведения в организациях, то есть целенаправленные изменения в функционировании предприятий как системы, которые вносят в них относительно стабильные элементы, существенно преобразующие функции и характер управления ими. Таким образом, в отличие от различных стихийных, спонтанно возникающих изменений инноватика рассматривает механизм инициируемых и контролируемых изменений, происходящих на основе рационально-волевого действия.

Инновационная стратегия получила признание в качестве одного из основных средств достижения целей организации в условиях высокого уровня неопределенности ожидаемых результатов, инвестиционных рисков проектов.

Принято считать, что понятие "нововведение" является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает "введение новаций" или в нашем понимании этого слова "введение новшеств". Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание "нововведение" в буквальном смысле "введение нового" означает процесс использования новшества.

Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

– повышение уровня неопределенности результатов. К довольно сложному стратегическому управлению добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию, как управление инновационными рисками;

– повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, т.е. добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более рисковых инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления – инновационно-инвестиционный проект;

– усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Реализация любой инновационной стратегией связана с неизбежностью перестройки предприятия или, как говорят, его реструктуризации, поскольку изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов. Эти потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Потоки инновационных стратегических изменений необходимо проводить также с учетом различных жизненных циклов изделий, технологий, спроса товаров, организации. Возникают задачи управления потоками инновационных стратегических изменений, т.е. применения принципов логистики;

– усиление противоречий в руководстве организации. Выбор и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений.

Таким образом, Российская экономика сможет занять достойное место в мировом хозяйстве лишь тогда, когда в стране сформируется круг мощных конкурентоспособных глобальных компаний, которые в состоянии на равных соперничать с ведущими зарубежными фирмами.

Надо отметить, что доля инновационно-активных организаций в промышленности России в 2001 г. составила 9,2 % – это невысокий показатель по сравнению с 40 % в США. Такой низкий показатель можно объяснить низкой инвестиционной привлекательностью российских предприятий для коммерческих банков и инвестиционных компаний. К сожалению, в ближайшие годы ситуация едва ли изменится в лучшую сторону пока не будут разработаны эффективные правительственные программы по развитию промышленности в России и не будет снижен инвестиционный риск инновационных проектов.

Список использованной литературы

1. Беспалов В.А., Леонтьев В.Б. Финансовые принципы инновационной деятельности: учебное пособие. – М.: МИЭТ. – 2007. – 84 с.

2. Бургонов О.В. Инновационная деятельность: оценка и прогнозирование. – СПб.: Санкт-Петербургская академия управления и экономики. – 2006. – 116 с.

3. Дедова И.Н., Бессонов И.В. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: учебное пособие. – М.:МИИТ. – 2007. – 74 с.

4. Основы инновационного менеджмента: учебное пособие / под ред. проф. В.В. Коссова. – М.: Магистр. – 2009. – 429 с.

Сафина Э.М

(гр. 3101-52)

Научный руководитель: проф. Шинкевич А.И.

РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ И КОМПЛЕКС МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ ЭТОГО СЕКТОРА

The paper considers problems of small and medium businesses in the Russian Federation. It analyses package of measures to support small and medium- sized companies. Special attention is paid to benefits and disadvantage of government control.

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Малый бизнес – основа рыночной экономики. Именно поэтому такое большое значение сейчас придается «малому и среднему» предпринимательству России. Огромный потенциал, заложенный в малом предпринимательстве, позволяет рассматривать его как фактор производства наряду с материальными, финансовыми и человеческими ресурсами. В нашей стране малое предпринимательство пока не получило того развития, которое позволило бы ему сыграть подобающую роль в реформировании российской экономики. Возможности предпринимательства в России не только не исчерпаны, но и не задействованы в полную силу.

Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый и средний бизнес является важнейшей составляющей рыночного хозяйства. Развитие малого и среднего бизнеса является одним из приоритетных направлений экономического развития страны, так как именно он играет важную роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости и адаптивности национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Для России лучшим выходом было бы создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие малого и среднего предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство на своем пути развития сталкивается с многочисленными проблемами:

– недостаток квалифицированного персонала;

– кредитование;

– финансирование.

