Currently in Russia there are social and political conditions that significantly affect the level of radicalization of the population. The same number of people in Russia, supports and encourages the violence is from 4 to 9 % of the population of Russia.
В последние время наблюдается повышение активности экстремистских организаций во всем мире. И Российская Федерация не исключение. Последние события 2010 – 2011 годов показали, что в Российской Федерации множество молодежи подвержены экстремистской активности. Среди них погромы на «Манежной площади», несанкционированные митинги на площади «Революции» и «Болотной» в честь выборов в Государственную Думу РФ. О повышенной активности экстремистов в РФ говорят и неутешительные цифры статистики правонарушений. Большая проблема экстремизма в России в том, что ему подвержена молодежь – будущее государства. Эта проблема особенно остро возникает на фоне отсутствия недорогих государственных досуговых учреждений для молодежи. Так как в основном экстремизму подвержена молодежь из небогатых слоев населения. И нехватка спортивных учреждений, культурных ведет к тому, что молодежь вступить в радикальные движения, где может выплеснуть свои эмоции, найти единомышленников.
В настоящее время в России сформировались социально-политические условия, которые существенно воздействуют на уровень радикальных настроений населения. Так же число жителей России, поддерживающих и одобряющих акты насилия, составляет от 4 до 9 % населения России.[1, с.35].
Единой общей причины роста экстремизма среди населения России нет, но существует совокупность причин, которые, соединившись вместе, существенно усилили радикальные настроения в обществе, в том числе и среди молодёжи России. [2, c.201].
Среди основных причин развития экстремизма в России выделяются: неблагоприятное финансовое положение семей, неконтролируемая миграция, этнопреступность, безработица Сегодняшняя борьба с экстремизмом затрагивает также сферы, которые трактуются как:
– подрыв безопасности Российской Федерации; возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
– унижение национального достоинства, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
– пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения.
Экстремистские организации и их члены используют любые социальные, этнические и религиозные осложнения, разногласия между политическими партиями и объединениями, иные факторы нестабильности в целях достижения своих идеологических и политических интересов.[3].
Общественная опасность объединений экстремистской направленности и необходимость принятия эффективных мер по противодействию и усилению борьбы с проявлениями любых форм экстремизма очевидна. Довольно часто действия экстремистов приобретают характер вандализма, выражаются в осквернении зданий, порче имущества как государственного, так и личного.
Усиление борьбы с экстремизмом ведется с очевидными уголовно наказуемыми действиями – терроризмом, захватом или присвоением властных полномочий, созданием незаконных вооруженных формирований, осуществлением массовых беспорядков, хулиганством и актами вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды.[4].
Растущий экстремизм в России нуждается в регулировании. Силовые методы, по мнению исследователей данной проблемы не всегда приводят к достижению полезных результатов, а порой даже усугубляют ситуацию. В связи с чем, необходимо разработать более мягкую систему борьбы с экстремизмом, основанную на гуманизме, научном опыте.
В России решением проблем экстремизма занимается не только исполнительная, а также законодательная и судебная власти.
Исполнительная власть в лице правоохранительных органов пресекает преступления, связанные с экстремизмом, проводит профилактику среди молодежи, склонной к нему и наказывает, если преступление совершено. Законодательная власть разрабатывает законодательство, которое позволило бы более эффективно решать проблему экстремизм. Судебная власть детализирует законодательство в сфере экстремизма, создает списки экстремистских организаций, а также выносит гуманные наказания экстремистам.
В целях предупреждения совершения групповых преступлений со стороны неформальных группировок экстремистской направленности необходимо:
– выявлять общественные и религиозные объединения либо иные организации, в том числе и неформальные, деятельность которых сопряжена с совершением либо с побуждением к совершению преступлений экстремистской направленности;
– проводить оперативно-розыскные мероприятия по выявлению мест изготовления и пресечению распространения экстремистских материалов, в том числе путем использования Интернета;
– разъяснять несовершеннолетним, входящим в неформальные молодежные группировки, их родителям или законным представителям требования законодательных и иных нормативных правовых актов России, регламентирующих ответственность за совершения противоправных деяний, особенно экстремистской направленности;
– принимать меры по переориентации и разобщению неформальных молодежных группировок, пресечению фактов отрицательного влияния на подростков со стороны их лидеров;
– вести соответствующие наблюдательные дела на неформальные молодежные группировки экстремистской направленности.
– совершенствование уголовного законодательства об ответственности за преступления экстремисткой направленности.
Таким образом, проведение в комплексе профилактических и репрессивных мероприятий по противодействию преступности экстремистской направленности, при приоритете именно профилактических мер, позволит в определенной мере снизить тот негативный эффект, который испытывает российское общество и государство в связи с проявлениями экстремизма.
1. Беликов С. НАЦИ-боевики. Участие молодёжи в деятельности боевых террористических организаций как дестабилизирующий фактор межнациональных отношений в современной России. / Под ред. В.И.Илюшенко. – М.: Московское бюро по правам человека, «Academia», 2008. – 44 с.
2. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел / под ред. В. Я. Кикотя, С. Я. Лебедева. – М.: Юнити – Дана, 2010. – 487с.
3. Бюллетень неправительственных организаций «законотворческий процесс в Государственной Думе: правозащитный анализ».
4. Интернет-ресурс: http://school-7.ru/forum/15-161-1
The human health is the most precious and reliable capital. Preservation and strengthening of health of citizens is the main strategic objective. In September, 2005 the President of Russia in the message to Federal Assembly of Russia defined the priority directions of development of the country on the near-term outlook, among them and health care development. In it took part not only Russia, but also many republics, including Republic Tatarstan. Whatever progressive was the strategy of reforming of health care, the success of its practical realization will depend on performers conceived and their heads. Therefore questions of improvement of quality of rendered medical care in its transformation gain the special importance and urgency.
Здоровье людей – это самый драгоценный и надежный капитал. Сохранение и укрепление здоровья граждан является основной стратегической целью. В сентябре 2005 года Президентом России в послании Федеральному Собранию Российской Федерации были определены приоритетные направления развития страны на ближайшую перспективу, среди них и развитие здравоохранения. В него приняли участие не только Россия, но и многие республики, в том числе и Республики Татарстан. Подготовленный Министерством здравоохранения и социального развития России приоритетный национальный проект «Здоровье» был утвержден 21 декабря 2005 года, основными приоритетами которого являются:
Приоритетный национальный проект «Здоровье» реализуется с 2005 года. На реализацию проекта в 2010-2011 годах направлено более 182,3 млрд. рублей. За время реализации проекта государственную поддержку получили медицинские учреждения, оказывающие наиболее востребованную у населения амбулаторно-поликлиническую помощь. Были направлены средства федерального бюджета на увеличение объемов оказания населению высокотехнологичной медицинской помощи.
