Мышление ребенка до 7 лет: как понять индивидуальные особенности вашего малыша
Семейная пара – Эмбер и Энди Анковски – взяла классические, проверенные эксперименты детских психологов и упростила, чтобы вы могли их проделать самостоятельно и лучше узнать своего ребенка. Наш обзор по этой книге поможет вам:
–– Понять мышление на разных стадиях развития малыша
–– Сделать выводы, как с ним разговаривать и какие развивающие игры выбрать
Эксперименты несложные, не требуют больших затрат времени и специальных условий.
Биографическая справка
Эмбер Анковски получила докторскую степень по психологии в университете Калифорнии. Ее статьи публикуются в научных журналах Child Development Research, Infant and Child Development, Journal of Experimental Psychology. Преподает психологию в калифорнийских университетах, читает курсы для будущих воспитателей.
Энди Анковски получил степень бакалавра в области литературного творчества в университете Нотр-Дам. Работает копирайтером рекламных текстов и креативным директором. Специализируется на объяснении сложных продуктов и услуг простым и доступным языком.
Итак, начнем.
В начале книги авторы приветствуют читателя напутствием: «Скоро у вас родится малыш. Поздравляем! Через 15 лет он, вероятно, не захочет слышать ни единого вашего слова. Но пока маленький ангел в плену маминого живота, у вас есть аудитория. И неважно, что вы говорите и насколько фальшиво поете. Вашему ребенку пока не остается ничего другого, как слушать вас. Слушать и запоминать – и именно этим он и занимается». Далее супруги с юмором объясняют, что еще через пару месяцев вам покажется, что младенец только и старается досадить измученным родителям: сломать границы дозволенного, воспользоваться вашими слабостями, выпить побольше шоколадного молока… «Сегодня они отказываются спать, а завтра против вашей воли поместят вас в дом престарелых. И если быть беззаботным, можно проиграть и все остальные битвы между этими двумя событиями».
Шутки шутками, но младенческий период на самом деле лучшее время, чтобы поближе познакомиться с вашим чадом и понять, что происходит в его крошечной голове.
Эксперименты покажут, как развиваются моторные навыки ребенка, как он воспринимает окружающий мир и насколько быстро познает его.
Первый год
Эксперимент № 1. «Музыкальный»
Когда: 3-й триместр беременности
Зачем: проверяем память малыша
Первый эксперимент авторы советуют провести еще до рождения малыша. Он поможет вам проверить память крохи и укрепить семейные узы. Итак:
Шаг 1. В течение последнего триместра беременности громко читайте детскую книгу или пойте песню своему растущему животу. Делайте это каждый день или по настроению все время до рождения ребенка.
Шаг 2. Когда ребенок появится на свет, выберите время, распеленайте его и почитайте ту же книгу или спойте песню. Посмотрите, что будет делать ребенок.
Ребенок двигается быстрее, машет ручками и ножками? Энергично сосет пустышку, а может, замирает, чтобы послушать? Все эти реакции свидетельствуют о том, что он узнал мелодию.
К третьему триместру слух плода развит достаточно, чтобы слышать звуки за пределами материнского живота. Как выяснили исследователи, дети не просто слушают: они помнят то, что слышали
Эксперимент № 2. «Гляделки»
Когда: 0–3 недели
Зачем: проверяем способность к обучению, социальное развитие
Думаете, 3-недельный ребенок еще слишком мал, чтобы осознавать, что вы делаете и говорите? Но он запоминает гораздо больше, чем вы можете представить. Ребенок с рождения готов учиться. Проверьте сами!
Шаг 1. Расположитесь напротив ребенка так, чтобы он видел ваше лицо. Он должен смотреть прямо на вас, с близкого расстояния, при хорошем освещении.
Шаг 2. Медленно покажите кончик языка, втяните его обратно. Повторяйте снова примерно 20 секунд. Можно просто открывать и закрывать рот.
Шаг 3. Еще 20 секунд смотрите на ребенка, ничего не делая.
Шаг 4. Повторяйте шаги 2 и 3 до тех пор, пока это доставляет радость малышу.
Когда вы показываете язык или открываете рот, ваш ребенок делает то же самое? Значит, его социальный инстинкт в норме. Способность наблюдать и копировать ребенок будет применять постоянно. Благодаря этому инстинкту малыш усвоит много полезных навыков.
Исследователи выяснили, что полуторамесячные дети повторяют выражение чужого лица не только в момент, когда видят его, но и в течение следующих суток. Чтобы убедиться, проведите эксперимент снова через несколько недель.
Эксперимент № 3. «Топ-топ»
Когда: 0 – 3 месяца
Зачем: проверяем моторные навыки
Шаг 1. Возьмите малыша под мышки и поднимите его в вертикальное положение.