Государство оказывает не маловажную роль в развитии малого и среднего предпринимательства. Оно создает благоприятные условия функционирования и развития малых предприятий. Но для этого государству приходится прикладывать много усилий: создать механизмы поддержки малого предпринимательства, разработать и реализовать целевые программы развития малого предпринимательства на всех уровнях государственной структуры. За рубежом с малым бизнесом дела обстоят лучше, к примеру, во Франции созданы все условия для развития малого бизнеса. В Японии существует больше 6 млн. предприятий малого бизнеса. Государство оказывает им всяческую поддержку: предоставляет льготный кредит, создаёт различные центры юридической и технической поддержки. Для малого и среднего бизнеса в России пока не достаточно сильна поддержка государства, но ситуации с поддержкой улучшается с каждым годом.

Список использованной литературы

1. Краткий словарь экономиста-4-е изд., доп. – М.:ИнфраМ,2007. -224с. – (б-ка малых словарей «Инфра-М») [с.86].

2. Государственное регулирование развития малых предприятий: монография/Н.Г.Агурбаш. – М.:Издательство «Палеотип»,2005. -196с.[c.65-70].

3. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. Под общ.ред.Е.Г.Яана. М.:Новое издательство,2004. – 268с: [с.14,15]

Сафиуллина И.Р

Научный руководитель Авилова В.В.

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЛИЗИНГА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Innovative leasing is shown in development of real sector of economy at the expense of updating of material base small and average of the enterprises, introductions of high technologies. Management of an innovative component of leasing consists in comprehensive support of leasing activity of the enterprises of real sector of economy.

Одним из основных направлений инновационной деятельности предприятий является технологическая подготовка производства и приобретение основных средств, связанных с внедрением продукт- и процесс- инноваций. Эти направления инновационной деятельности можно рассматривать как объекты лизинговых отношений, в связи с этим в целях дальнейшего исследования необходимо дать понятие экономической категории инновационный лизинг.

Категория инновационный лизинг отражает определенный, специфический вид экономических отношений между их субъектами: лизингодателем, лизингополучателем и продавцом лизингового имущества по поводу объектов движимого и недвижимого имущества, относящегося к основным средствам в процессе инновационной деятельности.

Однако не всякая деятельность является инновационной, поскольку она может быть либо репродуктивной, либо продуктивной. В первом случае деятельность направлена на получение и воспроизводство уже известных традиционных материальных и духовных благ (иными словами, продукта) ранее известными средствами и способами (иными словами, технологией). Во втором случае продуктивная, или инновационная, экономическая деятельность связана:

– либо с выработкой и реализацией новых продуктов соответствующими им ранее известными технологиями;

– либо с выработкой известного продукта, но с помощью новых технологий;

– либо с разработкой и реализацией нового продукта новой технологией.

Иначе говоря, инновационной деятельность становится, как только она имеет своей целью либо своим следствием производство, обмен, распределение и потребление материальных благ, обладающих новизной.

Таким образом, по нашему мнению, инновационный лизинг может быть определен:

1) как способ, обеспечивающий инновационную деятельность или продвижение инновационного продукта на рынок.

2) как самостоятельный вид инновационной деятельности.

Наиболее рельефно процессы управления инновационной составляющей лизинга прослеживаются в ходе исследования государственной поддержки развития лизинговых отношений в республике. В этой связи необходимо рассмотреть подходы к государственному управлению лизинговой деятельностью в Республике Татарстан, от которого во многом зависит эффективность тех или иных мероприятий государственного регулирования хозяйственных процессов. Изучив и проанализировав меры государственного регулирования лизинговой деятельности, представим их схематично в обобщенном виде.

