10 самых распространенных мифов о творчестве
В культуре испокон веков бытуют мифы о божественном происхождении таланта, об идеях, которые спускаются сверху. Вместо того чтобы заниматься любимым делом, люди годами ждут вдохновения или сетуют на то, что не принадлежат к особым, творческим людям. Наши головы заполнены четкими представлениями о том, как работает креативность. Но самое удивительное – большинство этих представлений не верно!
В своей книге «Муза не придет. Правда и мифы о том, как рождаются гениальные идеи» Дэвид Буркус, преподаватель в колледже и автор курсов о лидерстве, предпринимательстве и креативности, развенчивает 10 самых распространенных мифов, связанных с творчеством. Опираясь на научные исследования и эксперименты, он объясняет, почему не стоит ждать внезапного озарения, рассказывает о необходимых стадиях креативного процесса и убеждает, что творить может каждый.
4 фактора творческого процесса
Творческий процесс – это процесс создания новых и вместе с тем полезных идей. На его эффективность и продуктивность влияют четыре основных фактора:
Глубина знаний и навыков в нужной области
Степень развитости творческого мышления
Уровень мотивации
Социальные условия
Знания и навыки в нужной области определяют, насколько вы компетентны в конкретной сфере, и напрямую влияют на успешность творческого процесса. Ваши знания, умения, способности – необходимый для него ресурс, база. Так, даже самый одаренный в музыке человек с трудом напишет симфонию, если не знает нотной грамоты.
Развитое творческое мышление позволяет подходить к проблеме с разных сторон, вырабатывать необычные и новые пути решения. Подобные навыки различаются в зависимости от типа личности, но со временем любой может им научиться.
Высокая мотивация заниматься тем или иным делом крайне важна для креативного процесса. Она запускается, когда вам страстно хочется приступить к решению проблемы, и без нее невозможно ничего создать. Вспомним композитора. Если ему скучно или не интересно создавать симфонию, он не видит смысла, никакие навыки и творческое мышление не помогут.
Социальные условия – это среда, которая вас окружает. Она сильно влияет на креативность каждого человека, положительно или отрицательно. Например, родители. Они могут поощрять ребенка заниматься музыкой, гордиться его победой в конкурсах. А могут считать его «пиликанье» бессмысленной тратой времени. Конечно, в первом случае все предыдущие факторы будут выше, и ребенок с большей вероятностью добьется успеха.
Если подытожить, выходит, что достигнуть лучших результатов при решении творческих задач можно, когда за них берутся мотивированные, компетентные люди, у которых хорошо развито творческое мышление, а окружающая среда способствует самовыражению и поощряет его.
Все четыре фактора можно усилить и развивать как у отдельного человека, так и в компании в целом.
10 мифов о творчестве
Пусть почти никто сейчас не верит в муз и полагается больше на себя, мы все еще – вольно или невольно – подвержены мифам, связанным с творчеством. Дэвид Буркус выделяет десять самых распространенных.
Миф об озарении. Представление о том, что новые идеи берутся из ниоткуда. Люди связывают появление «инсайтов» с работой бессознательного, с Богом или той же музой, но никак не с предшествующим тяжелым трудом.
Миф об особой породе. Согласно ему, существуют заведомо «творческие» и «нетворческие» люди. И что дано первым, недоступно вторым.
Миф об оригинальности. Вера в то, что объекты творчества, – полностью уникальные и новые произведения, творение конкретного автора.
Миф о специалисте. Он утверждает, что чем выше компетентность человека, тем он более креативный и продуктивный.
Миф о поощрении. Идея, которая гласит, что чем больше творцу предоставляется материальных и нематериальных благ, тем лучше он работает.
Миф об одиноком творце. Тенденция приписывать все заслуги единственному создателю, даже когда над объектом творчества напрямую работала целая команда.
Миф о мозговом штурме. Часто именно он считается главным способом обеспечить успешный креативный процесс.