В десять тысяч лечебно-профилактических учреждений первичного звена поставлено более 42 тыс. единиц диагностического оборудования (рентгенологического, ультразвукового, лабораторного и эндоскопического). Около половины этих учреждений получили такие виды оборудования впервые.
Существенно (на 80 %) обновлен автомобильный парк службы скорой медицинской помощи, поставлено более 12 тыс. оснащенных специальным медицинским оборудованием машин, в результате уменьшилось время ожидания прибытия бригад скорой медицинской помощи с 35 минут до 25 минут.
Широко организованная информационная работа со смещением акцентов на разъяснительный аспект позволила донести до населения важность и необходимость участия в таких мероприятиях, как диспансеризация и вакцинопрофилактика.
Высокий уровень охвата населения профилактическими прививками позволил добиться значительного снижения заболеваемости по целому ряду инфекций (дифтерия, корь, краснуха, эпидемический паротит, коклюш и гепатит В).
Благодаря проекту обеспеченность населения высокотехнологичной медицинской помощью выросла более чем в 4 раза. При этом изменения в ее оказании коснулись не только федеральных центров, но и региональных медицинских учреждений, что позволило сделать ее более доступной по месту жительства. В рамках проекта началось строительство 14 федеральных центров высоких медицинских технологий.[2].
В результате принятых мер коэффициент естественной убыли населения снизился с 5,9 в 2010году до 2,7 за 10 месяцев 2008 года, а ожидаемая продолжительность жизни в 2011году достигла 67,5 лет, что на 2,2 года больше, чем в 2010году.[3].
Эти достижения создали базу для дальнейшего развития проекта в 2009-2012 годах, целью которого является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.
Программа реализации проекта предусматривает продолжение мероприятий проекта в рамках существующих направлений:
– развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;
– повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
– совершенствование медицинской помощи матерям и детям, в том числе продолжение программы «Родовой сертификат».
В рамках этих направлений планируется начать новые мероприятия:
– совершенствование организации онкологической помощи населению;
– обследование населения с целью выявления туберкулеза, лечение больных туберкулезом, проведение профилактических мероприятий;
– диспансеризация детей-подростков в 2011-2012 годах;
– пренатальная диагностика (обследование беременных женщин на наследственные заболевания).[4].
С 2010 года начато осуществление нового направления реализации проекта по формированию здорового образа жизни. Основой направления стала информационно-разъяснительная кампания, на базе которой осуществляются программы и мероприятия по: повышению информированности населения; поддержке общественных инициатив, направленных на укрепление здоровья населения; привлечению к мероприятиям бизнеса, особенно производящего товары и услуги, связанные со здоровьем.
Планируется формирование стандартов здорового образа жизни, таких как, занятия физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, профилактика заболеваний, правильное питание.
Дальнейшее развитие получат системы мониторинга и контроля соответствия табачной и алкогольной продукции, а также соответствующих факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства.
Все это конечно положительно сказывается на функционировании системы здравоохранения, однако до сих пор существует ряд нерешенных проблем и противоречий, содержащихся в приоритетном национальном проекте «Здоровье». В качестве примера можно привести следующие факты: установление определенного размера надбавки к заработной плате участковым врачам привело к тому, что узкопрофильные специалисты в спешном порядке «переквалифицировались» в так называемых врачей общей практики. Отсюда нехватка специалистов в ЛПУ. Участковому врачу в его повседневной работе постоянно нужна консультация рядом работающих врачей: хирурга, невропатолога, кардиолога, ЛОР и т.д. Но они то государством обделены. А ведь это серьезнейший конфликт во врачебном коллективе. Поэтому прибавка к зарплате участковым терапевтам не приближает медицинскую помощь к населению и не только не улучшает, а, наоборот, снижает качество ее оказания.
Следует отметить, что значительная часть средств, выделяемых в рамках реализации ПНП «Здоровье», направлена на приобретение и оснащение ЛПУ современным и высокотехнологичным оборудованием. Это, несомненно, положительный момент, однако зачастую можно столкнуться с ситуацией нерационального использования данного медицинского оборудования. Речь идет о том, что оборудование – высокотехнологичное, позволяющее оказывать качественную медицинскую помощь, но персонал, эксплуатирующий его, не обучен эффективному использованию. В рамках ПНП «Здоровье» не предусмотрены программы по обучению и переобучению медицинского персонала.
Приведенные факты (а это их малая часть) свидетельствуют о существенных недоработках ПНП, несмотря на четырехлетнюю практику его реализации.
Какой бы прогрессивной ни была стратегия реформирования здравоохранения, успех ее практической реализации будет зависеть от исполнителей задуманного и их руководителей. Поэтому вопросы повышения качества оказываемой медицинской помощи в период ее преобразования приобретают особую значимость и актуальность.
1. О мерах по реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения: материалы к заседанию Правительства РФ 20.10.2011 года // Круглый стол. – 2010. – № 4. – С. 3-7.
2. Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в первом полугодии 2006 г. (по материалам Минздрав соцразвития России) // Здравоохранение. – 2009. – № 9. – С. 29-42.
3. Адекватность ожиданиям: [о содержании национальных проектов] // Человек и закон. – 2008. – № 1. – С. 14-19.
4. Программа реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на 2009-2012 гг.
Only clear picture of that, what shows by itself terrorism, what reasons, originative him, consist of, and reasons, compelling people to carry on terrorist activity, are which, can become basis for development of measures on warning of actions of terrorists and determination of effective methods of fight against this most difficult and most dangerous phenomenon.
Терроризм – политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror – страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».
Терроризм – постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.