Эффективность системы в целом и ее отдельных элементов, по нашему мнению, может быть обеспечена:

– разработкой и реализацией республиканской программы развития лизинговой деятельности в РТ как части программы среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития республики;

– созданием залоговых лизинговых фондов для обеспечения банковских инвестиций в лизинг с использованием государственного имущества;

– долевым участием государственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности в отдельных целевых инвестиционно-лизинговых проектах;

– выделением предприятиям, осуществляющим лизинг, государственного заказа на поставки товаров для государственных нужд;

– мерами государственного протекционизма в сфере разработки, производства и использования инновационного оборудования;

– финансированием из республиканского бюджета и предоставлением государственных гарантий в целях реализации лизинговых проектов, в том числе с участием фирм-нерезидентов;

– предоставлением инвестиционных кредитов для реализации лизинговых проектов;

– предоставлением банкам и другим кредитным учреждениям в порядке, установленном отечественным законодательством, освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов субъектам лизинга, на срок не менее чем три года для реализации договора лизинга;

– предоставлением в законодательном порядке налоговых и кредитных льгот лизинговым компаниям (фирмам) в целях создания благоприятных экономических условий для их деятельности;

– созданием, развитием, формированием и совершенствованием нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту правовых и имущественных интересов участников лизинговых сделок;

– предоставлением лизингодателям в целях стимулирования обновления машин и оборудования дополнительно, наряду с применением механизма ускоренной амортизации, права списания в качестве амортизационных отчислений до 35 % первоначальной стоимости в первый год эксплуатации основных фондов, срок службы которых более чем три года;

– предоставлением лизингополучателям, ведущим переработку или заготовку сельскохозяйственной продукции, права осуществлять лизинговые платежи поставками продукции на условиях, предусмотренных договорами лизинга;

– созданием фонда государственных гарантий по экспорту при осуществлении международного лизинга отечественных машин и оборудования.

Как видно, наиболее актуальные меры государственного воздействия на развитие инновационного лизинга в экономике республики сосредоточены в двух направлениях:

– приоритетное распределение бюджетных и иных государственных ресурсов, направляемых в лизинговую деятельность;

– льготное налогообложение субъектов лизинговой деятельности.

В этой связи считаем возможным внести следующие предложения.

По нашему мнению, на основании экспертной оценки развития лизинговых операций в экономике в современный период будущая республиканская отраслевая структура лизинга должна характеризоваться неравномерностью распределения бюджетных и иных государственных средств: в объекты производственного назначения необходимо будет в соответствии с современными тенденциями вкладывать примерно в 2 раза больше, чем в объекты непроизводственного.

Среди объектов производственного назначения наибольшая доля лизинга должна, на наш взгляд, приходиться на промышленное оборудование, а также на средства транспорта и связи. Это подтверждается и анализом тенденций развития лизинга в европейских странах. Наряду с этим предполагается, что в связи с выходом экономики из кризиса доля инвестиций в топливно-энергетический комплекс в ближайшее время несколько снизится, а в машиностроение и химико-лесной комплекс будет возрастать.

Отметим также, что при кредитовании прямые расходы на первый взгляд составляют меньшую сумму, чем расходы при лизинге, но при лизинге за счет оптимизации налога на прибыль, налога на имущество и принимаемого к зачету НДС суммарные расходы меньше расходов при приобретении оборудования в кредит на 8-15 %.

При заключении лизинговой сделки, как правило, не требуется дополнительного обеспечения, так как сам предмет лизинга выступает обеспечением сделки для лизинговой компании (оборудование находится на балансе лизинговой компании до момента выкупа). А также, предмет лизинга одновременно является и залоговым обеспечением в банке, предоставляющем кредит лизинговой компании.

Следует отметить, что развитие лизинга связано с периодами кризисов в экономике. В кризисной ситуации большинство компаний, в большей части малых и средних могут оказаться на грани банкротства, несмотря на инновационные разработки. В этом случае именно лизинг может стать инновационным инструментом обеспечения выживаемости. Так, например, в условиях кризиса лизинг может стать единственным способом обновления например, сельхозтехники.

