Обзор по книге «Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта», Манфред Кетс де Врис Автор обзора: Татьяна Хаяти

Как эмоциональный интеллект может стать конкурентным преимуществом лидера


Чтобы понять, почему компания успешна или убыточна, инновационна или консервативна, недостаточно проанализировать бизнес-процессы, структуру и стратегию. Основа любой организации – люди. Рост бизнеса зависит от того, насколько грамотно руководитель управляет персоналом. А в этом вопросе без эмоционального интеллекта не обойтись.


В обзоре книги «Мистика лидерства» мы подскажем руководителям, как выявить и проанализировать ключевые моменты своего управленческого стиля и найти верный путь.


Биографическая справка

Манфред Кетс де Врис – голландский психоаналитик и ученый-экономист в сфере менеджмента. Работает в бизнес-школе INSEAD в Фонтенбло (Франция). Специализируется на изучении фактора лидерства с позиций психоанализа и межличностных отношений.


Есть ли у вас эмоциональный потенциал?

Как известно, левое полушарие мозга отвечает за логику, а правое – за эмоции. То есть, высокие аналитические способности вам обеспечивает левополушарное мышление, а склонность к ярким образам и эмоциональным рассказам – правополушарное.


Примечательно, что в детстве оба полушария у людей развиты одинаково, но со временем правое проявляет себя все меньше. Это плохо, потому что человек становится менее эмоциональным, утрачивает творческие способности и много других полезных свойств.


Автор «Мистики лидерства» считает, что именно эмоции должны двигать нашими поступками и решениями, даже в бизнесе. Во-первых, потому, что за эмоциями стоит эмпатия – способность к сопереживанию. Во-вторых, у эмоциональных людей больше творческого потенциала, такие предприниматели более креативны, они лучше понимают себя и окружающих, видят суть различных процессов, умеют мотивировать себя на достижения.


Чтобы развить свой эмоциональный потенциал, нужно научиться переживать большой спектр эмоций, освоить навык активного слушания и понимать невербальные коммуникации.


Эксперты ставят эмоциональный интеллект руководителя даже выше управленческих компетенций. Чем выше вы находитесь на карьерной лестнице, тем важнее для вас становится умение находить общий язык с людьми, а технические навыки отходят на второй план. Отсутствие эмпатии рано или поздно приводит к карьерному застою.


Тенденции развития бизнеса

Мир меняется, и вместе с ним приходится быть мобильными и открытыми для изменений. Если еще 30-50 лет назад к обязательным факторам успеха относились жесткая иерархия, контроль и унификация личности в интересах общего дела, то сейчас авторитарный стиль управления потерял эффективность. От гибкости зависит конкурентоспособность компании.


Манфред Кетс де Врис представляет компанию в виде айсберга. Над водой располагаются миссия организации, цели, стратегия, система контроля и т.п. Под водой скрывается самое важное: межличностные отношения, иерархия власти, потребности сотрудников, корпоративная культура – все то, что сложно измерить и предугадать. Если не учитывать эту нижнюю, огромную часть айсберга, однажды она может перевесить и утопить ваш бизнес.


Сейчас на первый план выходит ценность сотрудников, ведь реагировать на предстоящие изменения, внедрять их, будет именно персонал. Важнейшим блоком становится работа с талантами, выявление и развитие лидерского потенциала сотрудников.

Новые модели лидерства

Грамотный руководитель мотивирует, вдохновляет, управляет информационными потоками, способствует выявлению новых лидеров. Он не дистанцируется от сотрудников – наоборот, максимально близок к ним. Если в вашей организации топ-менеджеры обитают на недосягаемом Олимпе – это плохой симптом.


Частая проблема руководителей – «Синдром устрицы». Директор, который подвержен данному «заболеванию», сопротивляется переменам, застывает на одном месте и отгораживается от подчиненных стенами кабинета. Возьмем, к примеру, лидера компании DEC (Digital Equipment Corporation) Кеннета Олсона, который за 14 лет привел организацию к краху. Поначалу он был на стороне инноваций и прогресса, но затем впал в консерватизм, затормозил развитие бизнеса. Олсон перестал прислушиваться и к собственным менеджерам, и к клиентам. В итоге компания понесла убытки и чудом смогла выжить после увольнения Олсона.

Загрузка...