Терроризм появляется, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы – политические, социальные, национальные, религиозные, – для которых становится сомнительной законность существующей власти. Терроризм имеет тенденцию к росту именно в переходные периоды и этапы жизни общества, когда в нем создается определенная эмоциональная атмосфера, а неустойчивость является основной характеристикой базовых отношений и социальных связей. Это является благодатной почвой для взращивания насилия и агрессивности в обществе и приводит к тому, что та или иная экономическая, этническая, социальная, религиозная или другая группа пытается навязать свою волю обществу, используя при этом в качестве инструмента реализации своих устремлений насилие. Среди политических причин появления терроризма в России можно отметить утрату общенациональной идеи как политического стержня общества, расшатывание основ федерализма, ослабление государственных устоев и институтов власти, обострение политической борьбы, беззаконие и коррупцию. Конечно, нельзя утверждать, что все эти обстоятельства обязательно имеют «террористический выход», но в сочетании с различными видами социальных конфликтов и беспомощностью властей они создают благоприятные условия для развития и роста терроризма.
Как массовое и политически значимое явление терроризм – результат повальной «деидеологизации», когда отдельные группы в обществе начинают ставить под сомнение законность и права государства и этим оправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей. Различные преступные группировки совершают террористические акты для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Жертвой террористического акта может стать каждый – даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт.
В такой ситуации совершенно очевидно, что без масштабного государственного вмешательства обойтись невозможно. Никакая личность не в состоянии обеспечить свою индивидуальную безопасность без функционирования государственной системы безопасности, а преодолеть экономический кризис, ликвидировать угрозу безопасному развитию общества, своевременно не допускать перерастание опасности в угрозу невозможно без жесткого государственного регулирования во всех сферах жизни. Поэтому приоритет в обеспечении общественной безопасности должен быть за государством.
Поскольку терроризм, как было сказано ранее, порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами, то и борьба с терроризмом представляет собой исключительно сложную задачу. Надо полагать, что указанные причины и должны быть объектом профилактического вмешательства, но сделать это на практике очень трудно.
1. Гушер А.И. «Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия». 2002 г.
2. Петрищев В.Е. «Правовые и социально-политические проблемы борьбы с терроризмом». Государство и право № 3. 1998 г.
3. Режим доступа: http://mirpolitiki.net/politika/terrorizm/, свободный.
This article sets out the reasons for the innovative development of the Russian Federation. The problems of extremism among young people, which is a threat to innovation development. Outlined the need for social innovation in the regulation of the issue of extremism among young people. We consider the international experience of combating extremism.
В настоящее время Российская Федерация выбрала курс на инновационное развитие в наиболее важных сферах жизнедеятельности общества. Это позволит стране не уступать в развитии другим прогрессирующим государствам. Данное развитие обусловлено тем, что Россия, обладая богатейшими ресурсами, находится в критическом положении.
Во-первых, у России и США складываются достаточно напряженные отношения. «Они просматривается в гонке вооружений со стороны США, где на военные нужды в 2007 году было потрачено более 500 млрд. долларов, больше чем у всех стран планеты вместе взятых, и происходит дальнейшее интенсивное увеличение финансирования военных расходов, что требует соответствующих ответных действии. Они включают создание новейших видов оружия с использованием суперсовременных высоких технологий (в том числе и на основе нанотехнологий)»[1]. В России же основная часть вооружения относится к советским разработкам и в последнее время снижается его экспорт в другие государства.
Во – вторых, Китай становится центром производительных сил всего мира. «С 1991 года китайское правительство учредило общенациональные зоны высокой технологии (ЗВТ) и бизнес – инкубаторы. Помимо этого и на местом уровне возникло большое количество 3 ВТ. Сейчас число бизнес-инкубаторов достигло 436. Бизнес-инкубаторы играют большую роль и в модернизации традиционных отраслей промышленности. В то же время активно создавались негосударственные высокотехнологичные предприятия, сейчас в ВЗТ их уже 80 %. Удалось создать технопредпринимателей.
Эти зоны являются идеальным местом для привлечения талантливых людей. С 1991 г. резко возросли вложения в научные исследования. Сейчас в целом по стране их объем превысил 1,1 ВВП, а в ЗВТ 3,3 % ВВП. Объем продаж высокотехнологичной продукции вырос в 250 раз. Особенно быстро развиваются внешнеэкономические связи Китая: в частности, его экспорт превысил 300 млрд. долларов»[2]. Современный Китай производит качественную электронную и бытовую продукцию. Многие государства переносят туда своё производство. Китай на 15 лет раньше стал создавать инновационные предприятия, в отличие от России, поэтому очень трудно представить насколько мы от него отстаем в этой сфере.
В – третьих, Европа нацелена на переход к альтернативным источникам энергии, сокращая потребление углеводородов. «Видимо, уже в первой половине XXI в. произойдет почти полная переориентация на нетрадиционные источники энергии. Нефть, уголь, природный газ, горючие сланцы, а тем более древесина и продукты её переработки практически будут исключены из энергетических ресурсов. Энергетический «апокалипсис» не за горами – в Европе его ждут к 2030 – 2040 гг. Мировая экономика уже в настоящее время взяла курс на переход к рациональному сочетанию традиционных и новых источников энергии»[3]. Россия только начинает возрождаться, реформируется право, модернизируются социальные институты, снижается сумма международного долга и все это благодаря торговле углеводородными ресурсами. Все грандиозные планы сырьевой торговли могут рухнуть, если Европа откажется от нефти, угля, газа. В таком случае Россия может предоставить лишь территорию для утилизации отходов зарубежным странам.
Тем не менее, по мнению экспертов у Российской Федерации ещё есть время в запасе для технологического прорыва и инновационного развития на базе тех ресурсов и спроса на них, который существенно не изменится в ближайшие 20 – 30 лет.
В этой ситуации Российской Федерации просто необходимо остаться сильной мировой державой, которая могла бы поднять свое производство, обеспечить безопасность граждан и уйти от ориентации на добычу и продажу углеводородного сырья.
Республика Татарстан, как наиболее развивающийся регион России, также придерживается данной политики. «В условиях её становления в Республике Татарстан наиболее перспективными направлениями развития является формирование современных институциональных условий, прежде всего, опережающей подготовки индустриальных площадок, снижение административных барьеров, повышение доверия инвесторов к власти. В настоящее время в республике опережающими темпами конструируется правовой каркас инновационной сферы, формируется её информационная оболочка, функционируют мощный научно – образовательный комплекс, а также исключительно плотная сеть субъектов инновационной структуры»[4]. Развиваются нанотехнологии, внедряются инновации, происходит модернизация различных социально – экономических сфер.
Проблема заключается в том, что инновационная политика как Российской Федерации, так и Республики Татарстан имеет основную направленность на производственную сферу, исключая инновации в социальной сфере – накладывается некоторое табу, как на второстепенную проблему.