Для развития лизинга нужна государственная поддержка и регулирование в таких направлениях, как формирование нормативно-правовой базы, обеспечивающей нормальное функционирование лизинговой деятельности субъектов лизинговых отношений, лицензирования лизинговой деятельности, страхования лизинговой деятельности, а также льгот и преференций. Так, например, лизингодатели предлагают снизить налоговую нагрузку на реальный сектор экономики.

Список использованной литературы

1. Горемыкин В.А. Лизинг: Учебник 2-е изд., испр. и доп./ В.А. Горемыкин. – М.: Информцентр XXI века, 2009. – 944 с.

2. Кучер А. Закон о лизинге – шаг вперед или два назад? // Законодательство и экономика. – 2008. – № 6. – С.8-16.

3. Ровенский Ю.А. Лизинг для малого предпринимательства. // Социально-гуманитарные знания. – 2009 – № 2. – С.135.

4. Романов Н., Е. Федоткова В лизинге грядут перемены // Бухгалтерские вести – 2008 –№ 7 – с.13-16.

5. Романов Н. Лизинг – ключ к инвестиционным проектам // Бухгалтерские вести – 2008 –№ 7 – с.15-17.

Саитова О.А

(гр. 427132)

Научный руководитель: Сафина. А. В.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ОТ КОРРОЗИИ

Economic aspects to protection of a metal building against corrosion are investigated. Losses of metals because of their corrosion in the leading industries of Russia are analysed. Indicators of economic efficiency and expediency of application of protective paints on metal installations are defined.

В современном мире коррозия металлов и защита их от коррозии является одной из важнейших научно-технических и экономических проблем. Технический прогресс во многих отраслях промышленности тормозится из-за нерешенности ряда коррозионных проблем. Это приобрело особую актуальность в промышленно развитых странах с большим металлофондом и, особенно в последние годы, в связи с все более широким использованием в промышленности высокопрочных материалов, особо агрессивных сред, высоких температур, вызываемых такими опасными формами коррозии, как коррозионное растрескивание, межкристаллитная коррозия, питтинг и др. Огромны экономические потери от коррозии металлов. Например, в США по последним данным NACE (доклад на 16-м Всемирном конгрессе по коррозии в Пекине) ущерб от коррозии и затраты на борьбу с ней составили 3,1 % от ВВП (276 млрд. долларов). В Германии этот ущерб составил 2,8 % от ВВП. По оценкам специалистов различных стран эти потери в промышленно развитых странах составляют от 2 до 4 % валового национального продукта. При этом потери металла, включающие массу вышедших из строя металлических конструкций, изделий, оборудования, составляют от 10 до 20 % годового производства стали [1].

В Российской Федерации ежегодные потери металлов из-за их коррозии составляют до 12 % общей массы металлофонда, что соответствует утрате до 30 % ежегодно производимого металла. В денежном выражении эти потери составляют сотни миллионов рублей. Государство терпит огромные убытки, что отрицательно влияет на экономические показатели. Кроме столь огромных связанных с коррозией прямых потерь, существуют еще большие косвенные потери. К ним относятся расходы, обусловленные потерей мощности металлического оборудования, его вынужденными простоями из-за аварий, а также расходы на ликвидацию последствий аварий, часто носящих характер экологических катастроф. Большие потери от коррозии терпят главные отрасли нашей страны. Так, потери металла от коррозии составляют: в ТЭК – 30 %, химии и нефтехимии – 20 %, сельском хозяйстве – 15 %. Анализ причин отказов и аварий нефтегазовых сооружений показывает о превалирующем влиянии коррозионного фактора (табл. 1). В нефтедобывающей промышленности и транспорте нефти 70 % отказов происходит по причине коррозионных повреждений [2].


