Для лидера эмоциональный интеллект (EQ) важнее IQ
К такому выводу пришел психолог, автор книги «Эмоциональное лидерство» Дэниел Гоулман. В ходе многолетних исследований он обратил внимание, что очень мало мировых лидеров хорошо учились в школе. Но у них у всех есть другие общие качества. Они обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта. Гоулман считает, что именно это определяет успех их компаний. Что же такое эмоциональный интеллект и как его развить?
Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность выявлять и понимать эмоции, как собственные, так и чужие, а также способность использовать эти знания, чтобы управлять своим поведением и отношениями с людьми. Лидер, не обладающий эмоциональным интеллектом, может иметь первоклассную подготовку, обладать острым умом и бесконечно генерировать новые идеи, но он все равно будет проигрывать лидеру, умеющему управлять эмоциями. Почему так происходит?
Гоулман в течение нескольких лет исследовал работу 500 крупнейших компаний, чтобы выяснить, какие же способности, навыки и черты характера их руководителей и сотрудников наиболее способствуют успеху. Это исследование привело к впечатляющему результату: чем выше был ранг руководителя, тем большую роль в его успехе играли способности, связанные с EQ, а не с интеллектом. При сравнении выдающихся представителей топ-менеджмента с середнячками, занимающими посты того же уровня, оказалось, что около 85% (!) различий в их эффективности можно приписать факторам эмоционального интеллекта, а не умственным способностям.
В качестве иллюстрации Гоулман предлагает рассмотреть вклад различных сотрудников в прибыль одной крупной аудиторской фирмы. В ходе исследования оказалось, что сотрудники, чьей сильной стороной были социальные навыки, приносили фирме прибыль на 110% выше, чем все прочие. А те, кто превосходно владел, помимо этого, всеми остальными способностями эмоционального интеллекта, принесли компании 390% добавочной прибыли – в данном случае 1 463 000 долларов за год. Впечатляющий результат.
Биография
Дэниел Гоулман родился 7 марта 1946 года в небольшом городке Стоктон, в Калифорнии. Его родители были профессорами колледжей Стоктона: отец преподавал гуманитарные науки, включая латынь и курс по мировой литературе, мать – социологию. Гоулман пошел по стопам родителей и получил докторскую степень Гарвардского университета. Всю свою профессиональную деятельность он посвятил всестороннему изучению феномена эмоционального интеллекта, его психологических, социальных и нейрофизиологических аспектов. Он разработал несколько признанных во всем мире методик развития эмоционального интеллекта. Сегодня Гоулман является сопредседателем Консорциума по исследованию социального и эмоционального обучения на рабочих местах. Он часто выступает с лекциями перед профессиональными сообществами и студентами вузов. За статьи, опубликованные в Times, он дважды был удостоен Пулитцеровской премии, а также премии «За достижения в карьере», учрежденной Американской психологической ассоциацией. В знак высокой оценки его деятельности в сфере популяризации поведенческих наук он был избран членом Американской ассоциации содействия развитию науки.