В частности, наблюдается отсутствие инновационной социальной политики в отношении молодежи. Но именно молодёжь, как наиболее активная, стремящаяся к достижению определенных высот социальная группа населения влияет на успех инновационного развития, принимает в нем участие. Наравне с этим сама молодёжь может быть объектом инновационной социальной политики.
Инновационная социальная политика в отношении молодежи предполагает нововведение, важнейшее средство обеспечения стабильности социального положения молодежи в региональной молодежной политике и перспективного развития молодежи как будущего страны. Региональные программы по основным направлениям региональной молодежной политики предусматривают использование нововведений, в результате чего активизируются молодёжный потенциал, на который направлена эта деятельность. Проектирование социальной политики должно содержать инновационный процесс, результат творческой деятельности, направленный на качественное обновление технологии региональной молодежной политики, на разработку новых подходов в решении молодежных проблем[5]. Одна из таких проблем, которая существенно тормозит развитие молодёжи и включение её в инновационное развитие государства – проявление экстремизма.
В настоящее время в Российской Федерации наблюдается всплеск экстремистской активности. «С этимологической точки зрения экстремизм (от лат. extremus – крайний) приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике). В самом общем виде законодательное определение экстремизма можно сформулировать, как деятельность корпоративных образований и физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению правонарушений непосредственно, в крайних формах, посягающих на национальную и государственную безопасность, в том числе совершаемых по мотивам политической, идеологической, религиозно-этнической и иной социальной ненависти либо вражды»[6]. Молодёжный экстремизм проявляется в нетерпимости к другим этносам, акциях против государственного строя, ведение деструктивной деятельности.
Проявление экстремизма препятствует динамичному развитию молодёжи, как будущей движущей силы инновационного развития государства. Проблема в том, что экстремизм распространяется не только среди необразованной молодёжи, но и среди талантливой молодёжи, занимающей активную жизненную позицию, которой не безразлична судьба своего народа, своей национальности.
Причин для распространения экстремизма среди молодёжи большое множество. Существуют экономические причины, связанные с низким доходом, безработицей. Социальные причины выключают в себя отсутствие патриотического воспитания с элементами терпимости к другим национальностям, неконтролируемая миграция, этнопреступность и т.п. Политическими причинами выступает деятельность органов государственной власти, которая идет в разрез со взглядами радикально настроенной молодёжи.
Социокультурное табуирование также является одной из важнейших причин появления радикальных взглядов у молодежи. «Одной из особенностей межнациональных проблем современной России является специфический, часто односторонне табуированный характер их обсуждения»[7]. То есть наложение табу на проблемы одной национальности в пользу другой могут стать причинами проявления экстремизма, так как люди не находят правовой поддержки, внимания государства к своим взглядам. Одностороннее обсуждение проблем национального характера ущемляют интересы национальностей, оставшихся без внимания, что становится причиной напряженности в обществе. Молодежь определенной национальности, потребности который попадают под табу, становится радикально настроенной к другим национальностям и государственным органом власти, что исключает её участие в инновационном развитии государства и даже наоборот становится некоторым препятствием.
Табу, наложенное на распространение информации об этнопреступности, распространении радикальных взглядов, проявлении экстремизма в государственных и подконтрольных ему средствах массой информации породило множество сайтов экстремистского характера, где выкладывается информация о преступлениях мигрантов, экстремистских проявлениях. Данные интернет – ресурсы, пользуясь доверием молодёжи, могут предоставлять и ложную информацию, которая с легкостью воспринимается ею.
Табу на ведение экстремисткой деятельности различными организациями, в том числе и религиозными, породило множество подпольных организаций, среди которых фашистские, исламские, православные и т.п. Основная опасность в том, что происходит формирование так называемых «автономов», групп экстремистского характера, состоящих из 2-3 человек, порой и отдельных экстремистов, контроль за которыми осуществить практически невозможно до тех пор, пока они не проявят себя.
Табу на использование средств связи общего пользования в целях экстремистской деятельности дало импульс для создания различного программного обеспечения, позволяющего координировать экстремистскую деятельность, минуя государственный контроль, а также формирование хакерских сообществ.
Снятие табу с нарушения моральных принципов и устоев российского общества стало причиной сексуальной распущенности молодёжи, отсутствия у неё стремления к достижению культурных, духовных ценностей, алкоголизации и употребления наркотиков и т.п. То есть не существует идеологии, которая подразумевала бы в себе здоровый образ жизни, уважение к окружающим, в том числе и другим этносам, культурное, нравственное и духовное развитие. Это в свою очередь создает безразличие у молодёжи к инновационному развитию, обновлению. Так же отсутствие идеологии воздвигает основу для проявления экстремизма.
Молодёжный экстремизм не обошёл стороной и Республику Татарстан. «В Татарстане отмечается рост сторонников радикальных экстремистских организаций, в том числе международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», движения «Ат-Такфир валь-Хиджра», «Таблиги Джамаат» и некоторых других. Остроту и актуальность приобретают вопросы, связанные с усилением националистических и профашистских настроений в молодежной среде. В минувшем 2011 году полицейские Татарстана выявили 18 преступлений экстремистской и террористической направленности, 6 их них были совершены членами казанской ячейки «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», 2 – приверженцами идеологии «Ат-Такфир валь-Хиджра», 9 – членами неформальных молодежных движений экстремистской направленности. Всего к уголовной ответственности привлечен 31 человек»[8]. Эта информация основывается на совершенных преступлениях. Количество же участников данных организаций выявить сложно, так свою деятельность они ведут скрытно. Цифры могут оказаться достаточно высокими.
В России принимаются меры по снижению уровня экстремизма среди населения. На региональном уровне разрабатываются программы по противодействию экстремизму. Тем не менее, приведенная статистика наталкивает на мысль о низкой эффективности данных мер. Как правило, все программы по противодействию экстремизму не носят инновационного характера. В них применяется в основном силовой метод решения данной проблемы. В демократическом государстве такой метод не принесет большого результата, а лишь усугубит ситуацию тем, что у экстремистов появятся сочувствующие, на их стороне окажутся международные правозащитные организации и, что хуже всего, они пополнят свои ряды. Все региональные программы содержат в себе жестко сформированное табу. При этом нет места диалогу. И естественно при существовании жесткого табу появляются противодействующие силы, которые будут нарастать до тех пор, пока оно не сможет сдерживать их деятельность.