Табл. 1. – Статистика отказов оборудования нефтегазовых систем


В России для 90 % металлических конструкций основным средством противокоррозионной защиты являются лакокрасочные покрытия [3]. Отечественная промышленность выпускает разнообразный ассортимент защитных лакокрасочных материалов, применение которых регламентируется ГОСТ 2.03.11-85, а также многочисленными рекомендациями и руководствами.

Современные лакокрасочные материалы, применяемые для защиты от коррозии, – это масляные краски, битумные, фенолформальдегидные, флоркаучуковые, повинилхлоридные, полиуретановые, алкидные, эпоксидные и некоторые другие составы. В стоимости окрасочных работ, производимых по индустриальной технологии, на материалы приходится 20 – 45 %. Эффективность при выборе лакокрасочного покрытия определяется из отношения стоимости обработки единицы площади поверхности к гарантированной долговечности покрытия в годах [4]. Например, стоимость качественной окраски с предварительной дробеструйной обработкой составляет от 30 до 50 долл. за 1 м2, в том числе стоимость хорошей краски, расходуемой на 1 м2 составляет в среднем около 4 долл., т.е. около 10 % от стоимости окраски. Использование дешевой краски невысокого качества позволит снизить общие расходы на 4-6% [1], но приведет к необходимости более раннего возобновления покрытия, что обойдется дороже за весь период эксплуатации объекта.

Таким образом, экономически целесообразно наносить долговечные покрытия, используя высококачественные лакокрасочные материалы, оборудование и современные методы подготовки поверхности и нанесения материалов, несмотря на то, что первоначальные затраты при этом увеличиваются. Относительные эксплуатационные расходы при этом будут меньше за счет менее частого перекрашивания и увеличения эксплуатационного времени.

Список использованной литературы

1. НПП «УРАЛАВТОХИМ», РФ, г. Екатеринбург// Интернет-ресурс: http://www.corrozii.net.ru.

2. Социальные, экологические и экономические аспекты проблемы борьбы с коррозией металлов// Интернет-ресурс: http://www.tehnoinfa.ru

Салахиева И.Р

(гр. 97-1)

Научный руководитель Нугаева Г.Р.

ИННОВАЦИОННЫЕ РИСКИ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Innovations in the food-processing industry are in a greater degree subject to risk as not only should meet escalating requirements of the consumer, but also correspond to norms of their safe application that defines feature of innovative activity in the food branch, closely connected with specificity of foodstuff.

Развитие любой отрасли, происходит благодаря инновациям. Предприятия тратят большие средства в научные разработки, что бы их продукция отличалась от конкурентов. Но в пищевой промышленности есть риски.

К примеру, если в какой-нибудь металлургии, инновация позволяет, допустим, сократить издержки – все этому рады. Но когда нечто похожее происходит при производстве продуктов питания, потребитель ни с того ни с сего может начать волноваться: «почему это ваш чай заваривается так быстро, в нем что, красители?».[1]

Инновации являются исходной базой для повышения конкурентоспособности продукции, расширения и укрепления рыночных позиций, освоения новых областей применения изделий. Предприятия стремятся сформировать конкурентное преимущество за счет осуществления эффективной инновационной деятельности в различных сферах. Эффективная инновационная деятельность включает приобретение дополнительных торговых точек, расширение номенклатуры выпускаемой продукции, освоение новых видов деятельности, расширение круга поставщиков, расширение внутреннего и внешнего рынков, поиски новаторских идей, решений и предприятий-партнеров аналогичного профиля, создание новых объектов, принадлежащих фирме, совместных предприятий по финансированию и внедрению инновационных проектов.[2]

В помощь пищевой промышленности работают целые научноисследовательские, проектные, конструкторские, научно-производственные институты. Для них процесс нововведений – не просто неотъемлемая часть каждодневной работы, но и чуть ли не единственная возможность развития. «Крупнейшая в мире компания по производству продуктов питания Unilever (около 400 торговых марок, среди которых Calve, Lipton, Hellmann`s) с оборотом 48 млрд. долларов тратит на научные исследования до 2,5 % от своего объема продаж. Еще десять лет назад этот показатель составлял 1,9 %.[2]

После того как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удерживать их только с помощью постоянных улучшений. Практически любое достижение можно повторить.

Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций. Иногда исходные преимущества, такие как взаимосвязи, с потребителем, экономия на масштабах производства в существующих технологиях или надежность каналов сбыта, оказываются достаточными для того, чтобы позволить инертной компании удерживать свои позиции в течение лет или даже десятилетий. Однако раньше или позже более динамичные конкуренты найдут пути обхода этих преимуществ на основе своих инноваций, либо создадут лучшие или же более дешевые способы ведения аналогичного бизнеса.[1]

Обнаружение рискованной новации в производстве продуктов питания автоматически раскалывает общество производителей на две группы – одни используют эту новацию, другие нет. Причем в первую группу, как правило, попадают лидеры отрасли, всегда использующие самые передовые технологии. То есть они с одной стороны самые прогрессивные, с другой, наиболее подвержены риску «угодить» в так называемую, технологическую ловушку.

Самым рациональным ходом, по мнению компании «КОРУС Консалтинг» в этом случае видится попытка отгородиться от «нехорошей инновации», причем делать это надо демонстративно, выделяя посредством рекламы, это как конкурентное преимущество. Именно так поступили некоторые российские компании после волны поднятой экологами об опасности использования генно-модифицированных источников (ГМИ) в используемом сырье.

В заключении хотелось бы сказать о том, что особенности эффективной инновационной деятельности в пищевом производстве России очень тесно связаны со спецификой самих пищевых предприятий.

Список использованной литературы

1. Крюкова Е.В., Беркетова Л.В., Беленко Е.А. Разработка новых пищевых продуктов с учетом требований потребителя // Пищевая промышленность. – 2010. – № 8. – С.30.

2. Скрынник Е.Б. Основные направления развития пищевой и перерабатывающей промышленности на среднерыночную перспективу // Пищевая промышленность. – 2010. – № 1. – С.4

Саляхов Э.Ф

(гр. 328161)

Научный руководитель: Вагизова Н.Г.

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ

We try to investigate the main principles of the innovative economy in regions of Russia. Innovations are the main factor of the economical growth. If regions make innovations, they will attract new investments and sponsors. This fact will help to make parts of Russia equal in economical area and branches of industry.

Растущее социально-экономическое неравенство регионов становится серьезным препятствием для дальнейшего развития всей российской экономики.

Основной задачей развития экономики российских регионов в ближайшие годы должно стать проникновение инноваций во все сферы социальной и экономической деятельности.[1]

Для экономического роста существенным фактором является темп инноваций, который определяется с развитием информационных технологий, технологий электрохимических элементов, а также генных и биотехнологий.

Информационные технологии ускоряют инновационный процесс за счет упрощения и удешевления обработки массы информации и сокращения времени разработки новшеств.

А.В. Герасимов в своей работе "Инновационное развитие экономики: теория и методология" обобщил следующие черты, характерные для инновационной экономики: 1) избыток квалифицированных кадров; 2) постоянно растущие расходы на образование; 3) наличие частного капитала, готового инвестировать в инновации; 4) внутренний спрос; 5) международные связи; 6) открытость экономики; 7) развитость кластеров (по определению Портера); 8) формирование конкурентных преимуществ, основанных на качестве интеллектуального капитала. [2]

Мы думаем, что к данному перечню можно отнести следующие условия формирования инновационной экономики – либерализация рынков, мобильность капитала, глобализация стандартов и новое информационное пространство.

Таким образом, инновационная экономика – это вид экономических отношений, основанный на использовании преимуществ информационного общества и процессов глобализации для развития интеллектуального капитала, формирующего инновационные конкурентные преимущества.

Рассматривая региональный аспект становления инновационной экономики в России, необходимо структурировать цели регионального развития с учетом приоритетности формирования инновационного вектора экономического роста региона.

