Царь-освободитель
Александр II, царь-реформатор, успел за свое недолгое правление осуществить глобальный модернизационный проект, вошедший в историю под именем «Великих реформ». Преобразования были проведены столь искусно, что нашли поддержку среди людей с различными интересами. «Великие реформы» Александра II являются для всех руководителей и реформаторов прекрасным примером того, как провести радикальные преобразования без революционных потрясений.
1. Рожденный для трона
Родившийся в 1818 году сын князя Николая Павловича будущий император Александр II с самых первых дней своей жизни почитался как будущий монарх. Все его образование и воспитание было прекрасно поставлено, и направлено на то, чтобы подготовить цесаревича к высокой миссии.
Наставником Александра был известный российский поэт Василий Андреевич Жуковский. Шесть месяцев Жуковский разрабатывал программу обучения и воспитания Александра. Программа не допускала поблажек и снисхождения. Когда общее образование царевича Александра было закончено, граф Сперанский ознакомил его в течение двух лет с наукой законодательства и управления государством, а другие лица познакомили его с тогдашними отношениями России к другим государствам, с наукой о народном хозяйстве, а также с высшими военными науками.
В двадцать три года цесаревич женился на Марии Александровне, принцессе Гессен-Дармштадтской. С этого времени Александр начинает свою служебную деятельность. На протяжении десяти лет он являлся правой рукой своего отца. Во время своих отлучек за границу император постоянно возлагал на наследника решение всех тех дел, которые решал сам. Вместе с тем цесаревич исполнял обязанности главнокомандующего гвардией и гренадерским корпусом и начальника военных учебных заведений. Так, еще до вступления на престол Александр Николаевич был хорошо знаком с делами высшего военного и гражданского управления.