В этом случае интересен опыт Германии. «Проблема политического экстремизма для Германии не нова. В последнее десятилетия к правым и левым радикалам присоединились исламисты, а также «филиалы» зарубежных экстремистских организаций.
Дискуссии о методах борьбы с экстремистами ведутся с момента основания ФРГ. Однако в одном участники полемики едины: борьбу с врагами демократии нельзя вести недемократическими методами. В ФРГ для борьбы с политическим экстремизмом применяется сочетание превентивных и репрессивных мер. При этом последние рассматриваются как ultima ratio – крайнее средство, поскольку они угрожают гражданским свободам. В Германии не существует аналога российского закона «О противодействии экстремизму». Как подчеркивает юрист Кармен Шмидт (Carmen Schmidt), само наличие экстремистских взглядов не наказуемо. Граждане ФРГ, разделяющие такие убеждения, пользуются своим конституционным правом на свободу мнений. Преступлением считаются конкретные действия: применение насилия, нанесение материального ущерба или распространение материалов, содержащих неофашистскую пропаганду. Такого же мнения придерживается и известный политолог, автор многочисленных публикаций по экстремизму, профессор Уве Бакес (Prof. Uwe Backes). «Наложение запрета – это крайняя мера. Она противоречит принципам демократического общества и сомнительна по своей эффективности. Гораздо большую пользу способны принести политическая дискуссия и общественное осуждение таких сил»[9]. Таким образом, опыт Германии по противодействию экстремизму показывает, что наложение табу ведет к нарушению гражданских прав и свобод граждан. В этом случае выбор падает на более гибкую систему борьбы с радикальными взглядами, содержащую в себе демократические механизмы. Немецкие эксперты считают, что борьба с экстремизмом в демократическом государстве должна вестись лишь демократическими методами. И репрессии в этом случае являются крайними средствами. Данный опыт мог бы внести множество инноваций и в Российскую молодежную политику в сфере экстремизма.
«Весьма полезно также отметить мнение немецких специалистов о российском антиэкстремистском законодательстве. В частности эксперт института по восточноевропейскому праву при университете Кельна Кармен Шмидт (Carmen Schmidt) высказал критику в отношении федерального закона РФ «О противодействии экстремистской деятельности. Она отметила, что в новой редакции закона РФ об экстремизме приводится список действий, которые теперь подпадают под это понятие. В немецком законодательстве определения «экстремизм» не существует. В соответствии с поправками к закону РФ «О противодействии экстремистской деятельности» понятие экстремизма определяется очень широко. В частности, к такой деятельности относится публичная клевета в отношении госчиновника при исполнении служебных обязанностей, воспрепятствование работе госорганов и избирательных комиссий, пропаганда превосходства определенной группы граждан по признакам их религиозной, социальной, расовой или национальной принадлежности. Именно по этой причине она считает российский закон «О противодействии экстремистской деятельности» с юридической точки зрения неприемлем. «К тому же, как это часто бывает с российскими законами, текст изобилует нечеткими формулировками. А расплывчатые формулировки, как правило, создают благодатную почву для злоупотреблений»[9]. Российское антиэкстремистское законодательство с позиций развивающегося демократического государства считается отсталым и неэффективным. К тому же можно найти множество недочетов, которыми могут воспользоваться недобросовестные граждане в корыстных целях. В связи с этим, пока проблему экстремизма можно ещё решить необходимо обновить законодательство и ввести инновационные социальные технологии в региональные программы по противодействию экстремизму. Причем они не должны копироваться с каких – либо эталонов, или же у других регионов, а должны проектироваться командой специалистов с учетом особенностей конкретного региона.
В качестве инноваций можно предложить снятие социокультурного табу с нетрадиционных видов спорта. Например, разрешить молодёжи заниматься кулачными боями, хардболом. Ведь понятно, что радикально настроенная молодёжь активна, любит силовые методы решения проблемы, перенасыщена эмоциями и поэтому вряд ли будет заниматься конькобежным спортом, биатлоном или баскетболом. В целом, спорт должен стать доступным для молодёжи. Должна появиться сеть спортивных молодёжных организаций на бюджетной основе, которая могла бы заинтересовать. На базе этих организаций могли бы проводиться межэтнические соревнования.
В региональные программы по противодействию экстремизму необходимо внедрять демократические механизмы. Нужно налаживать диалог с радикально настроенной молодёжью. Невнимательность или силовые методы в решении данной проблемы успеха не принесет. Сажая радикальную молодёжь в места лишения свободы, государство вносит экстремизм в криминальную среду.
Нельзя запрещать придерживаться определенной идеологии. Так как скрытый экстремизм намного опаснее, чем явный. И применение репрессивных мер в этом случае возможно лишь при проявлении экстремизма, нарушающего права и свободы других граждан.
Необходимо разработать систему патриотического воспитания молодёжи. В ней должны сочетаться толерантность, любовь к родине, духовное и культурное развитие.
1. Лепский, В. Е. Субъектно – ориентированный подход к инновационному развитию / В. Е. Лепский. – М.: Когито Центр, 2009. – с.9.
2. Алексеев, И. С. Внешнеэкономическая деятельность / И. С. Алексеев. – М.: Дашков и К, 2010. – с.24.
3. Гнатусь Н. А., Хуторский М. Д., Хмелевской В. К. Петротермальная геоэнергетика и геофизика // Вестник Московского университета: Геология. – 2011. – № 3. – с.4.
4. Министерство экономики РТ: государственный доклад «Об итогах инновационной деятельности в РТ в 2010 году» // Интернет ресурс: http://mert.tatarstan.ru/rus/innovation&investment/gos.doklad.html.
5. Лукс, Г. А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике / Г. А. Лукс. – Самара: Самарский университет, 2003. – с.50.
6. Аминов, И. И. Юридическая психология / И. И. Аминов. – М.: Омкга – Л, 2011. – с.98.
7. Григорьев, М. Кондопога: что это было? / М. Григорьев. – М.: Европа, 2007. – с.6.
8. Информационное агентство «Татар – информ»: В Татарстане наблюдается рост сторонников радикальных экстремистских организаций // Интернет ресурс: http://www.tatar-inform.ru/news/2012/01/25/301817/
9. Дибиров, З. А. Зарубежный опыт противодействия политическому экстремизму (на примере ФРГ) // Интернет ресурс: http://www.ekstremizm.ru/publikacii/item/482zarubejnyy-opyt-protivodeystviya-politicheskomu-ekstremizmu-na-primere-frg.