Миф о согласии. Идея, гласящая, что наиболее продуктивная среда, – та, в которой все со всеми соглашаются.
Миф об ограничениях. Представление о том, что творческого человека ни в чем нельзя ограничивать, и тогда он будет работать наиболее эффективно.
Миф о мышеловке. Он назван по поговорке «Сделай мышеловку получше, и люди протопчут дорожку к твоим дверям». Людям кажется, стоит найти по-настоящему инновационную идею, и крупнейшие корпорации ринутся бороться за нее.
Но как же обстоят дела в действительности?
Миф 1. Миф об озарении
Сколь рациональными мы бы себя ни считали, нас все еще вдохновляют истории о внезапных открытиях. О том, как на Ньютона упало яблоко, а Архимед открыл свой знаменитый закон, принимая ванну. Возможно, так мы оправдываем свое бездействие: мы не просто сидим на диване, а ждем, когда и к нам придет гениальная мысль.
Согласно мифу № 1, идеи появляются из ниоткуда. Однако ученые не удовлетворились таким ответом и стали выяснять, что же такое озарение или, иначе говоря, инсайт.
Психолог Михай Чиксентмихайи изучил творческих личностей из различных областей и пришел к выводу, что почти у всех процесс создания чего-то нового состоял из пяти стадий:
Подготовка, во время которой человек собирает необходимый ему материал, добирает нехватающих знаний, информации, опыта.
Инкубация – период передышки, в процессе которого идея «отлеживается».
Инсайт – собственно момент озарения.
Оценка, во время которой человек определяет, насколько удачен и жизнеспособен инсайт. А так же решает, какие в связи с ним нужно предпринять шаги.
Совершенствование – заключительный этап, когда креативный процесс улучшается и дорабатывается.
Как мы можем заметить, озарение не отдельный, ни с чем не связанный эпизод, а закономерное событие – одно из ряда. И важный момент, предшествующий инсайту, – стадия инкубации.
Зачем нужна инкубация?
Инкубация – период, необходимый для обработки полученной информации, «созревания» идеи. Стадия может длиться как совсем недолго, так и несколько дней, месяцев и даже лет. Ее окончание приводит к инсайту – неожиданному, иногда парадоксальному решению.
Во время стадии инкубации люди так или иначе отвлекаются от творческого процесса. Это может быть намеренный отдых, переключение на другую деятельность или сон.
Исследования показали, что даже кратковременный перерыв в работе способствует всплеску креативности. Причем чем более «нетворческое» второе занятие, чем дальше оно находится от основного проекта, тем сильнее эффект.
Мозг способен активно сосредотачиваться только на одном деле. При этом в инкубацию можно отправлять одновременно несколько идей. Так что заниматься сразу несколькими проектам не только не вредно, но даже полезно для творческого процесса.
Как работает инкубация?
Существует несколько предположений, почему период инкубации способствует инсайтам.
Во-первых, позитивное влияние отдыха. Даже если мозг не расслабляется полностью, он переключается на новую задачу, задействует новые области. Именно поэтому наиболее эффективно заниматься чем-то отличным от предыдущей задачи. Например, уборкой комнаты после того, как корпели над упражнениями по высшей математике.
Во-вторых, инкубация помогает так называемому «избирательному забыванию». Когда вы непрерывно работаете над решением сложной задачи, мысли в какой-то момент начинают ходить по кругу. Вы вновь и вновь возвращаетесь к уже отброшенным идеям, повторяете банальные ходы. Во время перерыва вы переключаете внимание на другие дела или отдых, тем самым давая себе возможность отойти от навязчивых и уже пройденных идей.
Таким образом, нужно не забывать давать идее «отлежаться», позволить ей пройти период инкубации, стараться не торопить события. Никакого озарения из ниоткуда не существует. И, более того, даже после инсайта над возникшей идеей нужно поработать – проверить ее на жизнеспособность.