Шаг 2. Приблизьте его к твердой горизонтальной поверхности вроде стола или пола так, чтобы его ступни касались ее.
Шаг 3. Медленно перемещайте ребенка вперед, следя за движениями его ног.
Ребенок перебирает ногами по поверхности? Эти движения называются «автоматической походкой новорожденных» и относятся к многочисленным рефлексам, которые есть у малыша от рождения.
К трем месяцам рефлекс исчезает и снова проявляется только в год, но уже как часть комплекса движений, которые малыш делает, начиная ходить по-настоящему. Ребенок не забывает, как переставлять ножки. Просто он быстро набирает вес, и мышцы еще не в состоянии его выдерживать.
Многие родители полагают, что малыш быстрее пойдет при помощи ходунков. Это заблуждение – предупреждают авторы. У ходунков есть большой недостаток: они не учат ходить.
Исследования показывают, что дети, которые проводят много времени в них, начинают ходить самостоятельно позже ровесников.
Чтобы помочь ребенку научиться ходить, ежедневно давайте ему «личное время». Пусть малыш валяется на коврике, играет в игрушки, ползает по дому и исследует окружающий мир. Наблюдайте, контролируйте, но не вмешивайтесь.
Эксперимент № 4. «Работа ногами»
Когда: 2–5 месяцев
Зачем: проверяем моторные навыки
Самое время задуматься о безопасности вашего жилища. Скоро малыш научится хватать руками все подряд, а затем – тянуть это в рот. Ну а пока его нижние конечности гораздо ловчее, чем руки. Проверьте.
Шаг 1. Положите ребенка на слегка наклонную или плоскую поверхность так, чтобы он мог свободно двигать руками и ногами.
Шаг 2. Держите игрушку над ним так, чтобы он мог дотянуться до нее ногой. Посчитайте, за сколько секунд он это сделает.
Шаг 3. Теперь переместите игрушку к груди ребенка, чтобы он мог взять ее руками. Посчитайте, сколько секунд ему на это потребуется.
Ребенок быстрее достал игрушку ногой, чем рукой? Как ни странно, так ему легче.
Эксперимент № 5. «Скучный»
Когда: 2–8 месяцев
Зачем: проверяем навыки обучения
Понаблюдайте за тем, как скучает ваш малыш. Это даст возможность больше узнать о его мышлении. Проделайте следующее:
Шаг 1. Возьмите предмет, который привлекает внимание малыша, но не захватывает его целиком. Это может быть бутылочка, цветной кубик или игрушка.
Шаг 2. Поднесите предмет к ребенку так, чтобы привлечь его внимание. Посчитайте, сколько секунд малыш смотрит на него, не отрываясь.
Шаг 3. Как только ребенок отведет глаза, снова привлеките его внимание той же игрушкой. Снова посчитайте, сколько он будет смотреть на нее непрерывно.
Шаг 4. Повторяйте шаги 1, 2 и 3 до тех пор, пока не заметите, что ребенок перестал проявлять интерес к игрушке дольше 2–3 секунд.
Шаг 5. Бросьте первый предмет и покажите малышу второй. Посчитайте, сколько секунд он будет смотреть на него.
Ребенок смотрит только на те вещи, которые ему интересны. Он разглядывал первую игрушку, пока визуально не «считал» с нее всю информацию – форму, цвет, размер, твердость или мягкость. Но вы продолжали показывать ему ту же игрушку, и новой информации оставалось все меньше. Поэтому малыш все быстрее переводил взгляд на что-то другое.
Способность быстро обучаться говорит о хороших перспективах. Дети, которым наскучивает смотреть на предметы быстрее, чем другим, в год понимают больше слов, а позже отличаются более высоким коэффициентом интеллекта. Поэтому постарайтесь чаще менять игрушки, и вообще, создавайте для ребенка среду, полную объектов для изучения.
Эксперимент № 6. «Мобильный»
Когда: 3–6 месяцев
Зачем: проверяем способность к обучению и память
Несмотря на то, что ребенок еще многое не умеет, он активно тренирует базовые навыки, которые в итоге позволят ему овладеть всеми остальными. Причем этот процесс происходит постоянно. Эксперимент позволит вам увидеть, как ребенок сам учится новому.
Часть 1.
Шаг 1. Повесьте над кроваткой или манежем мобиль (крутящееся приспособление со свисающими вниз погремушками).
Шаг 2. Привяжите к мобилю ленту одним концом, а второй пусть свисает вниз на 10-12 см в длину.
Шаг 3. Положите ребенка под мобилем так, чтобы малыш мог хорошо его видеть.
Шаг 4. Установите таймер на 1 минуту и посчитайте, сколько раз малыш дернет ножкой, глядя на мобиль. Запишите это число.