My theses are devoted municipal union development. A theme of my work "Strategic management of municipal union on an example of Kukmorsky municipal area". The principal objective of development of municipal union is stable improvement of quality of a life of all levels of population.
Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Стратегическое управление муниципальным образованием1 – это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.
Стратегия развития муниципального образования – это важнейший элемент, в котором формируются окончательные выводы о целях социально-экономического развития территории, факторах и механизме его достижения, а также о методах управления этим развитием.
Кукморский муниципальный район – муниципальное образование Республики Татарстан.
Административный центр – посёлок городского типа Кукмор. Район расположен в северо-западной части Западного Прикамья, на правобережье реки Вятка. Площадь территории – 1493,1 км².
Территория района представляет собой возвышенную равнину, расчлененную долинами средних и малых рек. Из многочисленных малых рек можно назвать притоки Вятки: Любянка, Бурец, Ошторма; притоки Оштормы: Нурминка и Кия. Полезные ископаемые: известняк, глина, песок.
Кукморский район расположен на северо-восточной части Предкамья Татарстана на границе с Кировской областью и Удмуртией, то есть Предуралья. Соседями района являются: на западе – Сабинский район, на северо-западе – Балтасинский район, на юго-западе – Тюлячинский район, на юге – Мамадышский район, на юго-востоке – Удмуртия, на востоке, северо-востоке и севере – Кировская область. Территория района включает северо-восточную часть Предкамья и соседствует с Предуральем, а точнее Можгинской возвышенностью. Границы района имеют вид сильно извилистой и ломаной линии и не связаны с какими-либо природными рубежами. Исключение составляет лишь граница с Кировской областью, которая на небольшом протяжении проходит по реке Вятка.
Рельеф района представляет собой волнистую равнину с возвышенностями, холмами, долинами, балками и оврагами, которые усложняют его и придают поверхности района характер пересеченной равнины. Правые высокие берега реки Вятка гористы (до 50 метров над рекой), покрыты хвойными лесами. В целом лесистость территории района составляет не более 12 %. Леса района входят в зону смешанных лесов, а у северных и северо-восточных границ переходят в таежные леса. По району проходят отроги Вятских увалов. При высоте отдельных частей территории района от 100 до 170 м над уровнем моря, некоторые её части достигают до 260 м абсолютной высоты.
Территория района с общей площадью 1493 к м ² вытянута с севера на юг. Численность населения составляет 54 тыс. человек, в том числе в районном центре – в районном центре Кукморе 17 тыс. человек. Кукморский район по территории и численности населения является одним из крупных в республике.
Состав населения: татары (77,9 %), русские (11,2 %), удмурты (9,2 %), марийцы (1,0 %). Рождаемость 14,4 %, смертность 8,8 %, естественный прирост населения 5,6 %. Мужчин – 45,4 %, женщин – 54,6 %. Лица в трудоспособном возрасте составляют 54,9 % населения поселка, моложе – 28,3 %, старше – 6,8 %. Средний размер семьи – 3,5 чел.
Кукморский район был образован 10 августа 1930 года. C 1 февраля 1963 года по 12 января 1965 года входил в состав Сабинского района, 12 января 1965 года район был Медицинское обслуживание населения Кукморского муниципального района осуществляется Центральной районной больницей, Лубянской участковой больницей, Ныртинской и Ядыгерской врачебными амбулаториями и 55 ФАПами восстановлен.
Из учреждений культуры, искусства и досуга в поселке функционируют районный дом культуры, центральная библиотека и исторический музей.
Воспитанием детей занимаются 70 общеобразовательных учреждений. Из них 27 средних, 5 основных, 4 начальных комплекса «школа детский сад», 33 дошкольных образовательных учреждения и 1 профессиональный лицей. В районе также действуют 3 гимназии и агролицей. Большое внимание уделяется спортивно – оздоровительной работе детей и молодёжи. В районе действуют детская юношеско – спортивная школа с 8 филиалами, картинг – клуб, шахматный клуб «Каисса», ипподром, молодежный центр.
Наиболее крупными предприятиями в районе являются ОАО "Кукморский валяльно-войлочный комбинат", ОАО "Кукморская швейная фабрика", ОАО "Кукморский завод металлопосуды", ПК "Кукморская меховая фабрика", ООО "Кукморстройкерамика", ООО "Рембытмашприбор".
Сельское хозяйство является основной отраслью района. В районе возделываются озимая рожь, яровая пшеница, ячмень, овес, горох, картофель. Главные отрасли животноводства – молочно-мясное скотоводство, свиноводство. Одним из крупнейших предприятий района, которое занимается переработкой молока, является филиал ОАО "Вамин Татарстан" "Кукморский маслодельно-молочный комбинат". На сегодняшний день в районе функционируют 3 сельскохозяйственных производственных кооператива: "Игенче", "Урал" и кооператив им.Вахитова, а также ООО "Агрофирма "Дружба", которая занимается производством и реализацией сельскохозяйственной продукции.
Профессиональный лицей № 78 (Кукморский р-н, с.Яныль), профессиональное училище № 39 (пгт. Кукмор) и Лубянский лесхоз-техникум (Кукморский р-н, п.Лубяны). Районный дом культуры (пгт. Кукмор), Кукморский краеведческий музей (пгт. Кукмор).
Главная цель развития муниципального образования – стабильное улучшение качества жизни всех слоев населения, понимаемое, в том числе, как наличие хорошей работы и достойной заработной платы, гарантированные качественные услуги здравоохранения и социального обеспечения, хорошее жилье, широкие возможности образования, культурно-досуговые возможности, общественная безопасность и т.п.
Для достижения поставленной цели в районе нужно решить следующие задачи:
– формирование благоприятного хозяйственного климата в Кукморском районе;
– ликвидация препятствий для предпринимательской деятельности, формирование активной конкурентной среды, создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов;
– создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства;
– повышение эффективности управления муниципальной собственностью, формирование рынка недвижимости;
– улучшить состояние транспортной инфраструктуры, строительство и реконструкция дорог в районе;
– развитие рынка труда.
