СТРАТЕГИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
Опыт показывает, что кризис является лучшей проверкой эффективности бизнеса. Во время экономического спада вперед выходят именно те компании, руководители которых способны быстро адаптироваться к динамично изменяющимся условиям. В данном томе серии «Школа современного бизнеса» собраны как отечественные, так и зарубежные примеры управленческих решений, позволивших предпринимателям не только выдержать давление неблагоприятных обстоятельств, но и дать своему бизнесу новый импульс развития.
По мнению эксперта журнала «Генеральный Директор», руководителя проектов компании Strategy Partners Виталия Вавилова, любой экономический кризис для компании можно сравнить со сложным поворотом в гонке. Пока дорога остается прямой (экономика растет), можно жать на газ и успех в основном зависит от мощности двигателя (объема финансовых ресурсов) и качества дороги (перспективности отрасли). Однако, как только появляются повороты (в экономике назревают трудности), вперед выходят именно те водители, которые более профессионально управляют своим автомобилем. Любопытно, что в общем виде стратегия действий успешных руководителей в кризис напоминает действия гонщика: перед входом в поворот и в самом его начале гонщики стараются притормозить (обезопасив себя таким образом от вылета с трассы) и перейти на внутренний радиус поворота, но зато когда пик пройден, максимально жмут на газ, стараясь выйти из поворота первыми. Примерно то же делают и компании, успешно выходящие из кризиса: сначала принимают защитные меры, пытаясь высвободить дополнительные денежные средства (сокращают издержки и избавляются от неэффективных или непрофильных направлений бизнеса), а потом используют эти средства для развития в привлекательных сегментах.
Сборник «Стратегия в условиях кризиса» разделен тематически на пять разделов, каждый из которых посвящен одному из аспектов бизнес-процессов в условиях экономической нестабильности. В первой части собраны работы, в которых рассматриваются теоретические проблемы антикризисного управления: принятие управленческих решений в условиях неопределенности, изменение роли Генерального Директора во время кризиса и т.д. Вторая часть состоит из социологических исследований, анализирующих динамику изменений в поведении потребителей: как в области товаров массового спроса, так и в b2b-секторе. Практический опыт российских руководителей по ведению бизнеса в условиях кризиса освещается в третьем разделе сборника. Здесь собраны материалы об управлении продажами, финансами, рекламной политикой, изменением маркетинговой политики, антикризисном руководстве предприятиями, снижении производственных потерь. Нестандартным решениям, которые позволили руководителям справиться с неблагоприятными экономическими обстоятельствами и успешно развивать свое дело, посвящен четвертый раздел. Завершает том пятая часть – «Подведение итогов». В ней обобщен как отечественный, так и зарубежный опыт компаний, не только успешно выживавших в кризисных условиях, но и обернувших неблагоприятные обстоятельства себе на пользу.