Цели регионального развития формируются таким образом, чтобы была реализована главная цель – повышение качества жизни населения региона. На наш взгляд, необходимо внести изменения в систему целеполагания, путем совершенствования подходов к постановке цели. Рассмотрим методологический подход.

Методологический подход к управлению инновационным развитием на региональном уровне призван обеспечить сочетание методов государственного управления экономикой и методов менеджмента.

Управления инновационным развитием регионов должен, по нашему мнению, включать следующие элементы: 1) Региональная инвестиционная, инновационная и промышленная политики, рассматриваемые как три базовых элемента региональной экономической политики; 2) Региональная кластерная политика – система государственных мер и механизмов поддержки кластеров, обеспечивающих повышение конкурентоспособности регионов, предприятий, входящих в кластер, а также обеспечивающих внедрение инноваций. [3]; 3) Региональный инновационный форсайт – он должен представлять собой аналитический прогноз, позволяющий сформулировать виденье будущего развития региона; 4) Участие в деятельности российских технологических платформ. Представляет собой основу для взаимодействия участников определенного сектора экономики в целях определения приоритетных направлений исследований и разработок, временных рамок и плана действий в тех стратегически важных областях, где будущие рост, конкурентоспособность и устойчивое развитие зависят от научно-технологических достижений в средне- и долгосрочном периоде.

Таким образом, в настоящее время с учетом специфики развития информационного общества в России можно считать единственным действенным способом формирования информационной инфраструктуры инновационной деятельности построение открытых региональных инновационных платформ – информационных порталов, объединяющих всех агентов инновационной деятельности в регионе.

Список использованной литературы

1. Кузнец, С. Современный экономический рост / под ред. Ю.В. Яковца. – СПб.: Гуманистика, 2003. – 104с.

2. Герасимов А.В. Инновационное развитие экономики: теория и методология [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://oad.rags.ru, свободный.

3. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.economy.gov.ru, свободный.

Сапожников А.А

Научный руководитель Моисеев В.О.

РОЛЬ ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ В ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ

In the given work one of methods of achievement of an object in view – practical application such типологий persons as соционика which author is Aushra Augustinavichjute and психософия A.J.Afanaseva is considered.

Соционика – направление, основанное на базисах ученика Зигмунда Фрейда – Карла Густава Юнга. Создана она была еще в начале 1970-х годов прошлого века литовским экономистом и психологом Аушрой Аугустинавичюте, которая использовала в своей работе труд Карла Юнга "Психологические типы" и теорию Антония Кемпинского об информационном метаболизме. Соционика – это наука, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром, т.е. каким образом люди воспринимают, перерабатывают и выдают информацию. Соционика занимается построением модели информационного метаболизма, анализом свойств 16 возможных, обуславливаемых моделью, типов информационного метаболизма (ТИМ), сопоставлением этих свойств с проявлениями психики человека и исследованием влияния ТИМа на взаимодействия между людьми.[1]

Используя 4 дихотомии, на которых базируется человеческая психика, – логика/этика, сенсорика/интуиция, экстраверсия/интроверсия, рациональность/иррациональность, в соционике складываются модели 16-ти возможных типов информационного метаболизма. Логика – установка сознания, направленная на восприятие реально существующих объектов, их соотношений и закономерностей. Этика – установка сознания, направленная на восприятие субъективных эмоций и переживаний человека, а также субъективных отношений между людьми. Интуиция – установка сознания, направленная на восприятие нематериального мира. Сенсорика – установка сознания, направленная на восприятие материального мира. Рациональность – установка сознания, при которой производится предварительная оценка информации и выработка (или применение готового) определенного поведенческого сценария. Иррациональность – установка сознания, направленная на непосредственное восприятие информации, без ее предварительной оценки. Интроверсия – ориентированность на субъект, на его внутренний мир, внутренние переживания, отношение, субъективную логику, ощущения. Экстраверсия – ориентированность непосредственно на объекты, то есть на объективные факты, отношение объектов к субъекту, внешнюю красоту тела, объектный мир.[2]