Реализация этих задач позволит создать желаемый образ:
Кукморский муниципальный район – центр высокоразвитого сельскохозяйственного производства, с собственной кормовой базой и переработкой сельскохозяйственной продукции, обеспечивающей внутренние потребности в качественных продуктах питания; район с развитой сетью промышленных предприятий, высокой занятостью и с высоким уровнем жизни населения.
1. Зотов В.Б. Система муниципального управления / В.Б. Зотов. – СПб.: Питер, 2005. – 493 с.
2. Портал муниципальных образований РТ [Электронный ресурс]. – Электрон.дан. – Режим доступа: http://www.msu.tatar.ru/
Small business is very important for the republic of Tatarstan. It is needed primarily for the formation of the middle class population and stable revenues in the form of taxes. Therefore conditions are created for small business development. Many problems have been solved, but there are still issues that need to be addressed for the full development of small businesses and the shear in the RT.
Сегодня проблема малого и среднего предпринимательства в РТ одна из самых актуальных. Малое и среднее предпринимательство формирует средний класс в обществе, обеспечивает занятость населения, является показателем развитость страны, позволяет гражданам самореализоваться, обеспечивает стабильное поступление в бюджет государства, в виде налогов.
Во всех зарубежный странах малый и средний бизнес развит и продолжает развиваться. Наряду с крупными предприятиями малый и средний бизнес формирует общий фон предпринимательства, развивает конкурентоспособную среду, обеспечивает стабильное налоговое отчисление со стороны предпринимателей. Большой процент населения ведут свое малое предпринимательство, чем стабильно обеспечивают себя и свою семью.
В Российской Федерации, а в частности и в Татарстане, малое и среднее предпринимательство развито очень плохо. В нашей стране на сегодняшний день мало кто может позволить себе начать и вести свой бизнес. Большие силы сегодня брошены на то, чтобы стабилизировать эту сферу. Создано множество программ, проняты законы, упрощены условия «входа» в малый и средний бизнес. Но государство сталкивается с противоречащим сознанием граждан, их незнанием, не развитостью в этой сфере.
Для формирования собственного малого бизнеса необходимо решить следующие проблемы:
– недостаточность начального капитала;
– трудности с получением кредита;
– трудности с арендными помещениями, высокая арендная плата;
– крайняя сложность с получением лизингов;
– высокие налоги;
– нехватка квалифицированных бухгалтеров, менеджеров, консультантов, специалистов по имеющимся вопросам;
– отсутствие социальной и материальной защищенности владельцев и работников малых предприятий;
– административные барьеры;
– отсутствие центров, обучающих делам малого и среднего предпринимательства.
В Республике Татарстан этими вопросами занялись недавно, по сравнению с зарубежными странами. Но, тем не менее, можно отметить, что большинство этих вопросов были успешно решены:
1) Субъектам малого и среднего бизнеса предоставляются субсидии на частное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования (лизинг-гарант).
2) Многие банки предоставляют кредит малому бизнесу («Сбербанк», «Альфа банк», «Ак Барс банк» и т.д.).
3) В РТ, как и в РФ, существует партия «Опора России», которая помогает предпринимателям решать административные вопросы, юридические вопросы и т.д.
4) Арендные помещения в РТ предлагают бизнесинкубаторы, такие, как:
– Бизнес инкубатор в сфере высоких технологий «IT-парк»;
– Химград.
5) Также малый бизнес сейчас возможно застраховать от посторонних вмешательств и нарушения работы (природный или человеческий фактор).
Остаются нерешенными проблемы с налогами для малого и среднего бизнеса. Они так же, как и раньше высоки.
Еще одна проблема, которая не менее важна для развития малого бизнеса – это не просвещенность граждан по вопросам малого и среднего предпринимательства, незнание, куда можно обратиться по вопросам, связанным с малым бизнесом. Отсутствие центров, обучающих граждан умением вести «свое дело», открывать и продвигать свое предприятие.
На этом сейчас и нужно делать акцент для развития малого и среднего бизнеса. И если в будущем эти вопросы будут решены, малый и средний бизнес начнет «расцветать» и в нашей республике.
1. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 мая 2011 г. N 403 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан на частичное финансирование затрат, связанных с уплатой платежей по договору финансовой аренды (лизинга) оборудования (ЛИЗИНГ-ГРАНТ)".
2. Официальный сайт партии «Опора России»/[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://opora.ru/, свободный.
3. Официальный сайт IT-парка в РТ/[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.itpark-kazan.ru/, свободный.
4. Официальный сайт Химграда в РТ/[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.himgrad.ru/, свободный.
This work is devoted to the compilation of the social portrait of the working student. Based on data derived from the survey were analyzed various aspects of its social, economic and political life. Particular attention is paid to the influence of the work on learning activities. Revealed various trends and tendencies in working students. The coinclusions about the real situation of working students in today's society.
Данная работа посвящена составлению социального портрета работающего студента. На основании данных, полученных в результате анкетирования, были проанализированы различные стороны его социальной, экономической и политической жизни. Особое внимание уделяется изучению влияния работы на учебную деятельность. Выявлены различные тенденции и склонности у работающих студентов. Сделаны выводы о реальном положении работающего студента в современном обществе.
На сегодняшний день, большое количество студентов для улучшения своего благосостояния ищут работу или совмещают работу с учебой. Это влияет на их успеваемость, а в дальнейшем может повлиять и на их карьеру. Это не может не вызывать тревоги, т. к. в итоге может оказаться, что студент «сам выкопал яму, и сам же в ней и остался». Но с другой стороны А. М. Новиков считает, что в течение жизни человек 4–5 раз меняет профессию и многие специальные знания, получаемые студентов в высшем учебном заведении, становятся не нужными. По его мнению, учебные заведения высшего профессионального образования должны сосредоточить свои усилия на универсальной подготовке будущих специалистов.[4] В этом случае получается, что совмещение работы с учебой наоборот будет развивать в студенте качества, необходимые ему в дальнейшей жизни.
Для того чтобы разобраться, есть ли повод для беспокойства, нами была проделана небольшая исследовательская работа по составлению социального портрета работающего студента. Для составления социального портрета работающего студента нами были разработаны специальные анкеты, большинство вопросов в которых сводились к тому, чтобы при анализе результатов можно было:
• Определить, сколько времени студент уделяет работе
• Исследовать материальное положение работающего студента
• Проанализировать, влияет ли работа на отношение студента к учебе и его успеваемости
• Узнать, влияет ли работа на политическую активность студента
Для того чтобы дать определение термину «социальный портрет» необходимо сначала дать определения терминам «социальное» и «портрет». Социальное – это общее свойство, которое присуще различным группам индивидов, являющееся результатом интеграции индивидов, тех или иных свойств общественных отношений.[1] Портрет – это изображение или описание человека или группы людей. Как правило, вместе с внешним видом сходством портрет запечатлевает духовный мир изображаемого человека, иногда создает типичный образ представителя народа, сословия, эпохи.[2] Социальный портрет – это совокупность общих свойств, присущих определенной группе, описываемых индивидов или иных свойств общественных отношений, связанных с этими индивидами, необходимых для составления типичного образа представителя данной социальной группы.
Под социально-типическим портретом студента можно понимать интегрированное описание основных социальных, демографических и иных свойств личности, присущих всей совокупности обучающихся. Социально-типический портрет студента предполагает рассмотрение его не только в качестве объекта учебно-педагогического процесса, но и как активного социального субъекта, реализующего свои ориентации посредством обучения.[3].
Для проведения данного исследования, нами было опрошено девяносто человек, представляющих студенчество, как социальную группу, в возрасте от 18 до 20 лет. Из них было 55,55 % (50 человек) юношей и 44,44 % (40 человек) девушек. 44,44 % респондентов были русские; 38,88 % – татары; 11,11 % – марийцы; 5,55 % – башкиры. 83,33 % опрошенных проживают в Казани; 8,88 % – в Нижнекамске; 5,55 % – в Альметьевске; 3,33 % – в Набережных Челнах. Все респонденты не женаты/не замужем.
На вопрос «вы работаете?» 37 % респондентов ответили, что работают; 41 % ответили, что в данный момент не работают, но в дальнейшем хотели бы трудоустроиться; 22 % ответили, что на данный момент они не работают, и работа их не интересует. Следовательно, число работающих студентов в ближайшее время будет увеличиваться. Каждый студент в день уделяет следующее количество часов работе: 0-2 (6,06 %), 2-4 (18,18 %), 4-6 (51,51 %), 6-8(24,24 %). Более 75 % студентов уделяет в день работе более 4 часов.
Свое материальное положение студенты определяют следующим образом:
• Могу позволить себе дорогие покупки (18,18 %)
• Не хватает денег, приходится занимать (21,21 %)
• «Живем от зарплаты до зарплаты» (24,24 %)
• Средств вполне хватает на текущие расходы (36,36 %)
Но при том, что у 82 % студентов средств хватает только на текущие расходы, либо же им приходиться занимать 55 % из них тратят свою з/п на развлечения и культурные мероприятия; 6 % кладут в банк; 9 % тратят на покупку еды; 18 % отдают в семью; 12 % выбрали вариант ответа другое (под другим они понимали откладывание денег на какую-нибудь дорогостоящую покупку). Выходит, что 55 % студентов, которым денег хватает только на текущие расходы, тратят их на себя и работают только для личных нужд.
39,5 % респондентов считают, что работа отрицательно влияет на их отношение к учебе; 45,5 % считают, что работа не влияет на их учебу; 6 % – что влияет положительно; 9 % – затруднились ответить. 30 % опрошенных пропускают учебу из-за работы; 45 % пропускают только в исключительных случаях; 25 % – не пропускают учебу. Студенты, ответившие, что работа оказывает отрицательное влияние на их учебную деятельность, соответственно ответили, что пропускают учебу из-за работы. 75 % работающих студентов считают, что при определенных обстоятельствах учебой можно пренебречь ради работы.
Но, несмотря на не утешающую статистику, приведенную выше, 30 % опрошенных учатся на «хорошо – отлично»; 30 % – «удовлетворительно – хорошо»; 30 % – «удовлетворительно»; и только 10 % – Неудовлетворительно». 31 % связывают нынешнюю работу со своей будущей профессиональной деятельностью; 63 % работают исключительно в целях заработка; 6 % затруднились ответить.
Трудовая деятельность у 27 % респондентов вызвала повышение политической активности, что можно считать, как положительное влияние работы на студента. У 67 % политическая активность не изменилось; 3 % стали менее политически активными; 3 % затруднились ответить.
Анализируя результаты проведенного нами исследования, можно сделать следующие выводы:
• в среднем студент каждый день уделяет работе от 4 до 6 часов;
• большинство работающих студентов не могут позволить себе дорогие покупки, денежных средств им хватает только на текущие расходы. Большинство студентов тратят свою заработанную плату на развлечения и культурные мероприятия;
• многие студенты признают, что работа негативно влияет на их отношение к учебе, успеваемость и посещаемость занятий;
• Для большинства студентов работа никак не влияет на их политическую активность, но некоторые стали более политически активными;
В итоге можно сказать, что совмещение учебы и работы не на всех студентов оказывает негативное влияние. Многие студенты связывают свою работу с будущей профессией, другие стали интересоваться политикой. Успеваемость же по результатам исследования у работающих студентов почти у всех выше удовлетворительной. Выходит, что если человек разумно сочетает учебную деятельность и работу, то он не только нигде не проигрывает, но возможно даже в чем-то и выигрывает. Главное, чтобы студент сам уяснил, что для него является наиболее перспективным в данный момент и не уходил в одну из крайностей, потому что студенческий возраст является периодом становления целостной личности, когда происходит консолидация психологических сил человека, вырабатываются устойчивые личностные свойства, стабилизируются психические процессы, наступает пора выраженного профессионального самоопределения.[5].
1. Плетников Ю. К. «О природе социальной формы движения материи. М., 1971 г.
2. «Новый энциклопедический словарь». БЭС. Рипол классик. М. 2004 г.
3. Кибакин М.В., Лапшов В.А. Социально-типический портрет российского студента // Труды СГУ. 2009. Вып. 10.
4. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000.
5. Дворяшина М.Д. Опыт комплексного психологического и психофизиологического изучения структуры личности // Человек и общество. Л., 1969. Вып. 4.
Leisure activities of young people have been and remain an important problem in our life. Particularly relevant for society is the socialization of the younger generation, exactly the socialization in the field of entertainment. The efficiency of youth leisure is largely depend on the man himself, on his personal culture, interests, and so on. Practice shows that the most common forms of youth entertainment, which attract nowadays youth are sports, dancing, and music. In recent years more and more young people involve in dance culture. It is not surprising, as the dancing helps to express them, get free, has a positive impact on the state of health of man, raise the level of culture.