Соционика по своей сути – объективные возможности психики и информационный метаболизм человека. В дополнение к соционике А.Ю. Афанасьевым была предложена такая типология личности как психософия (первоначально психе-йога). Это направление было придумано им, исходя из психологических, социологических и философских знаний. Если соционика изучает структуру человеческой психики, то психософия исследует сферу приоритетов человека в деятельности. Согласно А.Ю. Афанасьеву, всю сферу человеческого бытия можно условно разделить на 4 аспекта – Физика (все материальное), Логика (знания, мнение), Эмоция (эмоции, предчувствия, выражение чувств), и Воля (цель, желание).[3]

Правильное определение типа предоставляет ключ к высокой степени понимания сотрудника, механизма принятия его решений и последовательности действий исходя из 4 аспектов психософии, поскольку любое действие человека согласовано с иерархией расположения функций в его типе (иными словами сначала он действует по первой функции, затем по второй, а потом уже по третьей и четвертой). Например тип ФЭЛВ ― "Борджа" – сотрудник с подобным типом будет трудолюбивым и выносливым, эмоциональным и стремящимся работающим с эмоциональным фоном в коллективе, подвергающий любое мнение сомнению и сам неуверенный в своих суждениях, очень податливым к желаниям, указаниям и приказам других. Мотивировать его следует, прежде всего, материально, чтобы он ощущал реализацию своей самой главной первой функции, идейно вдохновлять его волевым порывом (4 воля), не критиковать его умственные способности (3 логика), при этом с уважением относиться к его мнению и позволять свободно и творчески работать с эмоциональным фоном в коллективе (2 эмоция). Любое воздействие на него будет вызывать сначала физическую реакцию, затем эмоциональную, далее логический анализ ну и если дойдет, то и принятие решения.

Сарадаева А.Б

(гр. 310162)

Научный руководитель: проф., д.э. н. Шинкевич А.И.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Foreign economic policy of Russia at the present stage and its evaluation are one of the leading themes, studied modern Soviet scientists in the national economy. In this context, the most controversial issues of formation appears the choice of strategic alternatives for development, aimed primarily at economic growth of the Russian state.

Внешнеэкономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики. В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формирования выбора стратегических альтернатив развития, направленных, прежде всего, на экономический рост российского государства.

Под внешнеэкономической политикой государства следует понимать целенаправленную и комплексную программу действий законодательной и исполнительной властей по развитию и повышению эффективности всей совокупности внешнеэкономических связей как важного средства укрепления национальной экономической безопасности государства.

Содержательность внешнеэкономической политики обусловливается природой общественного строя страны и соответственно задачами национального хозяйства. Органическая взаимосвязь внешнеэкономической политики с внешней и внутренней политикой страны все более наполняется в своем содержании растущим взаимодействием национальной экономики в сложной системе координат мирового хозяйства. Тенденции в мировых хозяйственных связях предопределяют следующую цепь модификации: национальная экономика все более втягивается в интернационализированные воспроизводственные звенья, превращаясь в их составные части и оказывая воздействие на всю совокупность элементов цепи.

Внешнеэкономическая политика, как правило, представляет собой достаточно сложное явление и формируется она при наличии сложной системы факторов, к основным из которых можно отнести:

– однородность национальной структуры государства;

– отсутствие рыночной экономики, наличие среднего класса, дающие противоположные промежуточные и конечные результаты;

– стратегия глобализации экономики (стремление к занятию лидирующего положения в том или ином регионе;

– определение динамики развития национальной экономики состоянием мирового рынка, сегменты которого ориентированы на высокие технологии;

– благоприятные природно-климатические условия, масштабы территории.

Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ является дальнейшая интеграция России в мировое экономическое сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской экономики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами, преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в международную кооперацию производства, торговлю услугами, международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров. Для решения задач по стабилизации роста национальной экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:

Загрузка...